Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1 класса с задержкой психического развития (ФГОС)"
рабочая программа по логопедии (1 класс)
«Коррекционно-логопедическая работа с учащимися первого класса» является модифицированной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_1_klass_2020_god_na_sayt.docx | 37.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по коррекционно-логопедической работе
с учащимися 1 класса (ФГОС)
Составила:
учитель-логопед
Аверкина Г. Н.
2020-2021 учебный год
Содержание программы
«Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1 класса (ФГОС)»
- Пояснительная записка……………………………………………….3
- Содержание программы……………………………………….............5
- Планируемые результаты ………………………………………..…....9
- Список литературы……………………………………….…………..10
- Приложение:
Календарно-тематическое планирование........................................................11
Пояснительная записка
«Коррекционно-логопедическая работа с учащимися первого подготовительного класса» является модифицированной. При разработке программы были использованы нормативные документы и методические рекомендации: ФГОС начального общего образования (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации"; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида; Программы коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой; Инструктивное письмо Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; Авторская программа Ефименковой Л.Н. и Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте»; авторская программа Дорофеевой С.Е., Семенюты Л.В., Маленьких Л.А. «Коррекция нарушений речи у младших школьников»; пособие для учителей-логопедов Мазанова Е.В. «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы»; Методические рекомендации «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Г.А.Каше. Данная рабочая программа предполагает использование методических пособий для учителей-логопедов: Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов; Мазанова Е.В. Конспекты занятий для логопедов; Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников; Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Дифференциация звонких и глухих согласных.
Данная программа представляет собой комплекс коррекционно-развивающих и учебново-воспитательных мероприятий направленных на исправление нарушений в устной речи, создание условий для успешного овладения чтением и письмом и развитие коммуникативной функции речи. Принципы отбора содержания связаны с учебной программой начальной ступени обучения и логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.
Цель программы: Выявление нарушений речи и коррекционно-логопедическая работа над устранением недостатков речи учащихся.
Задачи:
В соответствии с целью рабочей программы коррекционного обучения выдвигаются следующие коррекционные задачи:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата и дифференцированность движений речевых органов;
- формировать фонематическое восприятия, навыков анализа и синтеза звукового состава слова,
- коррекция нарушений звукопроизношения,
- развивать просодические стороны речи;
- развивать высшие психические функции;
- закрепить знание и умение применять на практике изученные орфограммы.
- расширять лексикон учащихся;
- развивать лексико-грамматический строй речи;
- развивать мелкую моторику;
- развивать графо-моторные навыки;
- развивать связную речь;
- воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;
- воспитывать интерес к родному языку.
Актуальность
Многие современные школьники не умеют грамотно и четко излагать свои мысли. Дети, поступающие в школу, имеют дефекты звукопроизношения, многие страдают фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи. Отличительным признаком клинической картины большинства детей с задержкой психических процессов (ЗПР) является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений. Недоразвитие артикуляционных, фонематических процессов, лексико-грамматического строя языка препятствует успешному обучению письменной речи. У многих детей несформированность звуковой стороны речи сочетается с трудностями формировании лексико-грамматических средств языка, недостаточной выразительностью, интонационной бедности. Для таких детей характерны неустойчивость внимания, снижение памяти, несформированность мыслительных процессов, это отражается на процессе обучения в целом, и поэтому так важна логопедическая коррекция в первом классе начальной школы.
Содержание программы
Программа включает 3 часа в неделю занятий в подгруппе с детьми, объединенными по общему дефектом речи (продолжительность занятия 40 минут), 1 час в неделю фронтального занятия со всем классом (продолжительностью 40 минут) для обобщения и закрепления ЗУН, полученных на индивидуальных и подгрупповых занятиях, и 16 часов в неделю коррекционно-логопедических индивидуальных занятий (продолжительность занятия 20-40 минут).
Программа состоит из шести разделов:
I Раздел: Логопедическое обследование в начале учебного года.
