Урок русского языка. Тема: Непроизносимые согласные. Орфограмма в корне слова. 2 класс УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Романова Надежда Сергеевна

Урок русского языка

Тема: Непроизносимые согласные. Орфограмма в корне слова.

2 класс

УМК "Перспектива"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_neproiznosimye_soglasnye.docx17.52 КБ
Файл urok_neproiznosinye_soglasnye.pptx314.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

г. Донской

Урок русского языка

Тема: Непроизносимые согласные. Орфограмма в корне слова.

2 класс

УМК "Перспектива"

                                                                  

                                                        Учителя начальных классов

                                                        Романовой Надежды Сергеевны

г. Донской.

 2018

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова.

Орфограмма в корне слова.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах и объяснять правописание слов с непроизносимыми согласными; писать орфографически правильно слова с непроизносимыми согласными.

Цели и задачи:

1. Дать понятие о непроизносимых согласных.2. Выработать алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными. 3. Продолжить работу с правилами правописания корня. 4. Развивать речь учащихся при составлении текста-доказательства в процессе аргументации верности написания слова; развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление. 5.  Прививать интерес к предмету.

Оборудование. Презентация (иллюстративный ряд к уроку), таблицы словарных слов (праздник, лестница), карточки с цифрами 1, 2, 3, этимологический словарь.

Ход урока.

I. 1.  Орг. момент.

2. Минута чистописания.

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

хоккей хлеб орех

- Что общего, и чем различны данные слова? (Кол-во слогов, перенос слов, буква Х, орфограмма, часть речи)

II. Актуализация прежних знаний и введение нового материала.

 На доске запись.    

                                         1.                                    2.                             3.

                                    ло ? ка                       в ? твистый                 со ? нце

                                    мя ? кий                    г ? лодный                  грус ? ный

                                    кру ?                          св ? тить                     сер ? це

- Рассмотрим первый столбик слов: подумайте какие буквы пропущены в слова, назовите орфограмму, выделите корень. (Дети вставляют пропущенные буквы, доказывают правильность написания) Учитель приклеивает над словами карточку с цифрой 1.

- А теперь подумайте над словами второго столбика. Что объединяет данные слова? (Дети доказывают правильность написания, выделяют орфограмму, учитель наклеивает карточку с цифрой 2.)

- Рассмотрим 3 столбик слов. Ребята, подумайте какие буквы пропущены? Почему так думаете? Выделите корень в этих словах.

- Что помогло задуматься и написать грамотно эти слова?

- Ребята, что объединяет данные слова в столбиках? (Корень, орфограмма в корне)

- Какая орфограмма была незнакома вам?

Давайте сформулируем новое правило правописания корня. (Учитель приклеивает карточку с цифрой 3.)

- Как можно назвать согласный, который не произносится? О чем нужно знать, чтобы грамотно писать слова?

Вывод. (Дети выводят третье правило корня)

- Какие задачи сегодня на уроке поставим перед собой? (1. Выучить новую орфограмму. 2. Научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова)

Работа по теме урока.

        Учитель после вывода, сделанного учащимися, записывает на доске тему урока. Непроизносимые согласные.  Зачитываются слова профессора Самоварова из учебника с.126. Учащиеся записывают слова из третьего столбика в тетрадь, подбирая проверочные слова и выделяя корень.

Пример: солнышко - солнце

              - Молодцы, ребята, вы сами вывели еще одно правило русского языка, третье правило правописания корня, непроизносимые согласные.

Работа в парах. Выполняется упр. 190 из учебника.

III. Первичное закрепление материала.

        Поздняя осень была любимой порой А.С. Пушкина. Слайд. 1

- Найдите слово с непроизносимой согласной.

- Вы уже знаете много стихотворений А.С. Пушкина, но сегодня, мне хотелось бы посмотреть, как вы помните сказки поэта. Слайды 2, 3.

- Узнали сказку? Замените подчеркнутые слова близкими по значению словами с непроизносимыми согласными, и тогда мы получим подлинный текст Пушкина.

(Запись в тетрадях. Один ученик работает у доски).

С печальной - с грустной

Добрый день - здравствуй

Пасмурный - ненастный

IV. Физкультминутка.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушали.

Тишину послушали.

V. Самостоятельная работа.

- А теперь поработайте самостоятельно. (Выполняется упражнение 191 из учебника)

- Молодцы! Вы хорошо работали, и, чтобы немного отдохнуть, я загадаю вам загадку.

VI. Словарная работа.

Хорошо по лестнице нам идти с тобой.

Лестница-чудесница бежит сама собой. (Эскалатор)

- Назовите слово с непроизносимым согласным. (Лестница)

- Какой согласный не произносится? Попробуйте подобрать проверочное слово. Таких слов нет. Это непроверяемое написание.

        В нашем языке немало таких слов, в которых нельзя проверить орфограмму. Как мы называем такие слова? (Словарные).

         Я расскажу вам о словах "лестница" и "праздник"

        Если заглянуть в этимологический словарь и узнать историю этих слов, то мы увидим, что эти буквы не зря находятся в этих словах. (Демонстрируются слова лестница, праздник)

а) Слово лестница произошло от древнерусского слова лествица (лезть) - то, с помощью чего лезут.

б) Слово праздник в древнерусском языке звучало праздь (свободный от работы день) Отсюда в слове и буква д.

(Запись слов в тетрадь из словаря и составление предложений с данными словами.

         Несколько человек зачитывают свои предложения.

VII. Обобщение.  Итог урока.

- Что можете сказать о сегодняшнем уроке?

- Что нового узнали?

- Какие задачи стояли перед вами?

Добились ли вы цели? Довольны работой?

VIII. Объявление оценок.

IX. Домашнее задание. Узнать этимологию слова ЗДРАВСТВУЙ . Упр. 189.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Непроизносимые согласные.»

Слайд 2

Дни поздней осени Бранят обыкновенно, Но мне она мила... А.С.Пушкин

Слайд 3

Видит: весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце С печальной думой на лице.

Слайд 4

Добрый день , князь ты мой прекрасный, Что ж ты тих, как день пасмурный ? Опечалился чему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. 2 класс

Презентация к уроку: Обобщение раздела. Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. 2 класс....

3 класс. Русский язык. Тема "Непроизносимые согласные. Закрепление"

Цель: обобщение знаний правил о правописании слов с непроизносимыми согласными.Задачи:Обучающие: – формировать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова или подбора...

Презентация для открытого урока на тему "Непроизносимый согласный звук в корне слова"

Данная презентаци является дополнением к открытому уроку по теме "Непроизосимый согласный звук в корне слова". Сам урок является вводным при изучении данной темы.Основной его задачей сявляется развити...

Урок русского языка "Правописание непроизносимых согласных в корне"

Урок русского языка в 3 классе. УМК "Школа России", учебник русского языка Канакиной...

Русский язык. Тема: «Непроизносимые согласные»Тип урока: открытие новых знанияй У МК «Планета знаний» 2 класс

Урок 149 «Предлоги. Союзы»Учитель начальных классов : Долгалова В.Д.Тип урока: открытие нового знания.У МК «Планета знаний» 2 классЗадачи урока: углубить представление о с...

Конспект урока по русскому языку. Правописание проверяемых согласных букв в корне слова

Цели:Закрепить пройденный материал.Учить использовать знания детей о знания проверяемой согласной и гласной в корне слова.УУД:Личностные:проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельност...