Главные вкладки

    Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (VIII вид)»
    рабочая программа по логопедии (3 класс)

    Аверкина Галина Николаевна

    Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (VIII вид)» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ 2014 г.  При разработке программы были использованы: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (VIII вид)»: коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл logopediya_rabochaya_programma3_klass_8_vid.docx30.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа

    по коррекционно-логопедической работе

    с учащимися 3 класса (VIII вид)

    Учитель-логопед        Аверкина Г. Н.

                                                         

    2017 – 2018 учебный год

    Содержание  программы

    «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (VIII вид)»

    1. Пояснительная записка……………………………………………3
    2. Содержание программы……………………………………….......4
    3. Календарно-тематическое планирование…………………………7
    4. Планируемые результаты ………………………………………...10

    Список литературы…………..……………………………………...........11

    1. Пояснительная записка

    Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (VIII вид)» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ 2014 г.  При разработке программы были использованы: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 2006. - 192 с.

    Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (VIII вид)»: коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.

    Задачи:

    1.  Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, общую координацию движений, мелкую моторику.
    2. Формировать правильное звукопроизношение.
    3. Развивать грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
    4.  Обогащать и активировать словарный запас детей.
    5.  Развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
    6. Развивать познавательную деятельность.

    Актуальность

    В настоящее время проблема возникновения и коррекции устной и письменной речи у детей является одной из самых актуальных, так как в современных условиях модернизации образования владение речью расценивается как средство к достижению универсальных учебных умений младшего школьника, способности их успешному овладению основами базовых учебных дисциплин и социализации в целом.

    1. Содержание программы

    Содержание логопедической работы  взаимосвязано с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Данная программа разработана с учетом последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности, так же включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных, сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптической сходство. Нарушения речи у данных детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности. Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) логопед связывает с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторикой ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия включены упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.

    Логопедическая работа  подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).

     Логопед проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями, родителями, психологом.

    Программа включает  102  часа, при проведении занятий 3 раза в неделю.

    На индивидуальные занятия отводится 20 минут на каждого ученика, на занятия с группой 20-40 минут. Индивидуальные занятия проводятся с учениками, нуждающимися в постановке или коррекции звуков. Группы комплектуются по признаку однородности речевого нарушения. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 ученика.

    Программа состоит из 4 этапов:

    1. Диагностический этап.

    Задачи:

    • Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о речевом развитии.
    • Определение состояния звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем),
    • Обследование состояния лексико-грамматического строя, состояние связной речи,
    •  Определение индивидуальных особенностей таких психических процессов, как: мышление, внимание, память.

    Диагностика проводится в период с 1 по 15 сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года.

    Длительность этапа - 8 часов.

    1. Коррекционный этап.

    Задачи:

    • коррекция звукопроизношения:

    подготавливает  учащихся к овладению звуковой стороной речи; на этом этапе отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки свистящих, шипящих звуков, соноров, заднеязычных согласных.

    • коррекция фонематических процессов:

    развитие фонематического слуха в единстве с выработкой правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие.

    • устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза.
    • развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;
    • формирование речевого дыхания;
    • улучшение вокальной характеристики голоса (высота, тембр, сила);
    • улучшение ритмико-интонационной стороны речи;
    • обогащение словаря.

    Длительность этапа – 82 часа.

    1. Этап повторения и закрепления.

    Задачи:

    • Повторение знаний и умений, выработка навыков (ЗУН), приобретенных в период коррекционно-логопедических занятий,
    • Закрепление ЗУН в различных видах деятельности.

    Длительность этапа – 6 часа.

    1. Оценочный этап.

    Задачи:

    • Проведение проверки навыков письма и чтения.
    • Анализирование  различных видов  работ детей.

    Длительность этапа – 6 часа.

    Календарно-тематическое планирование по коррекционно-логопедической работе

    с учащимися 3 класса (VIII вид) на 2017-2018 уч.год

    № п/п

    Тема занятия

    Содержание работы

    Кол-во часов

    дата

    I.

    Диагностический этап

    8

    1.

    Обследование импрессивной речи.

    Обследование речи на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм, текста.

    1

    2.

    Обследование экспрессивной речи.

    Выявление степени сформированности развернутого самостоятельного высказывания, Объема связной речи.

    1

    3.

    Обследование словарного запаса.

    Выявление соответствовали словаря возрастной норме, точности употребления лексических значений слов.

    1

    4.

    Обследование грамматического строя речи.

    Правильность построения грамматической структуры предложения, характер использования падежных форм судествительных, правильность употребления рода различных частей речи, форм единственного и множественного числа.

    2

    5.

    Обследование слоговой структуры слов.

    Выявление степени владения слоговой структурой.

    1

    6.

    Обследование звукопроизносительной стороны речи.

    Выявление наличия нарушений звукопроизношения.

    2

    II.

    Коррекционный этап

    82

    1.

    Звуки  речи.

    Строение речевого аппарата. Наблюдение за формированием звуков речи. Знакомство с речевыми звуками.

    Образование гласных и согласных звуков.

    Выделение гласных звуков из слогов и слов: под ударением, в начале слова, в конце слова, в безударной позиции. Выделение согласных звуков из слогов, в начале, середине, конце слова.

    Дифференциация гласных и согласных звуков.

    Развитие звукового анализа и синтеза. Определение места изучаемых звуков в слове.

    8

    2.

    Знакомство со словом.

    Знакомство с термином «слово». Дифференциация понятия «звук» и «слово».

