Методика диагностического обследования ребенка 6-7 лет
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Перед тем как приступить к обследованию ребенка младшего школьного возраста, педагог сначала устанавливает эмоционально-деловой контакт с ним, а также обращает внимание на общее состояние ребенка и только после этого

 

 

 

предлагает ему выполнить следующие задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика дефектологического обследования детей от шести до семи лет

Перед тем как приступить к обследованию ребенка старшего дошкольного возраста, педагог сначала устанавливает эмоционально-деловой контакт с ним, а также обращает внимание на общее состояние ребенка и только после этого предлагает ему выполнить следующие задания.

Название

Цель

Процедура проведения

Что фиксируем

Критерии оценки

Общая осведомленность о себе и ближайшем окружении

«Беседа» по Т.Г. Неретиной

Выявление знаний ребенка о себе, ближайшем окружении, об окружающем мире

Ребенку предлагают ответить на следующие вопросы:

  • назови свое имя, фамилию, отчество;
  • ты девочка или мальчик?
  • сколько тебе лет? сколько будет через год?
  • где ты живешь? Назови свой адрес;
  • кто есть в твоей семье? Брат, сестра? Кто старший, кто младший?
  • как зовут твоих родителей? Кем работают твои родители?
  • как называется город, страна, в которой ты живешь?
  • для чего человеку нужны: глаза, рот, уши...?
  • каких диких и домашних животных ты знаешь?
  • когда можно кататься на санях – зимой или летом? Почему?
  • что делает почтальон, строитель, учитель?
  • кто больше – корова или собака? Кто меньше – птица или пчела?

Фиксируем ответы ребенка на заданные вопросы и их правильность, также можно зафиксировать трудности звукопроизношения, грамматические ошибки, оценить словарный запас

  • Высокий уровень: 10–12 правильных ответов;
  • средний уровень: 6–8 правильных ответов;
  • низкий уровень: четыре и менее правильных ответов

Восприятие

«Цветные кубики» по Т.Г. Неретиной

Выявить знания детей основных цветов и оттенков

Оборудование: цветные кубики: красный, желтый, белый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый.

Предлагаем ребенку цветные кубики и говорим: «Назови, какого цвета кубики». Если ребенок не справляется, то педагог повторяет ему 2–3 раза. После повтора снова проверяем самостоятельное выполнение задания

Оцениваем, знает ли названия цветов и оттенков ребенок, узнает их по слову или сличает

Оценка в баллах:

  • 1 балл: путает названия основных цветов;
  • 2 балла: не называет оттенки после повтора;
  • 3 балла: не называет оттенки;
  • 4 балла: называет большую часть оттенков;
  • 5 баллов: называет все цвета и оттенки

«Назови знакомые фигуры»

Диагностика способности узнавать формы в сюжетном изображении

Оборудование: картинка с сюжетным изображением, составленным из фигур.

Ребенку показываем картинку и предлагаем: «Назови фигуры, которые ты узнал»

Фиксируем ответы ребенка

Оценка в баллах:

  • 1 балл: допускает пять и более ошибок;
  • 2 балла: допускает 3–4 ошибки;
  • 3 балла: допустил 1–2 ошибки;
  • 4 балла: допустил 1–2 ошибки, самостоятельно их исправил;
  • 5 баллов: правильно нашел и назвал все фигуры

«Включение в ряд»

Выявить уровень развития ориентировочно-познавательной деятельности, а именно ориентировки на величину

Оборудование: экран, шестиместная матрешка.

