Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 2 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)
рабочая программа по логопедии (2 класс)

Аверкина Галина Николаевна

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 2 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были использованы нормативные документы, методические рекомендации, авторские программы:

  • Приказ Министерства Просвещения РФ 286 от 31.05.2021 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Коррекционно-развивающая программа «Речевое творчество» 1-2 классы ГБОУ ЛО «Кировская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы», утвержденная Приказом 221 от 01.09.2019 г.
  • Авторская программа Каландаровой Н.Н. «Уроки речевого творчества». – Москва: Вако, 2009.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass_rechevoe_tvorchestvo.docx33.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Кировская школа – интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

Рассмотрена                                                                                                   Утверждена

и рекомендована                                                                                           приказом  №____

педагогическим советом                                                               от «__»_________г.

протокол №_________                                                                  директор школы

от «__»______________г.                                                                    _______О. М. Жукова

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Речевое творчество»

с учащимися 2 класса с ЗПР (ФГОС)

            Составила:

                        учитель-логопед        

             Аверкина Г. Н.

                                                 

2022-2023 учебный год

Содержание  

рабочей программы внеурочной деятельности

 «Речевое творчество» с учащимися 2 класса (ФГОС)

  1. Пояснительная записка………………………………………………..3
  2. Содержание программы………………………………………............4
  3. Планируемые результаты ………………………………………..…...4
  4. Список литературы……………………………………….……………..5
  5. Приложение:

        Календарно-тематическое планирование.............................................6

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 2 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были использованы нормативные документы, методические рекомендации, авторские программы:

  • Приказ Министерства Просвещения РФ 286 от 31.05.2021 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Коррекционно-развивающая программа «Речевое творчество» 1-2 классы ГБОУ ЛО «Кировская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы», утвержденная Приказом 221 от 01.09.2019 г.
  • Авторская программа Каландаровой Н.Н. «Уроки речевого творчества». – Москва: Вако, 2009.

Актуальность

Изучение родного языка через внеурочную деятельность способствует развитию устной и письменной речи учащихся, творческого мышления через игровую, развивающую деятельность. Межпредметные и внутрипредметные связи укрепляют знания и умения, полученные на занятиях. Умение формулировать свои мысли и логично их излагать, принимать участие в беседе оказывает положительные результаты в учебе в целом и социализации ученика. Учащийся становиться более уверенным в своих силах, и, следовательно – успешным.

Цель курса: научить учащихся владеть речью, грамотно излагать мысль устно, уметь формулировать своё отношение к происходящим событиям.

Задачи:

  1. Развивать и повышать культуру речи;
  2. Расширить знания учащихся по русскому языку и родной литературе;
  3. Формировать позитивное отношение к учебе, к окружающему миру в целом;
  4. Научить навыкам делового общения: научить ясно излагать свои мысли; уметь вести конструктивный диалог, публично выступать, работать в группе;

Для решения цели и задач внеурочного курса «Речевое творчество» используются различные формы деятельности учащихся: конкурсы художников-оформителей иллюстрация литературных произведений, творческие проекты, круглые столы и др. Это повышает эмоциональный уровень ребенка, способствует формированию позитивного отношения к учебе.

  1. Содержание

Занятия по курсу внеурочной деятельности «Речевое творчество» проводятся один раз в неделю, продолжительностью 40 минут.  Рабочая программа «Речевое творчество» представляет собой  межпредметный интегрированный курс (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, краеведение, изобразительная деятельность, технология).

Рабочая программа содержит работу по следующим направлениям:

  • Речь и речевая деятельность;
  • Жанры речи;
  • Культура речи;
  • Речевое творчество учащихся.

По типу, занятия – комбинированные, включают творческие и коммуникативные задания.

  1. Планируемые результаты
  1. Сформировать умение употреблять слова и обороты, конструкции, необходимые в повседневном общении с людьми;
  2. Сформировать умение выбирать языковые средства, уместные в конкретной ситуации;
  3. Развить умение устно рассказывать содержание художественного текста, сказки, давать художественное описание по иллюстрации;
  4. Сформировать умение участвовать в коллективной работе, слушать собеседника, ясно излагать свои мысли, уметь вести диалог;
  5. Уметь публично выступать: грамотно и последовательно фомулировать высказывание, уметь отвечать на вопросы по теме.

