Рабочая программа коррекционно-логопедического курса для обучающихся 2-4 классов с ЗПР
рабочая программа по логопедии (2 класс)

Куликова Татьяна Николаевна

Рабочая программа для работы логопеда в школе с обучающимися 6-7 классов с ЗПР на весь учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

Угличского МР

        

Согласовано

Зам. директора по УВР

--------------О.А.Анцевич

Утверждена приказом И.О. директора школы №6      от  2.09.2024  года.

                         

----------------В.А.Шуникова

                                   

                                                                     

                                                                                                                                                                                                         

Рабочая программа коррекционно-логопедического курса

для  обучающихся 2-4 класса, имеющих ЗПР по предупреждению дисграфии и исправлению нарушений устной

и письменной речи .

Учитель-логопед Куликова Т.Н.

2024

Пояснительная записка

Программа коррекционно-логопедического курса для обучающихся  с задержкой психического развития начального общего образования (1-4 классы) МОУ СОШ № 6 на основе ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МОУ СОШ № 6. Данная программа разработана и направлена на реализацию системы логопедической помощи учащимся с задержкой психического развития в освоении основной общеобразовательной программы, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Общая характеристика курса

Содержание курса логопедических занятий определяется исходя из требований ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и направлено на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, препятствующих освоению программы. Курс является обязательной частью ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2. 7.1) и реализуется на протяжении всего периода обучения в начальной школе со 2 по 4 класс.  Курс реализуется учителем-логопедом на групповых коррекционно- развивающих занятиях. Логопедическая программа разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой на общеобразовательную программу начальной школы (2-4) по русскому языку.

Цель: предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у школьников 2-4 классов с ОВЗ, способствующего успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей  с ЗПР.

Задачи курса:

  • коррекция и развитие звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи);
  • восполнение дефицитов в формировании фонематических процессов; пополнение, расширение и уточнение пассивного и активного словаря; коррекция нарушений/недостатков грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
  • формирование и развитие связной речи, диалогической и монологической форм речи; формирование и развитие коммуникативной функции речи;
  • профилактика и коррекция нарушений чтения и письма;
  • развитие зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений; расширение представлений об окружающей действительности;
  • обогащение речевого опыта, способствующего развитию познавательных процессов.

Коррекционно-логопедический курс реализуется на протяжении всего уровня начального общего образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать/минимизировать имеющиеся у обучающихся с ЗПР речевые нарушения, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативные навыки.

Особенности построения курса

Особенностью построения курса «Развитие речи» является индивидуально-ориентированное логопедическое сопровождение с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, их индивидуальных особенностей и возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК и ППк).

Содержание коррекционного курса включает в себя следующие модули:

1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи.

2. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

3. Формирование связной речи. Основы коммуникации.

Продолжительность и интенсивность занятий определяются  с учетом рекомендаций ПМПК и ППк. Ориентировочная продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и не должна превышать для группового занятия – 40 минут;

Рабочая программа по логопедии для начального звена общеобразовательной школы разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, АООП образования обучающихся с задержкой психического развития, рекомендаций, изложенных в книге Е.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте».
  • Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
  • Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой (Москва, 1996 г.).
  • В соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 Рабочая программа коррекционно-логопедического курса  разработана для  учащихся начальной школы, имеющих элементы ОНР, ЗПР  по предупреждению дисграфии и исправлению нарушений устной

и письменной речи .

Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся школ. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более  поздних- в усвоении грамматики родного языка.

Речевые нарушения при задержке психического развития (ЗПР) обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.

Характерные признаки ЗПР:

  • ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем,
  • низкий уровень познавательной активности,
  • недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения,
  • более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.

У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы функции произвольного внимания, памяти и др. высшие психические функции. У некоторых детей с задержкой психического развития преобладает интеллектуальная недостаточность, а у других — эмоционально-волевые нарушения.

Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности.

При ЗПР отмечается более позднее развитие фразовой речи. Дети затрудняются в воспроизведении лексико-грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения. Словарный запас школьников с ЗПР отличается бедностью и недифференцированностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.

Коррекционно-развивающий материал программы рассчитан на 66 групповых занятия, которые проводятся 2раза в неделю по 40 минут.

