Конспект урока во 2 классе на тему: «Образование слов при помощи суффиксов»
план-конспект урока по логопедии (2 класс)
конспект фронтального логопедического урока-занятия
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока во 2 классе на тему:
«Образование слов при помощи суффиксов»
Цель- развивать навыки словообразования при помощи суффиксов.
Задачи:
- познакомить с суффиксом и его значением;
- закрепить знания о правописании суффиксов;
- познакомит с суффиксами: – ОНОК-, - ЁНОК-, – ЧИК-, -ЩИК-, -ОК-;
- развитие умения суффиксального способа образования новых слов;
- научить дифференцировать суффиксы: – ИК-, -ИЩ-, - ЕН-;
- развитие слухового внимания.
Оборудование: картинки с детенышами животных; карточки со словами; картинки: чемоданчик и кузовок; карточки со словами: суп, зуб, груз, кон, дуб, гриб, угол, зуб, лес; карточки с текстом; тетради и ручки.
Ход урока
- Оргмомент
- Прочитайте слова, записанные на доске, и найдите в каждой группе общую часть, с помощью которой эти слова образованы.
- лес, лесок, лесник;
- кот, котик, кошачий, кошечка, котенок;
- лист, листовой, листочек.
- Сегодня мы вами будем учиться образовывать слова при помощи суффиксов.
- Знакомство с понятием «суффикс»
- Суффикс служит для образования новых слов и чаще всего стоит после корня.
Послушайте сказку о волшебнике Суффиксе.
В давние-давние времена в далекой стране Грамматике жил в замке старый волшебник Суффикс. Очень боялись его жители страны. Об этом колдуне давно ходила дурная слава. Он мог превращать слова из маленьких в большие или просто огромные, а доброго мог сделать злым, или наоборот, превратить сердитого в ласкового и послушного. Как это удавалось волшебнику, слова не знали, а оттого и боялись его.
Однажды в город пришел огромный великан. Сделался правителем, короля прогнал в лес и стал управлять всем и всеми. Опечалились жители. Как жить дальше? "Чем кормить огромного великана, если он за один раз съедал стадо коров. Во что одевать, если на одну его рубашку уходил годовой запас ткани. И тут старейшина города предложил обратиться за помощью к волшебнику Суффиксу. Жители боялись идти к старику. Но нашлись три смельчака, которые отважились на это путешествие. Они нашли замок волшебника. Рассказали ему о несчастье горожан, и тот обещал помочь.
На следующее утро волшебник Суффикс появился на
главной площади города перед дворцом великана. Новый
правитель сидел на балконе и пил утренний кофе. Завидев
старенького колдуна, великан рассмеялся и сказал: «Так
это тебя так боится мой народ? Трусливые людишки!» Волшебник Суффикс ничего ему не ответил, а лишь взмахнул
своей волшебной палочкой, и ...сапожищи великана превратились в сапожки, взмахнул еще раз и ... (логопед называет
предметы, а дети досказывают ему, каким он стал) Вот
так и не стало великана, а на его месте остался маленький
человечек. Замахал он ручками, затопал ножками и убежал
с глаз долой.
Вернулся из леса прежний король, и зажили люди счастливо. Правитель щедро наградил волшебника Суффикса и пригласил его жить в город.
С тех пор никто и никогда больше не боялся старого колдуна. А жители города еще долго пересказывали эту историю, передавая ее от детей к внукам.
- Знакомство с правописанием и значением суффиксов – ОНОК-, - ЁНОК
- Назовите изображения животных и их детенышей. Запишите названия детенышей. Выделите суффиксы, с помощью которых образованы эти слова.
Картинки: котенок, козленок, теленок, лисенок, медвежонок, жеребенок, поросенок.
- Дифференциация суффиксов – ИК-, -ИЩ-, - ЕН-
- Волшебные суффиксы – ИК-, -ИЩ-, - ЕН- умеют превращать маленькие предметы в большие и наоборот. Поиграйте с волшебными суффиксами: превратите предметы доя гнома в маленькие, а для великана в большие. Запишите названия предметов в две колонки.
РУКА – ручища, рученька
СТОЛ – столище, столик
