Описание деятельности учителя - логопеда высшей категории Людмилы Васильевны Смирновой
учебно-методический материал по логопедии
Образование высшее. Закончила Красноярский государственный педагогический институт по специальности «Олигофренопедагогика», квалификация «учитель и логопед вспомогательной школы», диплом ШВ № 128972, рег. № 12 от 27.12. 1994г.; стаж педагогической работы 38 лет, в данной должности 32 года, в данном учреждении 34 года.
Моя педагогическая деятельность отмечена:
2007 г. Ветеран атомной энергетики и промышленности (Пр. № 1601/к от 04.12.2007);
2025 г. благодарственное письмо Министерства образования Красноярского края за добросовестный труд и вклад в развитие системы специального образования в Красноярском крае.
2025г. благодарственное письмо Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края за высокий профессионализм, проведение мероприятий, проявленную при этом личную инициативу и организаторские способности.
Сведения о повышении квалификации:
2025 г. – ООО «Московский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов. Программа повышения квалификации «Дислексия, дисграфия, дикалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция», 72 часа, удостоверение рег. № 377675, ПК №0374081 от 19.08.2025г.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.45 КБ |
Предварительный просмотр:
В Главную (краевую) аттестационную комиссию министерства образования Красноярского края Смирновой Людмилы Васильевны, учителя - логопеда КГБОУ «Зеленогорская школа – интернат» |
описание результатов профессиональной педагогической деятельности.
Формирование и коррекция речи обеспечивают становление и развитие личности. Цель моей педагогической деятельности – коррекция речевых нарушений для успешной социальной адаптации, формирование жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи:
1. Совершенствовать систему формирования речи, исходя из комплексного подхода к диагностике и коррекции речевых нарушений.
2. Формировать и развивать речевые умения и навыки, добиваясь возможной сформированности письма и чтения на уровне интеллекта и программы.
3. Создавать дидактические и психологические условия обучения для развития речевой активности, коммуникативных навыков, социального опыта детей.
4.Создавать здоровьесберегающую среду, применяя в работе здоровьесберегающие технологии для укрепления и сохранения психического и физического здоровья обучающихся.
5. Воспитывать социальные компетентности обучающихся: толерантность, коммуникативность, осознание идентичности, самостоятельность в учебной и внеурочной деятельности, самокритичность.
6. Содействовать развитию междисциплинарного взаимодействия, что является основополагающим для разработки единых требований и подходов в обучении и воспитании обучающихся, способствует положительной динамике в развитии речи и социальных навыков обучающихся.
7. Развивать сотрудничество семьи и школы в области формирования и развития речи, социализации обучающихся через совместное участие детей и родителей в проектной деятельности.
Реализуя на практике задачи логопедической работы, имею стабильную положительную динамику в коррекции речи обучающихся.
Результаты промежуточных аттестаций обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями» (вариант 1), показывают достаточный уровень овладения программой в 2023г.-21%, 2024г.-32%, 2025г.-34% обучающихся. Дети с умеренной интеллектуальной недостаточностью (обучающиеся по АООП, вариант 2) овладевают специальными индивидуальными программами развития (СИПР), исходя из индивидуальных возможностей. Уровень овладение программами отслеживается учителем - логопедом по интегративным показателям сформированности речевых умений обучающихся, находящихся на сопровождении.
Динамика овладения программой
Интегративный критерий/критерии оценивания | 2022 - 2023 уч.г. | 2023 - 2024 уч.г. | 2024 - 2025 уч.г. | |||
уровень овладения программой/ процент коррекции | достаточный | минимальный | достаточный | минимальный | достаточный | минимальный |
Невербальная коммуникация | 35% | 65% | 40% | 60% | 60% | 40% |
-установление зрительного контакта, жестовая речь, понимание обращённой речи | ||||||
Вербальная коммуникация | 15% | 85% | 25% | 75% | 40% | 60% |
Экспрессивная речь: звукопроизношение, фонематический анализ и синтез, слоговой анализ и синтез,словарь, фразовая речь, связная устная речь | ||||||
Письмо | 21% | 79 % | 32% | 68% | 34% | 66% |
Чтение | 35% | 65% | 38% | 62% | 45% | 55% |
Положительная динамика в формировании речевых умений оказала влияние на формирование письма « на уровне интеллекта и программы» 2023г.-21%, 2024г. – 32%, 2025г.- 34%; чтения «на уровне интеллекта и программы» 2023г.-35%, 2024 – 38%, 2025г.- 45%, устойчивый рост речевой активности обучающихся, коммуникативных навыков:
Положительные результаты коррекции речи оказали влияние на формирование и развитие личностных навыков. Мониторинг личностных результатов обучающихся (на основании результатов отслеживания в «Дневниках индивидуального сопровождения») показал положительную динамику: 2022 – 2023 уч. г. – 68 % учащихся (19 чел.), в 2023-2024 уч.г. - 62% (20 чел.) в 2024 -2025 уч.г. – 24 человека (70 %). Достижение личностных результатов выражается в овладении доступными видами деятельности в урочной и внеурочной деятельности; сформированностью представлений, сформированностью устойчивого познавательного интереса к речи, как средству общения; сформированностью стремления к правильному употреблеию звуков, слов в собственной речи, коммуникаций, адаптации, возможности социального взаимодействия в классе, школе, вне школы.
