Презентация: "Использование диагностических методик при обследовании детей младшего школьного возраста"
презентация к уроку по логопедии

Андрякова Екатерина Андреевна

Презентация: "Использование диагностических методик при обследовании детей младшего школьного возраста" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_uchitel-defektolog_2.ppt2.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование диагностических методик учителем-дефектологом при обследовании Учитель – дефектолог: Яковлева Ольга Николаевна Андрякова Екатерина Андреевна Белоярский 2019 г.

Слайд 2

Цель деятельности учителя – дефектолога в школе Организация деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями обучающихся с ОВЗ Разработка программно-методического обеспечения для лиц с ОВЗ Оказание коррекционной помощи лицам с ОВЗ Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений

Слайд 3

Дефектологическое обследование проводится : 1 Запрос учителя Запрос родителей 2 3 Заключение РПМПК

Слайд 4

Методы и приемы наблюдение опрос - беседа анализ продуктов деятельности тестирование

Слайд 5

Необходимым условием проведения обследования является соблюдение принципов и основных положений отечественной коррекционной педагогики, возрастной и специальной психологии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.В. Лебединский): комплексности, целостности, всесторонности, системности, динамичности.

Слайд 6

Дефектологическое обследование учащихся проводится с использованием стандартизированных методик: Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов., Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. «АРКТИ», 1998; Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, С. Д. Забрамная, О.В. Боровик, «Владос», 2002; Методика нейропсихологической диагностики детей, Л.С. Цветкова, «Когито –центр», 1998; Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. – М.: «Айрис-Пресс», 2006г.

Слайд 7

Беседа Снятие эмоционального напряжения, волнения, страха перед исследователем Установление атмосферы доверия и взаимопонимания Исследование экспрессивной диалогической речи Исследование запаса знаний и представлений об окружающем мире Изучение общей и социальной ориентировки, а так же ориентировка во времени и пространстве.

Слайд 8

Подбор простых аналогий Оцениваются следующие показатели: уровень понимания инструкции, принятие задания; осмысленность собственной деятельности, критичность, самоконтроль; способность выделять существенные признаки; способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями; умение рассуждать; уровень принятия помощи.

Слайд 9

Выделение двух существенных признаков Оцениваются следующие показатели: уровень понимания инструкции, принятие задания; осмысленность собственной деятельности, критичность, самоконтроль; способность выделять существенные признаки; способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями; умение рассуждать; уровень принятия помощи.

Слайд 10

Разрезные картинки в модификации Л.И. Переслени, О.И. Шурановой Оцениваются следующие показатели: уровень развития наглядных форм мышления; конструктивная деятельность; целостность восприятия; пространственная ориентировка; развитие пространственного анализа и синтеза; обучаемость, принятие помощи.

Слайд 11

Последовательные картинки Оцениваются следующие показатели: развитие аналитико-синтетической деятельность; умение выделять существенные признаки в линии сюжета и опираться на них при установлении последовательности; умение устанавливать причинно-следственные зависимости; умение логически связывать части в единый целый сюжет.

Слайд 12

Исключение понятий (пятый лишний) в авторской модификации (Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров) Методика направлена на исследование сформированности логического действия (классификации, обобщения). Оценивается способность к абстрагированию, умение ориентироваться на существенные признаки, обобщать элементарные понятия.

Слайд 13

Понимание сложных картин со скрытым смыслом Методика направлена на выявление способности определять скрытый смысл сюжетной линии, на основании сопоставления деталей происходящего, делать выводы, объяснять причинно - следственные связи

Слайд 14

Понимание скрытого смысла текста Методика направлена на исследование уровня обобщенного восприятие морали текста, притчи. Представляет собой текст, имеющий подтекст, который после прочитывания анализируется с точки зрения выделения морали, обобщенного смысла.

Слайд 15

Понимание скрытого смысла пословиц и поговорок Методика направлена на изучение способности осознать и объяснять народную мудрость, заключенную в пословице и поговорке. Представляет собой набор широко употребляемых пословиц и поговорок. Оценивается способность абстрагироваться от конкретики высказывания и обобщенно объяснить пословицу (поговорку).

