Консультация для родителей "Нарушение чтения и письма у младших школьников"
консультация по логопедии (2 класс)
Консультация учителя-логопеда для родителей младших школьников с ОВЗ "Нарушение чтения и письма"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда для родителей младших школьников с ОВЗ.
Тема: «Нарушения чтения и письма у младших школьников»
Добрый день, дорогие родители! Сегодня хотелось поговорить про дисграфию и дислексию.
Вы, наверное, сталкивались с тем, что ваши любознательные и вполне смышлёные дети испытывают серьёзные трудности при овладении чтением и письмом. Решить проблему не помогают ни многочисленные выполнения домашних заданий, ни повторения и объяснения, ни поощрения и наказания. Проблема заключается в том, что некоторые дети страдают специфическими нарушениями чтения и письма дислексией и дисграфией.
Дислексия - нарушение процесса чтения, которое возникает в результате недоразвития или нарушения функций определённых зон коры головного мозга, ответственных за перевод звуков в буквы и букв в звуки. Основой процесса чтения является взаимодействие работы зрительного, речедвигательного, слухового анализаторов и таких психических процессов, как мышление, речь, память, внимание, воображение. Чтение - это один из видов письменной речи, являющейся более поздним и сложным видом, чем устная речь. Формируется чтение на базе устной речи.
Уметь читать - это значит, уметь: увидеть, произнести, понять.
В группу риска детей с дислексией попадают те школьники, у которых имеется:
- нарушение фонематического слуха;
- нарушение пространственного восприятия;
- нарушение взаимодействия между слуховыми, зрительными и кинестетическими восприятиями и представлениями;
- нарушение поведения и работоспособности;
- плохое запоминание знаков;
- плохая дифференциация звуков и букв;
- плохое сливание звуков;
- трудности осуществления звукового анализа слова.
Практически всегда одним из последствий дислексии является дисграфия.
Дисграфия - стойкое нарушение письма, не связанное с незнанием грамматических правил, а обусловленное недоразвитием или частичным поражением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма. При письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя.
Процесс письма состоит из 5 психофизических компонентов:
- акустический (услышать и вы делить звук);
- артикуляционный (уточнить звук, состав слова, установить последовательность звуков);
- зрительный (представление графического образа звука, перевод звуковой структуры в графические знаки);
- удерживание в памяти графических символов и их правильная пространственная организация;
- наличие устойчивого внимания, знание орфографических правил.
При письме нужно произвести фонематический анализ слова, соотнести каждую фонему с буквой, написать буквы в определенной последовательности.
Процесс письма проходит несколько стадий: понимание того, о чем будем писать, его программирование; оречевление и графический код. Процесс письма фактически является обратным процессу чтения. Написать слово значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом обусловлены тем, что либо каждый из процессов, необходимых для написания слова, либо какая - то часть из них у ребенка несовершенны.
Дислексия и дисграфия могут возникать у детей с нормальным интеллектуальным развитием, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом. Недостаточная сформированность некоторых психических функций почти ничем себя не проявляет в повседневной жизни, но создаёт серьёзные препятствия при овладением чтением и письмом.
Причины возникновения дислексии и дисграфии:
- незрелость определённых психических функций, нарушение межполушарного взаимодействия, которое является следствием многих причин (неблагоприятные факторы во время беременности, травмы, стрессы, затяжные или стремительные роды, оперативное родоразрешение, родовые травмы);
- заболевания матери во время беременности (токсикозы, сердечно-сосудистые патологии, почечная недостаточность, резус-конфликтная ситуация);
- гипоксия плода, недостаток кислорода в период внутриутробного развития;
- различные заболевания и травмы ЦНС ребёнка в раннем детстве;
- наследственный фактор, когда ребёнку от ближайших родственников передаётся несформированность определённых мозговых структур.
Как распознать дислексию и дисграфию?
Все ошибки чтения и письма специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребёнка при чтении и письме встречаются ошибки, которое, как вам кажется, похожи на специфичные, но они редки или вообще единичны, то это, скорее всего, «физиологические» ошибки, закономерно встречающиеся у детей при овладении чтением и письмом, или результат переутомления, невнимательности.
