Урок русского языка во 2 классе по теме "Образование слов с помощью приставки и суффикса"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Баданина Татьяна Александровна

Технологическая карта урока закрепления+ презентация  по теме "Образование слов с помощью приставки и суффикса" (УМК "Перспективная начальная школа") разработаны на материале книги К. Чуковского "От двух до пяти". Цель урока: учить выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

(УМК «Перспективная начальная школа»)

Ф. И. О. учителя: Баданина Т. А.

Класс: 2

Тема урока: Образование слов с помощью приставки и суффикса.

Место урока в изучаемой теме: 2 урок. Урок закрепления.

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс (часть 3, стр. 86), авторы М. Л. Каленчук, Н.А Чуракова, Т. А. Байкова; мультимедийная презентация; листы самооценки.

Цель (для учителя):

учить мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа

Цель (для обучающихся):

учиться  находить значимые части слова, разбирать слова по составу.

Планируемый результат:

умение выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа

Критерии оценки:

умение выделить окончание, основу, корень, приставку и суффикс.

Задачи (для учителя):

1) учить находить значимые части слова;

2) учить объяснять, как образовано слово;

3) учить наблюдать за механизмом образования слов на примерах из книги Чуковского «От двух до пяти»;

4) обучать разбору слова по составу

Задачи(для обучающихся):

1) понаблюдать за образованием слов;

2) научиться выделять в слове приставки и суффиксы;

3) научиться  разбирать слова по составу;

Характеристика этапов урока

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Вводно-мотивационный

-Я предлагаю начать урок со знакомства с одним человеком. ( 2 слайд)

- Что вы узнали о К. Чуковском? Что вы о нем знаете?

- О ком это стихотворение? Почему его жалко?  (3 слайд)

-Какие произведения Чуковского читали?

- К. Чуковский был не только детским писателем, но и ученым, посвятившим жизнь изучению русского языка. (4 слайд)

Сегодня на уроке мы совершим  необычное путешествие — путешествие в мир детской речи. В маленьком возрасте дети часто изобретают новые слова. Об этом у К. И. Чуковского есть целая книга «От двух до пяти».

Настраивает на урок.

Строит беседу о К. Чуковском по презентации

Читает отрывки из книги (приложение 1)

Принимают участие в беседе.

Л

-Проявляет интерес к процессу письма, заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов.

П

-сравнивает и группирует слова по заданным основаниям;

- использует знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов;

задаёт вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи, проводит анализ и синтез.

Р.

- Определяет, формулирует  учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

-сопоставляет свою работу с образцом;

К

-оформляет свою мысль в устной и письменной речи;

-обосновывает высказанное суждение;

-умеет задавать уточняющие вопросы

Определение темы урока

-Вспомните, какую тему изучали на прошлом уроке?

Тему фиксирует на доске.

Называют тему, при необходимости обращаются к учебнику.

Целеполагание и постановка задач

-Определите, с какой целью будем сегодня работать с необычными словами, которые придумали дети?

1) Наблюдать за образованием слов;

2) учиться находить суффиксы и приставки;

3) учиться разбирать слова по составу

Оказывает помощь в формулировании цели и задач.

Формулируют цель и задачи урока по опорным словам.

Формирование навыка по словообразовательному анализу  в ходе  работы с языковым материалом

1.  Работа с заданиями презентации (5 и 6 слайд). Знакомство с новым суффиксом -ят-.

2. Работа с учебником с. 86, упр. 97

3. Творческое задание (7 слайд)

Проводит инструктаж обучающихся. Организует диалог, в ходе которого дети выясняют, как образованы слова, наблюдают за их значением, выделяют значимые части слова.

Работают с заданиями: объясняют значение слов;

по аналогии с данным примером образуют новые слова, записывают их в тетради, выделяют суффикс.

В работе с упражнением учебника ищут, от каких слов образованы новые слова.

Пробуют сами по аналогии образовать новые слова, выделяют приставки.

Формирование навыка по разбору слова по составу в ходе самостоятельной работы.

Выведение критериев оценки умения разбирать слова по составу. Работа с упражнением (8 слайд)

Проводит инструктаж обучающихся. Помогает в определении критериев оценки. Организует пробное упражнение и самостоятельную работу.

Выводят критерии.

Затем выполняют задание самостоятельно.

Осуществление контроля

Самооценка

Фронтальная проверка

Самооценка по критериям на листе самооценки:

Умение

       +  или -

Умею выделять окончание и основу

Умею выделять корень

Умею выделять приставки

Умею выделять суффиксы

Организует выступление

По очереди осуществляют разбор слов по составу.

