Разработка урока русского языка 3 класс "Правописание удвоенных согласных на стыке корня и суффикса"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Бассараб Светлана Николаевна

Урок открытия нового знания по указанной теме проведён в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова с использованием компьютерных технологий. Урок разработан в соответствии с ФГОС, направлен на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_sbornik_basarab_s.n._gimnaziya_no12_s_literaturoy.doc227.5 КБ

Предварительный просмотр:

   РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  ИКТ «ПРАВОПИСАНИЕ УДВОЕННЫХ СОГЛАСНЫХ НА СТЫКЕ КОРНЯ И СУФФИКСА»

Бассараб С.Н.

                                                          МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода 

Урок открытия нового знания по указанной теме проведён в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова с использованием компьютерных технологий. Урок разработан в соответствии с ФГОС, направлен на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников. Предлагаемый урок с использованием ИКТ не только расширяет полученные знания, но и в большей степени повышает интеллектуальный потенциал учащихся.

       Цель урока:  содействовать формированию умения находить и писать   орфограмму «удвоенная согласная на стыке суффикса и корня».

       Задачи:

  1. Формировать умения  учащихся находить  в словах орфограмму « удвоенные согласные»  и грамотно писать слова с этой орфограммой на примере словообразовательного анализа слов с основой на -Н и с суффиксом -НИК---НИЦ  -Н
  2. Содействовать развитию умения учащихся разбирать слова по составу
  3. Расширить словарный запас слов с удвоенными согласными
  4. Способствовать воспитанию здорового образа жизни

УУД:

предметные

личностные

регулятивные

коммуникативные

умение находить орфограммы в указанных словах, разбирать слова по составу

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе

умение принимать и сохранять учебную задачу в течение урока, развитие умения целеполагания, анализа информации

умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками и учителем

Оборудование: учебник,  листы самооценки, индивидуальные схемы состава слов, раздаточные картинки, задания для работы в группах, составляющие «Алгоритма»для групп, электронная энциклопедия, мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия»,  мультимедийная презентация.

1. Мотивация к учебной деятельности 

- Девиз урока: ВСЁ РАЗВЕДАТЬ, ВСЁ УЗНАТЬ,

                        СВОИХ ОШИБОК НЕ СКРЫВАТЬ!  (Слайд 1)

Вы согласны с этими словами? Сегодня на уроке мы с вами  попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка.

 Чистописание: пп   рр   нн  сс бб  лл   гг

-Что это написано на доске? (Согласные буквы) Какое задание вы можете предложить? (Разделить на группы)

(- На звонкие и глухие, парные и непарные) -Лишнее? (гг). Как можно сказать, одним словом все эти согласные? (Двойные согласные) 

Тема урока: Слова с двойными согласными ( появляется на доске)

Ребята, вы оценивать свою работу будете сами на отдельных  листах по 3 бальной системе, ФИКСИРУЯ свои ошибки в отдельную колонку. (Слайд 2)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии Игра «Плюс, минус» (Слайд  №3 ) 1. Корень - часть слова, без которой слово не может существовать?. (да) 2.Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова (да) 3. Суффикс служит для связи слов в предложении (нет) 4. Верно, выполнен перенос слов: рас-свет, то-нна, грам-м (нет) 5.Удвоенная согласная может быть только в корне (нет)Обсуждение.Сверка с эталоном на экране. Самооценка.-Соберите предложение, вставьте пропущенные буквы. Обсудите варианты в паре: иммунитет падиржи - вот наш ценый совет

Поддержи иммунитет - вот наш ценный совет. Что такое иммунитет? Поиск определения в толковом словаре. В написании какого слове вы испытали большее затруднение? (ценный)

3.Постановка цели и задач урока. Так над чем вы хотели бы поработать сегодня? Попробуйте сформулировать тему нашего урока (тема урока появляется на доске). Тема урока: Слова с двойными согласными на стыке корня и суффикса- А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными на стыке корня и суффикса слова)- Что нужно уметь хорошо делать для написания слов с удвоенной согласной. Хорошо уметь разбирать слова по составу. Сформулируйте вывод. Мы его поместим в корзину мыслей (на доске) Вывод 1: Знать состав слова.

 - Давайте вспомним, как нужно разобрать слово по составу?  ФИЗМИНУТКА. ( Карточки с частями слова развешены по классу)Найдите глазками окончание, основу, корень, приставку, суффикс. 

4. Выявление места и причины затруднения Следующее задание «Мы - исследователи» (Слайд 4)Даны слова. Какое задание можете предложить? ( Разделить на группы.)  Как вы думаете, по какому признаку можно это сделать? ( В первый столбик – слова с одной буквой –Н, а во второй – с двумя буквами –НН). Сильный    синий     барабанный    лунный дальний сменный

5.  Построение проекта выхода  из затруднения Какую цель ставим перед собой?  (Узнать, почему одни прилагательные пишутся с одной буквой –Н, а другие   с двумя буквами –НН. Повторим правила работы в группе ) Обсудите в группах составление алгоритма: как написать правильно слово с двойной согласной.

 Сбор алгоритма в группах (4-ках) в виде лимона, мяча, солнце, улыбки.) Чем связаны слово иммунитет и эти предметы?

