Консультация «Речевое развитие первоклассника»
консультация по логопедии (1 класс)

Крючкова Елена Александровна

Речевая коммуникация — это когда ребёнок достаточно активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли. К 7-ми годам у ребенка хорошо развита связная речь. Он должен уметь пересказывать небольшие по объему незнакомые рассказы и сказки.

При пересказе ребенок должен правильно формировать основную мысль, последовательно и точно строить пересказ, уметь использовать сложные предложения, должны отсутствовать подсказки по ход у пересказа.

К 7-ми годам у ребенка достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (черный - белый, бежать – стоять, больной-здоровый), синонимы (лошадь, конь, жеребец, скакун) и т. д. Грамматика - к 7-ми годам ребенок должен уметь понимать различать грамматические конструкции. Например, папа прочёл газету после того, как позавтракал. Что он сделал вначале? Охотник бежит за собакой. Кто бежит впереди? А также правильно образовывать слова. Например, варенье из яблок - яблочное, шапка из соломы - соломенная. У лисы - лисята, у льва - львята. Звукопроизношение. Приходя в школу, ребенок не должен пропускать, искажать, заменять звуки другими звуками. В 7 лет ребенок произносит все звуки родного языка в словах, во фразовой речи. Помните, что правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма.

Овладевая навыками письма для первоклассников, представляет не мало трудностей. Графические движения осуществляются мелкими мышцами кисти рук, которые ещё недостаточно развиты. Для детей такая работа трудна и утомительна. Для правильной работы мозга при письме очень важен массаж подушечек пальцев. Поэтому хорошо если место «хватки» карандаша или ручки покрыто пупырышками, они были трехгранными.

Игры на развитие лексико-грамматической стороны речи

1. Дать «ласковые имена»: Валя-Валечка, Вася, Соня, Саша, Даша, Ира, Люда, Катя, Аня, Зина, Рая, Сима, Серёжа, Миша, Костя, Дима, Наташа, Вера.

2. Покажи на себе и на кукле (маме) и назови: Голова-головка, лоб, уши, нога, затылок, губы, рука, щёки, пальцы, спина, глаза, ногти, живот, брови, ресницы, шея, нос, язык.

3. Проведите с ребёнком игру «Один и много». Вы называете один предмет, а ребёнок много. Огурец – огурцы, баклажан, редька, помидор, кабачок, редиска, боб, тыква, патиссон...

4. Считай овощи до пяти по образцу: Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидор. Один огурец. Одна редиска. Один баклажан, Одна морковка. Один кабачок. Одна репка. Одно дерево. Один воробей…

5. Проведите игру «Есть - нет». Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет». - У меня есть свежая капуста. - У меня нет свежей капусты. Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко, горькая редька.

6. Подбери как можно больше определений к каждому предмету. Нарисуй в тетради. Помидор красный, круглый, вкусный, сочный. Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин, репа, яблоко.

7. Учите детей правильно называть маленькие предметы. Вы называете большой предмет, а ребёнок маленький. Стол-столик, булка, стул, чашка, салфетка, тарелка, огурец, конфета, диван, полка, нож, кружка...

8. Проведите игру с мячом «Один-много». Яблоко – яблоки, груша -груши… Затем проведите игру «Много-один». Апельсины – апельсин, абрикосы – абрикос, помидоры – помидор, огурец, мандарин, лимон…

9. Дополнить предложения, изменив слово в скобках. В корзине лежит один (помидор). В лесу растёт много (дерево). В зоопарке мало (зверь). У меня меньше (ягода), чем у Вовы. Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света. В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке.

10. Проведите игру «Большой-маленький». Шапка – шапочка, кофта, юбка, костюм, брюки, чулки, туфли, платье, пальто, носки…

11. Поиграйте в игру «Скажи наоборот» (подбор антонимов). Белый - черный, сладкий, мягкое, большой, высокий, длинная, широкое, толстая, друг, добро, горе, горячий, легкий, длинный, легкий, давать, поднимать, продавать…

12. Учите детей образовывать и использовать в речи глаголы с различными приставками. Поиграйте в игру «Доскажи словечко». Машина в гараж (въезжает). Мальчик из школы (выходит). Шофёр к машине (подходит). Девочка с горы (съезжает). Старушка через улицу (переходит). Девочка через лужу (перепрыгивает). Птичка из клетки (вылетает).