Задачи:
- Обследование состояния речи и неречевых функций:
- Определение состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем),
- Определение состояния лексико-грамматического строя, состояние связной речи,
- Выявление индивидуальных особенностей психических процессов: мышление, внимание, память.
- Выявление структуры и механизмов речевых нарушений.
- Заполнение речевых карт.
- Определение направлений коррекционной работы.
- Разработка индивидуального маршрута коррекционно-логопедических занятий в зависимости от выявленных дефектов речи.
- Формирование подгрупп для коррекционно-логопедических занятий, опираясь на материалы обследования, в зависимости от вида дефекта речи.
Диагностика проводится в период с 1 по 15 сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года.
II Раздел: Речь. Предложение. Слово.
Задачи:
- Выработка правильных артикуляционных навыков.
- Коррекция дефектов звукопроизношения.
- Развитие фонематического восприятия.
- Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
- Качественное обогащение словаря.
- Систематизация речевого материала по категориям: слова, обозначающие предметы; слова, обозначающие действия; слова, обозначающие признаки.
- Преодоление и предупреждение аграмматизма в речи учащихся, усвоение ими норм сочетаемости слов;
- Приведение детей к пониманию связи слов в предложении, которая выявляется постановкой вопроса от главного слова в словосочетании к зависимому;
- Обогащение фразовой и связной речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций.
III Раздел: Звуки речи и буквы.
Задачи:
- Развитие умения различать речевые и неречевые звуки, различать гласные и согласные звуки.
- Продолжать учить определять количество звуков, развивать навык звукового анализа и синтеза, соотносить звук с буквой.
- Развитие умения различать и определять твёрдые и мягкие согласные, дифференцировать гласные 1 и 2 ряда, навык слогового анализа и синтеза слова.
- Продолжать учить обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласных второго ряда, мягкого знака.
- Продолжать учить делить слово на слоги, выделять ударный слог. Закреплять знания о правописании безударной гласной в корне слова.
- Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных в слове, представление о сильной и слабой позиции звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на письме. Дифференциация парных согласных звуков ([з-c], [ж]-[ш], [в]-[ф], [б]-[п], [д][т], [г]-[к]). Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат. Дифференциация звуков ([с]-[ш],[з]-[ж],[ч]-[т’],[щ]-[с’],[щ]-[ч],[ц]-[с],[ц]-[ч]).
- Сравнение и выделение общих черт и различия образ букв, проводить сравнение, выбирая правильный ответ;
- Осуществление профилактики ошибок оптически и кинетически схожих букв: дифференциация букв, сходных по оптическим и кинетическим признакам (б-д, б-д, и-у, п-т, и-ш-щ-ц, Е-З)
- Развитие пространственных представлений.
- Развитие психических функций (внимание, память, мышление).
- Продолжать работу над выработкой правильных артикуляционных навыков, коррекцию дефектов звукопроизношения, развитием фонематического восприятия, развитием навыков анализа и синтеза звукового состава слова и качественном обогащением словаря.
IV Раздел: Текст.
Задачи:
- Формирование умения чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме.
- Формирование умения прислушиваться к словам, находить в предложении предлоги, распространять предложение с предлогом словом — признаком.
- Формирование умения составлять предложения из перепутанных слов, составлять предложения из слов в начальной форме.
- Формирование умения передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, использовать различные связующие компоненты при пересказе.
- Продолжать работу над выработкой правильных артикуляционных навыков, коррекцию дефектов звукопроизношения, развитием фонематического восприятия, развитием навыков анализа и синтеза звукового состава слова и качественном обогащением словаря.
V Раздел: Повторение и закрепление ЗУН.
- Повторение знаний и умений, выработка навыков (ЗУН), приобретенных в период коррекционно-логопедических занятий,
- Закрепление ЗУН в различных видах деятельности.
VI Раздел: Логопедическое обследование в конце учебного года.
