Конспект логопедического занятия по теме: «Прогулка по осеннему лесу»
план-конспект по логопедии
Коррекционно-образовательные цели:
-Активизация словаря по теме «Осень», активизация предикативного словаря, классификация
-Уточнение и закрепление знаний об осени, дарах осени
-Образование притяжательных и относительных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными
Коррекционно-развивающие цели:
-Дальнейшее развитие и совершенствование фонематического анализа и синтеза
- Развитие связной речи, продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи, составлять сложные предложения
-Развитие оптико-пространственных функций
-Развитие слухового внимания, речевой памяти
Коррекционно-воспитательные цели:
-Формирование навыков сотрудничества, умения работать в коллективе
-Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 344.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по теме:
«Прогулка по осеннему лесу»
Коррекционно-образовательные цели:
-Активизация словаря по теме «Осень», активизация предикативного словаря, классификация
-Уточнение и закрепление знаний об осени, дарах осени
-Образование притяжательных и относительных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными
Коррекционно-развивающие цели:
-Дальнейшее развитие и совершенствование фонематического анализа и синтеза
- Развитие связной речи, продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи, составлять сложные предложения
-Развитие оптико-пространственных функций
-Развитие слухового внимания, речевой памяти
Коррекционно-воспитательные цели:
-Формирование навыков сотрудничества, умения работать в коллективе
-Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: конверт, в конверте задания: картинки с игрой «Сложи картинку»; мультимедийная презентация, задания на карточках.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
- Орг.момент
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдём.
Много, много интересного,
Мы всегда в лесу найдем.
2.Игра: «Скажи, какое слово спряталось» ( фонематический анализ и синтез)(слайд 2)
В руках логопеда большой конверт. Логопед говорит детям:
- Ребята, посмотрите, что у меня в руках. Да, это письмо- приглашение. От кого, вы скажете мне сами, прочитав по первым звукам картинок. (Собака, Овощи, Волк, Арбузы) (слайд 3) Дети отгадывают слово «СОВА» (слайд 4)
- Правильно, ребята, это письмо нам прислала СОВА. Сова – символ мудрости и знаний. Она прислала нам письмо с заданиями. А какие это будут задания, мы узнаем с вами чуть позже.
-Итак, мы сегодня отправимся на прогулку в осенний лес, но сначала выполним с вами пальчиковую, дыхательную и артикуляционную гимнастику.
- Пальчиковая гимнастика (слайд 5)
Когда мы приходим в лес, мы слышим пение кого?
Выполняется пальчиковая гимнастика «Эта птичка – соловей»
Эта птичка — соловей, Дети загибают по одному пальцу на
Эта птичка — воробей, обеих руках на каждое название птицы.
Эта птичка — совушка, сонная головушка,
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка — злой орлан. Машут сложенными накрест ладонями.
Птички, птички, по домам! Прячут руки за спину.
- Дыхательная гимнастика (слайд 6)
Выполняется дыхательное упражнение «Ветер»
- идём с вами дальше и вдруг налетел на нас ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.
-Дует лёгкий ветерок.
И качает так листок – Ф-Ф-Ф… (лёгкий выдох)
Дует сильный ветерок –
И качает так листок – Ф-Ф-Ф… (сильный выдох)
Логопед: Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а…
Рябиновый – и-и-и…
Берёзовый – о-о-о…
Дубовый – у-у-у…
(дети хором пропевают гласные звуки, постепенно понижая голос)
- Артикуляционная гимнастика (слайд 7)
-Жил на свете Язычок. И захотелось ему пойти в осенний лес. А вместе с язычком отправимся и мы.(слайд 8)
- Подошел язычок к опушке леса и услышал звуки. Да это же лягушки квакают в болоте. Давайте улыбнемся, как лягушки.(слайд 9)
Подражаем мы лягушкам,
тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки ,
Я увижу ваши зубки.
- Идет Язычок дальше, присмотрелся и видит змея сидит на пеньке. Захотелось ему изобразить змею. Давайте и мы изобразим змею. (слайд 10)
Подражаем мы змее,
с ней мы будем наравне.
Высунем язык и спрячем,
только так, а не иначе.
- Посмотрел Язычок вправо и влево и нашел грибок. Давайте и мы также сделаем.(слайд 11)
Под березой у дорожки,
Гриб растет на толстой ножке.