13. Измените предложения по образцу: Он сидит на диване. Они сидят на диване. Он бежит по дорожке. Он поёт песню. Он рисует солнце. Он идёт домой. Он колет дрова

14. Образуйте притяжательные прилагательные по образцу: Хвост собаки - собачий хвост. Молоко коровы - коровье молоко. Грива льва. Усы кошки. Следы зайца. Хвост павлина…

15. Образуйте притяжательные прилагательные по образцу: Шуба из белки - беличья шуба. Воротник из норки. Шапка из лисы. Накидка из соболя. Одеяло из шерсти верблюда…

16. Вставить подходящие по смыслу слова (прилагательные). Солнце, как мяч, круглое. Руки, как лёд, Нож, как бритва.

17. Скажи по образцу, какая посуда. Из стекла стеклянная. Из металла. Из глины. Из дерева. Из хрусталя. Из серебра. Из пластмассы…

18. Дай полные ответы на вопросы. Чем дворник подметает улицу? Чем медсестра делает укол? Чем парикмахер расчёсывает волосы? Чем повар режет морковь? Чем садовник рыхлит землю? Чем маляр красит стены? Чем столяр строгает доски?

19. Посчитать до десяти предметы, правильно согласовывая числительные с существительными. Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров, шесть шаров, семь шаров, восемь шаров, девять шаров, десять шаров. Ведро, матрёшка, дерево, дом, окно, рыбка, трактор.

20. Изменить по образцу: Белый беленький. Тёплый. Старый. Кислый. Лёгкий. Чистый. Добрый. Толстый. Сладкий. Тонкий. Узкий. Мягкий.

Хотелось показать лишь некоторые образцы. А заинтересованные родители обязательно почувствуют, в чем нуждается их ребенок и как ему помочь. И поверьте, такая кропотливая работа не пройдет даром. У детей лучше сформируется «языковое чутье». Детям легче будет осваивать программу начальной школы. И вы сами от этого будете получать удовлетворение.

Любите своих детей и будьте к ним внимательны!!!!!Успехов и удачи Вам!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rechevoe_razvitie_pervoklassnika.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Речевое развитие первоклассника»

Речевая коммуникация — это когда ребёнок достаточно активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли. К 7-ми годам у ребенка хорошо развита связная речь. Он должен уметь пересказывать небольшие по объему незнакомые рассказы и сказки.

При пересказе ребенок должен правильно формировать основную мысль, последовательно и точно строить пересказ, уметь использовать сложные предложения, должны отсутствовать подсказки по ход у пересказа.

К 7-ми годам у ребенка достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (черный - белый, бежать – стоять, больной-здоровый), синонимы (лошадь, конь, жеребец, скакун) и т. д. Грамматика - к 7-ми годам ребенок должен уметь понимать различать грамматические конструкции. Например, папа прочёл газету после того, как позавтракал. Что он сделал вначале? Охотник бежит за собакой. Кто бежит впереди? А также правильно образовывать слова. Например, варенье из яблок - яблочное, шапка из соломы - соломенная. У лисы - лисята, у льва - львята. Звукопроизношение. Приходя в школу, ребенок не должен пропускать, искажать, заменять звуки другими звуками. В 7 лет ребенок произносит все звуки родного языка в словах, во фразовой речи. Помните, что правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма.

Овладевая навыками письма для первоклассников, представляет не мало трудностей. Графические движения осуществляются мелкими мышцами кисти рук, которые ещё недостаточно развиты. Для детей такая работа трудна и утомительна. Для правильной работы мозга при письме очень важен массаж подушечек пальцев. Поэтому хорошо если место «хватки» карандаша или ручки покрыто пупырышками, они были трехгранными.

Игры на развитие лексико-грамматической стороны речи

1. Дать «ласковые имена»: Валя-Валечка, Вася, Соня, Саша, Даша, Ира, Люда, Катя, Аня, Зина, Рая, Сима, Серёжа, Миша, Костя, Дима, Наташа, Вера.

2. Покажи на себе и на кукле (маме) и назови: Голова-головка, лоб, уши, нога, затылок, губы, рука, щёки, пальцы, спина, глаза, ногти, живот, брови, ресницы, шея, нос, язык.

3. Проведите с ребёнком игру «Один и много». Вы называете один предмет, а ребёнок много. Огурец – огурцы, баклажан, редька, помидор, кабачок, редиска, боб, тыква, патиссон...

4. Считай овощи до пяти по образцу: Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидор. Один огурец. Одна редиска. Один баклажан, Одна морковка. Один кабачок. Одна репка. Одно дерево. Один воробей…

5. Проведите игру «Есть - нет». Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет». - У меня есть свежая капуста. - У меня нет свежей капусты. Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко, горькая редька.