Задачи:
- Проведение обследования и анализа навыков устной и письменной речи и неречевых функций:
а) Определение состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем),
б) Определение состояния лексико-грамматического строя, состояние связной речи,
в) Выявление индивидуальных особенностей психических процессов: мышление, внимание, память.
- Заполнение речевых карт.
- Определение направлений коррекционной работы на следующий учебный год.
Планируемые результаты
К концу года обучения учащиеся должны знать:
- Гласные и согласные звуки и буквы;
- Артикуляторные и акустические характеристики звуков;
- Графическое обозначение звуков, слогов, слов, предложений, границ предложения;
- Определения понятий: звук, буква, слог, слово, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог, словосочетание, предложение, текст.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
- Различать гласные и согласные звуки русского языка;
- Научаться сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков;
- Научаться называть основные различия звуков и букв (звуки слышим и произносим, буквы пишем и видим);
- Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения;
- Определять ударные и безударные гласные, слоги;
- Определять в словах место и последовательность заданного звука;
- Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях;
- Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;
- Обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;
- Использовать разделительную функцию мягкого и твердого знаков;
- Запоминать ряды и последовательности цвета, формы, размера и величины;
- Дифференцировать расположение элементов букв, воспроизводить по памяти серии букв, слов, предметов;
- Дифференцировать буквы по оптическим и кинетическим признакам, опираясь на количество и пространственное расположение элементов букв;
- Ставить вопрос от главного слова к зависимому в словосочетании и предложении.
- Формулировать связное высказывание;
- Пересказывать по опорным вопросам; по опорным словам и словосочетаниям.
- Пересказывать по опорным картинкам.
- Участвовать в работе в паре и в коллективном обсуждении.
Список литературы
- Волосовец Т. В., Горина Н. В., Зверева Н. И. и др. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. – М.: Академия, 2000г.
- Городилова В.И, Радина Е.И. Воспитание правильной речи. – М.: Учпедгиз, 1956.
- Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: Пособие для логопеда.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия (Вып.1).М.,2008.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных (Вып.2, часть2). М., 2005.
- КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. — Санкт-Петербург, ГНОМ, 2012 г.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал по коррекции произношения звуков К, К', Г, Г', X, X'. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
- Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
- Мазанова Е.В. Конспекты занятий для логопедов. М., 2007
- Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. М., 2009.
- Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений /Т.В.Волосовец, Н.В.Горина, Н.И.Зверева и др.; Под. ред. Т.В.Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. — Москва, КАРО, 2009.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб.пособие.М.,1997.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.
- Шаблыко Е. И. Коррекция нарушений произношения свистящих звуков. Пособие для логопедов ДОУ, школ, воспитателей и родителей. — М.: ТЦ Сфера, 2012.
Приложение
Календарно-тематическое планирование коррекционно-логопедической работы с учащимися первого класса (ФГОС)
№ темы | Тема занятия | Содержание работы | Дата /неделя |
I Раздел: Логопедическое обследование в начале учебного года. | |||
1. | Обследование речи. | Обследование состояния речи и неречевых функций. Выявление структуры и механизмов речевых нарушений. Заполнение речевых карт. Определение направлений коррекционной работы. Материалы и пособия: бланки речевых карт, бланки опроса, карточки, предметные картинки. Тип урока: уроки контрольного учета ЗУН на начало учебного года. | 1.09 2.09 3.09 4.09 7.09 9.09 10.09 11.09 14.09 15.09 |
II. Раздел: Речь. Предложение. Слово. | |||
1. | Понятие о речи. | Звуки речи., способы их образования. Органы речи. Речевые и неречевые звуки. Функции речи. Значение речи. Просодические характеристики речи. Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме. Тип урока: Комбинированный урок | |
