Главные вкладки

    Методы выявления одарённости у детей младшего школьного возраста
    учебно-методический материал (1, 2, 3 класс) на тему

    Трубинова Лариса Геннадьевна

    Данный методический материал позволит учителям начальных классов выявить одарённых детей при помощи разнообразных методик

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon odaryonnost.doc87 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЁННОСТИ У ДЕТЕЙ                         МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                       

    Трубинова Л.Г.

    Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 25 г. Балаково Саратовской области

                                                           

                                                      «Давно уже было замечено, что таланты                  

                                                      являются всюду и всегда,                                       

                                                           где и когда существуют общественные условия,                                                                                                                                                                                                                         

                                                       благоприятные для их развития»

                                                                                                         Георгий Плеханов

           

     Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

    Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

    Проявления одаренности могут со временем угасать, если соответствующим образом не развивать способности ребенка. Поэтому выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

    Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы. Одним из основных методов выявления одарённости у детей является наблюдение.  Наблюдение за детьми   производится как в повседневной учебной деятельности, так и в различных специально смоделированных нестандартных ситуациях. Педагог, ведущий наблюдения, должен обращать внимание на следующие черты, свойственные одарённым и талантливым детям:  

    — Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

    — Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

    — Не могут четко развести реальность и фантазию.

    — Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

    — Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.

    — Для одаренных детей, как правило — характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

    — Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и    весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

    Учитель должен знать типы одаренности, чтобы, во-первых, правильно оценить возможности ребенка и помочь ему в решении его проблем, правильно ориентировать его в отношении будущей профессии. Во-вторых, проблема заключается еще и в том, что, не зная типа одаренности, педагог может принять   своеобразие умственной и творческой деятельности ребенка за его недисциплинированность или даже странности. Чтобы хоть в какой-то степени ориентироваться в этой сложной и еще весьма загадочной даже для специалистов проблеме учителю нужно различать и видеть в своих учениках основные типы одаренности.

               Типы одаренности, которые легко увидеть учителю

     1. Учитель легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми», сообразительными.  Развитый ум позволяет таким учащимся легко усваивать различные предметы.

    2. Еще один тип  — это художественный тип одаренности. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности: в музыке, танце, живописи, скульптуре, в сценической деятельности.  

     3. Креативность. Главная особенность этого типа одаренности в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир. Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя. Более того, сами учителя, несмотря на все усиливающиеся призывы к творчеству, не понимают, а в ряде случаев и недолюбливают этих учеников, так как они практически всегда очень трудны в школьной жизни: их повышенная независимость в суждениях, полное пренебрежение условностями /в том числе и в быту/ и авторитетами создают у учителей при работе с такими учениками большие проблемы.

    4. Еще один тип одаренности, который учителю сравнительно легко увидеть, но очень и очень нелегко принять именно как вид одаренности. Это так называемая лидерская, или социальная одаренность. Синонимом к этим словам будет являться понятие «организаторские способности». Эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими.

    5. Психомоторная или спортивная одаренность. Сразу следует отметить, что бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности.

    Начинаю работу по выявлению одарённости у детей с того, что на одном из первых родительских собраний в 1 классе  предлагаю родителям поработать с тестами-вопросниками, которые направлены на выявление способностей у детей в различных областях.

    Выявлению интеллектуального типа одарённости способствуют педагогические диагностики. В УМК «Начальная школа 21 века» предлагается проводить такие диагностики ежегодно в начале, середине и конце учебного года. Именно такая диагностика позволяет  получить первое представление об интеллектуальных способностях первоклассников.

    Выявлению креативности мышления способствуют проблемные вопросы и специально смоделированные проблемные ситуации. Оригинальность решения будет определяться степенью отклонения от стереотипа. Определить творческие способности и креативность можно при помощи проективной методики «Нарисуй животное». Перед детьми ставится задача: «Нарисуй несуществующее животное и придумай ему несуществующее название». Учителю важно видеть не только результат работы, но и как проходит сам  процесс творчества. У некоторых детей будет много идей, и они готовы создать не один, а несколько образов.  

