Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1 класса с задержкой психического развития (ФГОС)"
рабочая программа по логопедии (1 класс)

«Коррекционно-логопедическая работа с учащимися первого класса» является модифицированной.

Данная программа представляет собой комплекс коррекционно-развивающих и учебново-воспитательных мероприятий направленных на исправление нарушений в устной речи, создание условий для успешного овладения чтением и письмом и развитие коммуникативной функции речи. Принципы отбора содержания связаны с учебной программой начальной ступени обучения и логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_1_klass_2020_god_na_sayt.docx37.15 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по коррекционно-логопедической работе

с учащимися 1 класса (ФГОС)

            Составила:

                        учитель-логопед        

             Аверкина Г. Н.

                                                 

2020-2021 учебный год

Содержание  программы

 «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1 класса (ФГОС)»

  • Пояснительная записка……………………………………………….3
  • Содержание программы……………………………………….............5
  • Планируемые результаты ………………………………………..…....9
  • Список литературы……………………………………….…………..10
  • Приложение:

        Календарно-тематическое планирование........................................................11

Пояснительная записка

«Коррекционно-логопедическая работа с учащимися первого подготовительного класса» является модифицированной. При разработке программы были использованы нормативные документы и методические рекомендации: ФГОС начального общего образования (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации"; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида; Программы коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой; Инструктивное письмо Минобразования России от 14.12.2000  2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; Авторская программа Ефименковой Л.Н. и Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте»; авторская программа Дорофеевой С.Е., Семенюты Л.В., Маленьких Л.А. «Коррекция нарушений речи у младших школьников»; пособие для учителей-логопедов Мазанова Е.В. «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы»; Методические рекомендации «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Г.А.Каше. Данная рабочая программа предполагает использование методических пособий для учителей-логопедов:  Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов; Мазанова Е.В. Конспекты занятий для логопедов; Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников; Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Дифференциация звонких и глухих согласных.

Данная программа представляет собой комплекс коррекционно-развивающих и учебново-воспитательных мероприятий направленных на исправление нарушений в устной речи, создание условий для успешного овладения чтением и письмом и развитие коммуникативной функции речи. Принципы отбора содержания связаны с учебной программой начальной ступени обучения и логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.

Цель программы: Выявление нарушений речи и коррекционно-логопедическая работа над устранением недостатков речи учащихся.

Задачи: 

В соответствии с целью рабочей программы коррекционного обучения выдвигаются следующие коррекционные задачи:

- развивать подвижность артикуляционного аппарата и дифференцированность движений речевых органов;

- формировать фонематическое восприятия, навыков анализа и синтеза звукового состава слова,

- коррекция нарушений звукопроизношения,

- развивать просодические стороны речи;

- развивать высшие психические функции;

- закрепить знание и умение применять на практике изученные орфограммы.

- расширять  лексикон учащихся;

- развивать лексико-грамматический строй речи;

- развивать мелкую моторику;

- развивать графо-моторные навыки;

- развивать связную речь;

- воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;

- воспитывать интерес к родному языку.

Актуальность

Многие современные школьники не умеют грамотно и четко излагать свои мысли. Дети, поступающие в школу, имеют дефекты звукопроизношения, многие страдают фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи. Отличительным признаком клинической картины большинства детей с задержкой психических процессов (ЗПР) является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений. Недоразвитие артикуляционных, фонематических процессов, лексико-грамматического строя языка препятствует успешному обучению письменной речи. У многих детей несформированность звуковой стороны речи сочетается с трудностями  формировании лексико-грамматических средств языка, недостаточной выразительностью, интонационной бедности. Для таких детей характерны неустойчивость внимания, снижение памяти, несформированность мыслительных процессов, это отражается на процессе обучения в целом, и поэтому так важна логопедическая коррекция в первом классе начальной школы.

Содержание программы

Программа включает 3 часа в неделю занятий в подгруппе с детьми, объединенными по общему дефектом речи (продолжительность занятия 40 минут), 1 час в неделю фронтального занятия со всем классом (продолжительностью 40 минут) для обобщения и закрепления ЗУН, полученных на индивидуальных и подгрупповых занятиях, и 16 часов в неделю коррекционно-логопедических индивидуальных занятий (продолжительность занятия 20-40 минут).