Группа 1-2 класс 2раза в неделю по 40минут ( 66 часов)

Смолкин Богдан

Незговорова Алина

Группа 3-4 класс- 1 раз в неделю по 40 минут( 35 часов)

Незговоров П.

Тихонов Л.

Биц Н.

Щеголева Е

Общие требования к организации занятий:

  • направленность коррекционных занятий на восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к овладению учебного материала;
  • деятельностный характер занятия;
  • широкое применение разнообразных наглядных опор и игровых приемов;
  • обязательным элементом каждого занятия является проведение не менее двух динамических коррекционных пауз (артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики; профилактическая гимнастика для повышения остроты зрения; самомассаж пальцев и кистей рук; пальчиковая гимнастика.

Работа с обучающимися проводится по коррекционным тетрадям из серии

« Коррекционно-развивающим занятиям» .

 Логопедия. 1кл., 2кл., 3кл., 4 кл. Авторы И.Н.Емельянова; А.Л. Федоркова;
Н.В.Зенина.

Обобщенная структура группового логопедического занятия:

  • мотивационная установка,
  • коррекция звукопроизношения,
  • развитие фонематического анализа и синтеза,
  • лексико-грамматические упражнения,
  • развитие связной речи,
  • неречевых процессов,
  • развитие мелкой моторики,
  • рефлексивный анализ.

Особенности организации работы по коррекции звукопроизношения

Индивидуальная коррекционная работа по постановке правильного звукопроизношения проходит через основные этапы обучения: подготовительный (отработка сохранных звуков, гласных звуков, комплекса артикуляционной гимнастики) – постановка звуков (от более легких к сложным) – автоматизация и дифференциация по мере постановки звуков (изолированно, в слогах, словах, предложении, фразе).

Речевая коррекция должна проводиться параллельно с занятиями психолога, на которых идет целенаправленная работа по коррекции психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия.

Личностные результаты ребенка с ЗПР в результате реализации программы коррекционной работы:

  • умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия с учетом возможностей своего здоровья;
  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками;
  • проявление позитивных качеств личности в различных ситуациях в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные результаты ребенка с ЗПР в результате реализации программы коррекционной работы:

  • анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;
  • управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми.
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

Предметные результаты освоения содержания программы :

  • у ребенка повышается уровень успеваемости, улучшаются внимание и восприятие;
  • ребенок приобретает навыки активной фразовой речи (учится видеть, слышать, рассуждать);
  • у ребенка повышается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность при выполнении упражнений на чтение и письмо;
  • у ребенка развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.

У ребёнка формируются умения:

  •  образовывать новые слова суффиксальным, приставочным способом, путем слияние двух слов, изменять слова по падежам, по числам, согласовывать существительные и числительные, существительные и прилагательные, существительные и местоимения;
  •  употреблять в речи простые распространенные предложения, некоторые виды сложных синтаксических структур;
  •  вступать в общение со сверстниками и взрослыми, составлять небольшие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказывать короткий текст, использовать в своей речи слова разных лексических групп (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).

Качественным показателем эффективности коррекционной работы является: автоматизация в речи поставленных звуков, положительная динамика в формировании устной и письменной речи; повышение мотивации; пробуждение интереса к процессу чтения и письма; снятие эмоциональной напряженности и тревожности при выполнении учебной деятельности.

Содержание программы .

Программа включает в себя четыре блока: диагностика; формирование неречевых психических школьно-значимых функций; развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой; коррекция звукопроизношения.

Коррекционная работа по 2, 3 и 4 блокам взаимосвязана и проводится на протяжении всего курса обучения в первом классе. Исходя из того, что при комплектовании групп детей учитывается однородность речевых нарушений, количество часов на усвоение коррекционного материала каждого блока может варьироваться и носить направленный характер данной группы.

Логопед выбирает из каждого блока необходимые темы для изучения и составляет свое планирование с опорой на Программу

Диагностика проводится 2 раза в год. Вводная диагностика осуществляется с 1 по 17 сентября, итоговая диагностика проводится с 15 по 30 мая.

