Консультация для воспитателей "Роль сказки в речевом развитии"
консультация по теме

Роль сказки в речевом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

 «Роль сказки в речевом развитии детей»

В своё время А.С.Экзюпери высказал мысль, что единственной настоящей роскошью является роскошь человеческого общения. Об этом рассуждали философы на протяжении веков, и эта тема остаётся актуальной и в наши дни.

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шум ветра, журчание воды....

Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.

Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Цель не в том, чтобы ребенок  знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Уже с малых лет необходимо приучать ребёнка говорить не только на языке быта, а используя в своей речи всё богатство русского языка.

Передо мной встал вопрос: «Каким же образом, сделать речь ребёнка яркой, выразительной и правильной? Как сделать этот процесс интересным и увлекательным? Чем увлечь? Что показать? Что ребятам рассказать?

Тут на помощь, как всегда, Мудрость народная пришла.

А заключалась эта мудрость в русских народных сказках.

Чем же так хороши русские народные сказки?

  • Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями.
  • Сказкам присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы.
  • В ходе работы над литературным материалом идет интенсивное обогащение речи ребенка средствами выразительности речи;
  • При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

У меня возникло желание поработать над этой темой, потому что:

Развитие коммуникативных способностей у дошкольников, владение речью как средством общения и культуры является одним из главных показателей психологической готовности ребёнка к школьному обучению, важной частью всего воспитательно-образовательного процесса.

  • Результаты диагностических обследований детей дошкольного возраста разных групп свидетельствуют о том, что одним из проблемных вопросов остаётся вопрос развития связной речи у дошкольников, формирования умения творческого рассказывания, проявление речевого творчества;
  • Исчезло традиционное общение с книгой - семейное чтение с дальнейшим рассматриванием иллюстраций, обсуждением их, ответами на вопросы по содержанию сказки, исчезло стремление взрослых заинтересовать детей художественными произведениями.

Сказки – первые произведения искусства, они способны преподать ребёнку множество уроков.

Когда место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках, сказка оживает без всякого волшебства. Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи. Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. А когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя.

А для успешной реализации работы подготовила:

  • перспективный план по развитию речевых способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказками;
  • создала картотеку игровых упражнений, направленных на развитие всех компонентов речи и речевого творчества дошкольников посредством использования материала сказок;
  • создала картотека пальчиковых игр, физкультминуток, загадок, чистоговорок сказочного содержания ;
  • оформила подборку присказок, пословиц, имеющих смысловую взаимосвязь с содержанием различных сказок;
  • подобрала материал для оформления наглядной информации для родителей воспитанников по вопросам речевого развития дошкольников

Моя система работы по знакомству дошкольников со сказкой включает в себя несколько этапов:

На первом этапе происходит знакомство со сказкой. Рассказываю детям сказку с показом иллюстраций по ходу рассказывания, организуется беседа по содержанию сказки. Вопросы подбираются таким образом, чтобы дети могли найти ответ самостоятельно, а не просто согласиться с взрослым. (Кого встретил колобок в лесу первым? Что произошло при встрече?). После этого организуется совместное рассказывание с выкладыванием картинок или моделей: квадратов-заместителей (герою подбирается квадратик соответствующего размера).

Чтобы заинтересовать детей использую различные способы мотивации:

  • Работа с обложкой книги
  • Рассказываю сказку в роли бабушки-Загадушки
  • Через игру «Волшебный сундучок», когда сказку рассказывают предметы
  • Используя разные виды театра

Планируя работу со сказкой по развитию речи на втором этапе подбирается речевой материал: игры и упражнения  «Скажи наоборот», «Опиши героя», «Кто знает другое слово», «Бывает-не бывает», «Закончи предложение», «Придумай много красивых слов»

Третий этап работы хотелось бы выделить. Так как главной целью моей работы является умение ребёнка выразить себя, обогатить речь, сделать речь фонетически чистой, лексически богатой и грамматически правильной, предлагаются задания для организации творческой речевой деятельности:

  • пересказать эпизод сказки от имени героя,
  • придумать сказку наоборот,
  • изменить сюжет сказки путём ввода нового героя,
  • нарисовать героя.

Вопросы на развитие воображения, побуждают детей фантазировать (Подумайте, можно ли спасти Колобка от лисы, есть ли у Колобка друзья в лесу, что было бы если бы Колобок стал большой как слон)

Важное место занимает организация творческой деятельности на основе сказки, где хочется особое место отвести театрализованным играм детей. Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Дети сами сочиняют, импровизируют, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал . Это словесное творчество детей , нужное и понятное самим детям.  В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Для реализации поставленной задачи была создана предметно-развивающая среда: содержательно-насыщенная, вариативная, трансформируемая, доступная и безопасная. В группе оформлен уголок «Сказка за сказкой», где в свободном доступе есть атрибуты для театрализации. Они несут двойную пользу детям: кроме того, что дети вспоминают знакомые сказки или придумывают свой сказочный сюжет, здесь идёт развитие мелкой моторики через игры «Сказки на прищепках», «Волшебный сундучок». Дети любят играть в настольные игры по сказкам: «Из какой мы сказки», «Пропущенный кадр».

Результативность опыта

-сформировалось умение излагать сказку связно, последовательно, логично передавая в пересказе основные моменты сказочного произведения как с опорой на наглядную модель, так и по памяти;

-дети стали самостоятельно строить речевое высказывание при пересказе знакомых художественных произведений и сочинении собственных историй;

-свободно пользоваться интонациями;

-расширился словарный запас различными средствами языковой выразительности;

-у детей повысился интерес к художественным произведениям;

В дальнейшем я буду продолжать работу над темой «Использование сказки в речевом развитии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие»

      На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной мото...

Консультация «Игры в познавательно-речевом развитии».

«Без игры нет, и не может быть полноценного                умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через кото...

Конспект занятия по образовательным областям "Речевое развитие", Художественно- эстетическое развитие" (лепка) "Волшебная сказка"

Конспект итогового, интегрированного занятия по образовательным областям "Речевое развитие", "Художественно- эстетическое развитие" (лепка) по теме "Волшебная сказка"...

Консультация для родителей "Речевое развитие детей до 3-х лет"

Консультация для родителей "Речевое развитие детей до 3-х лет" во 2-ой группе раннего развития...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.  Каждый родитель с н...

Консультация для родителей Речевое развитие ребёнка.

Этапы речевого развития ребёнка дошкольника....

Консультация для родителей «Этапы речевого развития»

Консультация для родителей " Этапы речевого развития"...