Конспект логопедического занятия по теме: «Прогулка по осеннему лесу»
план-конспект по логопедии

Юлия Александровна Орлова

 Коррекционно-образовательные цели:

   -Активизация словаря по теме «Осень», активизация предикативного словаря, классификация

   -Уточнение и закрепление знаний об осени, дарах осени

   -Образование притяжательных и относительных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными

Коррекционно-развивающие цели:

   -Дальнейшее развитие и совершенствование фонематического анализа и синтеза

   - Развитие связной речи, продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи, составлять сложные предложения

   -Развитие оптико-пространственных функций

   -Развитие слухового внимания, речевой памяти

Коррекционно-воспитательные цели:

   -Формирование навыков сотрудничества, умения работать в коллективе

   -Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_po_osennemu_lesu_1.docx344.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия  по теме:

«Прогулка по осеннему лесу»

 Коррекционно-образовательные цели: 

   -Активизация словаря по теме «Осень», активизация предикативного словаря, классификация

   -Уточнение и закрепление знаний об осени, дарах осени

   -Образование притяжательных и относительных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными

Коррекционно-развивающие цели:

   -Дальнейшее развитие и совершенствование фонематического анализа и синтеза

   - Развитие связной речи, продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи, составлять сложные предложения

   -Развитие оптико-пространственных функций

   -Развитие слухового внимания, речевой памяти

Коррекционно-воспитательные цели:

   -Формирование навыков сотрудничества, умения работать в коллективе

   -Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: конверт, в конверте задания: картинки с игрой «Сложи картинку»; мультимедийная презентация, задания на карточках.                          

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
  1. Орг.момент

В лес осенний на прогулку

     Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдём.

Много, много интересного,

           Мы всегда в лесу найдем.

2.Игра: «Скажи, какое слово спряталось» ( фонематический анализ и синтез)(слайд 2)

 В руках логопеда большой конверт. Логопед говорит детям:

- Ребята, посмотрите, что у меня в руках. Да, это письмо- приглашение. От кого, вы скажете мне сами, прочитав по первым звукам картинок. (Собака, Овощи, Волк, Арбузы) (слайд 3) Дети отгадывают слово «СОВА» (слайд 4)                                          

- Правильно, ребята, это письмо нам прислала СОВА. Сова – символ мудрости и знаний. Она прислала нам письмо с заданиями. А какие это будут задания, мы узнаем с вами чуть позже.

-Итак, мы  сегодня отправимся на прогулку в осенний лес, но  сначала выполним с вами пальчиковую, дыхательную и артикуляционную гимнастику.

  1. Пальчиковая гимнастика (слайд 5)

Когда мы приходим в лес, мы слышим пение кого?

Выполняется пальчиковая гимнастика «Эта птичка – соловей»

Эта птичка — соловей, Дети загибают по одному пальцу на

Эта птичка — воробей, обеих руках на каждое название птицы.

Эта птичка — совушка, сонная головушка,

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель,

Эта птичка — злой орлан. Машут сложенными накрест ладонями.

Птички, птички, по домам! Прячут руки за спину.

  1. Дыхательная гимнастика (слайд 6)

Выполняется дыхательное упражнение «Ветер»

- идём с вами дальше и вдруг налетел на нас ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.

-Дует лёгкий ветерок.

И качает так листок – Ф-Ф-Ф… (лёгкий выдох)

Дует сильный ветерок –

И качает так листок – Ф-Ф-Ф… (сильный выдох)

Логопед: Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый – а-а-а…

Рябиновый – и-и-и…

Берёзовый – о-о-о…

Дубовый – у-у-у…

(дети хором пропевают гласные звуки, постепенно понижая голос)

  1. Артикуляционная гимнастика (слайд 7)

-Жил на свете Язычок. И захотелось ему пойти в осенний лес. А вместе с язычком отправимся и мы.(слайд 8)

- Подошел язычок к опушке леса и услышал звуки. Да это же лягушки квакают в болоте.  Давайте улыбнемся, как лягушки.(слайд 9)

Подражаем мы лягушкам,

   тянем губы прямо к ушкам.

    Вы сейчас тяните  губки ,

    Я увижу ваши зубки.

- Идет Язычок дальше, присмотрелся и видит змея сидит на пеньке. Захотелось  ему изобразить змею. Давайте и мы изобразим змею. (слайд 10)

      Подражаем мы змее,

     с ней мы будем наравне.