1 блок. Диагностика (вводная и итоговая)

Цель диагностики: выявление уровня речевого развития, характера и этиологии выявленных нарушений, отслеживание динамики в речи ребенка за весь период обучения. Правильно проведенное обследование позволяет: дать полное и точное заключение состояния речи детей; установить степень выраженности нарушения; подходить системно к анализу нарушения; выявить первооснову дефекта речи, либо его вторичность; определить относительно сохранные функции и процессы; выбрать эффективные пути, а также средства коррекционно-развивающей работы.

Основная задача учителя-логопеда при обследовании – правильно оценить все проявления речевой недостаточности каждого обучающегося с учетом возрастных особенностей.

Логопедическое обследование устной речи проводится индивидуально и включает в себя:

Акушерский анамнез и анамнез развития ребенка (моторный, речевой, психический): предречевые вокализации (гуканье, гуление); появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз; качество первых слов, фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношение).

Изучение мышления (расклад серии сюжетных картинок, выявление причинно-следственных связей, определение уровня смысловой целостности рассказа).

Изучение импрессивной речи: понимание связной речи, понимание предложений, понимание различных грамматических форм (предложно-падежных конструкций, дифференциация единственного и множественного числа существительных, глаголов, дифференциация глаголов с различными приставками и т.п.), понимание слов (противоположных по значению, близких по значению).

Фонематический анализ: выделение звука на фоне слова, выделение звука из слова, определение места звука в слове по отношению к другим звукам, определение количества звуков в слове, дифференциация звуков по противопоставлениям (звонкость-глухость, мягкость-твердость, свистящие-шипящие и т.п.).

Строение и подвижность артикуляционного аппарата, оральный праксис. Отмечаются параметры движений: тонус, активность, объем движения, точность выполнения, длительность, замена одного движения другим, добавочные и лишние движения (синкенезии).

Состояние звукопроизношения: изолированный вариант, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных, в словах, в речи, произношение слов различной слоговой структуры. Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов.

Словарный состав языка: самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда, антонимов, выявление общих категориальных названий. Соответствие словаря возрастной норме, наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных, точность употребления слов.

Грамматический строй речи: характер употребляемых предложений (однословные, двусловные и более), характер употребления предложно-падежных конструкций, состояние функции словоизменения, преобразование единственного числа существительных во множественное в именительном падеже, образование формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе, согласование с числительными, состояние функции словообразования, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных), образование названий детенышей животных, образование глаголов с помощью приставок.

Состояние связной речи (составление рассказа по серии сюжетных картинок и др.): логическая последовательность в изложении событий, выясняется характер аграмматизма, особенности словаря.

Динамические характеристики речи (темп, интонационная выразительность; наличие скандированной речи; запинки, спотыкание, заикание) и особенности голоса (громкий, тихий, слабый, сиплый, хриплый).

Особенности формирования письменной речи.

Диагностика проводится по методике Т.А.Фотековой.

Итоговая диагностика направлена на выявление динамики развития устной речи, особенностей формирования письменной речи на материале письменных работ учеников.

При обследовании письменной речи младших школьников, которое проводится фронтально в конце года, необходимо выявить: правильное соотношение звук — буква; обозначение мягкости согласных; последовательность букв в слове; смешение, перестановки, замены букв (и их элементов), слогов по оптическому, артикуляционно-акустическому признаку, особенности звукового анализа и синтеза; особенности слухоречевой памяти, используя разные виды письменной деятельности (списывание, диктант, самостоятельное письмо).

Изучение навыка чтения: умение правильно показать печатные и прописные буквы; способность правильно называть буквы; способность чтения слогов, слов, предложений, текста и характер допускаемых ошибок (замены, искажения, пропуски, перестановки букв, семантические замены); характер чтения (побуквенное, послоговое или слитное, выразительное); понимание прочитанного; отношение ребенка к чтению (любит или не любит самостоятельно читать)

Результаты обследования фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого обследуемого ребенка.

Формирование неречевых психических школьно-значимых функций.

Развитие и уточнение пространственных представлений. Дифференциация правой и левой частей тела (руки, ноги, глаза, уши). Ориентировка в окружающем пространстве. При этом учитывается, что ориентировка в горизонтальных направлениях («сзади - спереди», «вперед - назад») страдает больше, чем в вертикальных («вверху - внизу», «сверху - снизу», «над - под»). Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. На данном этапе развивается зрительное восприятие пространственного расположения предметов и их компонентов.

