Сенсорная интеграция в условиях школьного логопедического пункта: практико-ориентированный подход
методическая разработка по логопедии (1 класс)

В условиях школьного логопедического пункта обучаются дети с различными нарушениями речи: от фонетико-фонематического недоразвития до тяжелых форм общего недоразвития речи. Многие из них имеют нарушения сенсорной регуляции — неустойчивость внимания, повышенную утомляемость, гипо- или гиперчувствительность к звукам, прикосновениям, зрительным и вестибулярным раздражителям. Всё это напрямую влияет на качество усвоения речевого материала и успешность коррекционной работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорная интеграция в условиях школьного логопедического пункта: практико-ориентированный подход

В условиях школьного логопедического пункта обучаются дети с различными нарушениями речи: от фонетико-фонематического недоразвития до тяжелых форм общего недоразвития речи. Многие из них имеют нарушения сенсорной регуляции — неустойчивость внимания, повышенную утомляемость, гипо- или гиперчувствительность к звукам, прикосновениям, зрительным и вестибулярным раздражителям. Всё это напрямую влияет на качество усвоения речевого материала и успешность коррекционной работы.

Метод сенсорной интеграции, разработанный Дж. Айрес, доказал свою эффективность как вспомогательное направление в коррекционной логопедии. Однако в условиях ограниченного оснащения школьного логопункта важно адаптировать подход с использованием доступных материалов и без дорогостоящего оборудования.

Цель:

Создание сенсорной поддерживающей среды для повышения эффективности коррекционной логопедической работы в условиях школьного логопункта с использованием подручных материалов.

Задачи:

  1. Включение сенсорных упражнений в логопедические занятия для активизации речевой деятельности.
  2. Развитие слуховой, тактильной, проприоцептивной, зрительной и вестибулярной систем с использованием бытовых средств.
  3. Повышение сенсорной организованности ребёнка с речевыми нарушениями для создания условий речевой активности.

Принципы реализации сенсорной интеграции в логопункте

  • Сенсорная активность всегда включается в структуру логопедического занятия: до (мобилизация), во время (поддержка), после (снижение возбуждения).
  • Все упражнения имеют четкую речевую цель: например, облегчение артикуляции, подготовка слуха к фонематическому анализу, снижение моторной расторможенности перед чтением.
  • Занятия проводятся в мини-группах или индивидуально, при этом логопед комментирует действия, усиливая вербальное сопровождение.

Конкретные упражнения и сенсорные зоны

1. Тактильная зона

Материалы: сенсорные мешочки (тканевые или из плотного пакета), наполненные фасолью, манкой, пуговицами, крупой, резинками, макаронами.

Упражнение: «Найди звук»

  • Задача: развивать тактильную чувствительность и фонематическое восприятие.
  • Ход: ребёнок на ощупь достает из мешочка фигурку или букву (из картона/фетра) и называет слово на заданный звук («Положи в мешочек всё, что начинается на [ш]»).

Упражнение: «Нарисуй на песке»

  • Используем: лоток с манкой/солью.
  • Задача: тренировка графомоторных навыков и зрительно-моторной координации.
  • Ход: логопед диктует слог или слово, ребенок «пишет» его пальцем на песке.

2. Проприоцептивная стимуляция

Материалы: скакалки, плотные мячики, резинки, обручи, канцелярские резинки.

Упражнение: «Ручной пресс»

  • Цель: снижение гипервозбудимости, подготовка к речевой деятельности.
  • Ход: ребёнок нажимает руками друг на друга, логопед дает команду: «Нажми и скажи “ба”», усиливая голосовое давление при физическом усилии.

Упражнение: «Прыгай и говори»

  • Цель: развитие темпоритмической структуры речи.
  • Ход: ребенок прыгает на месте, проговаривая слоги в ритме прыжков (ба-ба-ба, па-та-ка и т.д.).

3. Вестибулярная стимуляция

Материалы: гимнастический коврик, табурет на колесиках, старый стул (вращающийся), гимнастическая скамья.