    Основным же методом выявления одарённости у детей является наблюдение. Педагог наблюдает детей в урочной и внеурочной деятельности, во внеклассной работе. К концу первого полугодия на основе полученных наблюдений педагог проводит первичную диагностику одарённости. Для выявления одарённых детей специалисты разработали различные шкалы (Дж.Рензулли и соавторы (1977) в адаптации Л.В. Поповой.

    Шкала № 1. Познавательные характеристики ученика.

    Шкала № 2. Мотивационные характеристики ученика.

    Шкала № 3. Лидерские характеристики ученика.

    Шкала № 4. Творческие характеристики ученика.

    Каждый пункт шкалы стоит оценивать безотносительно к другим пунктам. Оценка должна отражать насколько часто педагог наблюдал проявление каждой из характеристик. Оценки по разным шкалам не суммируются. Учитель внимательно читает утверждение и обводит соответствующую цифру согласно следующему описанию:

    — если Вы почти никогда не наблюдаете этой характеристики.

    — если Вы наблюдаете эту характеристику время от времени.

    — если Вы наблюдаете эту характеристику довольно часто.

    — если Вы наблюдаете эту характеристику почти всё время.

    По результатам диагностики определяется тип одарённости учеников.

    Также можно воспользоваться модифицированной социометрической методикой, чтобы получить данные о детях от одноклассников. Как правило, дается воображаемая ситуация, в которой отражены интересующие учителя вопросы. Например, вот такая ситуация может быть создана для младших школьников.

    Учитель: Представьте себе, что в один прекрасный день мы обнаруживаем, что мы все заперты в этой комнате. Как мы ни пытались открыть дверь, она не открывается. Итак, нам нужно хорошенько подумать, как выбраться из комнаты. 

    1. Теперь вообразим, что мы все мыслители. Есть ли у кого-либо идея, как нам выбраться? (Учитель начинает обсуждение и замечает необычные, конструктивные ответы).

    2. Теперь представьте, что мы решили выбрать трех человек, чтобы они обдумали, как мы можем отсюда выйти. Как вы думаете, кто войдет в мыслители, чтобы придумать хороший и безопасный выход?

    а) ___________________________________________

    б) ___________________________________________

    в) ___________________________________________

     (Учитель может спросить, почему выбрали этих детей, чтобы удостовериться, что выбраны не просто друзья.)

     3. Пока эти трое будут обдумывать, как выйти из комнаты, давайте назовем трех лучших рассказчиков. Нам нужны веселые истории, чтобы не было скучно ждать, пока мыслители найдут выход. Можете ли вы назвать трех хороших рассказчиков?

    а) ___________________________________________

    б) ___________________________________________

    в) ___________________________________________

    Учителя сами могут вносить в такие виды опроса ситуации, соответствующие тому или иному виду одаренности. Для получения информация о продуктах деятельности собираются примеры, случаи завершенной учащимися работы или поведения в ситуациях, требующих проявления лидерства, творческого подхода или вовлеченности в задачу. Это может быть рассказ, стихотворение, научный проект, самостоятельная лабораторная работа, представление, небольшая лекция, постановка пьесы или организация постановки, осуществление какой-либо деятельности   Описание отдельных случаев и запись наблюдений за конкретным поведением в ситуации должны содержать сведения о качестве результата и самой деятельности. Для их оценки можно использовать шкалы в соответствии с выбранными критериями.

    Сами предполагаемые одаренные дети могут предоставить нужную информацию о себе. Ниже приводится образец одного из таких опросников для учащихся начальной школы.

    КАК Я ВИЖУ СЕБЯ

    Инструкция. Пожалуйста, отметь свое согласие или несогласие с каждым утверждением. (Решительное да) (Да) (Нет) (Решительное нет)

    1. Я люблю собирать и разбирать разные предметы.

    2. Мне нравится обдумывать что-то в уме, решать арифметические задачи.

    3. Я люблю работать над особыми проектами.

    4. Мне нравится обсуждать разные идеи.

