Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 3 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)
рабочая программа по логопедии (3 класс)

Аверкина Галина Николаевна

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 3 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были использованы нормативные документы, методические рекомендации, авторские программы:

  • Приказ Министерства Просвещения РФ 286 от 31.05.2021 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Коррекционно-развивающая программа «Речевое творчество» 1-2 классы ГБОУ ЛО «Кировская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы», утвержденная Приказом 221 от 01.09.2019 г.
  • Авторская программа Каландаровой Н.Н. «Уроки речевого творчества». – Москва: Вако, 2009.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_programma_rechevoe_tvorchestvo.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Кировская школа – интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

Рассмотрена                                                                                                   Утверждена

и рекомендована                                                                                           приказом  №____

педагогическим советом                                                               от «__»_________г.

протокол №_________                                                                  директор школы

от «__»______________г.                                                                    _______О. М. Жукова

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Речевое творчество»

с учащимися с задержкой психического развития, 3 класс (ФГОС)

            Составила:

                        учитель-логопед        

             Аверкина Г. Н.

                                                 

2022-2023 учебный год

Содержание  

рабочей программы внеурочной деятельности

 «Речевое творчество» с учащимися 2 класса (ФГОС)

  1. Пояснительная записка………………………………………………..3
  2. Содержание программы………………………………………............4
  3. Планируемые результаты ………………………………………..…...4
  4. Список литературы……………………………………….……………..5
  5. Приложение:

        Календарно-тематическое планирование...................................................6

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 3 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были использованы нормативные документы, методические рекомендации, авторские программы:

  • Приказ Министерства Просвещения РФ 286 от 31.05.2021 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Коррекционно-развивающая программа «Речевое творчество» 1-2 классы ГБОУ ЛО «Кировская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы», утвержденная Приказом 221 от 01.09.2019 г.
  • Авторская программа Каландаровой Н.Н. «Уроки речевого творчества». – Москва: Вако, 2009.

Актуальность

Изучение родного языка через внеурочную деятельность способствует развитию устной и письменной речи учащихся. Речь – ключ к познанию не только разных наук, но и способ обрести себя в обществе. Умение формулировать свои мысли и логично их излагать, принимать участие в беседе оказывает положительные результаты в учебе в целом и социализации ученика. Учащийся становиться более уверенным в своих силах. Развитие речи – один из общих показателей развития личности – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры.

        Цель курса: полноценное речевое развитие младших школьников во всех ее формах (чтение, письмо, говорение, слушание)

 Задачи:

  1. Развивать и повышать культуру речи;
  2. Расширить знания учащихся по русскому языку и родной литературе;
  3. Формировать позитивное отношение к учебе, к окружающему миру в целом;
  4. Развитие умений и навыков адекватного коммуникативного поведения: научить четко, грамотно излагать свои мысли; уметь вести конструктивный диалог;
  5. Развитие нравственных, эстетических, этических, социально-значимых качеств личности учащегося;  
  6. Развитие творческого воображения, логического, критического, гибкого мышления и литературных способностей детей.

Для решения цели и задач внеурочного курса «Речевое творчество» используются различные формы деятельности учащихся: конкурсы художников-оформителей иллюстрация литературных произведений, творческие проекты, круглые столы и др. Это повышает эмоциональный уровень ребенка, способствует формированию позитивного отношения к учебе.

  1. Содержание

Занятия по курсу внеурочной деятельности «Речевое творчество» проводятся один раз в неделю, продолжительностью 40 минут.  Рабочая программа «Речевое творчество» представляет собой  межпредметный интегрированный курс (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, краеведение, изобразительная деятельность, технология).

Рабочая программа содержит работу по следующим направлениям:

  • Речь и речевая деятельность;
  • Жанры речи;
  • Культура речи;
  • Речевое творчество учащихся.

По типу, занятия – комбинированные, включают творческие и коммуникативные задания.

  1. Планируемые результаты
  1. Развить умение анализировать, сравнивать, выделять главное;
  2. Учащийся способен отстоять свою точку зрения средствами родного языка;
  3. Учащиеся создают  тексты (повествование, описание, размышление), используют речевые жанры (диалоги, выдуманные рассказы, сказки и рассказы, связанные с действительностью)
  4. Учащиеся составляют план текста и делают сжатый пересказ.
  5. Учащихся знанием владеют нормами этикета общения, культуры речи.

  1. Список литературы
  1. Бесова М. Познавательные игры для младших школьников от А до Я. Ярославль, 2004.
  2.  Волина В.В. Веселая грамматика. М., 1997.
  3. Гребенкина Р.Т., Кочкина А.И., Малинина О.П. Развитие связной речи в начальной школе. С-Петербург, 2000.  
  4. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества в 1-3 классах. 2002.
  5. Крепких Т. А. , Нарушевич А. Г.Соболева О. Л. « Универсальный словарь русского языка»/ Начальная школа  У59. М. АСТ- ПРЕСС КНИГА,   Орфография, Фразеология. Этимология. Синонимы,  антонимы. Толкование слова.
  6. Кудина Г.Н. Литература как предмет эстетического цикла. М., 1992.
  7. Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М., 1992.
  8. Ладыженская Т.А. Детская риторика. М.,1994.
  9. Ладыженская Т.А. Речевые уроки. М., 1995.
  10. Львов М.Р. Школа творческого мышления. М., 1993.
  11. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. М., 1995.
  12. Сагирова О. Русский язык с увлечением. Екатеринбург, 2003.
  13. Узорова О.В.,Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. М., 2003.