У ребёнка есть дислексия если он:
- с трудом запоминает и путает буквы при чтении, постоянно заменяет близкие по звучанию звуки (С-З, Ш-Ж, Ш-С, Т-Д) или похожие по написанию буквы (П-Т, Б-В, Х-Ж);
- читает очень медленно, напряжённо, по слогам, часто монотонно, допускает множество ошибок;
- пропускает буквы (марка - мара, куртка - курка), слоги (молоко-моко, дорожка-дожка), предлоги;
- заменяет слова другими, близкими по буквенному составу, но разными по смыслу (богатыри - богатые, поэтому - потом);
- заменяет или переставляет буквы и слоги (утка - тука, канава - кавана);
- не дочитывает правильные окончания слов или искажает его (говорится - говорил);
- изменяет падежные окончания существительных (открыл форточка, из-под листьях);
- неправильно согласует в роде существительные и прилагательные или местоимение (весёлый девочка, моя платье);
- пытается угадать слово по нескольким первым буквам;
- плохо понимает смысл прочитанного, не может рассказать, о чём он только что прочитал.
Чтение для дислексика - тяжёлый труд, он физически устаёт от этого процесса, не понимая содержания. Зато на слух ту же информацию понимает и запоминает намного легче.
О наличии дисграфии говорят такие ошибки:
- пропуск букв и слогов (упала-упла, бабочка-бачка, огромный город - огромный горд);
- искажение слов (лошадь - ложит, коньки - куни, на охоте - на отух);
- не дописывание слов и букв (растёт - растё, мышка - мышк);
- перестановка букв и слогов (яблоко - ябколо, фрукты - фрутки);
- добавление лишних букв (лужа - лулжа, дружно - дуружно);
- замена согласных (картофель - картовель, дупло - тубло, сушки - шуски);
- слитное написание предлогов, раздельное приставок, когда приставка напоминает предлог, союз или местоимение (вогороде, по дкроватью, я сный);
- разделение одного слова на два (ведёрко - ведёр ко, игра - и гра);
- неумение обозначать на письме мягкость согласных (мяч - мач, коньки - конки);
- смешение букв, схожих по напсианию Т - П, Б - Д, И - У (потянул - попинул, рябит - рядип, муха - миха);
- переворачивание букв в другую сторону («зеркальное» письмо) Б, В, Э, З…;
- пропуск редко встречающихся букв: Ъ, Э.
Ребёнок, страдающий дисграфией, не замечает поля и продолжает писать до самого края листа, к концу предложения «съезжает» со строчек, переносит слова как попало, часто не делает пробелов между словами, соединяя два слова в одно, не ставит точку в конце предложения и продолжает писать следующее с маленькой буквы. Дети с дисграфией и дислексией неохотно выполняют задания по русскому языку. Им тяжело даётся чтение, пересказ, изложения и особенно диктанты.
Алтайский край, город Рубцовск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей №7"
Консультация учителя-логопеда для родителей младших школьников с ОВЗ.
«Нарушения чтения и письма у младших школьников».
Выполнила: Учитель-логопед
Высшей квалификационной категории
Соловкова Оксана Станиславовна.
Рубцовск, 2025
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НАРУШЕНИЕ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью – необходимое условие формирования успешной личности. Эта важная задача стоит как перед родителями, так и перед учителями и логопедами. Р...
Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов
В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения. Причины вызывающие эти трудности многозначны, решить их быстро невозможно.Одной из распространённых пр...
Выступление на тему: "Упражнения по исправлению недостатков произношения и предупреждению нарушений чтения и письма у младших школьников".
В предлагаемом материале содержатся основные требования к артикуляционной гимнастике, основные требования к постановке и автоматизации звуков, приемы коррекции звуков на уроках произношения....

Презентация по теме «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ В ЗВУКОВОМ АНАЛИЗЕ СЛОВ»
«ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ В ЗВУКОВОМ АНАЛИЗЕ СЛО» логопедии такие трудности называютфонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФ...

нарушения чтения и письма у младших школьников
1. Чистая и правильная речь – одно из важнейших условий нормального психологического развития ребенка. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир взрослых,...

нарушения чтения и письма у младших школьников
1. Чистая и правильная речь – одно из важнейших условий нормального психологического развития ребенка. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир взрослых,...

нарушения чтения и письма у младших школьников
ознакомление родителей с методическими и практическими рекомендациями по исправлению нарушений письменной речи учащихся начальных классов.Задачи:Образовательные: познакомить родителей с терминами «дис...
