Методика диагностического обследования ребенка 6-7 лет
методическая разработка по логопедии (1 класс)
Перед тем как приступить к обследованию ребенка младшего школьного возраста, педагог сначала устанавливает эмоционально-деловой контакт с ним, а также обращает внимание на общее состояние ребенка и только после этого
предлагает ему выполнить следующие задания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика дефектологического обследования детей от шести до семи лет
Перед тем как приступить к обследованию ребенка старшего дошкольного возраста, педагог сначала устанавливает эмоционально-деловой контакт с ним, а также обращает внимание на общее состояние ребенка и только после этого предлагает ему выполнить следующие задания.
Название | Цель | Процедура проведения | Что фиксируем | Критерии оценки |
Общая осведомленность о себе и ближайшем окружении | ||||
«Беседа» по Т.Г. Неретиной | Выявление знаний ребенка о себе, ближайшем окружении, об окружающем мире | Ребенку предлагают ответить на следующие вопросы:
| Фиксируем ответы ребенка на заданные вопросы и их правильность, также можно зафиксировать трудности звукопроизношения, грамматические ошибки, оценить словарный запас |
|
Восприятие | ||||
«Цветные кубики» по Т.Г. Неретиной | Выявить знания детей основных цветов и оттенков | Оборудование: цветные кубики: красный, желтый, белый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый. Предлагаем ребенку цветные кубики и говорим: «Назови, какого цвета кубики». Если ребенок не справляется, то педагог повторяет ему 2–3 раза. После повтора снова проверяем самостоятельное выполнение задания | Оцениваем, знает ли названия цветов и оттенков ребенок, узнает их по слову или сличает | Оценка в баллах:
|
«Назови знакомые фигуры» | Диагностика способности узнавать формы в сюжетном изображении | Оборудование: картинка с сюжетным изображением, составленным из фигур. Ребенку показываем картинку и предлагаем: «Назови фигуры, которые ты узнал» | Фиксируем ответы ребенка | Оценка в баллах:
|
«Включение в ряд» | Выявить уровень развития ориентировочно-познавательной деятельности, а именно ориентировки на величину | Оборудование: экран, шестиместная матрешка. Педагог берет шестиместную матрешку и матрешки в ряд по величине, соблюдая между ними равные интервалы. Педагог за экраном убирает одну из матрешек и выравнивает интервал, на глазах у ребенка разбирает и собирает ее попарно. Затем выстраивает между оставшимися. Ребенку дают эту матрешку и просят поставить на свое место. При этом не следует обращать внимание на то, что ряд равномерно увеличивается или уменьшается. Когда матрешка окажется поставленной на свое место, педагог предлагает ребенку продолжить игру. Ребенок должен поставить в ряд 2–3 матрешки: каждый раз по одной | Оцениваем принятие задания; способы выполнения; обучаемость | Оценка в баллах:
|
«Определи правую и левую сторону» | Выявить знания детей о частях своего тела, лица и их назначении. Определить умение детей ориентироваться в схеме собственного тела | Просим ребенка:
| Оценка в баллах:
| |
«Сложи картинку» | Определение уровня целостности восприятия | Оборудование: разрезные картинки из 5–6 частей. Ребенку предлагаем сложить разрезную картинку. Части картинок кладутся в таком положении, чтобы нужно было не только сдвинуть их вместе, а придать им нужное положение | Оцениваем принятие и понимание задания, способы выполнения задания, обучаемость | Оценка в баллах:
|
Внимание | ||||
«Найди и вычеркни», Осипова А.А., Малашинская Л.И. | Определение уровня продуктивности, устойчивости, концентрации переключения и распределения внимания | Оборудование: лист с изображением различных контурных предметов. 1-й вариант: ребенку показываем лист со значками и объясняем, как с ним работать. «Внимательно посмотри на верхнюю строку, ты должен будешь в каждом круге ставить крестик, в треугольнике – круг, в прямоугольнике – черточку. Приступай к работе». 2-й вариант: ребенок работает по инструкции с рисунком, на котором в случайном порядке изображены простые фигуры. Ему дано задание искать и разными способами зачеркивать две неодинаковые фигуры, например: звездочку перечеркивать вертикальной линией, а кружочек – горизонтальной. Ребенок работает 2,5 минуты, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 секунд) ему говорят «начинай» и «стоп». Педагог отмечает на рисунке ребенка то место, где даются соответствующие команды. Говорим ребенку: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных знакомых тебе предметов. Когда я скажу тебе "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать названные мной предметы. Это необходимо будет делать до тех пор, пока я не скажу "стоп". В это время ты должен будешь остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. Я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу "начинай". После этого ты продолжишь искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится» | Параметры, которые фиксируем: время выполнения задания, S – показатель переключения и распределения внимания; N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими значками в течение 2 минут (или все время работы, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал); n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Общий показатель переключения и распределения внимания определяется по формуле: S = (0,5N – 2,8n) / 120. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные или не помеченные соответствующими знаками геометрические фигуры | Оценка результатов:
Для каждого 30-секундного интервала определяется отдельный показатель S, по которым строится график, анализ которого дает возможность судить о динамике изменения продуктивности и устойчивости внимания ребенка во времени. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости оцениваются (каждый в отдельности) по 10–балльной системе |
«Запомни и расставь точки», Осипова А.А., Малашинская Л.И. | Распределение объема внимания | Оборудование: листы. Говорим ребенку: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках». Далее ребенку последовательно, на 1–2 с, показываем каждую из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди, и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 с. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке | Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек:
| |
Память | ||||
«10 картинок» по Н.Я. Семаго, М.М. Семаго | Исследование особенностей зрительного запоминания, объема произвольной, непроизвольной зрительной памяти | Оборудование: набор из 10 картинок. Инструкция 1. Говорим ребенку: «Посмотри на эти знаки и постарайся запомнить их». Ребенку предъявляем колонны из трех стимулов, которые находятся в правой части листа. Время экспозиции стимулов – 15–30 с. Левая часть листа с таблицей стимулов должна быть закрыта. Через несколько секунд после окончания экспозиции ребенку предъявляем таблицу стимулов, среди которых он должен опознать три стимула, которые предъявлялись ранее. Правая часть листа с тестовыми стимулами, должна быть закрыта. Инструкция 2. Предлагаем ребенку «Я тебе буду показывать картинки, ты постарайся запомнить, что на них нарисовано». Картинки предъявляем по одной (одна картинка в секунду). Затем ребенку предлагаем назвать предметы, которые он запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет | Фиксируем количество правильных воспроизведений |
|
«Запоминание 10 слов» по А.Р. Лурия | Исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения | Для запоминания используем простые, односложные или короткие двусложные, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа. Слова для запоминания:
Инструкция состоит из нескольких этапов: а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь, сколько сможешь, в любом порядке». Слова зачитываем ребенку четко, не спеша; б) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их прослушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те, которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке». Далее повторяем без инструкций. Перед следующими 3–5 прочтениями педагог просто говорит: «Еще раз». После 5–6-кратного повторения слов педагог говорит ребенку: «Через час ты эти же слова назовешь мне еще раз» | На каждом этапе фиксируем результаты. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если ребенок называет «лишнее» слово, его фиксируем. Спустя час ребенок, воспроизводит без предварительного зачитывания слова, которые фиксируем кружочками. По результатам составляется график – «кривая запоминания». По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания |
|
«Запоминание двух групп слов» | Исследование скорости и объема слухоречевого запоминания, влияния фактора интерференции мнестических следов, а также возможности удержания порядка предъявляемого материала | Для запоминания используем простые, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа. Перед ребенком в игровой форме ставим задачу запоминания. Говорим ребенку: «Сейчас мы будем запоминать слова. Вначале скажу я, а ты послушаешь, а потом повторишь слова в том же порядке, в каком я их говорил. Тебе понятно, что такое "порядок"? Как у меня слова стояли друг за дружкой, так повторяй их и ты. Давай попробуем. Ты понял?» Далее педагог с интервалом в чуть менее полсекунды четко произносит слова и просит ребенка повторить их. Если ребенок не повторил ни одного слова, педагог ободряет его и повторяет инструкцию еще раз. Если ребенок произносит слова в ином порядке, ему не следует делать замечание, а просто надо обратить его внимание на то, в каком порядке произносились слова | Регистрируем порядок и количество необходимых повторений для полного запоминания 1-й группы слов. Также регистрируем правильность повторения и все привнесенные слова. Анализируем показатели:
| Ребенок 4,5–5,5 лет обычно хорошо понимает инструкцию и в состоянии произвольно запоминать слова в данном объеме. Как правило, в этом возрасте дети запоминают группу из трех слов в правильном порядке с 2–3 предъявлений, а из пяти слов – с 3–4 предъявлений. При наличии в повторении слов, близких по смыслу, можно говорить о трудностях в актуализации нужного в данный момент слова. |