  1. Список литературы
  1. Бесова М. Познавательные игры для младших школьников от А до Я. Ярославль, 2004.
  2.  Волина В.В. Веселая грамматика. М., 1997.
  3. Гребенкина Р.Т., Кочкина А.И., Малинина О.П. Развитие связной речи в начальной школе. С-Петербург, 2000.  
  4. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества в 1-3 классах. 2002.
  5. Крепких Т. А. , Нарушевич А. Г.Соболева О. Л. « Универсальный словарь русского языка»/ Начальная школа  У59. М. АСТ- ПРЕСС КНИГА,   Орфография, Фразеология. Этимология. Синонимы,  антонимы. Толкование слова.
  6. Кудина Г.Н. Литература как предмет эстетического цикла. М., 1992.
  7. Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М., 1992.
  8. Ладыженская Т.А. Детская риторика. М.,1994.
  9. Ладыженская Т.А. Речевые уроки. М., 1995.
  10. Львов М.Р. Школа творческого мышления. М., 1993.
  11. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. М., 1995.
  12. Сагирова О. Русский язык с увлечением. Екатеринбург, 2003.
  13. Узорова О.В.,Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. М., 2003.

  1. Приложение

Календарно-тематическое планирование

№ темы

Тема занятия

Содержание работы

Кол-во

часов по плану

Дата/

Неделя

Кол-во

часов по факту

1.

В гостях

у сказки.

Анализ известных сказок.

Игры «Скажи ласково», «Подбери рифму», «Волшебные слова», «Собери сказку».

Чтение и беседа по сказке, по иллюстрации к сказке. Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  

Тип урока: Комбинированный урок

1

02.09

2022г.

2.

Узнай себя.

Просодические характеристики речи.

Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание.Игры: «Угадай-ка», «Чем отличаются?», «Чего нет? Или что поменялось местами?».Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме. Тип урока: Комбинированный урок

1

09.09

2022г.

3.

Путешествие в чудесный лес.

Учить строить связное высказывание. Учить слушать друг друга. Чтение «по цепочке». Пересказ «по цепочке». Составление рассказа по серии картинок. Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  Тип урока: Комбинированный урок

2

16.09

23.09

2022г.

4.

Загадки. Ребусы.

Виды загадок. Рифма. Загадки «Доскажи словечко». Познакомить с правилами отгадывания ребусов. Символы в ребусах.

Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  

Тип урока: Комбинированный урок

2

30.09

07.10

2022г.

5.

Нумерация в русских народных сказках.

Познакомить с традиционным использованием нумерации, счета в русских народных сказках. Предоставление права выбора главному герою в русских сказках.

Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  

Тип урока: Комбинированный урок

2

14.10

21.10

2022г.

6.

Поход за мебелью.

Учить строить связное высказывание. Учить слушать друг друга. Игры: «Найди мебель», «Магазин», «Расставим мебель в домике Карлсона», «Доскажи словечко». Выбор мебели по функциональности, по назначению для установки в гостиную, кухню, прихожую и т.д. Составление рассказа по серии картинок. Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  

Тип урока: Комбинированный урок

2

11.11

18.11

2022г.

7.

Мой дом.

Учить строить связное высказывание. Учить слушать друг друга. Игры: «Скажи по образцу», «Назови ласково», «Один-много», «Доскажи словечко». Составление рассказа с опорой на личный опыт. Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме. Тип урока: Комбинированный урок

1

25.11

2022г.

8.

Мы едем, едем, едем..

Повторяем правила поведения в транспорте, на остановках общественного транспорта. Фразы, которые могут пригодиться в поездке. Виды транспорта. Игры: «Сборка грузовика», «Транспортная перекличка», «Светофор», «Закончи предложение», «Выбери правильный ответ». Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме. Тип урока: Комбинированный урок

1

02.12

2022г.