    5. Я испытываю удовольствие от того, что представляю себя частью хорошего рассказа или книги при их чтении и от придумывания новых событий.

    6. У меня хорошее чувство юмора.

    7. Моя работа всегда особенная.

    8. У меня появляется много идей при решении проблемы.

    9. Я умею планировать то, что я хочу сделать, и придерживаюсь своего плана.

    10. Я не против того, чтобы отличаться от других людей.

    11. Мне нравится учить то, что отличается от обычных заданий или то, что трудно.

    12. Я часто прибегаю к музыке, рисованию или игре, чтобы показать свои чувства.

    13. Мне не нравится соглашаться с кем-либо без того, чтобы обдумать это.

    14. Я часто высказываю свое отношение к чему-то, даже если считаю, что другим это не понравится.

    15. Я трачу больше времени, чем мне надо, на домашние задания, потому что мне нравится учиться.

    16. Я занимаюсь спортом и разными играми.

    17. Я хорошо занимаюсь в школе.

    18. В школе меня любят другие дети.

    19. Я понимаю и люблю других людей.

    20. Я дружелюбен/дружелюбна и умею ладить с людьми.

    21. Другие люди знают, что я умница/умник.

    22. Я хороший и понимающий друг/подруга.

    23. Со мной легко ладить.

     Напиши ниже о своих увлечениях, интересах, коллекциях. ___________________________________________________

    Напиши ниже то, о чем бы ты хотел/а бы узнать побольше ___________________________________________________

    Здесь напиши что-нибудь еще о себе. ___________________________________________________

    Фамилия __________ Класс __________ Дата ____________

           Продуктивность работы по развитию способностей зависит и от наличия желания развиваться у самого ученика. Чтобы выявить  уровень притязаний, совместно со школьным психологом  проводится   диагностика «Шкала самооценки личности».

    Методика внешне очень проста. На листе бумаги проводится вертикальная линия, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Нижняя точка линии символизирует самого несчастного человека, а верхняя точка - самого счастливого. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.
    Испытуемому  нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности. Эта методика позволяет понять учителю, как оценивает свои возможности ученик на данный момент, и каким он хочет видеть себя в перспективе.  

    Обязательным условием адекватного выявления учащихся с особыми потребностями является регулярное проведение обследований в школе или классе. При этом необходимо учитывать, что одаренность не является чем-то раз и навсегда данным и постоянно наличествующим. Проявление одаренности подвержено воздействию неблагоприятных обстоятельств. Так, например, ссора с близкой подругой или родителями, предшествующее чтение за полночь интересной книги или весенний авитаминоз могут отрицательно сказаться на результатах проводимых обследований.

     Обобщение данных, полученных от  учителя, психолога, родителей, одноклассников, самого  ребенка, позволит составить наиболее полную картину о его одарённостях, а значит, начать своевременную работу по развитию его способностей.

                                                    

                                                 

                                                      Интернет-ресурсы

    1. http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69-diagnosis-emotional-and-the-personal-sphere/553-scale-of-self-identity
    2. http://school66spb.ucoz.ru/DOC/Vospit/formy_i_metody_raboty_s_odarjonnymi_detmi.pdf

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детей младшего школьного возраста

    Из опыта работы учителя-логопеда по теме: "Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детеймладшего школьного возраста"...

    Методы и приемы педагогической работы по формированию нравственной мотивации у детей младшего школьного возраста

    Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного по...

    Задания для выявления развития когнитивного уровня здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста

    Задания для  выявления развития когнитивного уровня здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста ...

    Выявление одаренности у детей младшего школьного возраста посредством уроков музыки.

    Выявление одаренности у детей младшего школьного возраста посредством уроков музыки....

    Групповые методы работы как эффективное средство формирования коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста

    Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно – воспитательного процесса. Цель данной статьи осве...

    Методы и приемы формирования интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста

    Среди многочисленных вопросов, связанных с музыкальным  воспитанием, один из важнейших – вопрос о приобщении к народной музыке детей младшего школьного возраста. Трудно переоценить ту польз...