Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 4 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)
рабочая программа по логопедии (4 класс)

Аверкина Галина Николаевна

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 4 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были использованы нормативные документы, методические рекомендации, авторские программы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_zpr_fgos_rechevoe_tvorchestvo.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

е бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Кировская школа – интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

Рассмотрена                                                                                                   Утверждена

и рек                    

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Речевое творчество»

с учащимися  4 класса с ЗПР (ФГОС)

            Составила:

                        учитель-логопед        

             Аверкина Г. Н.

                                                 

2023-2024 учебный год

Содержание  

рабочей программы внеурочной деятельности

 «Речевое творчество» с учащимися 4 класса ЗПР (ФГОС)

  1. Пояснительная записка………………………………………………..3
  2. Содержание программы………………………………………............4
  3. Планируемые результаты …………………………………...4
  4. Список литературы……………………………………….……………..5
  5. Приложение:

        Календарно-тематическое планирование...................................................6

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 4 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были использованы нормативные документы, методические рекомендации, авторские программы:

  1. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья");
  2. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) 2016-2021 гг. (утвержденная Приказом №190 от 29.08.2016г. ГБОУ ЛО «Кировская школа-интернат», реализующая адаптированные образовательные программы);
  3. Коррекционно-развивающая программа «Речевое творчество»  ГБОУ ЛО «Кировская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы», утвержденная Приказом 221 от 01.09.2019 г.
  4. Авторская программа Каландаровой Н.Н. «Уроки речевого творчества». – Москва: Вако, 2009.

На занятиях по развитию речи на на материале сказок, рассказов, сочинений формируются у учащихся добрые чувства. Развитие, совершенствование и обогащение речи – главная задача уроков речевого творчества. На занятиях речевого творчества четвероклассники будут учиться составлять план текста, соотносить пункты плана с содержанием текста, работать с деформированным предложением, текстом и планом. Особое внимание уделяется анализу морфологических и синтаксических характеристик слова. В план занятий включены викторины по литературному чтению.

Актуальность

Занятия по курсу «Речевое творчество» способствует развитию устной, письменной речи и творческого мышления учащихся, создают условия для формирования положительного отношения к учебной деятельности. Знания родного языка и грамотная речь способствует познанию разных наук, расширяет возможности реализации своего потенциала. Умение формулировать свои мысли и логично их излагать, принимать участие в беседе оказывает положительные результаты в учебе в целом и социализации ученика. Учащийся становиться более уверенным в своих силах. Развитие речи – один из общих показателей развития личности – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры.

        Цель курса: расширение возможностей речевого развития (во всех ее формах (чтение, письмо, говорение, слушание) учащихся младшей школы.

 Задачи:

  1. Расширить знания учащихся по русскому языку и родной литературе;
  2. Формировать позитивное отношение к учебе, к окружающему миру в целом;
  3. Развитие умений и навыков культурного коммуникативного поведения;
  4. Развитие нравственных, эстетических, этических качеств личности учащегося;  
  5. Развитие творческого воображения, логического, гибкого мышления
  6. Развитие литературных способностей детей.

Для решения цели и задач внеурочного курса «Речевое творчество» используются различные формы деятельности учащихся: викторины, конкурсы, круглые столы, диспут и др. Это повышает эмоциональный отклик у учащихся, способствует формированию позитивного отношения к учебе.

  1. Содержание

Занятия по курсу внеурочной деятельности «Речевое творчество» проводятся один раз в неделю, продолжительностью 40 минут.  Рабочая программа «Речевое творчество» представляет собой  межпредметный интегрированный курс (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, краеведение, изобразительная деятельность, технология).

Рабочая программа содержит работу по следующим направлениям:

  • Речь и речевая деятельность;
  • Жанры речи;
  • Культура речи;
  • Речевое творчество учащихся.

По типу, занятия – комбинированные, включают творческие и коммуникативные задания.

  1. Планируемые результаты
  1. Развить умение анализировать, сравнивать, выделять главное;
  2. Учащийся способен отстоять свою точку зрения средствами родного языка;
  3. Учащиеся создают  тексты (повествование, описание, размышление), используют речевые жанры (диалоги, выдуманные рассказы, сказки и рассказы, связанные с действительностью)
  4. Учащиеся составляют план текста и делают сжатый пересказ.
  5. Учащихся знанием владеют нормами этикета общения, культуры речи.