2. | Понятие о предложении. Понятие о слове. | Составление схемы предложения (без предлога). Составление простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме. Повествовательная, вопросительная, восклицательная интонация в предложении. Составление предложений по картинке, запись предложения с помощью условных знаков. Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Качественно и количественно обогощать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Материалы и пособия: схемы предложений, лото, дидактические игры, сюжетные иллюстрации, ИКТ. Тип урока: Комбинированный урок | |
3. | Слова, называющие предметы. | Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? Одушевленные и неодушевленные слова, обозначающие предметы. Обозначение слов в схеме предложения. Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Материалы и пособия: предметные картинки, дидактические игры, дидактическое лото, ИКТ. Тип урока: Комбинированный урок | |
4. | Слова, называющие действия предметов. | Обогащение глагольного словаря. Графическое изображение слов-действий. Подбор слов-действий к предмету. Составление простого нераспространенного предложения по схеме. Подбор слов к графическим схемам. Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным иллюстрациям, последовательно отражающих содержание произведения. Материалы и пособия: схемы предложений, предметные картинки, сюжетные иллюстрации, ИКТ. Тип урока: Комбинированный урок | |
5. | Слова, называющие признаки предметов. | Расширение и обогащение словаря школьника словами, обозначающими признак предмета. Подбор слов-признаков предмета к предметам. Согласование прилагательных с существительным. Постановка вопросов от слова, обозначающего предмет к слову-признаку предмета. Значение слов-признаков предметов в речи. Составление простого распространенного предложения по схеме. Подбор слов к схеме предложения из трех слов. Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным иллюстрациям, последовательно отражающих содержание произведения. Материалы и пособия: схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, ИКТ. Тип урока: Комбинированный урок. | |
6. | Предлог. | Употребление в речи служебной части речи - слов-помощников - предлогов: НА, В, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, НАД, ПОД, ИЗ-ПОД. Обозначение предлога в схеме предложения, Составление схем предложений из 4-5 слов на основе тематических иллюстраций. Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Качественно и количественно обогощать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным иллюстрациям, последовательно отражающих содержание произведения. Материалы и пособия: тематические иллюстрации, схемы слов для составления схем предложений, карточки-слова-предлоги, ИКТ. Тип урока: комбинированный урок. | |
III Раздел: Звуки речи и буквы. | |||
1. | Понятие о звуке. Гласные и согласные звуки. Слог. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Знакомство с речевыми звуками. Характеристика всех речевых звуков и их артикуляция. Понятие о гласных и согласных звуках. Образование слога. Ударный и безударные слоги. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным иллюстрациям, последовательно отражающих содержание произведения. Материалы и пособия: Карточки с заданиями, Основа для звукобуквенного анализа, символы гласных и согласных звуков, буквы, ИКТ. Тип урока: Комбинированные уроки. | |
2. | Гласные первого ряда | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Роль гласных I ряда. Гласных звуки и буквы I ряда: [а], [у], [о], [ы]. Слогообразующая роль гласных. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова. Выделение безударных гласных в словах. Закрепление знаний орфографии. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам. Материалы и пособия: Карточки с заданиями, Основа для звукобуквенного анализа, символы гласных и согласных звуков, буквы, элементы письменных и печатных букв. Таблицы слогов, ИКТ. Тип урока: Комбинированные уроки. | |
3. | Гласные второго ряда | Артикуляционная гимнастика. Гласные второго ряда: я-[jа], ё-[jo], е-[jэ], ю-[jy]. Роль гласных II ряда при смягчении согласных. Йотированные гласные в начале слова. Уточнение артикуляции. Соотнесение количества звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам. Материалы и пособия: Карточки с заданиями, Основа для звукобуквенного анализа, символы гласных и согласных звуков, буквы, элементы письменных и печатных букв. Таблицы слогов, ИКТ. Тип урока: Комбинированные уроки. | |
4. | Дифференциация гласных I и II ряда. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Дифференциация гласных [а-ja] Дифференциация гласных [у-ay] Дифференциация гласных [о-jo] Дифференциация гласных [ы-и] Дифференциация гласных[э-je] Обобщение знаний о гласных звуках Деление слова на слоги. Закрепление знаний орфографии. Правила переноса слова. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам. Материалы и пособия: Предметные и сюжетные картинки, кроссворды, карточки для звукобуквенного анализа, элементы письменных и печатных букв, ИКТ. Тип урока: комбинированные уроки. | |