Педагог берет шестиместную матрешку и матрешки в ряд по величине, соблюдая между ними равные интервалы. Педагог за экраном убирает одну из матрешек и выравнивает интервал, на глазах у ребенка разбирает и собирает ее попарно. Затем выстраивает между оставшимися. Ребенку дают эту матрешку и просят поставить на свое место. При этом не следует обращать внимание на то, что ряд равномерно увеличивается или уменьшается. Когда матрешка окажется поставленной на свое место, педагог предлагает ребенку продолжить игру. Ребенок должен поставить в ряд 2–3 матрешки: каждый раз по одной

Оцениваем принятие задания; способы выполнения; обучаемость

Оценка в баллах:

  • 1 балл: не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно;
  • 2 балла: принимает задание, но не понимает условия задачи, ставит матрешки без учета их размера;
  • 3 балла: принимает задание, понимает условие задачи, но допускает ошибки, использует метод практического примеривания и частично зрительный;
  • 4 балла: принимает и понимает условие задачи, выполняет задание, пользуясь практическим примериванием;
  • 5 баллов: принимает и понимает условие задачи, выполняет задание, пользуясь практическим примериванием

«Определи правую и левую сторону»

Выявить знания детей о частях своего тела, лица и их назначении. Определить умение детей ориентироваться в схеме собственного тела

Просим ребенка:

  • покажи правую, левую руку; правую, левую ногу; правый, левый глаз;
  • возьми карандаш правой рукой;
  • подними мяч левой рукой;
  • закрой левый глаз;
  • дотронься рукой до правой брови

Оценка в баллах:

  • 1 балл: показывает основные части тела и лица, руки не различает;
  • 2 балла: называет части тела, знает их название, ориентировкой «на себе» не владеет;
  • 3 балла: знает и называет части тела, испытывает затруднения в пространственной ориентировке рук;
  • 4 балла: не уверен в пространственной ориентировке рук;
  • 5 баллов: руки различает и дифференцирует их местоположение

«Сложи картинку»

Определение уровня целостности восприятия

Оборудование: разрезные картинки из 5–6 частей.

Ребенку предлагаем сложить разрезную картинку. Части картинок кладутся в таком положении, чтобы нужно было не только сдвинуть их вместе, а придать им нужное положение

Оцениваем принятие и понимание задания, способы выполнения задания, обучаемость

Оценка в баллах:

  • 1 балл: совершает беспорядочные действия с частями картинки, действует неадекватно;
  • 2 балла: действует хаотично, не переходит к самостоятельному способу деятельности;
  • 3 балла: собирает изображение путем перебора вариантов, после обучения переходит к целенаправленным пробам;
  • 4 балла: действует путем целенаправленных проб или практического примеривания и частичного зрительного анализа;
  • 5 баллов: собирает путем зрительного анализа

Внимание

«Найди и вычеркни», Осипова А.А., Малашинская Л.И.

Определение уровня продуктивности, устойчивости, концентрации переключения и распределения внимания

Оборудование: лист с изображением различных контурных предметов.

1-й вариант: ребенку показываем лист со значками и объясняем, как с ним работать. «Внимательно посмотри на верхнюю строку, ты должен будешь в каждом круге ставить крестик, в треугольнике – круг, в прямоугольнике – черточку. Приступай к работе».

2-й вариант: ребенок работает по инструкции с рисунком, на котором в случайном порядке изображены простые фигуры. Ему дано задание искать и разными способами зачеркивать две неодинаковые фигуры, например: звездочку перечеркивать вертикальной линией, а кружочек – горизонтальной. Ребенок работает 2,5 минуты, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 секунд) ему говорят «начинай» и «стоп». Педагог отмечает на рисунке ребенка то место, где даются соответствующие команды. Говорим ребенку: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных знакомых тебе предметов. Когда я скажу тебе "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать названные мной предметы. Это необходимо будет делать до тех пор, пока я не скажу "стоп". В это время ты должен будешь остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. Я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу "начинай". После этого ты продолжишь искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится»

Параметры, которые фиксируем: время выполнения задания, S – показатель переключения и распределения внимания; N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими значками в течение 2 минут (или все время работы, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал); n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания.