9.

День рождения Крошки Енота.

Повторяем «волшебные слова». Составление рассказа по серии картинок. Учим составлять связное высказывание. Игры: «Волшебные слова», «Каравай», «Я – главный повар». Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  Тип урока: Комбинированный урок

1

09.12

2022г.

10.

Мастерская Деда Мороза

Знакомство с традициями празднования Нового года в разных странах. Сходства и отличия. Новогодние игрушки. Новогодний подарок своими руками. Новогодние украшения своими руками. Составление рассказа по серии картинок. Учить строить связное высказывание. Учить слушать друг друга. Работа в группах. Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  

Тип урока: Комбинированный урок

2

16.12

23.12

2022г.

11.

Поезд

в Трудолюбово.

Расширение словарного запаса. Знакомство с профессиями. Качества, необходимые работникам. Названия инструментов для работы. Составление рассказа о профессии. Стихотворения о профессиях. Игры: «Что лишнее?», «Собери картинку», «Выбери инструмент», «Угадай профессию». Беседа «Профессия будущего». Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  

Тип урока: Комбинированный урок

4

13.01

20.01

27.01

03.02

2023г.

12.

Защитник Родины.

Понятие «Родина», «Малая Родина». Защитники Родины в русском народном эпосе. Богатыри. Беседа «Есть такая профессия – Родину защищать».

Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  

Тип урока: Комбинированный урок

2

10.02

17.02

2023г.

13

Цветы для мамы.

Знакомство с видами цветов. Искусство составлять букет. Правила этикета. Игры: «Кому, какой цветок?», «Составляем букет», «Красивые слова маме», «Помоги Незнайке». Учим формулировать грамотное высказывание и слушать собеседника. Придумываем диалоги. Ролевые игры.

Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  

Тип урока: Комбинированный урок

2

03.03

10.03

2023г.

14

Поможем Айболиту.

Развиваем связную речь. Участие в ролевых играх. Игры: «Чьи уши лечит Айболит?», «Четвертый лишний».

Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  

Тип урока: Комбинированный урок

1

17.03

2023г.

15.

Спорт.

Знакомство с видами спорта. Спорт в мультфильмах. Обсуждение высказывания: «В здоровом теле – здоровый дух». Учить участвовать в беседе, слушать друг друга, отвечать на вопросы по теме. Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме. Тип урока: Комбинированный урок

2

07.04

14.04

2023г.

16.

Белка и Стрелка.

Беседы и игры на тему «Космонавтика». Знакомство с понятиями: космос, галактика, млечный путь, черная дыра, звездопад, космическая станция, Солнечная система.

Игры по тематике. Продолжать учить участвовать в беседе, слушать собеседника, ясно формулировать свое высказывание.

Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  

Тип урока: Комбинированный урок

2

21.04

28.04

2023г.

17.

Салют Победы.

Понятия: Родина, патриот, патриотизм, доброволец. Стихи о Дне Победы. Учить участвовать в беседе, слушать друг друга, отвечать на вопросы по теме.

Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  

Тип урока: Комбинированный урок

1

05.05

2023г.

18.

Цветик-семицветик.

Развитие чувств сопереживания, умения думать о других. Продолжаем развивать умение слушать друг друга. Игры: «Передай доброе слово», «Комплимент».

Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  

Тип урока: Комбинированный урок

2

12.05

19.05

2023г.

19.

Итоговое занятие.

Викторины, игры, задания для закрепления ЗУН, сформированных на занятиях.

1

26.05

2023г.

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1 класса с задержкой психического развития (ФГОС)"

laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися первого класса» является модифицированной.Данная программа представляет собой комплекс коррекционно-развивающих и учебново-воспитательных ме...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)»

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)» является модифицированной и разрабатывалась на основе требований ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 1 класс (ФГОС)"

laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с ЗПР, первый класс» является модифицированной. При разработке программы были использованы нормативные документы и методические рекомендации...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 3 класс (ФГОС)"

laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР)  третьего класса (ФГОС)» является модифицированной. При разработке программы были использованы ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 3 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 3 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 4 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 4 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...