Развитие и уточнение временных представлений. Уточнение понятий об основных единицах времени (части суток, времена года, месяцы, год); наблюдение и определение последовательности и закономерности каких-либо действий и событий («после», «перед», «сейчас», «потом» и т.д.).
Формирование и уточнение понятий о периодах человеческого возраста (младенчество, детство, юность, молодость, зрелость, старость), о взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь, отец, мать, бабушка, дедушка и т.д.). Коррекция и совершенствование наглядно-образного мышления. Развитие общей и мелкой моторики (использование физминуток и динамических пауз, самомассажа рук, пальчиковой гимнастики).

Коррекция и совершенствование фонематических процессов. Выделение и называние неречевых звуков. Различение на слух голоса по высоте, силе и тембру. Воспроизведение ритмического рисунка с помощью отхлопывания, отстукивания или зарисовывания.

Формирование чётких фонематических представлений.

Запоминание и воспроизведение ряда звуков, слогов, слов постепенно увеличивая численность элементов (от двух-трех до шести-семи). Нахождение в словесном или слоговом ряду «лишнего», отличающегося одним звуком. Подбор сходных по звучанию слов.

Совершенствование и формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Выделение заданного звука на фоне слова (первоначально выделяются гласные звуки, стоящие в сильной позиции, позже согласные – взрывные в конце, а щелевые – в начале слова). Определение общего звука в словах. Самостоятельное придумывание слов с определенным звуком. Определение места заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Определение и называние последовательности звуков в слове, их количества, места каждого звука по отношению к другим (перед каким, после какого звука стоит заданный звук). Преобразование слов путем добавления, изменения или перестановки одного звука. Установление соотношения между звуковым и знаковым составом слова (соотнесение слова и изображения, схемы; вписывание в схему заданных букв, определение слова по отдельным буквам и т.п.)

Развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой.

Развитие связной речи учащихся обеспечивается сквозным видом речевых заданий, включаемых практически на каждом занятии в форме игровых приемов.

Задачи: формировать умение составлять предложения по картинкам, сериям картинок; распространять и сокращать предложения; составлять короткие рассказы( по картинному и вопросному плану) из 2-4 простых предложений; заканчивать одним-двумя словами предложение, начатое логопедом.

В процессе работы школьник должен научиться слушать и понимать вопросы, сам задавать вопросы, правильно, точно, в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли в ответах на них.

Совершенствование мелодико-интонационной стороны речиосуществляется путем воспроизведения чистоговорок, предложений, небольших стихотворений с различной громкостью, в различном темпе; изменяя тон голоса, передавая личное отношение (радость, безразличие, огорчение) к тем или иным явлениям окружающего мира.

На занятиях необходимо проводить работу по восполнению пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.

Задачи: уточнить значение имеющихся у детей слов, обогатить словарный запас как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования; работать над пониманием и правильным употреблением предложно-падежных конструкций.

Коррекционная работа на лексическом уровне направлена на количественное и качественное расширение и активизацию словаря, развитие слогового и морфемного анализа и синтеза слов, развитие функций словоизменения и словообразования.

Задания, направленные на развитие речи, должны органически входить в основное содержание занятия.

Коррекция звукопроизношения.

Основная стадия работы состоит из четырёх этапов.
1. Подготовительный.

Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.

Направления работы: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата; подготовка артикуляционной базы для усвоения отсутствующих и/или искажённых звуков, формирование направленной воздушной струи; развитие мелкой моторики рук; фонематического слуха; отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции; уточнение гласных звуков и сохранных согласных.

2. Постановка отсутствующих и/или искажённых звуков.

Цель: добиться правильного звучания изолированного звука.

Здесь широко используются знания детей, сформированные на подготовительном этапе: о строении артикуляционного аппарата, об общих и дифференциальных признаках фонем, воспроизведении правильной артикуляции звука и др. Умение воспроизводить положения органов артикуляционного аппарата позволяет более эффективно овладеть правильной артикуляцией звука (на основе как кинестетических, так и слуховых ощущений, а также с привлечением зрительного анализатора и тактильно-вибрационной чувствительности). Иначе говоря, использование словесных инструкций, кинестетического и слухового контроля приобретают ведущее значение при уточнении артикуляции или коррекции звукопроизношения.