Общий показатель переключения и распределения внимания определяется по формуле: S = (0,5N – 2,8n) / 120. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные или не помеченные соответствующими знаками геометрические фигуры

Оценка результатов:

  • 10 баллов – S > 1,00 – очень высокий уровень;
  • 8–9 баллов – 0,75 < S > 1,00 – высокий результат;
  • 6–7 баллов – 0,50 < S > 0,75 – средний уровень;
  • 4–5 баллов – 0,25 < S > 0,50 – низкий уровень;
  • 0–3 балла – 0,00 < S > 0,25 – очень низкий уровень.

Для каждого 30-секундного интервала определяется отдельный показатель S, по которым строится график, анализ которого дает возможность судить о динамике изменения продуктивности и устойчивости внимания ребенка во времени. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости оцениваются (каждый в отдельности) по 10–балльной системе

«Запомни и расставь точки», Осипова А.А., Малашинская Л.И.

Распределение объема внимания

Оборудование: листы.

Говорим ребенку:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1–2 с, показываем каждую из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди, и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 с. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек:

  • 10 баллов – ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке шесть и более точек;
  • 8–9 баллов – ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек;
  • 6–7 баллов – ребенок правильно восстановил по памяти от трех до четырех точек;
  • 4–5 баллов – ребенок правильно воспроизвел от двух до трех точек;
  • 0–3 балла – ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки

Память

«10 картинок» по Н.Я. Семаго, М.М. Семаго

Исследование особенностей зрительного запоминания, объема произвольной, непроизвольной зрительной памяти

Оборудование: набор из 10 картинок.

Инструкция 1. Говорим ребенку: «Посмотри на эти знаки и постарайся запомнить их». Ребенку предъявляем колонны из трех стимулов, которые находятся в правой части листа. Время экспозиции стимулов – 15–30 с. Левая часть листа с таблицей стимулов должна быть закрыта. Через несколько секунд после окончания экспозиции ребенку предъявляем таблицу стимулов, среди которых он должен опознать три стимула, которые предъявлялись ранее. Правая часть листа с тестовыми стимулами, должна быть закрыта.

Инструкция 2. Предлагаем ребенку «Я тебе буду показывать картинки, ты постарайся запомнить, что на них нарисовано». Картинки предъявляем по одной (одна картинка в секунду). Затем ребенку предлагаем назвать предметы, которые он запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет

Фиксируем количество правильных воспроизведений

  • Запоминание 8–10 изображений на карточках отражает большой объем произвольной зрительной памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание;
  • запоминание 6–7 изображений на карточках отражает соответствующий возрасту объем произвольной зрительной памяти, способность сохранять достаточную информацию при установке на запоминание;
  • запоминание 4–5 изображений на карточках отражает недостаточный объем произвольной зрительной памяти;
  • запоминание трех и менее изображений на карточках отражает низкую способность к произвольному запоминанию. Сохранение информации затруднено

«Запоминание 10 слов» по А.Р. Лурия

Исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения

Для запоминания используем простые, односложные или короткие двусложные, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа.

Слова для запоминания:

  1. Лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.
  2. Тень, волк, шар, дым, круг, луч, роза, жук, шуба, мост.
  3. Зонт, кит, рубль, усы, боль, крот, ложь, куб, ром, еж.

Инструкция состоит из нескольких этапов:

а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь, сколько сможешь, в любом порядке».

Слова зачитываем ребенку четко, не спеша;

б) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их прослушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те, которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Далее повторяем без инструкций. Перед следующими 3–5 прочтениями педагог просто говорит: «Еще раз». После 5–6-кратного повторения слов педагог говорит ребенку: «Через час ты эти же слова назовешь мне еще раз»

На каждом этапе фиксируем результаты. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если ребенок называет «лишнее» слово, его фиксируем. Спустя час ребенок, воспроизводит без предварительного зачитывания слова, которые фиксируем кружочками.

По результатам составляется график – «кривая запоминания». По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания

  • Высокий уровень: у ребенка с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, то есть к третьему по счету повторению ребенок воспроизводит 9 или 10 слов;
  • средний уровень: ребенок назвал 6–9 слов без лишних;
  • низкий уровень: ребенок воспроизводит 1–5 слов, называет лишние слова

«Запоминание двух групп слов»

Исследование скорости и объема слухоречевого запоминания, влияния фактора интерференции мнестических следов, а также возможности удержания порядка предъявляемого материала

Для запоминания используем простые, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа.