 Вывод 2 :Знать алгоритм.

Если корень оканчивается на букву Н, суффикс начинается на букву Н, то пишется две буквы Н.

Запиши слово с транскрипцией. [бл’иный’э]  БЛИННЫЕ      [старон’ица] СТОРОННИЦА

Вывод 3: На месте удвоенной согласной мы слышим долгий звук

6. Первичное закрепление во внешней речи в парах. Работа с учебником.  
Образуйте от основ данных слов при помощи суффикса НИК однокоренные существительные.Проговорите написание слова по алгоритму друг другу. Взаимопрверка  Выделяем окончание и основу слова
Малина – малинник Осина – осинник Двор – дворник   Цветы – цветник.
малин/ + -ник- + □ = малин/ник/                осин + ник=осинник

Далее дети объясняют (с помощью электронной энциклопедии), что означают другие слова: конник, сторонник,сонник.) Оценка товарища. 

7. Физминутка: «Слова в движении»»  Эмма, Инна, Алла, класс, телеграмма и рассказ,  русский, касса, масса, тонна, пассажир, шоссе, колонна.

8. Индивидуальная работа с учебником :упражнение №158.

  Вставить пропущенные суффиксы. Самооценка (Слайд 5).С помощью каких суффиксов образованы слова с двойными согласными? (ник, н, енн)  

 Вывод 4: Слова с двойными согласными имеют суффиксы н, ник, енн, ниц 

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу РАБОТА  ПО  КАРТОЧКАМ  (Слайд 7) РАЗНОУРОВНЕВЫЕ  ЗАДАНИЯ Выписать слова с пропущенными буквами, поставив в начальную форму. Разобрать по составу.

1,2 группа: Нам здоровья не купить,
За ним нужно всем следить.
Лучше с
ран. их лет начать,
Ни минуты не терять.

Против грипп..а нам полезна всегда витамин..ая еда.   Кон. ый спорт, хо..кей, ба..сейн- я сторон. ик таких идей.

У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Где-то здесь
тихоня  лень,
С ней борись ты каждый день.

3,4  группа: Работа с предметными карточками  - раздаточным материалом

10. Включение в систему знаний и повторение     1) Игра «Без слов»: Учитель произносит слова с двойными согласными в корне, на стыке приставки, суффикса,  а учащиеся с помощью индивидуальных карточек показывают ту часть слова, в которой имеется орфограмма    2) Написать текст без ошибок, обозначить корень:1 вариант Ра(н,нн)ее (о,а)се(н,нн)ее утро. Уже р(о,а)(сс,с)вело. Гл(е,и,я)жу сквозь (о,а)ко(н,нн)ое ст(и,е)кло в тума(н,нн)ую дал(ь). 2 вариант Я з(о,а)ву с собой  без(з))заботную с(о)баку (С,с)трелку. Мы идём в с(а,о)с(н,нн)овую рощ(у,ю). Мы любим утре(нн)ие крос(с)ы.  Проверка (Слайд 8)

11. Рефлексия учебной деятельности. Анализ своих ошибок, подсчёт баллов.

 12. Домашнее дифференцированное задание. Сочинить рассказ о спорте с использованием слов с двойными согласными или написать 10 слов с суффиксами н, ник, ниц, разобрать их по составу.

Список использованных источников:

1. Полякова, А. В. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2010.

2.  Полякова, А. В. Творческие учебные задания по русскому языку  – М.: Просвещение, 2008

3. Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык 3  класс»

АЛГОРИТМ

  1. Выдели корень
  2. Выдели суффикс
  3. Сравни согласные буквы  корня и суффикса
  4. Сделай вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка по теме6 "Безударные гласные в корне слова"

Данный конспект урока включает в себя не только информацию о этапах и содержании учебного материала, но и показывает натрадиционные формы работы на уроке, работу  с использованием здоровьесберега...

Презентация урока русского языка 3 класс "Правописание удвоенных согласных на стыке корня и суффикса"

Программа А.В.Поляковой 3 класс. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, включает различные виды работы: в группах, парах, индивидуально, предполагает ведение листа самооценки с фиксацией ...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"

Методический материал опубликован в региональном сборнике статей "Учитель - учителю. Из опыта работы учителей начальных классов Белгородской области" в соавторстве с учителем начальных классов Л.А. Фу...

Технологическая карта открытого урока русского языка "Правописание удвоенных согласных", 2 класс, УМК "Планета Знаний"

Образовательная цель данного урока: Формирование языковой культуры. Развитие теретического мышления второклассников на основе осмысления правил правописания удвоенных согласных в корне слова.Урок разр...

Урок русского языка. Тема: Непроизносимые согласные. Орфограмма в корне слова. 2 класс УМК "Перспектива"

Урок русского языкаТема: Непроизносимые согласные. Орфограмма в корне слова.2 классУМК "Перспектива"...

Урок русского языка "Правописание удвоенных согласных"

Урок русского языка "Правописание удвоенных согласных" направлен на закрепление изученной темы...


 

Комментарии

Бассараб Светлана Николаевна

Данный урок с использованием ИКТ не только расширяет полученные знания, но и в большей степени повышает интеллектуальный потенциал учащихся.