Программа состоит из шести разделов:

I Раздел: Логопедическое обследование в начале учебного года.

Задачи:

  •  Обследование состояния речи и неречевых функций:

        - Определение состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем),

        - Определение состояния лексико-грамматического строя, состояние связной речи,

        - Выявление индивидуальных особенностей психических процессов: мышление, внимание, память.

  • Выявление структуры и механизмов речевых нарушений.
  • Заполнение речевых карт.
  • Определение направлений коррекционной работы.
  • Разработка индивидуального маршрута коррекционно-логопедических занятий в зависимости от выявленных дефектов речи.
  • Формирование подгрупп для коррекционно-логопедических занятий, опираясь на материалы обследования, в зависимости от вида дефекта речи.

Диагностика проводится в период с 1 по 15 сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года.

II Раздел: Речь. Предложение. Слово.

Задачи:

  • Выработка правильных артикуляционных навыков.
  • Коррекция дефектов звукопроизношения.
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
  • Качественное обогащение словаря.
  • Систематизация речевого материала по категориям: слова, обозначающие предметы; слова, обозначающие действия; слова, обозначающие признаки.
  • Преодоление и предупреждение аграмматизма в речи учащихся, усвоение ими норм сочетаемости слов;
  • Приведение детей к пониманию связи слов в предложении, которая выявляется постановкой вопроса от главного слова в словосочетании к зависимому;
  • Обогащение фразовой и связной речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций.

III Раздел: Звуки речи и буквы.

Задачи:

  • Развитие умения различать речевые и неречевые звуки, различать гласные и согласные звуки.
  • Продолжать учить определять количество звуков, развивать навык звукового анализа и синтеза, соотносить звук  с буквой.
  • Развитие умения различать и определять твёрдые и мягкие согласные, дифференцировать гласные 1 и 2 ряда, навык слогового анализа и синтеза слова.
  • Продолжать учить обозначать  мягкость   согласных  на письме и в схемах при помощи гласных второго ряда, мягкого знака.
  • Продолжать учить делить слово на слоги, выделять ударный слог. Закреплять знания о правописании безударной гласной в корне слова.
  •  Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных в слове, представление о сильной и слабой позиции звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на письме. Дифференциация парных согласных звуков ([з-c], [ж]-[ш], [в]-[ф], [б]-[п], [д][т], [г]-[к]).  Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат. Дифференциация звуков ([с]-[ш],[з]-[ж],[ч]-[т’],[щ]-[с’],[щ]-[ч],[ц]-[с],[ц]-[ч]).  
  • Сравнение и выделение общих черт и различия образ букв, проводить сравнение, выбирая правильный ответ;
  • Осуществление профилактики ошибок оптически и кинетически схожих букв: дифференциация букв, сходных по оптическим и кинетическим признакам (б-д, б-д, и-у, п-т, и-ш-щ-ц, Е-З)
  • Развитие пространственных представлений.
  • Развитие психических функций (внимание, память, мышление).
  • Продолжать работу над выработкой правильных артикуляционных навыков, коррекцию дефектов звукопроизношения, развитием фонематического восприятия, развитием навыков анализа и синтеза звукового состава слова и качественном обогащением словаря.

IV Раздел: Текст.

Задачи:

  • Формирование умения чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме.
  • Формирование умения прислушиваться к словам, находить в предложении предлоги, распространять предложение с предлогом словом — признаком.
  • Формирование умения составлять предложения из перепутанных слов,  составлять предложения из слов в начальной форме.
  • Формирование умения передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, использовать различные связующие компоненты при пересказе.
  • Продолжать работу над выработкой правильных артикуляционных навыков, коррекцию дефектов звукопроизношения, развитием фонематического восприятия, развитием навыков анализа и синтеза звукового состава слова и качественном обогащением словаря.

V Раздел: Повторение и закрепление ЗУН.

  • Повторение знаний и умений, выработка навыков (ЗУН), приобретенных в период коррекционно-логопедических занятий,
  • Закрепление ЗУН в различных видах деятельности.

