Консультация для учителей на тему: «Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников»
консультация по логопедии
консультация учителя-логопеда для учитлей начальной школы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для учителей на тему:
«Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников»
Чаще всего причиной дисграфии называют недоразвитие высших психических функций и устной речи. Некоторые авторы (И.Н. Садовникова, А.Н. Корнев, М.М. Безруких) говорят в этой связи о несформированности пальцевого праксиса. Данное явление может зависеть от определенных функциональных или органических нарушений ЦНС. Однако оно может развиваться и на фоне отсутствия неврологической симптоматики.
Своевременная диагностика состояния моторной сферы у детей и коррекция ее нарушений может предупредить трудности освоения письма. Придавая большое значение развитию интеллектуальных способностей учащихся первого класса, особое внимание хотелось бы уделить развитию общей и мелкой моторики. Мы представляем один из вариантов развития двигательных навыков в ходе уроков, на которых перед учителем стоят определенные задачи.
I. Координационные способности (развитие общей моторики).
1.Развитие точности и равновесия.
2.Преодоление излишнего мышечного напряжения.
3. Развитие быстроты, силы и гибкости.
II. Изобразительно-графические способности.
1. Развитие графомоторных навыков.
2. Овладение графической символизацией.
Целью формирования изобразительно-графического навыка является развитие мелкой мускулатуры пальцев, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов. Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:
- зрительного восприятия;
- произвольной графической активности;
- зрительно-моторной координации.
Перечень заданий и упражнений по развитию общей и мелкой моторики в ходе уроков
1) Физическая культура
- Координационные способности
- Общеразвивающие упражнения без предметов:
Смена положений рук - вперед, в стороны, вверх, перед грудью и т.п.
Смена положений ног - основная стойка, стойка ноги врозь, стойка ноги скрестить (правая нога перед левой и наоборот) и т.д.
Смена положений туловища - наклоны вперед, назад, в стороны, повороты, круговые движения и т.п.
Сочетания движений рук и ног, а также рук или ног и туловища.
Движения рук или ног в различных положениях туловища: стоя, сидя, лежа и т.п.
Движения рук и туловища (ходьба, бег, подскоки).
-Общеразвивающие
упражнения с предметами:
С мячами (волейбольными, баскетбольными, теннисными) - подбрасывание, ловля, передача, перекатывание, удары о стенку, ведение.
С гимнастическими палками - движения руками, туловищем с различными положениями палки.
С флажками - движения руками.
С лентами - различные движения руками на месте в движении (махи, змейки).
-Равновесие:
Статическое равновесие совершенствуется путем увеличения психологической трудности (постепенное повышение высоты снаряда, на котором выполняется упражнение, временное включение зрительного контроля, изменение угла наклона опоры) или усложнения механической структуры упражнения (удержание поз, при которых центр тяжести тела изменяет свое расположение по отношению к точке опоры, удержание заданных поз длительное время, введение помех в виде противодействия и др.). Балансирование совершенствуется с помощью жонглирования различными предметами и упражнений в равновесии на устойчивой или подвижной опоре.
-Преодоление мышечного напряжения:
Быстрый переход мышц от напряжения к расслаблению.
Сочетание напряжения одних мышц с расслаблением других (например, мышц левой и правой рук и т.п.).
Движения расслабленными частями тела («потряхивание»).
Произвольное эпизодическое расслабление мышц при выполнении циклических упражнений (например, во время длительного бега опустить руки вниз, встряхнуть ими и расслабить).
-Быстрота:
Руки - сгибание и разгибание, вращение, махи, рывки в разные стороны.
Туловище - вращения, наклоны, сгибания и разгибания.
Ноги - махи, приседания, впрыгивания, выпады.
Смешанные упражнения для рук и туловища, ног и туловища.
-Сила:
Упражнения с предметами-утяжелителями, отжимание, подтягивание (с учетом индивидуальных ограничений).
-Гибкость:
И.п. - стоя ноги врозь, руки на поясе. Круговые движения головой.
И.п. - стоя ноги врозь, руки в стороны. Вращения рук в лучезапястных или плечевых суставах.
И.п. - стоя ноги врозь. Маховые одноименные и разноименные движения руками в стороны, вверх, вниз.
И.п. - стоя ноги врозь, руки на поясе. Круговые движения туловищем.
И.п. – стоя ноги врозь. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны.
И.п. - стоя ноги врозь, руки в стороны. Повороты туловища в стороны.
И.п. - стоя ноги вместе, руки вместе, руки вниз. Маховые движения ногами вперед -вверх, в стороны - вверх с одновременными движениями рук в стороны.
И.п. - стоя руки на поясе. Выпады ногами вперед, в стороны.
- Графомоторные навыки:
Мелкая мускулатура пальцев
Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.
Зрительный анализ и синтез
Упражнения на определение правых и левых частей тела.
Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
Игры с условиями по выбору нужных направлений.
2)Рисование:
-Занятия по штриховке по контуру, обводка.
-Срисовывание геометрических фигур.
Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
-дорисовывание незаконченных рисунков;
- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);
- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.
Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
Графическая символика
- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).
Зрительно-моторная
координация
- Копирование и моделирование фигур из деталей.
Зрительное восприятие
- Задания на узнавание контурных изображений предметов, перечеркнутых контурных изображений, наложенных друг на друга.
- Упражнения на нахождение на картинах похожих или одинаковых предметов.
Зрительная память
- Задания на опознание предмета, отсутствующего в другом варианте (например, в натюрморте).
- Упражнения на восстановление первоначального расположения предметов, фигур на картине.