«Воспроизведение рассказа» | Выявление уровня развития смысловой памяти | Просим ребенка рассказать стихотворение, сказку или загадать загадку | Фиксируем объем памяти, зрительная, слуховая память, прочность, быстрота запоминания, точность и полнота воспроизведения образов и произвольность памяти |
|
Мышление | ||||
«4-й лишний» по Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко | Определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка | Ребенку предлагаем серию картинок: «Внимательно посмотри на картинки и скажи, какой из четырех предметов лишний. Почему?» | Отмечаем, по какому признаку ребенок делает обобщение и исключение; знает ли он обобщающие слова |
|
«Последовательные картинки» по Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко | Выявление уровня развития логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок | Перед ребенком на столе в произвольном порядке выкладываем пять картинок и предлагаем внимательно их рассмотреть: «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ» | Отмечаем, правильно ли определена последовательность картинок, фиксируем интересные речевые высказывания. В разделе «Примечания» оцениваем словарный запас, связность рассказа, грамматическую правильность речи |
|
«Нелепицы» по Т.Г. Неретиной | Выявление уровня понимания ребенком логических связей и закономерностей окружающего, умения логически рассуждать | Оборудование: картинка с изображением нескольких нелепых ситуаций с животными. Ребенку показывают картинку: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте. Если неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему не так, как на самом деле должно быть?». Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время рассматривания картинки и выполнения задания ограничено 3 минутами |
| |
«Классификация картинок по функциональному назначению» | Выявление способности исключать и обобщать на основе выделения существующих признаков объектов | Кладем перед ребенком на стол картинку с изображением одежды (пальто) так, чтобы можно было выложить вертикальный ряд. Затем показываем картинку с изображением посуды (чашки) и кладем на стол на некотором расстоянии от первой так, чтобы под ней можно было выложить другой вертикальный ряд, параллельный первому. После этого педагог берет картинку с изображением шапки, спрашивает у ребенка, положить ее под изображением пальто или чашки, и сам кладет под изображение пальто. Картинку с изображением ложки располагаем под изображением чашки. После этого ребенку последовательно по одной даем в руку картинки, на каждой из которых изображена одежда или предмет посуды, и просим положить картинку в один из столбцов. Если он положил картинку неверно, педагог не исправляет ошибку. Порядок подачи картинок нужно постоянно менять, чтобы ребенок не ориентировался на порядок предъявления. После того как ребенок разложит картинки, его спрашивают: «Расскажи, какие в этом ряду, а какие в другом» | Оцениваем понимание задания, способ выполнения, умение работать по образцу, умение в речевом плане обобщать принцип группировки |
|
«Группировка картинок по способу действия» | Выявить уровень развития наглядно-образного мышления | Оборудование: восемь пар предметных картинок, с одними из которых можно действовать. Педагог кладет перед ребенком рядом две картинки: на одной шарик с веревочкой, на другой шарик без веревочки. Затем ребенку показывают картинку с изображением флажка с древком, спрашивают: «Куда его надо положить?» – и сам кладет под изображение шарика с веревочкой. Картинку с изображением флажка без древка кладут под изображение шарика без веревочки. После этого ребенку дают по одной картинке, вперемешку, чтобы не ориентировался на порядок предъявления. Далее ребенка просят рассказать, какие картинки в первом ряду, какие во втором | Оцениваем понимание задания, умение работать по образцу, умение вычленять принцип группировки в речевом плане |
|
«Сравни предметы» | Выявление умения выделять признаки сходства и различия предметов и явлений | Оборудование: картинка с изображенными предметами. Ребенку показывают картинку и просят сказать, что общего между предметами и чем они отличаются друг от друга |
| |
Математические представления | ||||
«Знание основ арифметики» по Т.Г. Неретиной | Выявление уровня сформированности представлений о количестве, умения выполнять счетные операции в уме и на наглядной основе | Оборудование: любой счетный материал. Ребенку предлагаем выполнить следующие задания:
| Фиксируем навыки счета, арифметических действий, сравнение чисел |
|