3. Автоматизация поставленных звуков.

Цель: Добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения (потешки, стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребёнка.

4. Дифференциация поставленных звуков.

Здесь работа базируется на усвоенном материале. Проводится дифференциация звуков, как по артикуляторным, так и по акустическим характеристикам: выделяется дифференцируемая пара, и уточняются опорные признаки при проговаривании слогов, слов, словосочетаний с ней.

 Литература:

1.Ефименкова Л.Н.. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов- М.: “ Просвещение”, 1989.

2.Лалаева Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах» –М.,1999.

3.Лопухина И.Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи-М.: “ Аквариум”, 1995.

4. Мальм М.В. Дисграфия: языковой анализ и синтез: № класс/ Мальм М.В.,-Изд.6-е Ростов на дону: Феникс 2023-61 с.

4.Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов». –М.,2001.

6.Репина З.А.,В. И.Буйко. Уроки логопедии.- Екатеринбург, “ Литур”, 1999.

7.Садовникова И. Н. «Нарушение письменной речи и их преодоления у младших школьников». –М.,1997.

8. Савицкая Н.М. Упражнения для исправления дисграфии всех видов.-СПБ.: Издательский дом « Литера»,-2024.-48с.

9. Суслова О.В. Дисграфия. Учусь различать звуки: 1-4 класс/ О.В.Суслова-Изд.13-е.- Ростов на Дону: феникс. 2023.-62с.

10.Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г.В. «Нарушение речи у детей» –М.,1993.

11.Фомичева М.Ф.. Воспитание у детей правильного произношения.-

М.: “ Просвещение”, 1988.

12.Ястребова А.В. «Преодоление общего недоразвития речи» - М.,200г.

Тематическое планирование

Дата

Тема занятий

Содержание работы

Кол-во часов

Примечания

                                  1 этап Организационный

1

Обследование речи

4

                                  2 этап  Коррекционная работа

                                    Работа над словом

2

Родственные слова

2

3

Приставки

2

4

Суффиксы

2

5

Ударение (фонетическое, смыслоразличительная роль ударения)

2

6

Ударение (форморазличительная роль ударения)

2

7

Слово-предмет

2

8

Слово-признак

2

9

Слово-действие

2

10

Безударные гласные

2

                                                       Звуки-буквы

11

 Дифференциация гласных звуков                                    

9

12

Дифференциация гласных первого и второго ряда

1

13

Дифференциация а-я

2

14

Дифференциация о-е

2

15

Дифференциация у-ю

2

16

Дифференциация е-ю

2

Дифференциация согласных звуков

33

17

Дифференциация з-с

3

18

Дифференциация б-п

3

19

Дифференциация д-т

3

20

Дифференциация в-ф

3

21

Дифференциация г-к

3

22

Дифференциация ж-ш

3

23

Дифференциация з-ж

3

24

Дифференциация с-ц

3

25

Дифференциация ч-ш

3

26

Дифференциация ч-щ

3

27

Дифференциация  ч-ц

3

                                                 4 этап заключительный

28

Проверочная работа

2

Всего 66 часов

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ

С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 1-2  классов,

ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ»

(Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации фонем, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и оптической дисграфии)

Название темы

Кол. часов

Дата

Коррекционная работа

1 этап ДИАГНОСТИКО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (4 часа)

1

Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.

2

3

4

2 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ

( 45 часов)

ЗВУКИ И БУКВЫ (8 часов)

5

Выделение гласных I ряда из слогов и слов. (А, У, О, Э, И, Ы)

3

Уточнение артикуляции а-э, о-у, ы-и. Фонематический анализ слов различной звуконаполняемости.

6

Согласные звуки и буквы

1

Определение согласного звука на слух и по артикуляции. Различение на слух гласных и согласных фонем

7

Звукобуквенных анализ и синтез слов с йотированными гласными: я, ю, е, ё

4

Сформировать навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированной гласной в начале слова, в середине и в конце слова после гласной.

ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ(7 часов)

8

Твёрдые и мягкие согласные звуки

1

Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных. Сформировать навык употребления букв а-я, у-ю, о-ё, ы-и после твёрдых и мягких согласных на письме. Сформировать навык употребления на письме Ь после мягких согласных на конце и в середине слова.

