Рекомендации для родителей учеников начальной школы.
консультация по логопедии (2 класс)

Игонина Светлана Юрьевна

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как помочь ребенку-дисграфику

(рекомендации для родителей младших школьников)

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма.

Выделяют пять форм дисграфии:

 Артикуляторно-акустическая;

 Оптическая;

 Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

 Акустическая;

 Аграмматическая.

На то, что у Вашего ребенка могут возникнуть те или иные трудности при освоении письма, могут указать некоторые факторы.

На что нужно обратить внимание:

1. Если Ваш ребенок левша.

2. Если он - переученный правша.

4. Если в семье говорят на двух или более языках.

5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно

ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение

дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у

ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому

обучению.

6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.

8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок

пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).

9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются

гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие

согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня

(дыня), клёква (клюква).

10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта -

парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

Несколько советов о помощи в приготовлении домашнего задания:

1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или многописать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.

2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

Несколько слов о почерке.

Почерк дисграфика - выражение всех его трудностей. Как правило, у детей с нарушением письма выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и "красивый"; другой - огромный, корявый, неуклюжий, "уродливый". Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк - его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться.

Красивому почерку научить можно. Здесь все достаточно просто. В течение некоторого времени(обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради в КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!

Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям. При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям "из-под палки", результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель – не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!

Упражнение "Корректурная правка".

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика.

Упражнение "Пишем вслух".

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей. Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

 

ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ

Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма. НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley_1.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как помочь ребенку-дисграфику

(рекомендации для родителей младших школьников)

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма.

Выделяют пять форм дисграфии:

 Артикуляторно-акустическая;

 Оптическая;

 Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

 Акустическая;

 Аграмматическая.

На то, что у Вашего ребенка могут возникнуть те или иные трудности при освоении письма, могут указать некоторые факторы.

На что нужно обратить внимание:

1. Если Ваш ребенок левша.

2. Если он - переученный правша.

4. Если в семье говорят на двух или более языках.

5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно

ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение

дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у

ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому

обучению.

6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.

8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок

пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).

9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются

гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие

согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня

(дыня), клёква (клюква).

10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта -

парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

Несколько советов о помощи в приготовлении домашнего задания:

1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или многописать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.

2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

Несколько слов о почерке.

Почерк дисграфика - выражение всех его трудностей. Как правило, у детей с нарушением письма выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и "красивый"; другой - огромный, корявый, неуклюжий, "уродливый". Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк - его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться.

Красивому почерку научить можно. Здесь все достаточно просто. В течение некоторого времени(обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради в КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!

Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям. При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям "из-под палки", результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель – не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!

Упражнение "Корректурная правка".

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика.

Упражнение "Пишем вслух".

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей. Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ

Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма. НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации родителям учеников начальной школы.

Эти рекомендации помогут Вам и Вашему ребенку увериться в том,  что учиться интересно, что он много умеет, а всему остальному обязательно научится....

Рекомендации для родителей учеников начальной школы

В данной работе представлен материал полезный для родителей. Здесь они могут прочитать, как построить отношения с первым учителем, как поддержать первоклассника в его новой жизни, чтое ему для этого н...

Что приобрести к новому учебному году. Рекомендации для родителей учеников начальной школы (из опыта работы).

Много забот ложиться на плечи мам, пап, бабушек и дедушек перед школой. Для того чтобы все успеть и  расходы были значительно меньше,  начинайте покупки заранее. Так как в авгус...

Советы и рекомендации для родителей учеников начальной школы.

Советы и  рекомендации  для родителей  учеников начальной школы могут применяться педагогом для создания психологического комфорта и благоприятной атмосферы в семье обучающегося....

Разработка методических рекомендаций по реализации технологии социального партнерства с родителями учеников начальной школы с учетом повышения коммуникативной культуры участвующих сторон

Разработка методических рекомендаций по реализации технологии социального партнёрства с родителями учеников начальной школы с учётом повышения коммуникативной культуры...

Рекомендации учителя-логопеда для родителей учеников начальной школы с ЗПР.

Учитель-логопед делится с родителями  учеников начальной школы с ЗПР рекомендациями по коррекции  и своевременному оказанию адекватной помощи учащимся со стороны учителей, воспитателей и род...

Рекомендации для родителей учеников начальной школы.

Рекомендации для родителей учеников начальной школы....