6. Подбери как можно больше определений к каждому предмету. Нарисуй в тетради. Помидор красный, круглый, вкусный, сочный. Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин, репа, яблоко.

7. Учите детей правильно называть маленькие предметы. Вы называете большой предмет, а ребёнок маленький. Стол-столик, булка, стул, чашка, салфетка, тарелка, огурец, конфета, диван, полка, нож, кружка...

8. Проведите игру с мячом «Один-много». Яблоко – яблоки, груша -груши… Затем проведите игру «Много-один». Апельсины – апельсин, абрикосы – абрикос, помидоры – помидор, огурец, мандарин, лимон…

9. Дополнить предложения, изменив слово в скобках. В корзине лежит один (помидор). В лесу растёт много (дерево). В зоопарке мало (зверь). У меня меньше (ягода), чем у Вовы. Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света. В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке.

10. Проведите игру «Большой-маленький». Шапка – шапочка, кофта, юбка, костюм, брюки, чулки, туфли, платье, пальто, носки…

11. Поиграйте в игру «Скажи наоборот» (подбор антонимов). Белый - черный, сладкий, мягкое, большой, высокий, длинная, широкое, толстая, друг, добро, горе, горячий, легкий, длинный, легкий, давать, поднимать, продавать…

12. Учите детей образовывать и использовать в речи глаголы с различными приставками. Поиграйте в игру «Доскажи словечко». Машина в гараж (въезжает). Мальчик из школы (выходит). Шофёр к машине (подходит). Девочка с горы (съезжает). Старушка через улицу (переходит). Девочка через лужу (перепрыгивает). Птичка из клетки (вылетает).

13. Измените предложения по образцу: Он сидит на диване. Они сидят на диване. Он бежит по дорожке. Он поёт песню. Он рисует солнце. Он идёт домой. Он колет дрова

14. Образуйте притяжательные прилагательные по образцу: Хвост собаки - собачий хвост. Молоко коровы - коровье молоко. Грива льва. Усы кошки. Следы зайца. Хвост павлина…

15. Образуйте притяжательные прилагательные по образцу: Шуба из белки - беличья шуба. Воротник из норки. Шапка из лисы. Накидка из соболя. Одеяло из шерсти верблюда…

16. Вставить подходящие по смыслу слова (прилагательные). Солнце, как мяч, круглое. Руки, как лёд, Нож, как бритва.

17. Скажи по образцу, какая посуда. Из стекла стеклянная. Из металла. Из глины. Из дерева. Из хрусталя. Из серебра. Из пластмассы…

18. Дай полные ответы на вопросы. Чем дворник подметает улицу? Чем медсестра делает укол? Чем парикмахер расчёсывает волосы? Чем повар режет морковь? Чем садовник рыхлит землю? Чем маляр красит стены? Чем столяр строгает доски?

19. Посчитать до десяти предметы, правильно согласовывая числительные с существительными. Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров, шесть шаров, семь шаров, восемь шаров, девять шаров, десять шаров. Ведро, матрёшка, дерево, дом, окно, рыбка, трактор.

20. Изменить по образцу: Белый беленький. Тёплый. Старый. Кислый. Лёгкий. Чистый. Добрый. Толстый. Сладкий. Тонкий. Узкий. Мягкий.

Хотелось показать лишь некоторые образцы. А заинтересованные родители обязательно почувствуют, в чем нуждается их ребенок и как ему помочь. И поверьте, такая кропотливая работа не пройдет даром. У детей лучше сформируется «языковое чутье». Детям легче будет осваивать программу начальной школы. И вы сами от этого будете получать удовлетворение.

Любите своих детей и будьте к ним внимательны!!!!!Успехов и удачи Вам!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие первоклассников на уроке технологии

Создание первоклассниками коллективной работы на основе анализа репродукции картины....

Речевое развитие первоклассника

Хотелось бы рассказать о том, насколько правильной должна быть речь ребенка. Потому что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса его ...

Консультация для родителей «Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие»

      На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной мото...

Обследование речевого развития первоклассников

Готовность к обучению в школе складывается из разных составляющих, в том числе и речевого развития. Используя данную презентацию, можно определить, готов ли ребёнок к обучению в школе и узнть, что у н...

Консультация «Игры в познавательно-речевом развитии».

«Без игры нет, и не может быть полноценного                умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через кото...

Разработка индивидуального образовательного маршрута речевого развития первоклассника

Представляю пример индивидуального образовательного маршрута младшего школьника, в котором отразила запланированные  направления работы и их содержание....