Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с задержкой психического развития .4 класс.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Пояснительная записка. Планируемые результаты. Содержание.Тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aop_zpr_okr_mir_4_kl.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа:

- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования (Приказ МО и науки  РФ от 06.10.2009 № 373

- Приказ Минобрнауки  РФ от 08 июня 2015 года № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. №253»;

- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10;

- Учебный план МБОУ СОШ с. Бахтыбаево на 2018-2019 учебный год. Приказ №76 от  29.05.2018 г.;

- Календарный учебный график учебного процесса МБОУ СОШ с. Бахтыбаево на 2018-2019 учебный год. Приказ № 94 от 30.08.2018г.;

- Приказ №  95от 30.08.2018 г. МБОУ СОШ с. Бахтыбаево «Об утверждении списка учебников, Федерального компонента учебников на 2018-2019 учебный год»;  

- «Положение о рабочих программах  по учебным курсам,  предметам, дисциплинам (модулям)  МБОУ СОШ с. Бахтыбаево». Приказ № 77 от 01.09.2014 г.

     - Основная образовательная программа начального общегообразования МБОУ СОШ с.БахтыбаевоПриказ №64 от 23.08.2012 г., в новой редакции - Приказ № 62 от 01.09.2015 г.

Рабочая учебная программа по окружающему миру составлена на основе Концепции и программ для начальных классов «Школа России» Москва «Просвещение» 2008г., учебного курса «Окружающий мир», комплекта «Школа России», авторской  программы  А.А. Плешакова «Окружающий мир».(«Просвещение»,2011г.)

Рабочая  программа раскрывает на доступном для обучающихся с ЗПР уровне сложившиеся противоречивые отношения между обществом и природой, пути его разрешения. Обучающиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми, как: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Наряду с этим рабочая программа способствует формированию у обучающихся убеждения в необходимости охраны природы, как в своём крае, так и в стране, на всей планете. Дети младшего школьного возраста приобретают определённые умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

Программа учитывает особенности детей с ЗПР.

  • Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
  • Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
  • Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
  • Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
  • Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
  • У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)

Изучение окружающего мира в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

 развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задания

•освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

•воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры,

патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Общая характеристика учебного предмета

Программа строит обучение  детей с ЗПР на основе принципа коррекционно-развивающей направленности  учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.

  Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

    Особенностям содержания этого учебного предмета является: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др. 

Для реализации рабочей программы на уроках окружающего мира используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, метод проектной деятельности, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, гербарии, таблицы, карты.

Применение разнообразных методов форм, средств обучения позволяют учителю широко использовать моделирование: создание графических и динамических схем, которые помогают обучающимся понять и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования, выполнять практические работы, несложные опыты, формировать общеучебные умения и навыки, осваивать способы деятельности, выполнять задания творческого характера 

Программа строит обучение  детей на основе принципа коррекционно-развивающей направленности  учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.

Методы и формы через которые будет реализована программа:

  • обучение на интересе, на успехе, на доверии;
  • адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
  • одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
  • использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
  • формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
  • взаимообучение, диалогические методики;
  • комментированные упражнения;
  • оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 6 разделами: «Земля и человечество», «Природа России», «Родной край - часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия».

Разделы: «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная история» вводят школьников в мир истории, которая изучается на близком ученикам материале. Обучающиеся знакомятся с историей Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разные эпохи, описания памятников культуры, рассказов о конкретных событиях и их участниках.

Предмет “Окружающий мир” предусматривает активное использование на уроке учителем ИКТ-технологий в качестве наглядного материала (использование презентаций, учебных дисков, видео- и аудио, игровых программ), что делает процесс обучения более эффективным.

К каждому разделу ставится комплексно-дидактическая цель.

Раздел № 1 «Земля и человечество» даёт детям возможность увидеть, что Земля - это дом человечества, большой и одновременно очень маленький, надёжный и в то же время очень хрупкий.

Раздел №2 «Природа России» поможет узнать разнообразие и красоту природы России, знакомит с различными картами и учит читать их, рассматривать возможные пути экологической помощи природе.

Раздел №3 «Родной край - часть большой страны» знакомит с природой родного края, помогает разобраться в экологических связях, учит правилам поведения в природе, необходимым для её сохранения.

Раздел № 4 начинает новый раздел «Страницы всемирной истории», который поможет школьникам получить представление об отрезках времени, разделяющих историю человечества, знакомит детей с достижениями людей в разные исторические времена.

Раздел № 5«Страницы истории Отечества» расскажет о важных событиях в истории России.

Раздел №6 «Современная Россия» даст школьникам представление о государственном устройстве нашей страны, поможет узнать о правах человека, познакомит с государственной символикой, а также с главными праздниками страны.

Место предмета в базисном учебном плане 

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения окружающего мира в 4 классе отводится 68  часов из расчета 2 часа в неделю. 