Слайд 16

Память Методика исследования слухоречевой памяти «Запоминания 10 слов» по А.Р.Лурия Методика исследования зрительной памяти М.М.Семаго

Слайд 17

Внимание Методика Пьерона - Рузера для исследования устойчивости внимания и возможности его переключения Таблицы Шульте (для исследования темповых характеристик деятельности и особенности внимания, выявления инертности психических процессов)

Слайд 18

Восприятия Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов «Зашумленные» изображения Набор предметных картинок, разрезанных на 4-8 частей Картинки для определения правой, левой стороны, понятия «верх», «низ», «посередине»

Слайд 19

Обследование знаний учащихся по математике (первая половина учебного года: 1 класс) Оцениваются следующие показатели: Уровень математических знаний и представлений первоклассника к середине учебного года. Умение четко, без сбоя и пропусков произносить прямой числовой ряд до 20, обратный – от 10. Умение прочитать, назвать и самостоятельно записать любое число в пределах 10. Умение считать в пределах 5 - 10 устно или при помощи пальцев. Знание основных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, овал) Умение читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10. Умение находить значение числового выражения в 1действие. Умение решать задачи в 1 действие.

Слайд 20

Обследование знаний учащихся по русскому языку (первая половина учебного года, 1 класс) Оцениваются следующие показатели: Знание ребенком письменных букв как строчных, так и заглавных; Умение делить слова на слоги, Умение переносить слова по слогам, Умение выделять ударный слог.

Слайд 21

Диагностический материал по математике, русскому языку и чтению

Слайд 22

Учитель – дефектолог заполняет: Протокол дефектологического обследования; Заключение учителя дефектолога для ППК, ПМПК

Слайд 23

Уровни познавательной деятельности высокий уровень познавательной деятельности характеризуется высоким уровнем познавательной активности, самостоятельной поисковой деятельностью, готовностью получать новые знания и умения; достаточный уровень познавательной деятельности характеризуется способностью ребёнка проявлять познавательную активность достаточную для овладения образовательной программой; низкий уровень познавательной деятельности характеризуется пассивностью в ознакомлении с окружающим миром, низким познавательным интересом, неспособностью сосредоточиться на предлагаемых заданиях; выраженные нарушения познавательной деятельности характеризуется стабильно низкой познавательной активностью вне зависимости от социальной ситуации развития.

Слайд 24

Обученность Обученность школьников определяется в соответствии с уровнем образования, программой обучения и характеризуется следующими уровнями: программа в целом усвоена; программа усвоена не полностью (при положительных отметках не все разделы программы усвоены); программа усвоена частично (не усвоена программа по 1-2 предметам); программа не усвоена

Слайд 25

Обучаемость Условно выделяют следующие уровни обучаемости: достаточный уровень обучаемости (ребёнок способен выполнить задание самостоятельно или при небольшой организующей/стимулирующей помощи); уровень обучаемости снижен (ребёнок нуждается в помощи педагога при выполнении задания по алгоритму, требуется неоднократный обучающий эксперимент); низкий уровень обучаемости (ребенок нуждается в прямой помощи, не способен выполнить задание самостоятельно после многократных показов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики для изучения особенностей внимания у детей младшего школьного возраста с ОНР

Представлены методики: "Корректурная проба", тест Пьерона-Рузера, "Запомни и раставь точки", "Расстановка чисел"...

Методика исследовательского обучения детей младшего школьного возраста.

Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития – основа исследовательс...

Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста

Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста...

Методика коррекции сколиоза у детей младшего школьного возраста средствами адаптивной физической культуры.

Сколиоз у детей -  это сочетание косметического  дефекта с множественными нарушениями деятельности внутренних органов. Прогрессирование деформации позвоночника неизбежно приводит к изме...

Комплексная методика физической реабилитации детей младшего школьного возраста с избыточной массой тела средствами адаптивной физической культуры

Комплексная методика физической реабилитации детей младшего школьного возраста с избыточной массой тела средствами адаптивной физической культуры в условиях реабилитационного центра....

Диагностические методики по выявлению особенностей леворуких детей младшего школьного возраста

Диагностические методики по выявлению особенностей леворуких детей младшего школьного возраста...