9

Буквы «а-я» после твёрдых и мягких согласных

1

10

Буквы «у-ю» после твёрдых и мягких согласных

1

11

Буквы «о-ё» после твёрдых и мягких согласных

1

12

Буквы «и-ы» после твёрдых и мягких согласных

1

13

Буква «ь» в конце слога или слова как показатель мягкости в конце и середине слова

2

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ, ИМЕЮЩИХ АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО (18 часов)

14

Звонкие и глухие парные согласные

3

Правописание звонких и глухих согласных в конце слова.

15

Непарные звонкие и глухие согласные

1

16

Дифференциация звуков С –Ш

2

Уточнить, сравнить артикуляцию звонких и глухих звуков. Развитие кинестетических ощущений. Развить фонематическую дифференциацию звуков в изолированной позиции, слогах и словах, в словосочетаниях и предложениях, а также в тексте.

17

Дифференциация звуков З – Ж

2

18

Дифференциация звуков Ц – С

2

19

Дифференциация звуков Ч – Ш

2

20

Дифференциация звуков Ч – Щ

2

21

Дифференциация звуков Ч – Т – Ть

2

22

Дифференциация звуков Р – Л, Рь-Ль

2

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ, ИМЕЮЩИХ КИНЕТИЧЕСКОЕ СХОДСТВО (12часов)

23

Буквы а-о

2

Развивать зрительную дифференциацию строчных букв. Развивать тонкие графо-моторные навыки.Развитие зрительно-пространственных представлений.

24

Буквы у-и

2

25

Буквы б – д – в

2

26

Буквы п – т

2

27

Буквы ш – щ – ц

2

28

Буквы л – м

2

3 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ

(15 часов)

29

Слово-предмет

2

Согласование существительного и глаголов наст. и прош. времени.

Согласование сущ. и прилагательного М., Ж., и Ср. рода.

30

Слово-действие

2

31

Слово-признак

2

32

Диффернциация изученных частей речи

1

33

Слоговой анализ и синтез

4

Слогообразующая роль гласных. Понятие слога. Правила переноса

34

Ударение

1

Смыслоразличительная роль ударения (многозначность, утрата смысла, слова-омонимы)

35

Ударные и безударные гласные

1

Схемы слогоритмической структуры слова.

36

Безударные гласные А-О в корне

1

Проверка безударной гласной путём изменения формы слова.

37

Безударные гласные И-Е-Я в корне

1

4 этап ОЦЕНОЧНЫЙ (4 часа)

38

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.

39

40

41

Итого: 66 часов

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ

С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА,

ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «Недоразвитие речи системного характера»

Название темы

Кол-во часов

дата

Коррекционная работа

1 этап ДИАГНОСТИКО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (1 часов)

1.

Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.

2 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Работа на фонетическом уровне (10 часов)

2.

Выделение гласных звуков на фоне слова. Фонетическая, смыслоразличительная роль ударения.

1

Развивать зрительную дифференциацию строчных букв. Развивать тонкие графо-моторные навыки.Развитие зрительно-пространственных представлений.

3.

Буквы и звуки а-о

1

4.

Буквы и звуки и-у

1

5.

Буквы и звуки а-о и-у

1

6.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

1

Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных. Сформировать навык употребления букв а-я, у-ю, о-ё, ы-и после твёрдых и мягких согласных на письме. Сформировать навык употребления на письме Ь после мягких согласных на конце и в середине слова.

7.

Буквы «а-я» после твёрдых и мягких согласных

1

8.

Буквы «у-ю» после твёрдых и мягких согласных

1

9.

10.

Буквы «о-ё» после твёрдых и мягких согласных

Дифференциация гласных о-у

1

1

11.

Дифференциация гласных ё-ю

1

3 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ

(7 часов)

12.

Однокоренные слова.

Понятие «однокоренные» слова

1

Развитие умения проводить дифференциацию родственных и неродственных слов.
Развитие умения осуществлять подбор родственных слов с опорой на сходство значений и общность буквенного состава.
Обогащение словарного запаса.
Развитие связной речи.

13.

Однокоренные слова и слова-омонимы

1

14.