3) Художественный труд:
- Задания на реально пропорциональные соотношения при изготовлении аппликации и на присоединение собственных деталей к основанию.
Зрительное восприятие
- Задания на выбор определенной формы одинакового цвета и на изготовление предметов определенного цвета.
Мелкая мускулатура пальцев
- Действия с иголкой, вязальным крючком.
4) Письмо:
- Задания на изображение стилизованных букв, а также на дорисовывание, дописывание недостающих элементов в букве.
- Задания на тренировку умения вести руку по заданной траектории, копирование элементов букв, написание букв и слов по шаблонам.
Зрительное восприятие
- Задания на узнавание букв (выделение буквы среди ряда других, соотношение одних и тех же букв, изображенных разным шрифтом) и на соотнесение их формы, величины, цвета.
- Подбор букв одинаковых по критерию, который нужно вербализовать.
Зрительная память
- Задания на выявление отсутствующей буквы.
- Упражнения на выявление изменений в расположении предметов.
- Восстановление первоначальной последовательности в расположении предметов.
4) Природоведение:
- Задания на отображение в рисунке природных объектов как по памяти, так и с натуры.
Зрительная память
- Упражнения на узнавание природных объектов и восстановление последовательности их показа.
5) Физкультминутки:
Пространственные представления
- Упражнения на определение сторон тела.
Отработка понятий «правый», «левый»;
Соотнести части тела с правой рукой (правая щека, правая нога), затем с левой (левое колено, левое ухо и т.д.), назвать их.По инструкции показать, например, правую бровь, левый локоть. Детей следует упражнять до появления уверенной ориентировки в схеме собственного тела.
- Определение направлений в пространстве:
Вытянуть в сторону правую руку. Перечислить предметы, находящиеся справа, затем слева. Повернуть голову влево, вправо, наклонить к правому плечу, затем к левому.
- Уточнение пространственных взаимоотношений
Находясь в колонне, назвать стоящего впереди, затем сзади.
Находясь в шеренге, назвать стоящего слева и справа.
Сидя за столом, определить его правый и левый края. Руку поднимают ученики, сидящие за правой половиной стола (за левой).
Определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа («Я сижу слева от Васи»).
Знакомство со схемой тела ребенка, стоящего напротив
Вызванный ребенок, стоя спиной к остальным детям, поднимает правую руку. Дети, сидя на своих местах, поднимают правую руку и убеждаются в том, что он правильно выполнял инструкцию.
Не опуская руки, ребенок поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своим, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга.
- Конструкции, обозначающие пространственные отношения, и их схематическое изображение
Графически воспроизвести направления. Предварительно показать их рукой в воздухе: сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо. Расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее в заданных направлениях.
Организовать работу в тетрадях (задания даются логопедом). Обозначить на строке четыре точки, поставить знак (от первой точки - снизу; от второй - сверху; от третьей - слева; от четвертой - справа).
Обозначить на строке четыре точки. От каждой точки провести стрелку в определенном направлении.
- Мысленное перемещение и трансформация зрительных образов
Составлять картинки из частей.
Выполнять задания типа «Подбери лоскуток ткани», «Заштопай коврик», «Лабиринт».
- Мелкая мускулатура пальцев рук
Противопоставление пальцев.
Сгибание и разгибание кисти в кулак поочередно и одновременно.
Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах.
Отведение - приведение пальцев.
Сжимание ластика разными пальцами.
Свободное постукивание пальцами по парте, одновременно и поочередно.
Перекладывание мячей разного диаметра.
Надавливание подушечками пальцев руки на пальцы другой.
Перекатывание в пальцах карандаша.
Передача пальцами теннисного шарика.
Рисование орнаментов
Развитию мелкой моторики способствуют упражнения, проводимые в тетрадях, - орнаментальное рисование.
Рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и ломаных линий.
Работа по формированию графического образа букв (графемы).
5) Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство
Работа начинается с уточнения опытно-пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурками, мозаикой. Для упражнений в конструировании и реконструировании букв алфавита можно использовать счетные палочки или картонные элементы. Дети упражняются в анализе состава и структуры графического знака; в его синтезе из элементов; в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок - к более тонким). Сначала реконструкция букв происходит в наглядно-действенном плане, а затем - отвлеченно, т.е. по представлению.
Переходя к рукописному шрифту, дети упражняются в записи чередующихся элементов букв, смешиваемых по кинетическому сходству: по образцу, исходной инструкции, под команду с постепенным увеличением темпа. При дифференциации таких букв основная задача - научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и соответственно обозначаемые ими звуки).
Последовательность операций следующая:
- выделение звука из слова;
- определение сигнального признака артикулемы (артикуляционной позиции при произнесении звука);
- соотнесение звука с графемой (буквой);
- контроль правильности выбора;
- запись буквы.
В данных упражнениях главной целью является закрепление связи между фонемой - артикулемой - графемой - кинемой (программой движения руки при написании буквы). Для контроля правильности включаются все анализаторы.
Используется также устный диктант слогов, слов - когда дети в ответ выписывают букву в воздухе, либо пальцем на поверхности стола.
Стихотворные упражнения. Стихотворные тексты являются основой упражнений, которые можно использовать для развития движений руки и снятия мышечного напряжения в кисти. Кроме того, эти упражнения способствуют развитию чувства ритма, кратковременной слуховой памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта »
Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма....