НОГА- ножища, ноженька
НОС – носища, носик
ДОМ – домища, домик
УСЫ – усищи, усики
- Физкультминутка "Радуга"
Дети вместе с учителем произносят:
Радуга-дуга-дуга,
Унеси меня в луга,
На травушку шелковую,
На речку бирюзовую,
На желтенький песок!
Одновременно дети закрывают глаза, представляют летний пейзаж и выполняют покачивание туловищем из стороны в сторону, руки над головой. Затем глаза открывают и закрывают, садятся за парты и расслабляются. Учитель называет цвет, играющие стремятся с закрытыми глазами "увидеть" заданный цвет. По истечении 3 - 5 с учитель спрашивает у одного из игроков, что он видел. Продолжительность всей игры - 30 с.
- Знакомство с суффиксами – ЧИК-, -ЩИК-.
- Ответьте верно на вопросы и вы узнаете, какое значение имеют суффиксы – ЧИК-, -ЩИК-.
Вопросы:
- Кто помогает на вокзале носить вещи? (носильщик)
- Кто носит специальную форму и летает на самолете? (летчик)
- Кто дрессирует зверей? (дрессировщик)
- Кто что-то налаживает? (наладчик)
- Кто чинит водопровод? (водопроводчик)
- Кто стреляет из пулемета? (пулеметчик)
- Кто служит в ракетных войсках? (ракетчик)
- Кто косит газоны? (газончик)
Что общего между всеми отгаданными словами? (они обозначают названия профессий)
- «Найди суффиксы»
- Прочитайте слова на карточках и подумайте, какие суффиксы можно найти в них?
Слова на карточках:
- танкист, дирижер, пекарь;
- танкист, жонглер, токарь;
- фигурист, оратор, слесарь;
- хоккеист, архитектор, пахарь.
- Суффиксы – ЧИК-, -ОК-.
- Рассмотрите пару суффиксов и подумайте: кому можно дать ЧЕМОДАНЧИК, а кому КУЗОВОК? Почему?
На доске логопед записывает суффиксы – ЧИК-, -ОК- и выставляет картинки, изображающие чемоданчик и кузовок.
Карточки со словами: суп, зуб, груз, кон, дуб, гриб, угол, зуб, лес.
- Найдите слово, от которого вы образовали несколько новых слов (Зуб. Зубок и зубчик). Чем отличаются эти слова? (суффиксами) Объясните значение слов.
- Работа с текстом
- Прочитайте текст на карточке. Найдите слова, в которых есть суффиксы. Подчеркните слова с суффиксами, выделите их. Какую роль играют в словах эти суффиксы?
Рысь
Под старой сосной грелась рысь. На ветку села синичка. Ветка тих качнулась. Зашуршала в траве лесная мышка. Маленький рысенок бросился с ней играть. Мать ласково мурлыкала и смотрела на малыша.
Ночью она пойдет за добычей. Поймает хищница маленьких зайчат, крупных зайцев, тяжелый глухарей. Много вреда приносит рысь.
- Итог урока
- Назовите суффиксы, о которых вы узнали на уроке. Что они обозначают? Для чего нужны?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме: «Образование слов с помощью суффиксов»
Конспект урока...
Конспект по русскому языку 2 класса на тему "Образование слов с помощью приставки и суффикса."
Конспект по русскому я зыку 2 класса...
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ: «Образование слов с помощью приставки и суффикса» 2 класс ПНШ ФГОС
Конспект урока русского языка 2 класс...

Презентация к уроку русского языка №60 во 2 классе по теме "Образование слов с помощью суффиксов"
Презентация к УМК 2Начальная школа 21 века"...

Презентация урока русского языка по теме: "Образование слов с помощью суффиксов ник и ниц" 2 класс. ПНШ.
Данная презентация составлена по теме: "Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы"....

Урок русского языка во 2 классе по теме "Образование слов с помощью приставки и суффикса"
Технологическая карта урока закрепления+ презентация по теме "Образование слов с помощью приставки и суффикса" (УМК "Перспективная начальная школа") разработаны на материале книги К. Чуковского ...

Карточки для групповой работы на уроке русского языка по теме " Образование слов с помощью суффиксов"
Карточки можно использовать для групповой работы на уроке русского языка по теме " Образование слов с помощью суффиксов"....