     Высунем язык и спрячем,

     только так, а не иначе.

- Посмотрел Язычок вправо и влево и нашел грибок. Давайте и мы также сделаем.(слайд 11)

Под березой у дорожки,

Гриб растет на толстой ножке.

 Мимо мы пройти не сможем,

гриб в лукошко мы положим.

 

6.  Беседа об осени. ( связное рассказывание, работа с предложением).

На экране  картинки на тему осень. (слайд 12)

- Первое задание от совы, ребята, такое. Нам нужно посмотреть на эти картинки и составить рассказ. Посмотрите внимательно на эти картинки и скажите, какое время года на них изображено.  (Осень) А сейчас, какое время года идёт?. ( Осень)

-Правильно, осень. Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

-Скажите, каким становится небо осенью?

-Как начинает светить солнце?

-Что происходит с листьями на деревьях?

-Что созревает осенью в садах, огородах и в лесу?

-Как одеваются люди осенью?

-Какое время года идёт после осени?

-Как животные готовятся к зиме? ( дети отвечают на вопросы)

-Молодцы, ребята, всё правильно отвечали. А сейчас из вас кто-нибудь, глядя на картинки и, вспомнив, что отвечали дети, расскажет нам об осени. ( дети составляют рассказ)

     7.   Игра «Живые звуки». ( фонематический анализ, синтез, работа в коллективе)(слайд 13)

 -Ребята, сова предлагает нам поиграть в игру «Живые звуки». Нам нужно назвать звуки в слове «лужа». Нужно быть очень внимательными. Проговариваем слово про себя, слушаем, что уже ответили ребята и смотрим на мою руку. На кого укажу, тот называет очередной звук. Называем по –порядку звуки слова «лужа».

Логопед на каждый звук указывает на кого-то из детей, который называет очередной звук слова. Далее дети называют звуки слова «тучка», «лист», «дождик», «холод».

-Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.

Физкультминутка «Прогулка в лес»

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём. (Вдох, опустить вниз — выдох)
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.

8.   Игра «Чей, чьи». «Скажи, что делают листья» ( образование прилагательных, активизация предикативного словаря).(слайд 14)

-Ребята, сова пригласила нас на прогулку в осенний лес.

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, какие деревья вы можете увидеть в лесу? ( дети смотрят на картинки и называют деревья)(слайд 15)

-Ребята, давайте посмотрим на листья. Логопед берёт картинку с листьями. Этот лист с какого дерева? Скажите мне, чей это лист? А этот лист с какого дерева?. Значит, чей это лист? Узнаёте этот лист? Он чей? С какого он дерева?. Ребята, чьи листья могут шуршать у нас  под ногами?  ( дети отвечают на вопросы логопеда)

-Скажите мне, ребята, что происходит с листьями осенью? Что они могут делать? ( краснеют, желтеют, опадают, летят, кружатся, шуршат, падают, скручиваюся, засыхают, погибают, гниют, лежат, преют, осыпаются, вянут, чернеют, висят, шелестят, прилипают, мокнут, тускнеют…),

-А теперь посмотрите  на картинки и скажите, какие грибы  можно увидеть осенью в лесу? ( белые грибы, опята, грузди, подберёзовики, подосиновики, лисички) (слайд 16)

-А за какими ягодами мы ходим в осенний лес? ( за брусникой, клюквой , рябиной, боярышником) (слайд 17)

9.  Игра «Что там в банке» ( образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными)(слайд 18)

-Ребята, Совушка спрашивает у вас, что можно приготовить из ягод, принесённых из леса? ( джем, варенье, сок, компот, повидло.)

-Скажите, варенье из клюквы, какое варенье? ( клюквенное),

- Морс из брусники, какой морс? ( брусничный)

- Варенье из рябины, варенье какое? (рябиновое)

- Что можно приготовить из шиповника?(отвар, чай, компот, варенье)

- Молодцы, ребята А давайте расскажем Сове, которая живёт в лесу и не знает, что созревает осенью в наших садах и огородах. ( дети называют овощи и фрукты, которые созревают осенью в огородах и садах ( свёкла, морковь, лук, редька, тыква, кабачки, яблоки, груши, слива, облепиха, картофель…и т.д.)