Перед ребенком в игровой форме ставим задачу запоминания.

Говорим ребенку: «Сейчас мы будем запоминать слова. Вначале скажу я, а ты послушаешь, а потом повторишь слова в том же порядке, в каком я их говорил. Тебе понятно, что такое "порядок"? Как у меня слова стояли друг за дружкой, так повторяй их и ты. Давай попробуем. Ты понял?» Далее педагог с интервалом в чуть менее полсекунды четко произносит слова и просит ребенка повторить их. Если ребенок не повторил ни одного слова, педагог ободряет его и повторяет инструкцию еще раз. Если ребенок произносит слова в ином порядке, ему не следует делать замечание, а просто надо обратить его внимание на то, в каком порядке произносились слова

Регистрируем порядок и количество необходимых повторений для полного запоминания 1-й группы слов. Также регистрируем правильность повторения и все привнесенные слова.

Анализируем показатели:

  • количество необходимых для полного запоминания повторений;
  • возможность удержания порядка слов;
  • наличие привнесенных слов и слов, близких по смыслу;
  • наличие трудностей избирательности мнестических следов;
  • наличие негативного влияния групп слов друг на друга

Ребенок 4,5–5,5 лет обычно хорошо понимает инструкцию и в состоянии произвольно запоминать слова в данном объеме. Как правило, в этом возрасте дети запоминают группу из трех слов в правильном порядке с 2–3 предъявлений, а из пяти слов – с 3–4 предъявлений. При наличии в повторении слов, близких по смыслу, можно говорить о трудностях в актуализации нужного в данный момент слова.
Ребенок в возрасте 5,5–6 лет способен воспроизводить группы слов в количестве пять и три. Характер воспроизведения в целом аналогичен описанному выше

«Воспроизведение рассказа»

Выявление уровня развития смысловой памяти

Просим ребенка рассказать стихотворение, сказку или загадать загадку

Фиксируем объем памяти, зрительная, слуховая память, прочность, быстрота запоминания, точность и полнота воспроизведения образов и произвольность памяти

  • Высокий уровень: точное и прочное запоминание, полнота воспроизведения, запоминает смысловое содержание, память произвольная;
  • средний уровень: медленное запоминание, непрочное, быстрое забывание; незначительные неточности при воспроизведении, запоминает простое смысловое содержание; произвольность памяти снижена;
  • низкий уровень: процесс запоминания не выражен или избирателен, воспроизведение с грубыми неточностями, смысловое содержание малодоступно или недоступно вообще, память непроизвольная

Мышление

«4-й лишний» по Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко

Определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка

Ребенку предлагаем серию картинок: «Внимательно посмотри на картинки и скажи, какой из четырех предметов лишний. Почему?»

Отмечаем, по какому признаку ребенок делает обобщение и исключение; знает ли он обобщающие слова

  • Ребенок правильно выделяет четвертый лишний в 5–6 вариантах и правильно объясняет свой выбор – 2 балла;
  • ребенок правильно выделяет четвертый лишний, но не может объяснить свой выбор – 1 балл;
  • ребенок не справляется с заданием – 0 баллов

«Последовательные картинки» по Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко

Выявление уровня развития логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок

Перед ребенком на столе в произвольном порядке выкладываем пять картинок и предлагаем внимательно их рассмотреть: «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ»

Отмечаем, правильно ли определена последовательность картинок, фиксируем интересные речевые высказывания. В разделе «Примечания» оцениваем словарный запас, связность рассказа, грамматическую правильность речи

  • Ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ – 2 балла;
  • ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ошибку: сам или с помощью взрослого, или рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности – 1 балл;
  • ребенок нарушает последовательность, не видит ошибок, или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок – 0 баллов

«Нелепицы» по Т.Г. Неретиной

Выявление уровня понимания ребенком логических связей и закономерностей окружающего, умения логически рассуждать

Оборудование: картинка с изображением нескольких нелепых ситуаций с животными.