Успешность в формировании и развитии речевых умений достигается при системном подходе к диагностике, коррекции речи, мониторинге результативности освоения логопедических программ.
В основе моей логопедической работы лежит взаимосвязь диагностики, коррекции и мониторинга. На основе диагностических методик оценки состояния речевого развития Грибовой О.Е. «Технология организации логопедического обследования»; Нищевой Н.В. «Критерии оценки состояния речевого развития ребенка с ТНР»; Худенко Е.Д. «Критерии оценки состояния речевого развития ребенка с ТНР»; Фотековой Т.А. «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников», с учётом особенностей речевого развития обучающихся разработала диагностический материал, который включает в себя обследование устной и письменной речи, обследование навыка чтения, неречевых процессов.
Разработала диагностический альбом, в котором отражены требования программы и речевые возможности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области словаря, словоизменения и словообразования, фразовой и связной речи. Для диагностики письма разработаны материалы по обследованию фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза, списывания с разных видов текста (печатного и рукописного), тексты слуховых диктантов, задания по обследованию связной письменной речи. Для обследования сформированности навыка чтения подобрала различные по сложности тексты. Разработала материал для обследования умений знания букв, слогослияния, фонематического и звукобуквенного анализа, соотнесения слова и картинки, чтения простых текстов для обучающихся по АООП (вариант 2). Для обследования неречевых процессов обучающихся с ТМНР использую материал по диагностике сенсорных процессов. Комплексную диагностику провожу с использованием диагностического материала интерактивного оборудования «Умное зеркало».
Обобщила и представила свой опыт работы по системному подходу к диагностике и процессу обработки результатов в статье «Мониторинг результативности логопедического сопровождения как средство повышения эффективности формирования и коррекции речи обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости» в сборнике методических материалов «Особое детство» http://fgosovz24.ru/vertikalnoe-menyu/pilotnye-bazovye-ploshhadki/rezultaty-deyatelnosti.html
В соответствии с результатами речевой диагностики обучающихся разрабатываю рабочие программы группового логопедического сопровождения по курсу «Коррекция письменной речи», «Коррекция чтения», индивидуального логопедического сопровождения по курсу «Развитие речи и альтернативная коммуникация», «Коррекция звукопроизношения». В рабочих программах учитываю формирование базовых учебных действий, работу по предупреждению нарушений устной и письменной речи.
На логопедических занятиях отрабатываю все формы речевой деятельности, включающей слушание, говорение, письмо и чтение. Цель занятий – многосенсорное представление информации, используя аудиальное, визуальное, кинестетическое восприятие. Применяю на различных этапах урока мультимедийные средства: презентации, интерактивное оборудование «Умное зеркало», «Играй и развивайся», интерактивный пол MAGIUM, компьютерные программы «А – спектр», «Внимание, память, логика», «От слова к фразе», «Русский без нагрузки».
Представленные интерактивные игры обучающих систем имеют тематическую направленность в соответствии с планированием образовательной деятельности для детей с умственной отсталостью, повышают мотивацию обучающихся к использованию речи, формированию коммуникативных навыков
В кабинете организована предметно – развивающая среда для реализации программ логопедической помощи, с учётом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.
С учётом особых образовательных потребностей обучающихся применяю специальные методы и средства обучения.
В коррекционной работе применяю методики и элементы методик:
- О.С. Никольской «Эмоционально – уровневый подход» при работе с безречевыми детьми, с ДЦП и РАС;
-элементы AVA – терапии (поведенческая терапия, прикладной анализ поведения) для переноса навыков, сформированных в учебной ситуации, в реальную жизнь ребёнка; -элементы TEACCH программы –при работе с аутичными, безречевыми детьми, элементы Холдинг – терапии для стимуляции эмоционального развития детей.