  1. Список литературы
  1. Бесова М. Познавательные игры для младших школьников от А до Я. Ярославль, 2004.
  2.  Волина В.В. Веселая грамматика. М., 1997.
  3. Гребенкина Р.Т., Кочкина А.И., Малинина О.П. Развитие связной речи в начальной школе. С-Петербург, 2000.  
  4. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества в 1-3 классах. 2002.
  5. Крепких Т. А. , Нарушевич А. Г.Соболева О. Л. « Универсальный словарь русского языка»/ Начальная школа  У59. М. АСТ- ПРЕСС КНИГА,   Орфография, Фразеология. Этимология. Синонимы,  антонимы. Толкование слова.
  6. Кудина Г.Н. Литература как предмет эстетического цикла. М., 1992.
  7. Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М., 1992.
  8. Ладыженская Т.А. Детская риторика. М.,1994.
  9. Ладыженская Т.А. Речевые уроки. М., 1995.
  10. Львов М.Р. Школа творческого мышления. М., 1993.
  11. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. М., 1995.
  12. Сагирова О. Русский язык с увлечением. Екатеринбург, 2003.
  13. Узорова О.В.,Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. М., 2003.

  1. Приложение

Календарно-тематическое планирование

№ темы

Тема занятия

Содержание работы

Кол-во

часов по плану

Дата/

Неделя

Кол-во

часов по факту

1.

Речь – инструмент для  передачи мыслей

и чувств.

Беседа с элементами игры. Речь устная (говорение, слушание) и письменная (чтение, письмо). Свойства устной речи (темп и громкость). Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме. Тип урока: Комбинированный урок

1

.

2.

Рассказы в картинках.

Н.Э. Радлов, В.Г. Сутеев

Игровые и творческие задания по теме.

Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме. Тип урока: Комбинированный урок

3

3.

Палитра цвета в литературных произведениях.

Исследуем средства выразительности в  сказках, потешках, небылицах, загадках, играх, считалках, песнях, прибаутках, скороговорках, пословицах, поговорках. Учить слушать друг друга. Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  Тип урока: Комбинированный урок

1

4.

Листопад

Словообразовательный анализ слова. Расширение словарного запаса. Деформированные предложения. Работа с текстом. Стихотворения по теме занятия. Сочинение-миниатюра.

1

5.

Выразительные возможности слов.

 Виды эмоциональных состояний. Способы передачи информации о внутреннем состоянии. Слово – инструмент для описания чувств. Морфологические шарады и лексические загадки. Пословицы. Фразиологизмы.

Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  

Тип урока: Комбинированный урок

4

6.

В мире добра

Виды эмоциональных состояний. Способы передачи информации о внутреннем состоянии. Слово – инструмент для описания чувств. Морфологические шарады и лексические загадки. Пословицы. Фразиологизмы.

Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  

Тип урока: Комбинированный урок

2

7.

Рифма

Ритмический рисунок стихотворения. Рифма. Игровые упражнения в подборке рифм. Сочинение стихотворение по заданной рифме.

Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  

Тип урока: Комбинированный урок

3

8.

Мир поэзии

Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др.

Иллюстрация к стихотворению.

Подбор рифмы.

Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  

Тип урока: Комбинированный урок

9.

Родная природа в произведениях для детей

Работа с текстом. Структура, тема и заголовок текста. Учимся распознавать, сравнивать тексты. Практикум с игровыми заданиями. Учить строить связное высказывание. Учить слушать друг друга. Составление рассказа по серии картинок.

Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  

Тип урока: Комбинированный урок

3

10.

Периодические издания для детей.

Знакомство с журналами и газетами для детей.

Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  

Тип урока: Комбинированный урок

1

11.

Детям о детях

С. Маршак, А. Барто, В.Голявкин., В.Драгунский, Е.Благинина, М.Яснов, А.Усачев. Обсуждение художественных произведений и анализ речевых ситуаций.  Составление рассказа по серии картинок. Учим составлять связное высказывание. Игры: «Волшебные слова». Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме. Тип урока: Комбинированный урок

7

12.

Былинный эпос

Особенности языка русских народных сказок. Виды сказок. Учимся мечтать выдумывать фантазировать. Составление былины по началу, концу, по иллюстрации, по опорным словам и словосочетаниям. Учить строить связное высказывание. Учить слушать друг друга. Придумывание сказки. Материалы и пособия: предметные картинки  

и презентация по теме. Тип урока: Комбинированный урок.

4

13.

История предметов.

Составление рассказов-миниатюр. Учить строить связное высказывание. Учить слушать друг друга. Составление рассказа по серии картинок.

Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  Тип урока: Комбинированный урок

3

14.

Итоговое занятие.

Викторины, игры, задания для закрепления ЗУН, сформированных на занятиях.

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1 класса с задержкой психического развития (ФГОС)"

laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися первого класса» является модифицированной.Данная программа представляет собой комплекс коррекционно-развивающих и учебново-воспитательных ме...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)»

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)» является модифицированной и разрабатывалась на основе требований ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 1 класс (ФГОС)"

laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с ЗПР, первый класс» является модифицированной. При разработке программы были использованы нормативные документы и методические рекомендации...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 3 класс (ФГОС)"

laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР)  третьего класса (ФГОС)» является модифицированной. При разработке программы были использованы ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 2 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 2 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 3 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 3 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...