Ребенку показывают картинку: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте. Если неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему не так, как на самом деле должно быть?». Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время рассматривания картинки и выполнения задания ограничено 3 минутами

  • 1 балл: успел обнаружить меньше четырех из восьми имеющихся нелепиц;
  • 2 балла: не успел заметить 1–4 из имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло;
  • 3 балла: заметил все имеющиеся нелепицы, но 5–8 из них не успел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть;
  • 4 балла: заметил все нелепицы, но 3–4 из них не успел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть;
  • 5 баллов: за 3 минуты заметил все восемь имеющихся на картинке нелепиц

«Классификация картинок по функциональному назначению»

Выявление способности исключать и обобщать на основе выделения существующих признаков объектов

Кладем перед ребенком на стол картинку с изображением одежды (пальто) так, чтобы можно было выложить вертикальный ряд. Затем показываем картинку с изображением посуды (чашки) и кладем на стол на некотором расстоянии от первой так, чтобы под ней можно было выложить другой вертикальный ряд, параллельный первому. После этого педагог берет картинку с изображением шапки, спрашивает у ребенка, положить ее под изображением пальто или чашки, и сам кладет под изображение пальто. Картинку с изображением ложки располагаем под изображением чашки. После этого ребенку последовательно по одной даем в руку картинки, на каждой из которых изображена одежда или предмет посуды, и просим положить картинку в один из столбцов. Если он положил картинку неверно, педагог не исправляет ошибку. Порядок подачи картинок нужно постоянно менять, чтобы ребенок не ориентировался на порядок предъявления. После того как ребенок разложит картинки, его спрашивают: «Расскажи, какие в этом ряду, а какие в другом»

Оцениваем понимание задания, способ выполнения, умение работать по образцу, умение в речевом плане обобщать принцип группировки

  • 1 балл: не понимает условия задачи, в условиях обучения действует неадекватно;
  • 2 балла: принимает задание, выполняет классификацию без учета основного признака, раскладывает картинки либо по очереди, либо в один ряд; потом в другой;
  • 3 балла: принимает задание, выполняет классификацию, нуждается в помощи при аргументации выбора;
  • 4 балла: принимает и понимает задание, выполняет классификацию по основному признаку, но не может обобщить в речевом плане принцип группировки;
  • 5 баллов: принимает и понимает задание, выполняет классификацию по основному признаку, может обобщить в речевом плане

«Группировка картинок по способу действия»

Выявить уровень развития наглядно-образного мышления

Оборудование: восемь пар предметных картинок, с одними из которых можно действовать.

Педагог кладет перед ребенком рядом две картинки: на одной шарик с веревочкой, на другой шарик без веревочки. Затем ребенку показывают картинку с изображением флажка с древком, спрашивают: «Куда его надо положить?» – и сам кладет под изображение шарика с веревочкой. Картинку с изображением флажка без древка кладут под изображение шарика без веревочки. После этого ребенку дают по одной картинке, вперемешку, чтобы не ориентировался на порядок предъявления. Далее ребенка просят рассказать, какие картинки в первом ряду, какие во втором

Оцениваем понимание задания, умение работать по образцу, умение вычленять принцип группировки в речевом плане

  • 1 балл: не понимает условия задачи, в условиях обучения действует неадекватно;
  • 2 балла: принимает задание, выполняет классификацию без учета основного принципа;
  • 3 балла: принимает задание, раскладывает картинки, путает действия, но с помощью раскладывает их последовательно, однако составить связный рассказ о данном событии не может;
  • 4 балла: принимает задание, выполняет классификацию с учетом основного принципа, но не может обобщить принцип группировки в речевом плане;
  • 5 баллов: принимает задание, выполняет классификацию с учетом основного принципа, может обобщить принцип группировки в своих высказываниях

«Сравни предметы»

Выявление умения выделять признаки сходства и различия предметов и явлений

Оборудование: картинка с изображенными предметами.