15.

Однокоренные слова и слова-паронимы

Тренировочные упражнения для закрепления навыка в различении однокоренных слов

1

1

16.

Суффиксальное словообразование.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

1

Устранение аграмматизмов в употреблении суффиксов.
Практическое усвоение выбора того или иного суффикса при образовании новых слов с уменьшительным или ласкательным оттенком.
Развитие осознанного отношения к выполнению заданий путем поиска ошибок в употреблении суффиксов.
Работа над блоками “Суффиксы профессий” , “Уменьшительно-ласкательные суффиксы” и “Суффиксы прилагательных”.

17.

Различение приставок и предлогов

1

18.

Тренировочные упражнения для закрепления навыка приставочного словообразования

1

4 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ

(17 часов)

19.

Словоизменение имен существительных

1

Проводится знакомство с понятием числа. Словоизменение существительных. Формирование навыка образования форм ед. и мн. числа имён существительных. Проводится работа по практическому употреблению существительных разного рода.

20.

Склонение имен существительных

1

21.

Множественное число имен существительных

1

22.

Тренировочные упражнения для закрепления навыка словоизменение имен существительных

1

23.

Словоизменение прилагательных.

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде

1

Последовательное рассмотрение всех видов согласования.
Показ зависимости рода прилагательного от рода существительного.
Обучение постановке вопроса от имени существительного к прилагательному.
Развитие словарного запаса путем подбора прилагательных по заданным признакам

24.

Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам

1

25.

Тренировочные упражнения для закрепления навыка словоизменения имен прилагательных

1

26.

Согласование глаголов с именем существительным в числе

1

Согласование глаголов настоящего времени с существительными в числе.
Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.
Обучение постановке вопросов от существительных к глаголам
единственного и множественного числа.
Выделение окончаний в вопросах и глаголах.

27.

Согласование глаголов с именем существительным в роде

1

28.

Тренировочные упражнения для закрепления навыка словоизменения глаголов

1

29.

Тренировочные упражнения для закрепления навыка словоизменения

1

30.

Составление рассказа по сюжетной картинке с использованием диалогической формы речи

1

Текст; анализ содержания; логическая последовательность.

Работа над планом; виды работ: составление рассказов по плану; закончить рассказ по заданному началу; составить рассказ по данному концу; составление рассказа по опорным словам; составление рассказа-описания.

31.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием диалогической формы речи

1

32.

Работа над пониманием структуры предложения

1

33.

Составление плана рассказа Опмсание предметов

1

34.

Пересказ текста

1

5 этап. ОЦЕНОЧНЫЙ (1 часа)

35.

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.

Итого: 35 часов

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ  4 КЛАССА,
ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «недоразвитие речи системного характера. Дисграфия. Элементы дислексии»

  

№ п/п

Тема занятия.

 

Количество часов.

Коррекционная работа.


1 этап ДИАГНОСТИКО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (1часов)

 
Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.
 


2 этап КОРРЕКЦИОННЫЙ.
(33 часов).

 
I. Словоизменение имен существительных (8 часов).

1.

Именительный падеж единственного числа, множественного числа
 

1

Осознанное употребление каждой падежной формы при помощи вопросов;
Дифференциация смешиваемых предлогов (В-НА в винительном и предложном падежах; С-ИЗ в родительном падеже; НАД-ПОД в творительном падеже);
Дифференциация смешиваемых окончаний (-а—-у в родительном падеже; -у—-е в предложном падеже; -а,-я,-ы,-и в именительном падеже множественного числа; -ов,--ей, нулевое окончание в родительном падеже множественного числа и другие);
Дифференциация смешиваемых падежей (родительный - винительный   падежи единственного числа);
Дифференциация верных и нелепых логико-грамматических конструкций для каждой падежной формы
Моделирование предложений из слов в начальной форме (для каждого падежа);
Поиск конкретных падежных форм в стихотворных текстах и текстах пословиц.

2.

Родительный падеж единственного, множественного числа.
 

1

3.

Дательный падеж единственного. множественного числа.
 

1

4.

Винительный падеж единственного, множественного числа.
 

1

5.

Творительный падеж единственного, множественного числа.

1

6.

Предложный падеж единственного. множественного числа.
 

1

8.