Оценивают себя по каждому из критериев. (+ или -)

Рефлексивно-оценочный

-Оцените  свою работу на уроке: нарисуйте  в тетради и закрасьте смайлик  в цвет, соответствующий вашей оценке

кр - «мне было легко и интересно работать»

желт. - «мне было трудно, но интересно работать»

зел. - «мне было трудно и неинтересно работать» (слайд 9)

 

-Какая была тема урока? Цель? Достигли результата?

-Над чем еще надо поработать?

Приложение 1

Отрывки из книги «От 2 до 5»

ОТ АВТОРА
Это было давно. Я жил на даче у самого моря. Перед моими окнами на горячем песке Сестрорецкого пляжа копошилось несметное количество малых детей под надзором бабушек и нянек. Я только что оправился после долгой болезни и по предписанию врача был обречен на безделье. Слоняясь с утра до вечера по чудесному пляжу, я вскоре сблизился со всей детворой, да и она привыкла ко мне. Мы строили из песка неприступные крепости, спускали на воду бумажные флоты.
Вокруг меня, ни на миг не смолкая, слышалась звонкая детская речь. На первых порах она просто забавляла меня, но мало-помалу я пришел к убеждению, что, прекрасная сама по себе, она имеет высокую научную ценность.

Когда Ляле было два с половиной года, какой-то незнакомый спросил ее в шутку:
- Ты хотела бы быть моей дочкой?
Она ответила ему величаво:
- Я мамина и больше никовойная.
Однажды мы гуляли с ней по взморью, и она впервые в жизни увидела вдали пароход.
- Мама, мама, паровоз купается! - пылко закричала она.
Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться. С большим удовольствием подслушал я такой диалог:
- Мне сам папа сказал...
- Мне сама мама сказала...
- Но ведь папа самее мамы... Папа гораздо самее.
Было приятно узнавать от детей, что у лысого голова босиком, что от мятных лепешек во рту сквознячок, что женщина-дворник - дворняжка.
И весело мне было услышать, как трехлетняя спящая девочка внезапно пробормотала во сне:
- Мама, закрой мою заднюю ногу!
И очень забавляли меня такие, например, детские речения и возгласы, подслушанные в разное время:
- Папа, смотри, как твои брюки нахмурились!
Ой, мама, какие у тебя толстопузые ноги!
- Наша бабуля зарезала зимою гусей, чтоб они не простудились.
- Мама, как мне жалко лошадок, что они не могут в носу ковырять.
Жорж разрезал лопаткой дождевого червя пополам.
- Зачем ты это сделал?
- Червячку было скучно. Теперь их два. Им стало веселее.
Какой ты страшный спун! Чтобы сейчас было встато!
Лялечку побрызгали духами:
Я вся такая пахлая,
Я вся такая духлая.
И вертится у зеркала.
- Я, мамочка, красавлюсь!
- Когда же вы со мной поиграете? Папа с работы - и сейчас же за книгу. А мама - барыня какая! - сразу стирать начала.
Все семейство поджидало почтальона. И вот он появился у самой калитки. Варя, двух с половиной лет, первая заметила его.
- Почтаник, почтаник идет! - радостно возвестила она.
Замечательное детское слово услышал я когда-то на даче под Питером в один пасмурный майский день. Я зажег для детей костер. Издали солидно подползла двухлетняя соседская девочка:
- Это всехный огонь?
- Всехный, всехный! Подходи, не бойся!

Трехлетняя Таня, увидев морщинки на лбу у отца, указала на них пальцем и сказала:
- Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки!
И что может быть экспрессивнее отличного детского слова смеяние, означающего многократный и длительный смех.
- Мне аж кисло во рту стало от баловства, от смеяния.
Трехлетняя Ната:
- Спой мне, мама, баюльную песню!
"Баюльная песня" (от глагола "баюкать") - превосходное, звучное слово, более понятное детям, чем "колыбельная песня", так как в современном быту колыбели давно уже сделались редкостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Образование слов с помощью приставок".

Урок русского языка во 2 классе УМК "Начальная школа 21 век" по теме "Образование слов с помощью приставок" разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"

Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

Урок русского языка 2 класс "Развитие умения различать предлоги и приставки".

Урок направлен на развитие умения различать приставки и предлоги, на составление алгоритма написания и проверки приставок и предлогов....

Разработка урока русского языка 3 класс "Правописание удвоенных согласных на стыке корня и суффикса"

Урок открытия нового знания по указанной теме проведён в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова с использованием компьютерных технологий. Урок разработан в соответствии с ФГОС, направл...

Презентация урока русского языка 3 класс "Правописание удвоенных согласных на стыке корня и суффикса"

Программа А.В.Поляковой 3 класс. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, включает различные виды работы: в группах, парах, индивидуально, предполагает ведение листа самооценки с фиксацией ...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Образование новых слов с помощью приставки" для 4 класса

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Образование новых слов с помощью приставки" для 4 класса...