Ребенку показывают картинку и просят сказать, что общего между предметами и чем они отличаются друг от друга

  • 1 балл: задание не выполняет;
  • 2 балла: затрудняется в сравнении предметов, заменяет его описанием;
  • 3 балла: выделяет явные различия между объектами, выделение сходства вызывает затруднения;
  • 4 балла: выделяет ярко выраженные сходство и различия между предметами;
  • 5 баллов: выделяет ярко выраженные сходство и различия между предметами и явлениями

Математические представления

«Знание основ арифметики» по Т.Г. Неретиной

Выявление уровня сформированности представлений о количестве, умения выполнять счетные операции в уме и на наглядной основе

Оборудование: любой счетный материал.

Ребенку предлагаем выполнить следующие задания:

  • сосчитай по одному, сколько сможешь (устно);
  • пересчитай предметы (на наглядной основе с итоговым числом);
  • сосчитай от 3 до 9;
  • какое число стоит после 7? Перед числом 6?
  • назови соседей числа 5;
  • отсчитай или отложи, дай мне только 7;
  • возьми столько же, на 2 больше или меньше;
  • каких предметов больше или меньше, на сколько? Сделай поровну;
  • любые задания на знание цифр;
  • вычислительные навыки на основе действия с предметами и в уме: устные задачи

Фиксируем навыки счета, арифметических действий, сравнение чисел

  • Высокий уровень: ребенок считает в прямом и обратном порядке до 10. Счет осознанный. Владеет порядковым счетом. Сравнивает множества и числа путем уравнивания элементов и пересчета. Выполняет арифметические действия, знает цифры и оперирует ими, а также арифметическими знаками. Самостоятельно составляет и решает устные арифметические задачи;
  • средний уровень: навыки счета неустойчивые. Счет больше механический. Порядковый счет в малом пределе. Сравнивает множества путем пересчета. Сравнивает числа в небольшом интервале. Выполняет арифметические действия только один, используя пальцы и др. Знает арифметические знаки, цифры, но слабо оперирует ими. Составляет арифметические задачи на наглядной основе с помощью педагога;
  • низкий уровень: считает в ограниченном пределе. Счет неосознанный. Сравнивает контрастные множества с только помощью педагога. Арифметические действия малодоступны. Не соотносит числа с цифрами, арифметические знаки не понимает и не применяет

«Количественные представления и счет» по Е.А. Стребелевой

Выявление уровня сформированности представлений о количестве, умения выполнять счетные операции в уме, развитие наглядно-образного и элементов логического мышления

Оборудование: счетные палочки, экран.

Первый вариант: ребенку предлагаем посчитать до 10 и обратно. Затем задаем вопросы: «Какое число больше: 5 или 6? Какое число меньше: 6 или 7? Какое число стоит после пяти? Какое число стоит между тремя и пятью?»

Второй вариант: ребенку говорим: «Сейчас поиграем. Ты возьмешь 6 палочек, а я буду к ним прибавлять или от них отнимать. А ты скажешь, что я сделала: прибавила или отняла. А потом посчитаешь, сколько я прибавила или сколько отняла». Сначала предлагаем взять 6 палочек из 15 и раскладываем их в ряд, просим ребенка пересчитать и запомнить их количество. Затем закрываем их экраном и отнимаем две палочки. Затем открываем экран и спрашиваем: «Что я сделала: прибавила или отняла? Сколько отняла?» Далее палочки кладем на место и закрываем экраном, предварительно попросим ребенка запомнить их количество. За экраном прибавляем две палочки, открываем его и спрашиваем: «Что я сделала: прибавила или отняла? Сколько я прибавила?»