Знание эффективных методик, применение их в практике работы позволило участвовать в региональном конкурсе профессионального мастерства «От специальности к профессии» (Диплом победителя в Номинация «Эффективные технологии сопровождения»); Конкурсная работа «Методики сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе – интернат».
Использую альтернативные средства коммуникации, (карточки PEСS) для неговорящих детей, детей с аутизмом, которые позволяют развить понятийную и жестовую речь, эмоции, сформировать «глобальное» чтение.
Для детей, у которых наблюдаются нарушения обработки сенсорной информации, (РАС) использую упражнения по сенсорному, сенсомоторному развитию: логоритмику, упражнения с предметами, сенсорные коврики, наборы различных звучащих предметов, мячей, разноцветные мешочки, музыкальное сопровождение;
Это способствует формированию зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, целенаправленности действий.
Также использую эффективные нетрадиционные альтернативные методы и приемы (су-джок - терапия, элементы песочной терапии и водотерапии («Игры с водой»), которые помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, направлены на нормализацию мышечного тонуса при дизартрических расстройствах речи и улучшение психоэмоционального состояния детей.
Использую игровые технологии: дидактические игры, элементы театрализации. Для создания развивающей предметно-пространственной среды в кабинете изготовила дидактическое пособие «Палитра» для формирования фонематического восприятия, анализа и синтеза, расширения словаря. Эта игра позволяет наиболее полно использовать учебное время и не вызывает психологических трудностей, нередко возникающих у детей при устных ответах;
В этой игре используется методика моделирования, что развивает пошаговую самостоятельную деятельность. Также использую дидактическое пособие «Домик» для работы над предлогами, где обучающиеся работают по моделям, оперируя с игрушками.
Для формирования слухового восприятия, «глобального» чтения, звукобуквенного и слогового анализа и синтеза использую методику Зайцева: кубики, складовые картинки, слоговые таблицы. Для формирования технической стороны чтения применяю методику «Поющие слоги», компьютерную методику «Бегущая строка», методику «глобального чтения» Глеба Домана.
Методика «Моделирование учебного процесса» используется для формирования учебной самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также в коррекции звукобуквенного анализа, формировании связной устной речи, при составлении описательных рассказов. Опыт работы по данному направлению представила в рамках XII Всероссийской научно-методической конференции «Современная дидактика и качество образования: проблемы и подходы становления учебной самостоятельности».
Разработала и систематизировала дидактический материал в соответствие с содержанием рабочих программ по русскому языку. Занятия по развитию связной устной и письменной речи «Деформированные тексты», по темам «Предлоги», «Синонимы, антонимы, паронимы» дают положительный результат в формировании и развитии монологической и диалогической речи, что способствует развитию коммуникативных умений. Методика «Найди соответствия» используется для развития способности к диалоговой речи, отработки текстов, пересказов на основе составленных вопросов и ответов.
С учётом комплексного подхода в коррекции письма включена в практику авторская технология на основе учебно – методического пособия «Предупреждение и коррекция нарушений письма у учащихся с нарушением интеллекта (на примере оптической дисграфии)».
Моя педагогическая деятельность в области здоровьесбережения направлена на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Обучаю детей приёмам самомассажа органов артикуляции (элементы логопедического массажа (Е. Ф. Архиповой, Дьяковой Е. А., Новиковой Е. В.), провожу зарядку для глаз, физминутки, пальчиковую зарядку, дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, упражнения по развитию голоса. Эти упражнения формируют артикуляционную моторику, произносительную сторону речи, мелкую и общую моторику детей. В результате у большинства обучающихся улучшилась артикуляционная моторика, интонационная выразительность речи, произношение слов сложной слоговой структуры
Физминутки «Расскажи стихи руками», направленные на развитие двигательной активности детей, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, формирование ритма речи, снятие зрительного утомления, вызывают эмоциональный подъем и снижают психомышечное напряжение.
Логоритмические упражнения с флажками позволяют совершенствовать умение двигаться в соответствии с характером музыки, развивать динамическую координацию и пространственную организацию движений, мелкую и мимическую моторику, формировать умение регулировать мышечный тонус, развивать произвольное внимание, двигательную память и тем самым повысить мотивацию к логопедическим занятиям.