    Работа над ритмическим оформлением слова.

    8

    3.

    Дифференциация сходных по звучанию слов.

    Учить различать слова, близкие по звучанию (звуковому составу).

    4

    4.

    Деление слов на части (слоги).

    Показать учащимся, что слово состоит из частей – «слогов». Понятия «открытый слог», «закрытый слог». Выделение определенного слога в ряду слов. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах.

    4

    5.

    Знакомство

     с предложением.

    Познакомить учащихся с термином «предложение». Наглядно показать, что предложение состоит из слов.

    4

    6.

    Звуки речи и буквы. Гласные.

    Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах.

    Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

    Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Роль гласных II ряда при смягчении согласных.

    Дифференциация гласных I и II ряда.

    10

    7.

    Звуки речи и буквы. Согласные.

    Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах.

    Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

    Дифференциация согласных по твердости и мягкости.

    Дифференциация согласных по звонкости и глухости.

    Дифференциация согласных звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство.

    Дифференциация сонорных звуков.

    14

    8.

    Звуки речи и буквы. Дифференциация оптически сходных букв

    Дифференциация оптически сходных букв (а-о, и-у, л-м, п-т, б-д, ц-щ,и-ш.) на уровне слова, предложения, текста.

    10

    9.

    Звуки речи и буквы. Закрепление.

    Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы.

    6

    10.

    Слово. Словосочетание.

    Предложение.

    Слова, обозначающие предмет, признак предмета. Умение подбирать слова-признаки к словам-предметам и наоборот. Составление словосочетаний.

    Слова, обозначающие действие предмета.

    Работа по сказкам. Формирование умения составлять предложения из 2-3 слов с помощью внешних опор на картинном материале.

    Работа со схемами предложения и словосочетания.

    Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок)

    14

    III.

    Этап повторения и закрепления.

    6

    1.

    Повторение и закрепление ЗУН.

    Повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков через выполнение игровых, тестовых заданий.

    6

    VI.

    Оценочный этап.

    6

    1.

    Оценочный этап.

    Проведение итоговых диагностических работ. Выполнение тестовых заданий.

    6

    Итого:

    102

    1. Планируемые результаты

    К концу года обучения планируются следующие результаты:

    • Расширение словарного запаса и знаний по лексическим темам.
    • Улучшение подвижности артикуляционного аппарата и произносительных навыков.
    • Улучшение способности дифференцировать гласные, согласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, предложениях.
    • Выработка навыка выполнения оздоровительные упражнения для горла, дыхания, осанки, мелкой и общей моторики.
    • Улучшение сформированности высших психических функций.

    Список литературы

    1. Воронкова,В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 2006. - 192 с.
    2. Галанов, А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников/ А.С.Галанов. – СПБ: .: Речь, 2007. – 180 с.
    3. Белобрыкина, О.А. Речь и общение/ О.А.Белобрыкина. - Ярославль, 1998. - 240 с.
    4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве/ Л.С. Выготский. – М.,1991. – 93 с.
    5. Гальцова, Е.А. Забавные истории обо всем на свете: театрализованные и игровые занятия с детьми/ Е.А.Гальцова. – Волгоград, 2008 – 120 с.
    6. Доронова, Т.Н. Играем в театр/ Т.Н. Доронова. –М.,2004.
    7. Куликовская, Т.А.Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2005.
    8. Лалаева, Р.И, Венедиктова, Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие /   Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова. - СПб.: Союз, 2001. -224 с. 
    9. Моисеева, Т. В.  Предупреждение нарушений письма и чтения на начальном этапе их формирования у учащихся младших классов / Т. В.Моисеева // Школьный логопед. - 2006. -N1. - С. 11 - 19.
    10. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПБ.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2001.
    11. Петрушинский. А.В. Игры, обучение, тренинг/А.В. Петрушинский. – М.: Новая школа,2003. – 168 с.
    12. Пожиленко, Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с] [ш] [л] [р]: пособие для логопедов /  Е.А.Пожиленко . - Спб.: КАРО, 2006. – 256 с.
    13. Побединская, Л.А. Жили-были сказки/ Л.А.Побединская. - М.: Сфера, 2001. – 64 с.
    14. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: пособие для логопедов, учителей, психологов / И.Н.Садовникова.  – М.: АРКТИ, 2005. - 140 с.
    15. Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика/ О.В.Узорова. – М.: Изд-во АСТ, 2004.
    16. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образовани я для детей с ОВЗ 2014 г.  
    17. Ястребова,А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. – М.: Просвещение, 1978. – 159с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

    Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

    Рабочая программа коррекционно - логопедической работы начального общего образования на 2014 – 2015 учебный год

    Рабочая программа  коррекционно - логопедической работы начального общего образования  на 2014 – 2015 учебный год...

    Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. (1А, 3 Бкласс)

    Адаптированная рабочая программакоррекционно-логопедических занятийдля обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.(1А, 3 Бкласс)...

    Рабочая программа коррекционно-логопедической работы с группой учащихся с дисграфией, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза и фонемного распознавания на 2016/17 учебный год

    Рабочая программакоррекционно-логопедической работы с группой учащихся с дисграфией, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза и фонемного распознаванияна 2016/17 учебный год...

    Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1 подготовительного класса (ФГОС)"

    laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися первого подготовительного класса» является модифицированной. При разработке программы были использованы: ФГОС начального общего образования ...

    Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (VIII вид)»

    Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (VIII вид)» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Фе...