Фиксируем принятие задачи и понимание ее условий; умение выполнять счетные операции по представлению; умение решать устные задачи в пределах шести; обучаемость – умение переносить способы решения задач на аналогичные; результат

  • Низкий уровень: ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно. Ребенок принимает задание; количественные представления сформированы в пределах трех; решение устных задач недоступно;
  • средний уровень: ребенок принимает задание и понимает его цель; количественные представления только в пределах пяти; устные задачи выполняет только в пределах трех;
  • высокий уровень: ребенок принимает и понимает задание; все виды заданий выполняет правильно

Пространственные и временные представления

Восприятие пространственных отношений по С.Д. Забрамной

Выявить уровень сформированности пространственных отношений

Перед ребенком кладем картинку и просим сказать, в какой руке мальчик держит мяч, на какую ногу девочка надевает сапог

  • Низкий уровень: ребенок испытывает большие трудности при определении стороны у себя. Осуществить перенос на картинку не может даже при оказании помощи;
  • средний уровень: ребенок понимает задание, определяет правую и левую стороны у себя, но при показе сторон на картинке испытывает трудности. При оказании обучающей помощи может справиться с предложенным заданием;
  • высокий уровень: ребенок понимает смысл задания. Выполняет самостоятельно. Либо выполняет при оказании помощи в виде наводящих вопросов или показа способа определения стороны, напротив находящихся объектов выполняют подобные задания

Восприятие пространственных отношений по С.Д. Забрамной

Выявить уровень сформированности пространственных отношений; умение ориентироваться на листе бумаги; умение дифференцировать понятия правое – левое, верх – низ

На картинке изображено пять разных предметов. Порядок их расположения: вверху слева, вверху справа, посередине, внизу слева, внизу справа. Перед ребенком кладем картинку и просим ответить на вопросы: «Что нарисовано вверху?», «Что нарисовано внизу?». Могут быть заданы и более сложные вопросы: «Что нарисовано вверху слева?», «Что изображено внизу справа?»

  • Низкий уровень: ребенок не понимает задания, отмечаем выраженные трудности понимания инструкции;
  • средний уровень: ребенок понимает задание, но при выполнении его часто дает ошибочные ответы;
  • высокий уровень: ребенок понимает задание, уверенно определяет пространственные отношения. Ребенок способен понять задание и выполнить его самостоятельно либо с незначительной направляющей помощью взрослого

Графические пробы по А.В. Мамаевой

Умение ориентироваться на листе бумаги

Ребенку даем карандаши и лист бумаги и предлагаем выполнить следующие задания:

  • в центре листа нарисуй круг;
  • в правом верхнем углу нарисуй овал;
  • в левом нижнем углу – квадрат;
  • под кругом нарисуй треугольник;
  • поставь точку между треугольником и кругом

Фиксируем правильность выполнения ребенком заданий

  • Низкий уровень: ребенок не понимает задания, отмечаем выраженные трудности понимания инструкции;
  • средний уровень: ребенок понимает задание, но при выполнении его часто дает ошибочные ответы;
  • высокий уровень: ребенок понимает задание, уверенно определяет пространственные отношения. Ребенок способен понять задание и выполнить его самостоятельно либо с незначительной направляющей помощью взрослого

«Представления о временах года» по Е.А. Стребелевой

Выявление уровня сформированности представлений о временах года, их последовательности

Оборудование: четыре сюжетные картинки с изображением специфических явлений природы для каждого времени года.

Педагог спрашивает ребенка: «Как ты думаешь, какое сейчас время года?» Затем раскладывает перед ним сразу четыре картинки с изображением времен года и просит: «Найди картинку, где изображена зима (весна, лето, осень). И задает вопросы:

  • а после нее какое время года наступит?
  • а какое время года потом наступит? Найди картинку;
  • сколько всего времен года?
  • какое время года наступает после осени?
  • какое время года будет после весны?
  • в какое время года ты пойдешь в школу?
  • как называется первый осенний месяц?

Педагог помогает ребенку соотнести настоящее время года с изображением на картинке, а потом задает ему уточняющие вопросы:

  • когда зима закончится, какое время года наступит?
  • в это время ярко светит солнце, снег тает, появляется зеленая трава, почки на деревьях. Найди это время года на картинке;
  • а потом какое время года наступит? Найди его на картинке;
  • сколько всего времен года?