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/понимать

  • название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города;
  • государственную символику России;
  • государственные праздники;
  • основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • правила сохранения и укрепления здоровья;
  • основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
  • различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города);
  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  • ориентирования на местности с помощью компаса;
  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • ухода за растениями (животными);
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;
  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей

ТЕМАТЧИЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема раздела

Кол-во часов

Земля и человечество

9

Природа России

11

Наш край – часть большой страны

13

Страницы всемирной истории

6

Страницы истории Отечества

20

Современная Россия

9

Всего

68

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы на 2018-2019учебный год

4 класс

№п/п

Планируемая дата

проведения

Фактическая дата

проведения

Тема с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан

Примечание

Земля и человечество (9ч)

1

4.09

Мир глазами астронома.

2

7.09

Планеты Солнечной системы

3

11.09

Звёздное небо - великая книга природы. Знакомство с картой звездного неба (Практическая работа).

4

14.09

Мир глазами географа. Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте (Практическая работа).

5

18.09

Мир глазами историка. Знакомство с историческими картами (Практическая работа).

6

21.09

Когда и где?

7

25.09

Мир глазами эколога.

8

28.09

Сокровища Земли под охраной человечества. Пещера Шульган-Таш.

9

2.10

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество».

03.10

10

5.10

Равнины и горы России. Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов. (Практическая работа).

11

9.10

Моря, озёра и реки России. Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов. (Практическая работа).

12

12.10

Природные зоны России.Знакомство с закономерным чередованием природных зон.

13

16.10

Зона арктических пустынь.  Поиск и показ изучаемых географических объектов на карте природных зон (Практическая работа)

14

19.10

Тундра.  Поиск и показ изучаемых географических объектов на карте природных зон (Практическая работа).

15

23.10

Леса России.  Рассматривание гербарных экземпляров (практическая работа).

Леса Башкортостана.

16

26.10

Лес и человек.

17

6.11

Зона степей. Рассматривание гербарных экземпляров (практическая работа).

18

9.11

Пустыни. Поиск и показ изучаемых географических объектов на карте природных зон (Практическая работа).

19

13.11

У Чёрного моря. Поиск и показ изучаемых географических объектов на карте природных зон (Практическая работа).

20

16.11

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России».

21.11

21

20.11

Наш край. Знакомство с картой края (Практическая работа).Наш край Башкортостан. Знакомство с картой Башкортостана.

22

23.11

Поверхность нашего края.

23

27.11

Водные богатства нашего края.

24

30.11

Наши подземные богатства. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств (Практическая работа).

25

4.12

Земля – кормилица.

26

7.12

Жизнь леса

27

11.12

Растения и животные леса.

28

14.12

Жизнь луга. Рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ (Практическая работа).

29

18.12

Растения и животные луга (экскурсия)

30

21.12

Жизнь пресного водоёма

31

25.12

Растениеводство в нашем крае. Знакомство с культурными растениями края (Практическая работа).

32

28.12

Животноводство в нашем крае.Животноводство Башкортостана.

33

15.01

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны».Презентация проектов.

Страницы всемирной истории (6 ч)

34

18.01

Начало истории человечества.

35

22.01

Мир древности: далёкий и близкий.

36

25.01

Средние века: время рыцарей и замков.

37

29.01

Новое время: встреча Европы и Америки.

38

1.02

Новейшее время: история продолжается сегодня.

39

5.02

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Презентация проектов.

40

8.02

Жизнь древних славян.

41

12.02

Во времена Древней Руси.

42

15.02

Страна городов.

43

19.02

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

44

22.02

Трудные времена на Русской земле.

45

26.02

Русь расправляет крылья.

46

1.03

Куликовская битва.

47

5.03

Иван Третий.

48

12.03

Мастера печатных дел.

49

15.03

Патриоты России.

50

19.03

Петр Великий.

51

22.03

Михаил Васильевич Ломоносов.

52

2.04

Екатерина Великая.

53

5.04

Отечественная война 1812 года.

54

9.04

Страницы истории XIXвека.

55

12.04

Россия вступает в XX век.

56

16.04

Страницы истории 20 -30-х годов.

57

19.04

Великая война и великая победа.

58

23.04

Страна, открывшая путь в космос.

59

26.04

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Презентация проектов.

60

30.04

Основной закон России и права чело11века.

61

3.05

«Дети имеют право  на  особую заботу и помощь».

62

7.05

Мы – граждане России.

63

10.05

Славные символы России.

Символы Республики Башкортостан.

64

14.05

Такие разные праздники.

65 -67

17,21,24.05

Путешествие по России.

68

28.05

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия» Презентация проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) (далее – ЗПР) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ПАООП НОО) для обучающихся с ЗПР для 1 класса по предмету « Музыка»

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа  начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития  (ПАООП НОО) для обучающихся с ЗПР  для 1 кл...

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с задержкой психического развития

Рабочая программа по предмету математика  составлена в соответствии  Адаптированной  основной образовательной программой для обучающихся с ОВЗ МБОУ гимназии г. Советский (АООП ОВЗ), утв...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса для обучающегося с задержкой психического развития 1 – 4 классов (вариант 7.1.):

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса для обучающегося с задержкой психического развития 1 – 4 классов (вариант 7.1.):...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в 3 классе ( 102 часа)

Программа детализирует и раскрывает базовое содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями из...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в 3 классе

 Программа детализирует и раскрывает базовое содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответстви...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по музыке для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в 3 классе

Программа детализирует и раскрывает базовое содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями из...