Статья по материалам курсового исследования на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Актуальность проблемы исследования состоит в том, что в современном образовательном стандарте по иностранным языкам овладение грамматическими средствами, рассматривается в качестве одной из целей обуч...

Формирование графомоторных навыков у младших школьников.Уро № 12 ,, Письмо строчной буквы в,,
Письмо нового варианта буквы в и соединения с другими буквами в словах (верхнее и среднее соединения).2.Обратить внимание - овал недописан до верхней строки.3.Работа над формой буквы...

Формирование графомоторных навыков у младших школьников.Уро № 13 ,, Письмо строчных и заглавных букв н ю Н Ю",,
1. Анализ букв, выделение трудных элементов: узелков и петель.2.Работа над формой строчной буквы н.3.Работа над формой строчной буквы ю .4.Закрепление букв при написании сочетаний букв, сл...

Формирование графомоторных навыков у младших школьников.Уро № 14 ,, Письмо строчной и заглавной букв к К,,
Обратить внимание- отрывное письмо.Работа над формой строчной буквы к- анализ, показ на доске- письмо через кальку (3-4 раза)- письмо на нелиновоной бумаге- показ недочётов (показ удачно получиш...

Сборник игр и упражнений «Развитие мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков младших школьников с ОВЗ»
Комплекс упражнений, направленных на формирование графо-моторных навыков у младших школьников с ОВЗ...

«Развитие мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков младших школьников с ОВЗ»
Для детей, имеющих речевые нарушения, характерно замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации. Поэто...