Проверочная работа (тестирование).
 

1

II. Словоизменение имен прилагательных (4 часов).

 

 
9.
 

 
Род имен существительных.
 

 
1

Устранение ошибок в согласовании имен прилагательных с существительными.
Уточнение понятия
 род имени существительного.
Последовательное рассмотрение всех видов согласования.
Показ зависимости рода прилагательного от рода существительного.
Обучение постановке вопроса от имени существительного к прилагательному.
Развитие словарного запаса путем подбора прилагательных по заданным признакам.

 
10.

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде.

 
1

 
11

Образование имен прилагательных по заданным признакам.

 
1

 
12.
 

 
Слуховой диктант.
 

 
1

III. Согласование глаголов (2 часов).

 

 
13.

Согласование глаголов настоящего времени с именами существительными в числе.

 
1

Устранение ошибок в согласовании глаголов с существительными.
Согласование глаголов настоящего времени с существительными в числе.
Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.
Обучение постановке вопросов от существительных к глаголам
единственного и множественного числа.
Выделение окончаний в вопросах и глаголах.

 
14.

 
Развитие связной речи. Рассказ по серии картинок.

 
1


IV.Словообразование. Однокоренные слова (7часов).

15.

Понятие об однокоренных словах.

1

Развитие умения проводить дифференциацию родственных и неродственных слов.
Развитие умения осуществлять подбор родственных слов с опорой на сходство значений и общность буквенного состава.
Обогащение словарного запаса.
Развитие связной речи.
 

16.

Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

1

17.

Однокоренные слова и омонимы.

1

18.

Однокоренные слова и паронимы.

1

19.

Происхождение слов.
 

1

20.

Развитие связной речи. Рассказ по опорным словам.

1

21.

Слуховой диктант.
 

1

 


V.Суффиксальное словообразование (5 часов).

22.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

1

Устранение аграмматизмов в употреблении суффиксов.
Практическое усвоение выбора того или иного суффикса при образовании новых слов с уменьшительным или ласкательным оттенком.
Развитие осознанного отношения к выполнению заданий путем поиска ошибок в употреблении суффиксов.
Работа над блоками “Суффиксы профессий” , “Уменьшительно-ласкательные суффиксы” и “Суффиксы прилагательных”.

23.

Суффиксы профессий.
 

1

24.

Развитие связной речи. Рассказа по серии картинок.

 
1

25.

Суффиксы прилагательных.
 

1

26.

Проверочная работа (тестирование).
 

 
1

 

VI. Приставочное словообразование (6 часов).

27.

Приставки пространственного значения.

1

Усвоение  приставок пространственного значения.
Различение приставок пространственного значения 
.
Многозначность приставок и зависимость значения от каждого конкретного случая употребления.
Составление рассказа из отдельных предложений, данных вразбивку. Обогащение словарного запаса.
Развитие связной речи.
 

28.

Приставки временного значения.

1

29.

Многозначные приставки .
 

1

30.

Развитие связной речи. Деформированный текст.

1

31.

Приставки и предлоги.
 

1


VII. Состав слова. Закрепление (3часа).

 

32.

Разбор слов по составу.
 

1

Совершенствование словаря в процессе подбора родственных слов.
Образование новых слов при помощи приставок и суффиксов.

33.

Составление слов из морфем.
 

1

34.

Проверочная работа (тестирование).

1

35.Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.

Итого: 35 часов


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. (1А, 3 Бкласс)

Адаптированная рабочая программакоррекционно-логопедических занятийдля обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.(1А, 3 Бкласс)...

Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1 подготовительного класса (ФГОС)"

laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися первого подготовительного класса» является модифицированной. При разработке программы были использованы: ФГОС начального общего образования ...

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (с интеллектуальной недостаточностью)»

Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (VIII вид)» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Фе...

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (VIII вид)»

Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (VIII вид)» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Фе...

Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». (для детей с ТМНР) 1-4 класс

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся 1-4 класса «Коррекция чтения и письма».

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...

Рабочая программа " Коррекционно – логопедических занятий для обучающихся 1 класса ТНР"

Данная  программа индивидуальной  коррекционно-логопедической работы составлена по итогам диагностики, на основе индивидуального плана развития учащегося.Цель:  коррекция нарушений устн...