Диагностические методики по выявлению особенностей леворуких детей младшего школьного возраста
консультация

Хабибуллина Ксения Александровна

Диагностические методики по выявлению особенностей леворуких детей младшего школьного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьные проблемы леворуких детей

Леворукость - это не патология и не недостаток развития. Это очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Взрослым следует разбираться в различиях физиологических особенностей развития правшей и левшей. Некоторая заторможенность поначалу может в итоге привести к развитию творческих способностей, поэтому не стоит выделять детей и акцентировать внимание на их необычности по сравнению с другими детками. Вместо этого нужно объяснить о нормальности явления и прекрасной адаптации в социуме. Прежде всего, нужно относиться к ним по-доброму.

Во время обучения также нужно индивидуально подходить к каждому ребенку с ведущей левой рукой. Усадить его за партой так, чтобы ему и соседу было удобно. Учесть, с какой стороны должен падать свет, постараться приобрести специальные «левые» школьные принадлежности. И также особенное внимание нужно обратить на развитие творческих способностей.

Причины леворукости:

1. Чаще всего встречается так называемое генетическое левшество. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но достоверно установлено, что леворукость в 10 - 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития.

2. Это "компенсаторное" левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще - его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме.

У ребенка с нарушениями деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики и т. п. Следует отметить, что леворукость в этом случае нельзя рассматривать как причину этих отклонений. Они, как и леворукость, являются следствием одних и тех же причин.

3.Это "вынужденное" левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.

4. Псевдолеворукость. К определенному возрасту (окончательно примерно к 5 годам) у ребенка какое-то из полушарий формируется как доминантное по отношению к данной руке (например, у правшей - левое полушарие). Так происходит в норме. Но нередко встречается и нетипичное психическое развитие, когда в соответствующих структурах головного мозга не происходит развития, достаточного для организации специализации полушарий и их взаимодействия между собой. В таких случаях у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук. Если у вас есть основания предполагать, что леворукость (или «двурукость») вашего ребенка именно такой природы, то лучше обратиться к специалистам и организовать специальные занятия для коррекции межполушарных связей. Зачастую, через несколько занятий под руководством психолога, ребенок начинает без всякого принуждения писать и рисовать правой рукой.

Попадая в обычную школу, где все рассчитано на правшей, они испытывают трудности. Если вовремя не помочь детям адаптироваться в праворуком обществе, то можно получить расстройства, нервные срывы у ребенка.

Задача родителей заключается в том, чтобы к началу учебы в школе понять, какой ребенок растет у вас в семье. Для этого достаточно внимательно наблюдать за малышом, заметить, какой ручкой он тянется за предметом, к какому глазу приложит игрушечную подзорную трубу или калейдоскоп.

Если взрослым становится определенно понятно, что в семье растет левша, то нужно начинать развивать левую руку как можно раньше. Кроме того, современные нейропсихологии категорически против переучивания и советуют родителям заранее позаботиться о том, чтобы маленькому левше было комфортно учиться. Сейчас уже разработан и запущен в производство достаточно широкий ассортимент школьных товаров, предназначенных для левшей. 

Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторных координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

  • восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
  • формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
  • выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб- прямоугольник);
  • копирования;
  • неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
  • зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
  • очень медленный темп письма6.
  • На протяжении I класса (а возможно, и более продолжительное время) леворукие школьники могут нуждаться в проведении комплекса специальных занятий, направленных на развитие:
  • - зрительно-моторной координации;
  • - точности пространственного восприятия;
  • - зрительной памяти;
  • - наглядно-образного мышления;
  • - способности к целостной переработке информации;
  • - моторики;
  • - фонематического слуха;
  • - речи.

Существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:

Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;

не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;

категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;

любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;

желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;

необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;

Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, стараться использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тревожность и ее особенности у детей младшего школьного возраста

Школьная тревожность привлекает к себе внимание, так как является одной из типичных проблем. Она выступает ярким признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияет на все сферы его жизнедеят...

Особенности внимания детей младшего школьного возраста

Жизнь окружает человека большим количеством самой разнообразной информации. Этой информации слишком много, поэтому человеку необходим механизм, который выделяет наиболее значимые для него сигнал...

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ

Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России привела к увеличению числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях частыми явлениями ...

Выявление одаренности у детей младшего школьного возраста посредством уроков музыки.

Выявление одаренности у детей младшего школьного возраста посредством уроков музыки....

Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста

Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста...

Методы выявления одарённости у детей младшего школьного возраста

Данный методический материал позволит учителям начальных классов выявить одарённых детей при помощи разнообразных методик...

Личностный подход в обучении леворуких детей младшего школьного возраста.

В современных условиях на этапе реформирования системы образования сформированы новые стратегические цели и обозначены тенденции обучения и воспитания. Большая роль отводится учреждениям компенсирующе...