  1. Приложение

Календарно-тематическое планирование

№ темы

Тема занятия

Содержание работы

Кол-во

часов по плану

Дата/

Неделя

Кол-во

часов по факту

1.

Язык и речь. Речь – средство передачи мыслей

и чувств.

Беседа с элементами игры. Речь устная (говорение, слушание) и письменная (чтение, письмо). Свойства устной речи (темп и громкость). Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме. Тип урока: Комбинированный урок

1

07.09

2022г.

2.

Детское словотворчество. Толкование слова, словоупотребление.

Учимся размышлять, исследовать, конструировать слова.

Игровые и творческие задания по толкованию слов.

Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме. Тип урока: Комбинированный урок

1

14.09

2022г.

3.

Уcтное народное творчество

Малые фольклорные жанры. Сборник детского фольклора «Чудесный короб». Конкурсная игровая программа с творческими заданиями. Исследуем потешки, небылицы, загадки, игры, считалки, песни, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки. Учить слушать друг друга. Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  Тип урока: Комбинированный урок

3

21.09

28.09

05.10

2022г.

4.

Загадки. Ребусы.

Кроссворды.

Филворды.

Виды загадок. Рифма. Загадки «Доскажи словечко». Познакомить с правилами отгадывания ребусов. Символы в ребусах. Конкурс загадок составленных детьми.

Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  

Тип урока: Комбинированный урок

4

12.10

19.10

26.10

09.11

2022г.

5.

В мире текстов

Виды текстов. Структура, тема и заголовок текста. Учимся распознавать, сравнивать тексты. Практикум с игровыми заданиями.

Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  

Тип урока: Комбинированный урок

4

16.11

23.11

30.11

07.12

2022г.

6.

Тема текста. Основная мысль текста.

Нахождение основной мысли текста. Тема текста. Прогнозирование содержания текста по заголовку, по данному плану, по рисункам В.Г. Сутеева.

Учить строить связное высказывание. Учить слушать друг друга. Составление рассказа по серии картинок. Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  

Тип урока: Комбинированный урок

4

14.12

21.12

2022г.

11.01

18.01

2023г.

7.

В гостях

у сказки.

Особенности языка русских народных сказок. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Учимся мечтать выдумывать фантазировать. Составление сказок по началу, концу, по иллюстрации, по опорным словам и словосочетаниям. Конкурс на лучшего сказочника   «Сочиняю сказку я» Иллюстрирование  сказки.

Учить строить связное высказывание. Учить слушать друг друга. Придумывание сказки. Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме. Тип урока: Комбинированный урок

8

25.01

01.02

08.02

15.02

22.02

01.03

15.03

22.03

2023г.

8.

Культура общения и манера поведения.

Повторяем правила ведения беседы. Законы речевого этикета.  В. Берестов «Аист и соловей», С. Маршак «Вежливое слово», А. Барто «Вовка - добрая душа». Обсуждение художественных произведений и анализ речевых ситуаций. Повторяем «волшебные слова». Составление рассказа по серии картинок. Учим составлять связное высказывание. Игры: «Волшебные слова». Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме. Тип урока: Комбинированный урок

4

05.04

12.04

19.04

26.04

2023г.

9.

Выразительные средства языка.

Логическое ударение в повествовательных, восклицательных, вопросительных предложениях. Интонация голоса, темп, громкость. Тон и тембр.

Игра «Узнай по голосу! Громко-тихо» Импровизация речевых ситуаций. Хоровая декламация стихов А. Барто.

Инсценирование речевых ситуаций, стихов, чистоговорок.

Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  Тип урока: Комбинированный урок

4

03.05

10.05

17.05

24.05

2023г.

19.

Итоговое занятие.

Викторины, игры, задания для закрепления ЗУН, сформированных на занятиях.

1

31.05

2023г.

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1 класса с задержкой психического развития (ФГОС)"

laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися первого класса» является модифицированной.Данная программа представляет собой комплекс коррекционно-развивающих и учебново-воспитательных ме...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)»

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)» является модифицированной и разрабатывалась на основе требований ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 1 класс (ФГОС)"

laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с ЗПР, первый класс» является модифицированной. При разработке программы были использованы нормативные документы и методические рекомендации...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 3 класс (ФГОС)"

laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР)  третьего класса (ФГОС)» является модифицированной. При разработке программы были использованы ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 2 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 2 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 4 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 4 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...