Упражнение: «Ракета взлетает»

  • Ход: ребёнок поднимается и резко опускается в сидячее положение, произносит слог/слово в момент "взлёта".
  • Цель: активизация речевого дыхания.

Упражнение: «Катись и говори»

  • Ребёнок катится по коврику или сидит на скользком табурете, при этом на каждом повороте/наклоне говорит заданный звук или слог.

4. Зрительно-моторная координация

Материалы: простые лабиринты, шнуровки из картона, верёвки, прищепки.

Упражнение: «Найди путь к звуку»

  • Ход: ребенок проходит лабиринт карандашом и произносит звук, на котором «живет» каждый поворот (задания подстраиваются под звукопроизношение).

Упражнение: «Поймай слово»

  • Прищепки с буквами. Ребёнок должен составить слово, «щелкая» прищепкой по очереди и озвучивая буквы.

5. Слуховая интеграция

Материалы: крышки от бутылок, пластиковые контейнеры с наполнителями, колокольчики, аудиофайлы (возможна запись на телефон), игрушечные музыкальные инструменты.

Упражнение: «Где спрятался звук?»

  • Ход: логопед воспроизводит звуки (шум воды, звон, хлопок), ребенок определяет источник и проговаривает связанное с ним слово.

Упражнение: «Услышь и повтори»

  • Цель: развитие слуховой памяти.
  • Ход: ребенок слушает звуковой ряд (па-та-ка), хлопает в ритме и повторяет слухомоторный шаблон.

Структура занятия с элементами сенсорной интеграции (пример)

Тема: автоматизация звука [ш]
Форма: индивидуальное занятие, 30 минут
Возраст: 6–7 лет

  1. Сенсорная разминка (5 мин)
    – "Найди в мешочке предмет, который начинается на [ш]"
    – массаж ладошек мячиком с шипами, произношение слогов
  2. Основной этап (20 мин)
    – артикуляционная гимнастика (на мяче или стоя)
    – автоматизация [ш] в слогах через ритмическую ходьбу
    – словесные игры с прищепками (цепочки слов, шнуровка)
  3. Итог и релаксация (5 мин)
    – рисование слова на песке
    – дыхательное упражнение «свеча» (надувание щеки, выдувание)

Использование сенсорной интеграции в условиях школьного логопедического пункта позволяет достигать высоких результатов без финансовых затрат, при условии грамотно подобранной структуры занятия. Подручные материалы (крупы, веревки, крышки, ткань, песок) становятся эффективными сенсорными инструментами, если работа логопеда опирается на четкую цель и речевую задачу. Сенсорная интеграция не заменяет речевую коррекцию, но усиливает ее эффект за счет глубинной нейросенсорной поддержки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ в условиях логопедического пункта школы-интерната

Из опыта работы учителя-логопеда логопункта школы-интерната...

Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях логопедического пункта

Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях логопедического пункта. Программа предназначена для учителей-логопедов, логопедов. Расчитана на 36 часов....

Методические разработки по информационному оформлению школьного логопедического пункта. В помощь молодому логопеду.

В данной статье представлены разработки для оформления стенда информации о работе учителя-логопеда на школьном логопункте. ...

Организация работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта общеобразовательного учреждения

В презентации представлены материалы организационной методической  работы учителя - логопеда в рамках школьного логопедического пункта и паспорт логопедического кабинета....

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Коррекция устной и профилактика нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста (1 класс) в условиях логопедического пункта »

Программа социально-педагогической, коррекционно-развивающей направленностидля детей младшего школьного  возраста (6 -8 лет)срок реализации программы: 1 год...

Презентация «Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению нарушений темпо-ритмической организации речи (заикание) в условиях школьного логопедического пункта»

Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое ...

Программа коррекционной работы учителя-логопеда на школьном логопедическом пункте

Программа коррекционной работы учителя-логопеда направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающимся с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общег...