5. | Твёрдость и мягкость согласных звуков с помощью гласных 1 и 2 ряда | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Закреплять умение различать и определять твёрдые и мягкие согласные, выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда, навыки слогового анализа и синтеза слова, развивать речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук, фонематический слух. Деление слова на слоги. Закрепление знаний орфографии. Правила переноса слова. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам. Учить пересказу по цепочке. Материалы и пособия: Предметные и сюжетные картинки, кроссворды, карточки для звукобуквенного анализа, ИКТ. Тип урока: комбинированные уроки. | |
6. | Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Знакомство с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме. Правописание слов с мягким знаком на конце слова. Мягкий знак на конце числительных. Правописание слов с мягким знаком в середине слова. Мягкий знак в середине слова после согласного. Преобразование слов: пень-пеньки, день – деньки, огонь – огоньки. Упражнение со словами с пропущенными буквами. Закреплять знания о «ь» и его роли в словах; учить дифференцировать слова с разделительным «ь» и «ь» в функции смягчения, учить работать со схемами слов, формировать навыки словоизменения. Деление слова на слоги. Правила переноса слова. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам. Учить пересказу по цепочке. Материалы и пособия: Предметные и сюжетные картинки, кроссворды, карточки для звукобуквенного анализа, ИКТ. Тип урока: комбинированные уроки. | |
7. | Разделительный мягкий знак. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Разделительная функция мягкого знака. Произнесение слоговых пар: тя – тья, ля – лья и т.п. Притяжательные прилагательные. Правописание слов о разделительным мягким знаком. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза. Учить дифференцировать слова с мягким знаком на конце и слова с мягким знаком в середине слова, учить дифференцировать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком в функции смягчения, развивать фонематическое восприятие. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам. Учить пересказу фрагмента. (выборный пересказ). Материалы и пособия: Предметные и сюжетные картинки, кроссворды, карточки для звукобуквенного анализа, ИКТ. Тип урока: комбинированные уроки. | |
8. | Раздельный твёрдый знак. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Функция твердого знака. Произнесение слоговых пар: се-съе и т.п. Чтение приставочных глаголов (подъехал, съехал и т.п.). Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам. Учить пересказу фрагмента. (выборный пересказ). Составление предложений по опорным словам и объединение их в рассказ. Материалы и пособия: Предметные и сюжетные картинки, кроссворды, карточки для звукобуквенного анализа, ИКТ. Тип урока: комбинированные уроки. | |
9. | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Закреплять умение производить дифференциацию твёрдых и мягких согласных звуков, обозначаемых с помощью гласных букв и «ь», развивать слуховое внимание, кратковременную память, мышление, воспитывать умение играть по правилам. Деление слова на слоги. Правила переноса слова. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам. Учить пересказу фрагмента. (выборный пересказ). Материалы и пособия: Материалы для урока-викторины: презентация, раздаточный материал, ИКТ. Тип урока: Урок комплексного применения ЗУН. | |
10. | Дифференциация парных согласных звуков. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Дифференциация парных согласных: [в-ф], [в’-ф’] [п-б], [п’-б’] [д-т], [д’-т’] [с-з], [с’-з’] [к-г], [к’-г’] [ш-ж] Выделение звуков из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов. Дифференциация звуков по твердости-мягкости. Уточнять понятие – звонкие согласные звуки. Упражнения для профилактики акустической дисграфии. Формирование умения характеризовать звук. Понятие "один-много", единственное-множественное число. Образование уменьшительно-ласкательных слов. Правописание парной согласной в корне слова. Упражнения для профилактики аграмматизмов. Работа со схемой предложения. Составление схем предложений к картинкам. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам. Развивать способность к речевому самоконтролю. Материалы и пособия: схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, ИКТ. Тип урока: Комбинированный урок | |