VI Раздел: Логопедическое обследование в конце учебного года.

Задачи:

  • Проведение обследования и анализа навыков устной и письменной речи и неречевых функций:

а) Определение состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем),

б) Определение состояния лексико-грамматического строя, состояние связной речи,

в) Выявление индивидуальных особенностей психических процессов: мышление, внимание, память.

  • Заполнение речевых карт.
  • Определение направлений коррекционной работы на следующий учебный год.

 

Планируемые результаты

К концу года обучения учащиеся должны знать:

  • Гласные и согласные звуки и буквы;
  • Артикуляторные и акустические характеристики звуков;
  • Графическое обозначение звуков, слогов, слов, предложений, границ предложения;
  • Определения понятий: звук, буква, слог, слово, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог, словосочетание, предложение, текст.

К концу обучения учащиеся  должны уметь:

  • Различать гласные и согласные звуки русского языка;
  • Научаться сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков;
  • Научаться называть основные различия звуков и букв (звуки слышим и произносим, буквы пишем и видим);  
  • Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения;
  • Определять ударные и безударные гласные, слоги;
  • Определять в словах место и последовательность заданного звука;
  • Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях;
  • Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;
  • Обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;
  • Использовать разделительную функцию мягкого и твердого знаков;
  • Запоминать ряды и последовательности цвета, формы, размера и величины; 
  • Дифференцировать расположение элементов букв, воспроизводить по памяти серии букв, слов, предметов;
  • Дифференцировать буквы по оптическим и кинетическим признакам, опираясь на количество и пространственное расположение элементов букв;  
  • Ставить вопрос от главного слова к зависимому в словосочетании и предложении.
  • Формулировать связное высказывание;
  • Пересказывать по опорным вопросам; по опорным словам и словосочетаниям.
  • Пересказывать по опорным картинкам.
  • Участвовать в работе в паре и в коллективном обсуждении.

Список литературы

  • Волосовец Т. В., Горина Н. В., Зверева Н. И. и др. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. – М.: Академия, 2000г.
  • Городилова В.И, Радина Е.И. Воспитание правильной речи. – М.: Учпедгиз, 1956.
  • Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: Пособие для логопеда.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия (Вып.1).М.,2008.
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных (Вып.2, часть2). М., 2005.
  • КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. — Санкт-Петербург, ГНОМ, 2012 г.
  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал по коррекции произношения звуков К, К', Г, Г', X, X'. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  • Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
  • Мазанова Е.В. Конспекты занятий для логопедов. М., 2007
  • Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. М., 2009.
  • Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений /Т.В.Волосовец, Н.В.Горина, Н.И.Зверева и др.; Под. ред. Т.В.Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
  • Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. — Москва, КАРО, 2009.
  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб.пособие.М.,1997.
  • Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.
  • Шаблыко Е. И. Коррекция нарушений произношения свистящих звуков. Пособие для логопедов ДОУ, школ, воспитателей и родителей. — М.: ТЦ Сфера, 2012.

Приложение

Календарно-тематическое планирование коррекционно-логопедической работы с учащимися первого  класса (ФГОС)

№ темы

Тема занятия

Содержание работы

Дата /неделя

I  Раздел: Логопедическое обследование в начале учебного года.

1.

Обследование речи.

Обследование состояния речи и неречевых функций. Выявление структуры и механизмов речевых нарушений. Заполнение речевых карт. Определение направлений коррекционной работы.

Материалы и пособия: бланки речевых карт, бланки опроса, карточки, предметные картинки.

Тип урока: уроки контрольного учета ЗУН на начало учебного года.

1.09

2.09

3.09

4.09

7.09

9.09

10.09

11.09

14.09

15.09

II. Раздел: Речь. Предложение. Слово.

1.

Понятие о речи.

Звуки речи., способы их образования. Органы речи. Речевые и неречевые звуки. Функции речи. Значение речи.

Просодические характеристики речи.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание.

Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  

Тип урока: Комбинированный урок

2.

Понятие о предложении.

Понятие о слове.

Составление схемы предложения (без предлога). Составление простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме.