Осуществляю мониторинг результативности логопедического сопровождения на основе системы оценки диагностических данных: протокола мониторинга, обработки данных, что позволяет объективно произвести оценку результативности освоения логопедических программ, выявить динамику речевого развития, спланировать дальнейшую коррекционно – развивающую работу. статья «Мониторинг результативности логопедического сопровождения как средство повышения эффективности формирования и коррекции речи обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости» в сборнике методических материалов «Особое детство» http://fgosovz24.ru/vertikalnoe-menyu/pilotnye-bazovye-ploshhadki/rezultaty-deyatelnosti.html
С целью формирования междисциплинарного взаимодействия для педагогов школы провожу учебные семинары по актуальным темам коррекции речи, показываю открытые занятия, мастер – классы по проблемам развития речи. Результатом междисциплинарного взаимодействия является разработка направлений коррекционной работы с ребёнком, единых требований и подходов в обучении и воспитании, положительная динамика в развитии социальных навыков обучающихся.
В рамках модуля «Сотрудничество с семьёй» провожу консультативную и просветительскую работу с родителями, организую практикумы для родителей по формированию и развитию речи детей.
Провожу тематические консультации «Формирование фонематического восприятия в играх», «Необходимость самомассажа, развитие мелкой моторики», «Формирование связной речи для предупреждения аграмматической дисграфии», «Обогащение и актуализация словаря в играх», «Формирование и развитие голоса», «Формирование фразовой и связной речи обучающихся», «Приёмы формирования навыков чтения», «Автоматизация звукопроизношения». Ежегодно на общешкольном мероприятии «День открытых дверей» организую открытые занятия, где демонстрирую коррекционные методы и приёмы в работе с детьми.
С целью повышения родительской инициативы в 2025 году участвовали во Всероссийском проекте Российского общества "Знание" и Министерства просвещения Российской Федерации. Проект "Тропинки здоровья: сотрудничество семьи и школы», руководителем которого я являюсь, выиграл премию Всероссийского конкурса «Родительские инициативы25». Родители выразили удовлетворённость мероприятиями проекта.
В рамках модуля «Внеурочная деятельность», для укрепления психического здоровья детей, закрепления речевых навыков и расширения социального опыта детей реализую различные мероприятия во внеурочной деятельности.
Организую для обучающихся логопедические викторины, праздники, игровые программы «Дружба начинается с улыбки». Провожу праздники по выпуску детей с логопедических занятий «В поход за пятёрками», «Наша речь», «Язык мой – друг мой!», где обучающиеся демонстрируют сформированные речевые навыки.
В целях расширения социальных контактов обучающиеся участвовали в социальном проекте «Планета Добра». Сетевой социальный проект «Планета Добра» занял 3 место в Краевом конкурсе социальных проектов «Мой край – моё дело!». Результаты проекта: включение детей в творческую деятельность различных групп, объединений, формирование нравственных качеств личности у обучающихся
На основании современных тенденций в образовании и индивидуальной образовательной программы выстраиваю свою траекторию непрерывного профессионального развития. С целью повышения профессиональных компетентностей и эффективности коррекционной работы работала по направлениям: «Эффективные технологии сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе – интернат»; «Индивидуально – дифференцированный подход в коррекции речи детей с нарушениями слуха, НОДА, ТНР, работа с безречевыми детьми».
Участвовала в разработке и реализации плана работы краевой пилотной базовой площадки по апробации и реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Была руководителем школьного психолого – медико – педагогического консилиума, возглавляла рабочую группу «Реализация адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Участвовала в разработке методических материалов по теме «Модель реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2.» Опыт региональной пилотной площадки», составитель к.п.н. И.В. Хабарова. Методические рекомендации были изданы в ККИПК и ППРО.
Перспективы профессионального роста вижу в активном использовании проектной деятельности в учебной и внеурочной деятельности, что способствует развитию познавательной деятельность обучающихся.
Обобщаю и распространяю свой педагогический опыт. Методические материалы, разработки, выступления, печатные статьи, проекты представлены на мини-сайте https://nsportal.ru/lyusya-smirnova, на моём Яндекс диске https://disk.yandex.ru/d/dVNz5eCKW0uH0Q
2020г. Выступление «Использование метода моделирования для формирования учебной самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». XII Всероссийская научно – методическая конференция «Современная дидактика и качество образования: Проблемы и подходы в становлении учебной самостоятельности».
2021 г. Выступление «Социализация обучающихся с умственной отсталостью (ИН) средствами урочной и внеурочной деятельности, также с использованием дистанционных технологий». ХV педагогическая конференция работников муниципальных образовательных организаций г. Канска и группы восточных районов Красноярского края «Инновационный опыт – основа системных изменений».