«Количественные представления и счет» по Е.А. Стребелевой | Выявление уровня сформированности представлений о количестве, умения выполнять счетные операции в уме, развитие наглядно-образного и элементов логического мышления | Оборудование: счетные палочки, экран. Первый вариант: ребенку предлагаем посчитать до 10 и обратно. Затем задаем вопросы: «Какое число больше: 5 или 6? Какое число меньше: 6 или 7? Какое число стоит после пяти? Какое число стоит между тремя и пятью?» Второй вариант: ребенку говорим: «Сейчас поиграем. Ты возьмешь 6 палочек, а я буду к ним прибавлять или от них отнимать. А ты скажешь, что я сделала: прибавила или отняла. А потом посчитаешь, сколько я прибавила или сколько отняла». Сначала предлагаем взять 6 палочек из 15 и раскладываем их в ряд, просим ребенка пересчитать и запомнить их количество. Затем закрываем их экраном и отнимаем две палочки. Затем открываем экран и спрашиваем: «Что я сделала: прибавила или отняла? Сколько отняла?» Далее палочки кладем на место и закрываем экраном, предварительно попросим ребенка запомнить их количество. За экраном прибавляем две палочки, открываем его и спрашиваем: «Что я сделала: прибавила или отняла? Сколько я прибавила?» | Фиксируем принятие задачи и понимание ее условий; умение выполнять счетные операции по представлению; умение решать устные задачи в пределах шести; обучаемость – умение переносить способы решения задач на аналогичные; результат |
|
Пространственные и временные представления | ||||
Восприятие пространственных отношений по С.Д. Забрамной | Выявить уровень сформированности пространственных отношений | Перед ребенком кладем картинку и просим сказать, в какой руке мальчик держит мяч, на какую ногу девочка надевает сапог |
| |
Восприятие пространственных отношений по С.Д. Забрамной | Выявить уровень сформированности пространственных отношений; умение ориентироваться на листе бумаги; умение дифференцировать понятия правое – левое, верх – низ | На картинке изображено пять разных предметов. Порядок их расположения: вверху слева, вверху справа, посередине, внизу слева, внизу справа. Перед ребенком кладем картинку и просим ответить на вопросы: «Что нарисовано вверху?», «Что нарисовано внизу?». Могут быть заданы и более сложные вопросы: «Что нарисовано вверху слева?», «Что изображено внизу справа?» |
| |
Графические пробы по А.В. Мамаевой | Умение ориентироваться на листе бумаги | Ребенку даем карандаши и лист бумаги и предлагаем выполнить следующие задания:
| Фиксируем правильность выполнения ребенком заданий |
|
«Представления о временах года» по Е.А. Стребелевой | Выявление уровня сформированности представлений о временах года, их последовательности | Оборудование: четыре сюжетные картинки с изображением специфических явлений природы для каждого времени года. Педагог спрашивает ребенка: «Как ты думаешь, какое сейчас время года?» Затем раскладывает перед ним сразу четыре картинки с изображением времен года и просит: «Найди картинку, где изображена зима (весна, лето, осень). И задает вопросы:
Педагог помогает ребенку соотнести настоящее время года с изображением на картинке, а потом задает ему уточняющие вопросы:
| Оцениваем действия ребенка; уровень сформированности представлений о временах года; умение самостоятельно определять и объяснять последовательность времен года; обучаемость; соотнесение описаний времен года с их изображением на картинках. Фиксируем ответы ребенка, также отмечаем, какое время года вызывает затруднение. Также можно оценить активный словарный запас, точность передачи признаков времен года |
|
Моторика | ||||
Выявить уровень развития мелкой моторики | Пробы с использованием мозаики, шнуровки, графических заданий. | Фиксируем точность движений, состояние мышечного тонуса, умение держать карандаш, ножницы |
| |
Крупная моторика | ||||
«Изобрази животное» | Выявление особенностей крупной моторики, умение выразительно передавать образы в движении, мимике, пантомимике | Просим ребенка изобразить любое животное | Фиксируем уровень движений, мимику, способность переключаться |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическое обследование первоклассников (сентябрь, декабрь)
В течение первого года обучения в начальной школе введено безотметочное обучение. Но, не смотря на это, нужно обязательно отслеживать уровень развития детей. Обучаясь по УМК "Начальная школа XXI века"...

Специфика психолого-диагностического обследования детей дошкольного возраста с нарушениями психического развития
СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………….2 Глава 1. Особенности проведения обследования детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………2 1.1. Характеристика детей с нарушением...
Таблица диагностического обследования №1 учащихся 3 класса по УМК Начальная школа 21 века
Данный материал содержит таблицу диагностического обследования№1 учащихся 3 класса по русскому языку и математике по...
Диагностическое обследование первоклассников за 1 полугодие
Диагностическое обследование первоклассников за 1 полугодие...

Результаты диагностического обследования по теме "Хорошо ли ребенку в школе"
Цели исследования –Выяснить уровень удовлетворенности учениками данного класса школьной жизнью.Изучить индивидуальные особенности каждого ученика.Определить качество взаимоотношений между учениками.Оп...

Диагностические методики для обследования школьника с ОВЗ
Диагностические методики для обследования школьника с ОВЗ...

Диагностические методики для обследования школьника с ОВЗ (продолжение)
Диагностические методики для обследования школьника с ОВЗ (продолжение)...