Мимо мы пройти не сможем,
гриб в лукошко мы положим.
6. Беседа об осени. ( связное рассказывание, работа с предложением).
На экране картинки на тему осень. (слайд 12)
- Первое задание от совы, ребята, такое. Нам нужно посмотреть на эти картинки и составить рассказ. Посмотрите внимательно на эти картинки и скажите, какое время года на них изображено. (Осень) А сейчас, какое время года идёт?. ( Осень)
-Правильно, осень. Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
-Скажите, каким становится небо осенью?
-Как начинает светить солнце?
-Что происходит с листьями на деревьях?
-Что созревает осенью в садах, огородах и в лесу?
-Как одеваются люди осенью?
-Какое время года идёт после осени?
-Как животные готовятся к зиме? ( дети отвечают на вопросы)
-Молодцы, ребята, всё правильно отвечали. А сейчас из вас кто-нибудь, глядя на картинки и, вспомнив, что отвечали дети, расскажет нам об осени. ( дети составляют рассказ)
7. Игра «Живые звуки». ( фонематический анализ, синтез, работа в коллективе)(слайд 13)
-Ребята, сова предлагает нам поиграть в игру «Живые звуки». Нам нужно назвать звуки в слове «лужа». Нужно быть очень внимательными. Проговариваем слово про себя, слушаем, что уже ответили ребята и смотрим на мою руку. На кого укажу, тот называет очередной звук. Называем по –порядку звуки слова «лужа».
Логопед на каждый звук указывает на кого-то из детей, который называет очередной звук слова. Далее дети называют звуки слова «тучка», «лист», «дождик», «холод».
-Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.
Физкультминутка «Прогулка в лес»
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём. (Вдох, опустить вниз — выдох)
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
8. Игра «Чей, чьи». «Скажи, что делают листья» ( образование прилагательных, активизация предикативного словаря).(слайд 14)
-Ребята, сова пригласила нас на прогулку в осенний лес.
-Ребята, посмотрите, пожалуйста, какие деревья вы можете увидеть в лесу? ( дети смотрят на картинки и называют деревья)(слайд 15)
-Ребята, давайте посмотрим на листья. Логопед берёт картинку с листьями. Этот лист с какого дерева? Скажите мне, чей это лист? А этот лист с какого дерева?. Значит, чей это лист? Узнаёте этот лист? Он чей? С какого он дерева?. Ребята, чьи листья могут шуршать у нас под ногами? ( дети отвечают на вопросы логопеда)
-Скажите мне, ребята, что происходит с листьями осенью? Что они могут делать? ( краснеют, желтеют, опадают, летят, кружатся, шуршат, падают, скручиваюся, засыхают, погибают, гниют, лежат, преют, осыпаются, вянут, чернеют, висят, шелестят, прилипают, мокнут, тускнеют…),
-А теперь посмотрите на картинки и скажите, какие грибы можно увидеть осенью в лесу? ( белые грибы, опята, грузди, подберёзовики, подосиновики, лисички) (слайд 16)
-А за какими ягодами мы ходим в осенний лес? ( за брусникой, клюквой , рябиной, боярышником) (слайд 17)
9. Игра «Что там в банке» ( образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными)(слайд 18)
-Ребята, Совушка спрашивает у вас, что можно приготовить из ягод, принесённых из леса? ( джем, варенье, сок, компот, повидло.)
-Скажите, варенье из клюквы, какое варенье? ( клюквенное),
- Морс из брусники, какой морс? ( брусничный)
- Варенье из рябины, варенье какое? (рябиновое)
- Что можно приготовить из шиповника?(отвар, чай, компот, варенье)
- Молодцы, ребята А давайте расскажем Сове, которая живёт в лесу и не знает, что созревает осенью в наших садах и огородах. ( дети называют овощи и фрукты, которые созревают осенью в огородах и садах ( свёкла, морковь, лук, редька, тыква, кабачки, яблоки, груши, слива, облепиха, картофель…и т.д.)