11. | Непарные согласные звуки. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Понятие о согласном звуке. Дифференциация гласных и согласных звуков. Дифференциация звуков: [Н’-Н], [Л'-Л], [М’,М], [Р'-Р], [Ч'], [Ц], [Щ'] Чтение ряда букв, ряда слогов с участием изученных букв, чтение слов. Развитие звукового анализа и синтеза. Определение места изучаемых букв и звуков в слове. Формирование умения характеризовать звук. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам. Развивать способность к речевому самоконтролю. Материалы и пособия: схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, ИКТ. Тип урока: Комбинированный урок | |
12. | Дифференциация согласных по акустическому сходству. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Дифференциация согласных [с-ш] Дифференциация согласных [к-х], [к'-х'] Дифференциация согласных [з-ж] Дифференциация согласных [с-ц] Дифференциация согласных [ч’-т'] Дифференциация согласных [ч’-щ’] Дифференциация согласных [ч’-ш] Дифференциация согласных [л-р], [л'-р'] Уточнять понятия глухие - звонкие согласные звуки. Развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Дифференциация звуков твердости и мягкости. Развивать навыки работы со словами-паронимами. Чтение ряда букв, ряда слогов с участием изученных букв, чтение слов. Тренировать в составлении рассказа по плану. Материалы и пособия: схемы для звуко-буквенного разбора, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, ИКТ. Тип урока: Комбинированный урок | |
13. | Дифференциация букв по оптическому сходству. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Дифференциация гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласного звука. Выделение ударного гласного звука в слове. Соотнесение слова и слоговой структуры. Дифференциация букв для профилактики оптической дисграфии: - дифференциация букв: о-а - дифференциация букв: и, у, ы - дифференциация букв: н-и - дифференциация букв: К-Н, к-н - дифференциация букв: П-Т, п-т - дифференциация букв: Л-М, л-м - дифференциация букв: б-д - дифференциация букв: И-Ш, и-ш - дифференциация букв: И-Й, и-й - дифференциация букв: И-Ц, и-ц - дифференциация букв: Ц-Щ, ц-щ - дифференциация букв: Ш-Щ, ш-щ - дифференциация букв: Е-З, - дифференциация букв: Е-Ё, е-ё - дифференциация букв: Е-Э, е-э - дифференциация букв: С-Э, с-э, с-е Упражнения для дифференциации оптически схожих букв для профилактики оптической дисграфии. Развивать оптико-пространственные представления и ориентирование. Правописание буквосочетаний: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН, НЩ. Образование названий профессий с помощью суффиксов ЩН, ЩИК. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Слова-паронимы. Учить строить связное высказывание. Развивать способность к речевому самоконтролю. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок). Материалы и пособия: контуры букв из песка, элементы букв, модели букв, кроссворды, палочки для моделирования букв, схемы для звуко-буквенного разбора, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, каточки с изображением букв в "зашумленных условиях", ИКТ. Тип урока: Комбинированный урок | |
14. | Обобщение знаний о гласных и согласных звуках. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Дифференциация согласных звуков. Соотнесение звуков с буквами. Дифференциация согласных парных согласных звуков (по твердости/мягкости, по звонкости/глухости). Работа с таблицей «Парные согласные». Формирование умения характеризовать звук. Выделение согласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Знакомство с понятием «родственные слова». Подбор родственных слов. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Развивать способность к речевому самоконтролю. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок). Материалы и пособия: материалы для звуко-буквенного анализа, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, серии картинок, ИКТ. Тип урока: Урок обобщения и систематизации ЗУН. | |
IV Раздел: Текст. | |||
1. | Работа с деформированными предложениями. | Составление предложений из набора слов. Формирование языкового анализа и синтеза на уровне предложения. Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам. Развивать способность к речевому самоконтролю. Учатся обсуждать индивидуальные результаты практической деятельности; участвовать в коллективном обсуждении; осуществлять работу в паре. Материалы и пособия: разрезанные карточки-слова для составления предложений, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, карточки с текстами с отсутствующими знаками препинания, ИКТ. Тип урока: Комбинированный урок | |
