Методика исследовательского обучения детей младшего школьного возраста.
методическая разработка (1 класс) по теме
Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития – основа исследовательского обучения младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_issledovatelskogo_obucheniya_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.rar | 11.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика исследовательского обучения детей младшего школьного возраста
Задания для развития умения видеть проблемы
- «Посмотрите на мир чужими глазами».
- «Составь рассказ от имени другого персонажа».
- «Составь рассказ, используя данную концовку».
- «Сколько значений у предмета».
- «Назови как можно больше признаков предмета».
- Наблюдение очевидного».
- «Тема одна – сюжетов много».
- «Увидеть в другом свете».
- «Метод шести думательных шляп». (Каждый цвет вызывает определённые ассоциации; каждой шляпе приписывается один из типов мышления. Надев шляпу, человек рассматривает проблему под определённым углом зрения).
Белая шляпа – факты, цифры, информация. Какая информация необходима?
Красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция. Что я чувствую по поводу данной проблемы?
Чёрная шляпа – осторожность. Истина, здравый смысл, соответствие фактам. Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?
Жёлтая шляпа – преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты?
Зелёная шляпа – исследования, новые идеи, возможности альтернативы. Что можно предпринять в данном случае?
Синяя шляпа – размышления о мышлении. Подведение итогов на данном этапе. Выдвижение программы мышления в данной ситуации.
Креативная постановка вопросов в ситуациях исследовательского поведения
Куда дальше?
Вопрос, ориентированный на будущее
Что правильно, а что нет? Оценочный вопрос
Что было бы, если бы? Воображаемый вопрос
Что я чувствую, что я знаю? Субъективный вопрос
Почему, кто, как, что делает? Каузальный вопрос
Кто, как, что, где, когда? Описательный вопрос
Темы детских исследований
- Фантастические.
- Эмпирические.
- Теоретические.
Правила выбора темы
- Тема должна быть интересна ребёнку, увлекать её.
- Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности.
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
- Помогая ученику выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одарённым.
- Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.
Темы для теоретических исследований
- Своеобразие искусства Древнего Египта.
- Русская псовая охота.
- Обитатели морских глубин.
- Исчезнувшие цивилизации.
Темы для эмпирических исследований
- Изучение умственных способностей кошки.
- Поведение вороны.
- Всё о яблоке.
- Школьная доска: история, современность, будущее.
- Какими бывают куклы.
- Почему ездят автомобили.
- Мини – Интернет (проект локальной комплексной сети только для одноклассников).
- Шитьё из бисера.
- Идеальный учитель для первоклассников.
- Изучение чистоты снега.
Темы для фантастических исследований
- Жилой дом будущего. 5. Школа в космосе.
- Как защитить деревья в городе. 6. Корабль – космический турист.
- Защита земли от астероидов. 7. Домашний робот.
- Школа будущего.
Программа исследовательского обучения младших школьников
Цель: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи:
- Развитие познавательных потребностей младших школьников.
- Развитие познавательных способностей младших школьников.
- Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
- Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
- Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Содержание занятий в 3 классе
- Наблюдение и экспериментирование.
- Методы исследования.
- Наблюдение и наблюдательность.
- Совершенствование техники экспериментирования.
- Интуиция и создание гипотез.
- Правильное мышление и логика.
- Искусство делать сообщения.
- Искусство задавать вопросы и отвечать на них.
- Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.
- Индивидуальная работа по планированию и проведению собственных исследований.
- Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.
- Участие в защите творческих работ и творческих проектов учащихся.
- Подготовка собственных работ к защите.
- Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов.
Содержание занятий в 4 классе
- Культура мышления.
- Методы исследования.
- Научная теория.
- Научное прогнозирование.
- Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования.
- Искусство задавать вопросы и отвечать на них.
- Ассоциации и аналогии.
- Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов.
- Умение выявлять проблемы.
- Как подготовиться к защите.
- Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.
- Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.
- Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.
- Участие в защитах творческих работ и творческих проектов учащихся.
- Подготовка собственных работ к защите.
- Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов.
Система работы по формированию познавательной компетенции обучающихся путем развития их исследовательских навыков
Исследовательскую деятельность учеников относят к личностно-ориентированному образованию, так как в ходе исследования проявляется и развивается личностный опыт учеников, их субъективное восприятие мира и их закономерности. Моей целью при организации исследовательской деятельности является достижение не столько собственно научных результатов, сколько приобретение учащимися основных исследовательских навыков: умение формировать или вычленять проблему исследования, производить и описывать эксперимент, обеспечивать получение надежных результатов, подводить итоги исследовательской работы, оформлять реферат, писать статью и т.д. Научно-исследовательская работа позволяет, таким образом, организовать такую познавательную деятельность, в которой важен не только результат, но и процесс.
Я привлекаю к исследовательской деятельности учащихся, начиная с 1-4 кл., так как считаю, чем раньше начать развивать познавательную компетенцию ученика, тем выше будет его компетентность – владение соответствующей компетенцией в заданной сфере деятельности. Учащиеся выдвигают гипотезы, учатся доказывать выдвигаемые тезисы, грамотно высказывать свою точку зрения, вести дискуссию. Польза таких занятий очевидна, потому что главный результат исследовательской деятельности — формирование и воспитание личности, владеющей исследовательской технологией на уровне компетентности.
В своей педагогической практике я активно использую «педагогику сотрудничества», которая позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, применять полученные ими знания на практике. Для организации деятельности применяю различные способы образования:
1. Формальный (соседние парты, ряд);
2. Ученики разбиваются на группы;
3. Дети (или учитель) вначале по определенным критериям выбирает лидеров будущих групп, которые и набирают себе в группы учеников;
4. Учитель записывает на доске перечень главных вопросов по изучаемой теме. Каждый учащийся выбирает для себя проблему и входит в соответствующую группу. В созданных группах выбираются лидеры;
5. Самоорганизация групповой работы. Ученикам предлагается самим определить проблемы для групповых занятий и виды деятельности своих групп. Учителем задаются временные рамки деятельности групп и формы представления образовательного продукта.
Ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом; ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний; ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность; ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора; ученик активен – учитель создает условия для проявления активности; ученик субъект обучения – учитель партнер; ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
Таким образом, исследовательская деятельность строится на важных дидактических принципах обучения, является компонентом развивающего обучения, так как способствует развитию мышления, самостоятельной организации познавательной деятельности в соответствии с поставленными задачами разного уровня сложности.