Повествовательная, вопросительная, восклицательная интонация в предложении. Составление предложений по картинке, запись предложения с помощью условных знаков.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Качественно и количественно обогощать словарный запас. Учить строить связное высказывание.

Материалы и пособия: схемы предложений, лото, дидактические игры, сюжетные иллюстрации, ИКТ.

Тип урока: Комбинированный урок

3.

Слова, называющие предметы.

Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? Одушевленные и неодушевленные слова, обозначающие предметы.

Обозначение слов в схеме предложения.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание.

Материалы и пособия: предметные картинки, дидактические игры, дидактическое лото, ИКТ.

Тип урока: Комбинированный урок

4.

Слова, называющие действия предметов.

Обогащение глагольного словаря. Графическое изображение слов-действий. Подбор слов-действий к предмету.

Составление простого нераспространенного предложения по схеме. Подбор слов к графическим схемам.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным иллюстрациям, последовательно отражающих содержание произведения.

Материалы и пособия:

схемы предложений, предметные картинки, сюжетные иллюстрации, ИКТ.

Тип урока: Комбинированный урок

5.

Слова, называющие признаки предметов.

Расширение и обогащение словаря школьника словами, обозначающими признак предмета. Подбор слов-признаков предмета к предметам.  Согласование прилагательных с существительным. Постановка вопросов от слова, обозначающего предмет к слову-признаку предмета. Значение слов-признаков предметов в речи. Составление простого распространенного предложения по схеме. Подбор слов к схеме предложения из трех слов.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.  Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным иллюстрациям, последовательно отражающих содержание произведения.

Материалы и пособия: схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, ИКТ.

Тип урока: Комбинированный урок.

6.

Предлог.

Употребление в речи служебной части речи - слов-помощников - предлогов: НА, В, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, НАД, ПОД, ИЗ-ПОД.

Обозначение предлога в схеме предложения, Составление схем предложений из 4-5 слов на основе тематических иллюстраций.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Качественно и количественно обогощать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным иллюстрациям, последовательно отражающих содержание произведения.

Материалы и пособия: тематические иллюстрации, схемы слов для составления схем предложений, карточки-слова-предлоги, ИКТ.

Тип урока: комбинированный урок.

III  Раздел: Звуки  речи и буквы.

1.

Понятие о звуке.

Гласные и согласные звуки. Слог.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

 Знакомство с речевыми звуками. Характеристика всех речевых звуков и их артикуляция. Понятие о гласных и согласных звуках. Образование слога. Ударный и безударные слоги.

Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным иллюстрациям, последовательно отражающих содержание произведения.

Материалы и пособия:

Карточки с заданиями, Основа для звукобуквенного анализа, символы гласных и согласных звуков, буквы, ИКТ.

Тип урока: Комбинированные уроки.

2.

Гласные первого ряда

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Роль гласных I ряда.

Гласных звуки и буквы I ряда: [а], [у], [о], [ы]. Слогообразующая роль гласных. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова. Выделение безударных гласных в словах. Закрепление знаний орфографии.

Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам.

Материалы и пособия:

Карточки с заданиями, Основа для звукобуквенного анализа, символы гласных и согласных звуков, буквы, элементы письменных и печатных букв. Таблицы слогов, ИКТ.

Тип урока: Комбинированные уроки.

3.

Гласные второго ряда

Артикуляционная гимнастика.

Гласные второго ряда: я-[jа], ё-[jo], е-[jэ], ю-[jy]. Роль гласных II ряда при смягчении согласных. Йотированные гласные в начале слова. Уточнение артикуляции. Соотнесение количества звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова.

Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам.

Материалы и пособия:

Карточки с заданиями, Основа для звукобуквенного анализа, символы гласных и согласных звуков, буквы, элементы письменных и печатных букв. Таблицы слогов, ИКТ.

Тип урока: Комбинированные уроки.

4.

Дифференциация гласных I и II ряда.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Дифференциация гласных [а-ja]

Дифференциация гласных [у-ay]

Дифференциация гласных [о-jo]

Дифференциация гласных [ы-и]

Дифференциация гласных[э-je]

Обобщение знаний о гласных звуках

Деление слова на слоги.  Закрепление знаний орфографии. Правила переноса слова.

Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам.

Материалы и пособия:

Предметные и сюжетные картинки, кроссворды, карточки для звукобуквенного анализа, элементы письменных и печатных букв, ИКТ.

Тип урока: комбинированные уроки.

5.

Твёрдость и мягкость согласных звуков с помощью гласных 1 и 2 ряда

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Закреплять умение различать и определять твёрдые и мягкие согласные, выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда, навыки слогового анализа и синтеза слова, развивать речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук, фонематический слух.

Деление слова на слоги.  Закрепление знаний орфографии. Правила переноса слова.

Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам.

Учить пересказу по цепочке.

Материалы и пособия:

Предметные и сюжетные картинки, кроссворды, карточки для звукобуквенного анализа, ИКТ.

Тип урока: комбинированные уроки.

6.

Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Знакомство с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме. Правописание слов с мягким знаком на конце слова. Мягкий знак на конце числительных. Правописание слов с мягким знаком в середине слова. Мягкий знак в середине слова после согласного. Преобразование слов: пень-пеньки, день – деньки, огонь – огоньки. Упражнение со словами с пропущенными буквами. Закреплять  знания о «ь» и его роли в словах; учить дифференцировать слова с разделительным «ь» и «ь» в функции смягчения, учить работать со схемами слов, формировать навыки словоизменения. Деление слова на слоги.   Правила переноса слова.

Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам. Учить пересказу по цепочке.

Материалы и пособия:

Предметные и сюжетные картинки, кроссворды, карточки для звукобуквенного анализа, ИКТ.

Тип урока: комбинированные уроки.

7.

Разделительный мягкий знак.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Разделительная функция мягкого знака. Произнесение слоговых пар: тя – тья, ля – лья и т.п. Притяжательные прилагательные. Правописание слов о разделительным мягким знаком.

Развитие навыка фонематического анализа и синтеза. Учить дифференцировать слова с мягким знаком на конце и слова с мягким знаком в середине слова, учить дифференцировать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком в функции смягчения, развивать фонематическое восприятие.

Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам. Учить пересказу фрагмента. (выборный пересказ).

Материалы и пособия:

Предметные и сюжетные картинки, кроссворды, карточки для звукобуквенного анализа, ИКТ.

Тип урока: комбинированные уроки.

8.

Раздельный твёрдый знак.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Функция твердого знака. Произнесение слоговых пар: се-съе и т.п. Чтение приставочных глаголов (подъехал, съехал и т.п.). Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам. Учить пересказу фрагмента. (выборный пересказ). Составление предложений по опорным словам и объединение их в рассказ.

Материалы и пособия:

Предметные и сюжетные картинки, кроссворды, карточки для звукобуквенного анализа, ИКТ.

Тип урока: комбинированные уроки.

9.

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Закреплять умение производить дифференциацию твёрдых и мягких согласных звуков, обозначаемых с помощью гласных букв и «ь», развивать слуховое внимание, кратковременную память, мышление, воспитывать умение играть по правилам. Деление слова на слоги.  Правила переноса слова. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам. Учить пересказу фрагмента. (выборный пересказ).

Материалы и пособия:

Материалы для урока-викторины: презентация, раздаточный материал, ИКТ.

Тип урока: Урок комплексного применения ЗУН.

10.

Дифференциация парных  согласных звуков.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Дифференциация парных согласных:

[в-ф], [в’-ф’]

[п-б], [п’-б’]

[д-т], [д’-т’]

[с-з], [с’-з’]

[к-г], [к’-г’]

[ш-ж]

Выделение звуков из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов. Дифференциация звуков по твердости-мягкости. Уточнять понятие – звонкие согласные звуки.

Упражнения для профилактики акустической дисграфии.

 Формирование умения характеризовать звук. Понятие "один-много", единственное-множественное число. Образование уменьшительно-ласкательных слов. Правописание парной согласной в корне слова. Упражнения для профилактики аграмматизмов. Работа со схемой предложения. Составление схем предложений к картинкам. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам. Развивать способность к речевому самоконтролю.