Оцениваем действия ребенка; уровень сформированности представлений о временах года; умение самостоятельно определять и объяснять последовательность времен года; обучаемость; соотнесение описаний времен года с их изображением на картинках.

Фиксируем ответы ребенка, также отмечаем, какое время года вызывает затруднение. Также можно оценить активный словарный запас, точность передачи признаков времен года

  • низкий уровень: ребенок не понимает задания, бесцельно перекладывает картинки, показывает на все подряд;
  • средний уровень: ребенок понимает задание, но называет правильно только два времени года, соотнося их с картинками;
  • высокий уровень: ребенок понимает задание, уверенно соотносит изображение всех времен года с названиями

Моторика

Выявить уровень развития мелкой моторики

Пробы с использованием мозаики, шнуровки, графических заданий.

Фиксируем точность движений, состояние мышечного тонуса, умение держать карандаш, ножницы

  • Высокий уровень: точность движения рук, согласованность движений обеих рук. Развита зрительно-моторная координация. Нормальный мышечный тонус кисти. Умеет правильно держать карандаш, ножницы;
  • средний уровень: незначительно нарушена точность движения рук и согласованность движений обеих рук. Снижена зрительно-моторная координация. Наблюдаются нарушения мышечного тонуса кисти – трудности при пользовании карандашом, ножницами;
  • низкий уровень: нарушена точность движений рук и координации. Не удерживает карандаш, ножницы, может наблюдаться тремор кисти

Крупная моторика

«Изобрази животное»

Выявление особенностей крупной моторики, умение выразительно передавать образы в движении, мимике, пантомимике

Просим ребенка изобразить любое животное

Фиксируем уровень движений, мимику, способность переключаться

  • Высокий уровень: движения свободные и непринужденные, продуктивные, целенаправленные. Легкое переключение и смена позы в соответствии с заданием. Мимика живая, выразительная или спокойная. Взгляд прямой, открытый, заинтересованный;
  • средний уровень: движения недостаточно координированные, слабопродуктивные. Снижена целенаправленность движений. Переключение и смены позы в соответствии с заданием затруднены. Мимика маловыразительная. Взгляд не заинтересованный;
  • низкий уровень: движения бесцельные, непродуктивные, наблюдается их обилие или заторможенность, напряженность, инертность, импульсивность. Переключение и смена позы в соответствии с заданием малодоступны. Мимика вялая, бедная, или гримасничанье. Взгляд малоосмысленный. Могут наблюдаться физические дефекты: подрагивание, хромота, нарушение координации движений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическое обследование первоклассников (сентябрь, декабрь)

В течение первого года обучения в начальной школе введено безотметочное обучение. Но, не смотря на это, нужно обязательно отслеживать уровень развития детей. Обучаясь по УМК "Начальная школа XXI века"...

Специфика психолого-диагностического обследования детей дошкольного возраста с нарушениями психического развития

СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………….2 Глава 1. Особенности проведения обследования детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………2 1.1. Характеристика детей с нарушением...

Таблица диагностического обследования №1 учащихся 3 класса по УМК Начальная школа 21 века

Данный  материал  содержит  таблицу  диагностического  обследования№1  учащихся  3  класса  по  русскому  языку  и  математике  по...

Диагностическое обследование первоклассников за 1 полугодие

Диагностическое обследование первоклассников за 1 полугодие...

Результаты диагностического обследования по теме "Хорошо ли ребенку в школе"

Цели исследования –Выяснить уровень удовлетворенности учениками данного класса школьной жизнью.Изучить индивидуальные особенности каждого ученика.Определить качество взаимоотношений между учениками.Оп...

Диагностические методики для обследования школьника с ОВЗ

Диагностические методики для обследования школьника с ОВЗ...

Диагностические методики для обследования школьника с ОВЗ (продолжение)

Диагностические методики для обследования школьника с ОВЗ (продолжение)...