2. | Работа с предложением. Предлоги. | Составление предложений с предлогами (предложно-падежное управление), распространение предложения словами-признаками. Формировать умение прислушиваться к изменению окончаний слов предметов. Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам. Развивать способность к речевому самоконтролю. Учатся обсуждать индивидуальные результаты практической деятельности; участвовать в коллективном обсуждении; осуществлять работу в паре. Материалы и пособия: разрезанные карточки-слова для составления предложений, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, карточки с текстами с отсутствующими знаками препинания, ИКТ. Тип урока: Комбинированный урок | |
3. | Работа с деформированным текстом. | Акцент на обозначение границ предложения на письме и на определение последовательности предложений в тексте. Формирование языкового анализа и синтеза на уровне текста. Формировать умения составлять полный ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте, устанавливать связь заголовка с темой текста. Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам. Развивать способность к речевому самоконтролю. Учатся участвовать в коллективном обсуждении; осуществлять работу в паре. Материалы и пособия: разрезанные карточки-слова для составления предложений, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, карточки с текстами с отсутствующими знаками препинания, ИКТ. Тип урока: Комбинированный урок | |
4. | Обобщающие занятия по разделу: "Текст" | Обобщающие занятия в игровой форме. Закрепляют навыки коллективной работы, умения слушать друг друга, высказывать мнение полным предложением. Материалы и пособия: разрезанные карточки-слова для составления предложений, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, карточки с текстами с отсутствующими знаками препинания, ИКТ. Тип урока: Урок обобщения и систематизации ЗУН. | |
V Раздел: Повторения и закрепления ЗУН. | |||
1. | Повторение и закрепление ЗУН. | Повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков. Гласные и согласные звуки и буквы. Упражнения на дифференциацию гласных и согласных звуков. Упражнения на развитие звукового анализа и синтеза. Определение места изучаемых букв и звуков в слове. Дифференциация оптически сходных букв на уровне слова, предложения, текста. Работа с текстами. Материалы и пособия: звуко-буквенное лото, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, карточки с текстами ИКТ. Тип урока: Урок комплексного применения ЗУН. | |
VI Раздел: Логопедическое обследование в конце учебного года. | |||
1. | Логопедическое обследование. | Проведение итоговых диагностических работ: Звуко-буквенный анализ слова. Списывание с печатного текста. Списывание с рукописного текста. Диктант (букв, слогов, слов, предложений, текста). Проверка техники чтения. Пересказ. Составление рассказа по серии картинок. Материалы и пособия: контрольно-измерительные материалы, карточки с заданиями, сюжетные, предметные картинки. Тип урока: Урок контрольного учета и оценки ЗУН. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка системы логопедической работы по формированию синтаксических обобщений в речи учащихся 3 - 4 классов с задержкой психического развития.
Разработанная на основе изученного материала и собственного исследования система работы по развитию синтаксических обобщений в речи учащихся 3-4 классов с ЗПР, основанная на психолингвистическом подхо...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с задержкой психического развития .4 класс.
Пояснительная записка. Планируемые результаты. Содержание.Тематическое планирование....
рабочая адаптированная программа по изобразительному искусству для учащихся 4 класса с задержкой психического развития
Рабочая ааптированная программа по изобразителльному искусству предназначена для учащихся 4 класса с задержкой психического развития...
Методическая разработка коррекционно-развивающей работы по формированию школьных навыков учителя-дефектолога для детей 1 класса с задержкой психического развития
Актуальность методической разработки обусловлена тем, что в последние годы в общеобразовательной школе стало учиться всё больше детей испытывающих стойкие трудности в обучении. Причиной школ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 2 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)
Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 2 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 3 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)
Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 3 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 4 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)
Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 4 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...