Конспект урока во 2 классе на тему: «Образование слов при помощи суффиксов»
план-конспект урока по логопедии (2 класс)

конспект фронтального логопедического урока-занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovanie_slov_pri_pomoshchi_suffiksov.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока во 2 классе на тему:

«Образование слов при помощи суффиксов»

Цель- развивать навыки словообразования при помощи суффиксов.

Задачи:

  1. познакомить с суффиксом и его значением;
  2. закрепить знания о правописании суффиксов;
  3. познакомит с суффиксами: – ОНОК-, - ЁНОК-, – ЧИК-, -ЩИК-, -ОК-;
  4. развитие умения суффиксального способа образования новых слов;
  5. научить дифференцировать суффиксы: – ИК-, -ИЩ-, - ЕН-;
  6. развитие слухового внимания.

Оборудование: картинки с детенышами животных; карточки со словами; картинки: чемоданчик и кузовок; карточки со словами: суп, зуб, груз, кон, дуб, гриб, угол, зуб, лес; карточки с текстом; тетради и ручки.

Ход урока

  1. Оргмомент

- Прочитайте слова, записанные на доске, и найдите в  каждой группе общую часть, с помощью которой эти слова образованы.

  • лес, лесок, лесник;
  • кот, котик, кошачий, кошечка, котенок;
  • лист, листовой, листочек.

- Сегодня мы вами будем учиться образовывать слова при помощи суффиксов.

  1. Знакомство с понятием «суффикс»

- Суффикс служит для образования новых слов и чаще всего стоит после корня.

Послушайте сказку о волшебнике Суффиксе.

В давние-давние времена в далекой стране Грамматике жил в замке старый волшебник Суффикс. Очень боялись его жители страны. Об этом колдуне давно ходила дурная слава. Он мог превращать слова из маленьких в большие или просто огромные, а доброго мог сделать злым, или наоборот, превратить сердитого в ласкового и послушного. Как это удавалось волшебнику, слова не знали, а оттого и боялись его.

Однажды в город пришел огромный великан. Сделался правителем, короля прогнал в лес и стал управлять всем и всеми. Опечалились жители. Как жить дальше? "Чем кормить огромного великана, если он за один раз съедал стадо коров. Во что одевать, если на одну его рубашку уходил годовой запас ткани. И тут старейшина города предложил обратиться за помощью к волшебнику Суффиксу. Жители боялись идти к старику. Но нашлись три смельчака, которые отважились на это путешествие. Они нашли замок волшебника. Рассказали ему о несчастье горожан, и тот обещал помочь.

На следующее утро волшебник Суффикс появился на
главной площади города перед дворцом великана. Новый
правитель сидел на балконе и пил утренний кофе. Завидев
старенького колдуна, великан рассмеялся и сказал: «Так
это тебя так боится мой народ? Трусливые людишки!» Волшебник Суффикс ничего ему не ответил, а лишь взмахнул
своей волшебной палочкой, и ...сапожищи великана превратились в сапожки, взмахнул еще раз и ...
(логопед называет
предметы, а дети досказывают ему, каким он стал)
Вот
так и не стало великана, а на его месте остался маленький
человечек. Замахал он ручками, затопал ножками и убежал
с глаз долой.

Вернулся из леса прежний король, и зажили люди счастливо. Правитель щедро наградил волшебника Суффикса и пригласил его жить в город.

С тех пор никто и никогда больше не боялся старого колдуна. А жители города еще долго пересказывали эту историю, передавая ее от детей к внукам.

  1. Знакомство с правописанием и значением суффиксов – ОНОК-, - ЁНОК

- Назовите изображения животных и их детенышей. Запишите названия детенышей. Выделите суффиксы, с помощью которых образованы эти слова.

Картинки: котенок, козленок, теленок, лисенок, медвежонок, жеребенок, поросенок.

  1. Дифференциация суффиксов – ИК-, -ИЩ-, - ЕН-

- Волшебные суффиксы – ИК-, -ИЩ-, - ЕН- умеют превращать маленькие предметы в большие и наоборот. Поиграйте с волшебными суффиксами: превратите предметы доя гнома в маленькие, а для великана в большие. Запишите названия предметов в две колонки.

РУКА – ручища, рученька

СТОЛ – столище, столик

НОГА- ножища, ноженька

НОС – носища, носик

ДОМ – домища, домик

УСЫ – усищи, усики

  1. Физкультминутка "Радуга" 

Дети вместе с учителем произносят:

Радуга-дуга-дуга,

Унеси меня в луга,

На травушку шелковую,

На речку бирюзовую,

На желтенький песок! 

Одновременно дети закрывают глаза, представляют летний пейзаж и выполняют покачивание туловищем из стороны в сторону, руки над головой. Затем глаза открывают и закрывают, садятся за парты и расслабляются. Учитель называет цвет, играющие стремятся с закрытыми глазами "увидеть" заданный цвет. По истечении 3 - 5 с учитель спрашивает у одного из игроков, что он видел. Продолжительность всей игры - 30 с.

  1. Знакомство с суффиксами – ЧИК-, -ЩИК-.

- Ответьте верно на вопросы и вы узнаете, какое значение имеют суффиксы  – ЧИК-, -ЩИК-.

Вопросы:

- Кто помогает на вокзале носить вещи? (носильщик)

- Кто носит специальную форму и летает на самолете? (летчик)

- Кто дрессирует зверей? (дрессировщик)

- Кто что-то налаживает? (наладчик)

- Кто чинит водопровод? (водопроводчик)

- Кто стреляет из пулемета? (пулеметчик)

- Кто служит  в ракетных войсках? (ракетчик)

- Кто косит газоны? (газончик)

Что общего между всеми отгаданными словами? (они обозначают названия профессий)

  1. «Найди суффиксы»

- Прочитайте слова на карточках и подумайте, какие суффиксы можно найти в них?

Слова на карточках:

- танкист, дирижер, пекарь;

- танкист, жонглер, токарь;

- фигурист, оратор, слесарь;

- хоккеист, архитектор, пахарь.

  1. Суффиксы – ЧИК-, -ОК-.

- Рассмотрите пару суффиксов и подумайте: кому можно дать ЧЕМОДАНЧИК, а кому КУЗОВОК? Почему?

На доске логопед записывает суффиксы – ЧИК-, -ОК- и выставляет картинки, изображающие чемоданчик и кузовок.

Карточки со словами: суп, зуб, груз, кон, дуб, гриб, угол, зуб, лес.

- Найдите слово, от которого вы образовали несколько новых слов (Зуб. Зубок и зубчик). Чем отличаются эти слова? (суффиксами) Объясните значение слов.

  1. Работа с текстом

- Прочитайте текст на карточке. Найдите слова, в которых есть суффиксы. Подчеркните слова с суффиксами, выделите их. Какую роль играют в словах эти суффиксы?

Рысь

Под старой сосной грелась рысь. На ветку села синичка. Ветка тих качнулась. Зашуршала в траве лесная мышка. Маленький рысенок бросился с ней играть. Мать ласково мурлыкала и смотрела на малыша.

Ночью она пойдет за добычей. Поймает хищница маленьких зайчат, крупных зайцев, тяжелый глухарей. Много вреда приносит рысь.

  1. Итог урока

- Назовите суффиксы, о которых вы узнали на уроке. Что они обозначают? Для чего нужны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка по теме: "Образование слов с помощью суффиксов ник и ниц" 2 класс. ПНШ.

Данная презентация составлена по теме: "Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы"....

Урок русского языка во 2 классе по теме "Образование слов с помощью приставки и суффикса"

Технологическая карта урока закрепления+ презентация  по теме "Образование слов с помощью приставки и суффикса" (УМК "Перспективная начальная школа") разработаны на материале книги К. Чуковского ...

Карточки для групповой работы на уроке русского языка по теме " Образование слов с помощью суффиксов"

Карточки можно использовать для групповой работы на уроке русского языка по теме " Образование слов с помощью суффиксов"....