10. Игра «Собери картинку» ( оптико-пространственные функции, классификация) (слайд 19)
-Ребята, Совушка для каждого из вас приготовила конвертики, в которых лежат разрезные картинки. Вы работаете в группах. Вам нужно будет их собрать и сказать, что это. Разбирайте конверты. ( дети вынимают из конвертов разрезанную картинку и собирают её)
Картинки: гриб, лиса, ёжик, лист дубовый, овощи в корзине.
- Ребята, скажите, а какая картинка из собранных будет лишней и почему?
11. Игра «Закончить предложение словами-наоборот».(на карточках) Работа в группах.(слайд 20)
Летом погода жаркая, а осенью - …. (холодная)
Волк летом сытый, а зимой … (голодный)
Летом дожди идут редко, а осенью… (часто)
Летом солнце греет сильно, а осенью …(слабо)
Летом дни длиннее, а зимой… (короче)
Летом настроение веселое, а осенью… (грустное)
11. «Исправь предложение» работа с деформированными предложениями.
-Нам необходимо с вами исправить предложения, которые перепутались из-за сильного ветра.(слайд 21)
дует, Осенью, ветер, холодный.
желтеют, На, листья, деревья.
земля, Трава, на, увядает.
улетают, юг, на, Птицы.
мелкий, Осенью, моросит, дождь.
12.Итог занятия
-Молодцы, ребята! Мне понравилось, как вы сегодня справились со всеми заданиями. Ребята, куда мы с вами сегодня отравлялись на занятии? (на прогулку в осенний лес). Послушайте, ребята нам сейчас прочитают стихотворение Татьяны Швайко «Прогулка в осеннем лесу» (слайд 22)
Люблю гулять в лесу осеннем,
Там пахнет сыростью и мхом,
С невероятным наслажденьем
Ищу грибы под каждым пнём.
Смотрю на ягоды брусники,
Они как огненный опал,
И золотые солнца блики,
Меня сражают наповал.
Тут мышка вылезла из норки,
А там зайчишка пробежал.
Вокруг овраги и пригорки,
Как будто кто нарисовал.
С осины опадают листья,
Скрипят деревья вдалеке.
А настроение игристо
И я шагаю налегке.
И я вдыхаю воздух звонкий –
Лесной бодрящий аромат.
Вокруг еловые иголки
Так удивительно шуршат.
Прекрасное мгновенье года.
Осенних красок яркий бал.
Нерукотворная природа –
Она превыше всех похвал…
- А вам какие задания от Совушки вам понравились больше всего?
Совушке тоже понравилось, как вы сегодня старались и выполняли её задания. Она принесла вам угощение.
дует, Осенью, ветер, холодный.
желтеют, На, листья, деревья.
земля, Трава, на, увядает.
улетают, юг, на, Птицы.
мелкий, Осенью, моросит, дождь.
Летом погода жаркая, а осенью - ….
Волк летом сытый, а зимой …
Летом дожди идут редко, а осенью…
Летом солнце греет сильно, а осенью
Летом дни длиннее, а зимой…
Летом настроение веселое, а осенью…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи в 4б классе для детей со сложной структурой дефекта На тему: «Прогулка по-зимнему лесу»
Конспект урока развития речи в 4б классе для детей со сложной структурой дефектаНа тему: «Прогулка по-зимнему лесу»...

Конспект логопедического занятия по теме: «Прогулка по осеннему лесу»
Коррекционно-образовательные цели: --Активизация словаря по теме «Осень», активизация предикативного словаря, классификация --Уточнение и закрепление знаний о...

Конспект логопедического занятия по теме: «Прогулка по осеннему лесу»
Коррекционно-образовательные цели: --Активизация словаря по теме «Осень», активизация предикативного словаря, классификация --Уточнение и закрепление знаний о...
Тема недели «Осенний букет» Тема прогулки: Прогулка-наблюдение «Лужа»
Тема недели "Осенний букет" тема прогулки " лужа". Конспект продлёнки....

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Прогулка в осенний лес» по автоматизации звука "С"
Цель: 1. Закрепление навыка четкого произношения звука -с- изолированно, в слогах и словах. 2. Продолжать учить определять позицию звука -с- в словах....

Логопедического занятия по теме: «Прогулка по осеннему лесу»
Коррекционно-образовательные цели: -Активизация словаря по теме «Осень», активизация предикативного словаря, классификация -Уточнение и закрепление знаний об ...