Материалы и пособия: схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, ИКТ.

Тип урока: Комбинированный урок

11.

Непарные согласные звуки.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Понятие о согласном звуке. Дифференциация гласных и согласных звуков. Дифференциация звуков: [Н’-Н], [Л'-Л], [М’,М], [Р'-Р], [Ч'], [Ц], [Щ']

Чтение ряда букв, ряда слогов с участием изученных букв, чтение слов. Развитие звукового анализа и синтеза. Определение места изучаемых букв и звуков в слове.

Формирование умения характеризовать звук. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам. Развивать способность  к речевому самоконтролю.

Материалы и пособия: схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, ИКТ.

Тип урока: Комбинированный урок

12.

Дифференциация согласных по акустическому сходству.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Дифференциация согласных [с-ш]

Дифференциация согласных [к-х], [к'-х']

Дифференциация согласных [з-ж]

Дифференциация согласных [с-ц]

Дифференциация согласных  [ч’-т']

Дифференциация согласных [ч’-щ’]

Дифференциация согласных [ч’-ш]

Дифференциация согласных [л-р], [л'-р']

Уточнять понятия глухие - звонкие согласные звуки. Развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Дифференциация звуков твердости и мягкости. Развивать навыки работы со словами-паронимами.

Чтение ряда букв, ряда слогов с участием изученных букв, чтение слов. Тренировать в составлении рассказа по плану. Материалы и пособия: схемы для звуко-буквенного разбора, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, ИКТ.

Тип урока: Комбинированный урок

13.

Дифференциация букв по оптическому сходству.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Дифференциация гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласного звука. Выделение ударного гласного звука в слове. Соотнесение слова и слоговой структуры.

Дифференциация букв для профилактики оптической дисграфии:

- дифференциация букв: о-а

- дифференциация букв: и, у, ы 

- дифференциация букв: н-и

- дифференциация букв: К-Н, к-н

- дифференциация букв: П-Т, п-т

- дифференциация букв: Л-М, л-м

- дифференциация букв: б-д

- дифференциация букв: И-Ш, и-ш

- дифференциация букв: И-Й, и-й

- дифференциация букв: И-Ц, и-ц

- дифференциация букв: Ц-Щ, ц-щ

- дифференциация букв: Ш-Щ, ш-щ

- дифференциация букв: Е-З,

- дифференциация букв: Е-Ё, е-ё

- дифференциация букв: Е-Э, е-э

- дифференциация букв: С-Э, с-э, с-е

Упражнения для дифференциации оптически схожих букв для профилактики оптической дисграфии. Развивать оптико-пространственные представления и ориентирование. Правописание буквосочетаний: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН, НЩ. Образование названий профессий с помощью суффиксов ЩН, ЩИК.

Качественно и количественно обогащать словарный запас. Слова-паронимы.

Учить строить связное высказывание. Развивать способность  к речевому самоконтролю. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок).

Материалы и пособия: контуры букв из песка, элементы букв, модели букв, кроссворды, палочки для моделирования букв, схемы для  звуко-буквенного разбора, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, каточки с изображением букв в "зашумленных условиях", ИКТ.

Тип урока: Комбинированный урок

14.

Обобщение знаний о гласных и согласных звуках.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Дифференциация согласных звуков. Соотнесение звуков с буквами. Дифференциация согласных парных согласных звуков (по твердости/мягкости, по звонкости/глухости). Работа с таблицей «Парные согласные». Формирование умения характеризовать звук.

 Выделение согласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Знакомство с понятием «родственные слова». Подбор родственных слов. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Развивать способность  к речевому самоконтролю. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок).

Материалы и пособия:  материалы для звуко-буквенного анализа, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, серии картинок, ИКТ.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации ЗУН.

IV Раздел: Текст.

1.

Работа с деформированными предложениями.

Составление предложений из набора слов.

Формирование языкового анализа и синтеза на уровне предложения.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Качественно и количественно обогащать словарный запас.

Учить строить связное высказывание.

Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам.