10. Игра «Собери картинку»  ( оптико-пространственные функции, классификация) (слайд 19)

-Ребята, Совушка для каждого из вас приготовила конвертики, в которых лежат разрезные картинки. Вы работаете в группах. Вам нужно будет их собрать и сказать, что это. Разбирайте конверты. ( дети вынимают из конвертов разрезанную картинку и собирают её)

Картинки: гриб, лиса, ёжик, лист дубовый, овощи в корзине.

- Ребята, скажите, а какая картинка из собранных будет лишней и почему?

11. Игра «Закончить предложение словами-наоборот».(на карточках) Работа в группах.(слайд 20)

Летом погода жаркая, а осенью - …. (холодная)

Волк летом сытый, а зимой … (голодный)

Летом дожди идут редко, а осенью… (часто)

Летом солнце греет сильно, а осенью …(слабо)

Летом дни длиннее, а зимой… (короче)

Летом настроение веселое, а осенью… (грустное)

11. «Исправь предложение» работа с деформированными предложениями.

-Нам необходимо с вами исправить предложения, которые перепутались из-за сильного ветра.(слайд 21)

дует, Осенью, ветер, холодный.

желтеют, На, листья, деревья.

земля, Трава, на, увядает.

улетают, юг, на, Птицы.

мелкий, Осенью, моросит, дождь.

 12.Итог занятия

 -Молодцы, ребята! Мне понравилось, как вы сегодня справились со всеми заданиями. Ребята, куда мы с вами сегодня отравлялись на занятии? (на прогулку в осенний лес). Послушайте, ребята нам сейчас прочитают стихотворение Татьяны Швайко «Прогулка в осеннем лесу» (слайд 22)

Люблю гулять в лесу осеннем,
Там пахнет сыростью и мхом,
С невероятным наслажденьем
Ищу грибы под каждым пнём.

Смотрю на ягоды брусники,
Они как огненный опал,
И золотые солнца блики,
Меня сражают наповал.

Тут мышка вылезла из норки,
А там зайчишка пробежал.
Вокруг овраги и пригорки,
Как будто кто нарисовал.

С осины опадают листья,
Скрипят деревья вдалеке.
А настроение игристо
И я шагаю налегке.

И я вдыхаю воздух звонкий –
Лесной бодрящий аромат.
Вокруг еловые иголки
Так удивительно шуршат.

Прекрасное мгновенье года.
Осенних красок яркий бал.
Нерукотворная природа –
Она превыше всех похвал…
                                           

- А вам какие задания от Совушки вам понравились больше всего?

Совушке тоже понравилось, как вы сегодня старались и выполняли её задания. Она принесла вам угощение.

дует, Осенью, ветер, холодный.

желтеют, На, листья, деревья.

земля, Трава, на, увядает.

улетают, юг, на, Птицы.

мелкий, Осенью, моросит, дождь.

Летом погода жаркая, а осенью - ….

Волк летом сытый, а зимой …

Летом дожди идут редко, а осенью…

Летом солнце греет сильно, а осенью

Летом дни длиннее, а зимой…

Летом настроение веселое, а осенью…

https://i.pinimg.com/736x/09/4e/5a/094e5a2725486799c16a5eb2445b1cdd.jpg

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи в 4б классе для детей со сложной структурой дефекта На тему: «Прогулка по-зимнему лесу»

Конспект урока развития речи в 4б классе для детей со сложной структурой дефектаНа тему: «Прогулка по-зимнему лесу»...

Конспект логопедического занятия по теме: «Прогулка по осеннему лесу»

Коррекционно-образовательные цели:   --Активизация словаря по теме «Осень», активизация предикативного словаря, классификация   --Уточнение и закрепление знаний о...

Конспект логопедического занятия по теме: «Прогулка по осеннему лесу»

Коррекционно-образовательные цели:   --Активизация словаря по теме «Осень», активизация предикативного словаря, классификация   --Уточнение и закрепление знаний о...

Тема недели «Осенний букет» Тема прогулки: Прогулка-наблюдение «Лужа»

Тема недели  "Осенний букет" тема прогулки " лужа". Конспект продлёнки....

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Прогулка в осенний лес» по автоматизации звука "С"

Цель:      1.   Закрепление навыка четкого произношения звука -с- изолированно, в слогах и словах. 2. Продолжать учить определять позицию звука -с- в словах....

Логопедического занятия по теме: «Прогулка по осеннему лесу»

Коррекционно-образовательные цели:   -Активизация словаря по теме «Осень», активизация предикативного словаря, классификация   -Уточнение и закрепление знаний об ...