2022 г. Статья «Дневник индивидуального сопровождения обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – инструмент мониторинга образовательных результатов».XIV конференция «Современная дидактика и качество образования: новые возможности и ограничения в ситуации смены технологического уклада». сертификат. https://neo-didactica.ru/wp-content/uploads/2023/01/Сборник-XIV-конференции-2022.pdf
2023г. Выступление, статья «Повышение эффективности коррекционного процесса при использовании интерактивных обучающих систем в организации учения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».XV конференция «Современная дидактика и качество образования: техники и технологии организации учения». https://neo-didactica.ru/wp-content/uploads/2024/02/Сборник-XV-конференции-2023.pdf
2024 г. Статья «Социальное партнёрство как фактор обеспечения условий обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями». Постерный доклад на тему «Формирование жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными) нарушениями) с использованием средств сетевого взаимодействия». IX пед. форум «АЛЬЯНС образования и семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья». sh-spck5-krasnoyarsk-r04.gosweb.gosuslugi.ru›
2024 г. Статья «Инновационные и традиционные технологии в логопедической работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями».XVI конференция «Современная дидактика и качество образования: от инновации к традиции», сертификат. https://neo-didactica.ru/wp-content/uploads/2025/02/Сборник-XVI-конференции-2024.pdf
2024г. Выступление «Логопедическая диагностика детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития», сертификат. Всероссийская научно–практическаяНЕконференция.
2025 г. Статья в электронный сборник материалов «Повышение эффективности коррекционной работы с использованием деятельностного, интерактивного подходов при формировании понятий по теме «Предлоги».XVII Всероссийская научно-методическая конференция «Современная дидактика и качество образования: средства и их границы». https://neo-didactica.ru/wp-content/uploads/2025/02/Сборник-XVII-конференции-2025.pdf
В 2023 – 2025г.г. г. была организатором проведения в школе Всероссийского инклюзивного фестиваля #ЛюдиКакЛюди. Имею диплом организатора и участника. Активно участвую в создании предметно – развивающей среды учреждения, была победителем социальных проектов: «Движение - это жизнь», «Увлекательный мир движений». Выигранные гранты позволили приобрести для обучающихся школы новое оборудование.
Сообщаю о себе следующие сведения: образование высшее. Закончила Красноярский государственный педагогический институт по специальности «Олигофренопедагогика», квалификация «учитель и логопед вспомогательной школы», диплом ШВ № 128972, рег. № 12 от 27.12. 1994г.; стаж педагогической работы 38 лет, в данной должности 32 года, в данном учреждении 34 года.
Моя педагогическая деятельность отмечена:
2007 г. Ветеран атомной энергетики и промышленности (Пр. № 1601/к от 04.12.2007);
2025 г. благодарственное письмо Министерства образования Красноярского края за добросовестный труд и вклад в развитие системы специального образования в Красноярском крае.
2025г. благодарственное письмо Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края за высокий профессионализм, проведение мероприятий, проявленную при этом личную инициативу и организаторские способности.
Сведения о повышении квалификации:
2025 г. – ООО «Московский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов. Программа повышения квалификации «Дислексия, дисграфия, дикалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция», 72 часа, удостоверение рег. № 377675, ПК №0374081 от 19.08.2025г.
«____» ___________ 2020г. Подпись ______________Л.В. Смирнова
И.о. Директора КГБОУ
«Зеленогорская школа-интернат» __________ Н.В. Вавулина
МП
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение "Описание берёзы", учитель-логопед Бакулина В.Л.
На уроке проводится подготовка учащихся третьих классов к сочинению «Описание берёзы». Дети знакомятся с произведениями художественной литературы, посвященными березе, отбирают из этих произведений ма...

Коррекционная работа по развитию навыка чтения и профилактике дислексических нарушений (Добрынина Э. Г. учитель-логопед высшей категории)
В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобр...
Организация совместной деятельности учителя- логопеда, педагога- психолога, и учителя начальных классов по профилактике школьной дезадаптации ребенка с речевым недоразвитием
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Практический опыт психологического и логопедического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подгото...

Дополнительная информация к аналитическому отчету профессиональной деятельности учителя начальных классов Потемкиной Людмилы Леонидовны за 2017-2021год
Дополнительная информация к аналитическому отчету профессиональной деятельности учителя начальных классов Потемкиной Людмилы Леонидовны за 2017-2021год...

Самоанализ деятельности учителя - логопеда для прохождения аттестации на высшую категорию.
Работа содержит достижения моих учеников, описание моей работы, цели и задачи....

«Современные подходы и организация профессиональной деятельности учителей-логопедов и учителей-дефектологов в реализации обновленных ФГОС, ФООП с детьми с ОВЗ».
План работы методического объединения учителей-логопедов, учителей-дефектологов на 2023-2024 учебный год...