Развивать способность к речевому самоконтролю. Учатся обсуждать индивидуальные результаты практической деятельности; участвовать в коллективном обсуждении; осуществлять работу в паре.

Материалы и пособия: разрезанные карточки-слова для составления предложений, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, карточки с текстами с отсутствующими знаками препинания, ИКТ.

Тип урока: Комбинированный урок

2.

Работа с предложением. Предлоги.

Составление предложений с предлогами (предложно-падежное управление), распространение предложения словами-признаками.

Формировать умение прислушиваться к изменению окончаний слов предметов.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Качественно и количественно обогащать словарный запас.

Учить строить связное высказывание.

Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам.

Развивать способность к речевому самоконтролю. Учатся обсуждать индивидуальные результаты практической деятельности; участвовать в коллективном обсуждении; осуществлять работу в паре.  

Материалы и пособия: разрезанные карточки-слова для составления предложений, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, карточки с текстами с отсутствующими знаками препинания, ИКТ.

Тип урока: Комбинированный урок

3.

Работа с деформированным текстом.

Акцент на обозначение границ предложения на письме и на определение последовательности предложений в тексте.

Формирование языкового анализа и синтеза на уровне текста. Формировать умения составлять полный ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте, устанавливать связь заголовка с темой текста.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Качественно и количественно обогащать словарный запас.

Учить строить связное высказывание.

Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам.

Развивать способность к речевому самоконтролю. Учатся участвовать в коллективном обсуждении; осуществлять работу в паре.

Материалы и пособия: разрезанные карточки-слова для составления предложений, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, карточки с текстами с отсутствующими знаками препинания, ИКТ.

Тип урока: Комбинированный урок

4.

Обобщающие занятия по разделу: "Текст"

Обобщающие занятия в игровой форме. Закрепляют навыки коллективной работы, умения слушать друг друга, высказывать мнение полным предложением.

Материалы и пособия: разрезанные карточки-слова для составления предложений, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, карточки с текстами с отсутствующими знаками препинания, ИКТ.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации ЗУН.

V Раздел: Повторения и закрепления ЗУН.

1.

Повторение и закрепление ЗУН.

Повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков.  

Гласные и согласные звуки и буквы. Упражнения на дифференциацию гласных и согласных звуков. Упражнения на развитие звукового анализа и синтеза. Определение места изучаемых букв и звуков в слове. Дифференциация оптически сходных букв на уровне слова, предложения, текста.

Работа с текстами.

Материалы и пособия: звуко-буквенное лото, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, карточки с текстами ИКТ.

Тип урока: Урок комплексного применения ЗУН.

VI Раздел: Логопедическое обследование в конце учебного года.

1.

Логопедическое обследование.

Проведение итоговых диагностических работ: Звуко-буквенный анализ слова. Списывание с печатного текста. Списывание с рукописного текста. Диктант (букв, слогов, слов, предложений, текста). Проверка техники чтения. Пересказ. Составление рассказа по серии картинок.

Материалы и пособия: контрольно-измерительные материалы, карточки с заданиями, сюжетные, предметные картинки.

Тип урока: Урок контрольного учета и оценки ЗУН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка системы логопедической работы по формированию синтаксических обобщений в речи учащихся 3 - 4 классов с задержкой психического развития.

Разработанная на основе изученного материала и собственного исследования система работы по развитию синтаксических обобщений в речи учащихся 3-4 классов с ЗПР, основанная на психолингвистическом подхо...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с задержкой психического развития .4 класс.

Пояснительная записка. Планируемые результаты. Содержание.Тематическое планирование....

рабочая адаптированная программа по изобразительному искусству для учащихся 4 класса с задержкой психического развития

Рабочая ааптированная программа по изобразителльному искусству предназначена для учащихся 4 класса с задержкой психического развития...

Методическая разработка коррекционно-развивающей работы по формированию школьных навыков учителя-дефектолога для детей 1 класса с задержкой психического развития

Актуальность методической разработки обусловлена тем, что в последние годы в общеобразовательной школе стало учиться всё больше детей испытывающих стойкие трудности в обучении. Причиной школ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 2 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 2 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 3 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 3 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 4 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 4 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...