Методика исследовательского обучения детей младшего школьного возраста.
методическая разработка (1 класс) по теме

Курбатова Юлия Викторовна

 

Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития – основа исследовательского обучения младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика исследовательского обучения детей младшего школьного возраста

Задания для развития умения видеть проблемы

  1. «Посмотрите на мир чужими глазами».
  2. «Составь рассказ от имени другого персонажа».
  3. «Составь рассказ, используя данную концовку».
  4. «Сколько значений у предмета».
  5. «Назови как можно больше признаков предмета».
  6. Наблюдение очевидного».
  7. «Тема одна – сюжетов много».
  8. «Увидеть в другом свете».
  9. «Метод шести думательных шляп». (Каждый цвет вызывает определённые ассоциации; каждой шляпе приписывается один из типов мышления. Надев шляпу, человек рассматривает проблему под определённым углом зрения).

Белая шляпа – факты, цифры, информация. Какая информация необходима?

Красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция. Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Чёрная шляпа – осторожность. Истина, здравый смысл, соответствие фактам. Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?

Жёлтая шляпа – преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты?

Зелёная шляпа – исследования, новые идеи, возможности альтернативы. Что можно предпринять в данном случае?

Синяя шляпа – размышления о мышлении. Подведение итогов на данном этапе. Выдвижение программы мышления в данной ситуации.

Креативная постановка вопросов в ситуациях исследовательского поведения

Куда дальше?

Вопрос, ориентированный на будущее

Что правильно, а что нет?                                        Оценочный вопрос

Что было бы, если бы?                                             Воображаемый вопрос

Что я чувствую, что я знаю?                                    Субъективный вопрос

Почему, кто, как, что делает?                                  Каузальный вопрос

Кто, как, что, где, когда?                                          Описательный вопрос

Темы детских исследований

  1. Фантастические.
  2. Эмпирические.
  3. Теоретические.

Правила выбора темы

  1. Тема должна быть интересна ребёнку, увлекать её.
  2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
  3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности.
  4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
  5. Помогая ученику выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одарённым.
  6. Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.

Темы для теоретических исследований

  1. Своеобразие искусства Древнего Египта.
  2. Русская псовая охота.
  3. Обитатели морских глубин.
  4. Исчезнувшие цивилизации.

Темы для эмпирических исследований

  1. Изучение умственных способностей кошки.
  2. Поведение вороны.
  3. Всё о яблоке.
  4. Школьная доска: история, современность, будущее.
  5. Какими бывают куклы.
  6. Почему ездят автомобили.
  7. Мини – Интернет (проект локальной комплексной сети только для одноклассников).
  8. Шитьё из бисера.
  9. Идеальный учитель для первоклассников.
  10. Изучение чистоты снега.

Темы для фантастических исследований

  1. Жилой дом будущего.                       5. Школа в космосе.        
  2. Как защитить деревья в городе.          6. Корабль – космический турист.
  3. Защита земли от астероидов.           7. Домашний робот.
  4. Школа будущего.

Программа исследовательского обучения младших школьников

Цель: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи: 

  1. Развитие познавательных потребностей младших школьников.
  2. Развитие познавательных способностей младших школьников.
  3. Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
  4. Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
  5. Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Содержание занятий в 3 классе

  1. Наблюдение и экспериментирование.
  2. Методы исследования.
  3. Наблюдение и наблюдательность.
  4. Совершенствование техники экспериментирования.
  5. Интуиция и создание гипотез.
  6. Правильное мышление и логика.
  7. Искусство делать сообщения.
  8. Искусство задавать вопросы и отвечать на них.
  9. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.
  10. Индивидуальная работа по планированию и проведению собственных исследований.
  11. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.
  12. Участие в защите творческих работ и творческих проектов учащихся.
  13. Подготовка собственных работ к защите.
  14. Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов.

Содержание занятий в 4 классе

  1. Культура мышления.
  2. Методы исследования.
  3. Научная теория.
  4. Научное прогнозирование.
  5. Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования.
  6. Искусство задавать вопросы и отвечать на них.
  7. Ассоциации и аналогии.
  8. Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов.
  9. Умение выявлять проблемы.
  10. Как подготовиться к защите.
  11. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.
  12. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.
  13. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.
  14. Участие в защитах творческих работ и творческих проектов учащихся.
  15. Подготовка собственных работ к защите.
  16. Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов.

Система работы по формированию познавательной компетенции обучающихся путем развития их исследовательских навыков

Исследовательскую деятельность учеников  относят к личностно-ориентированному образованию, так как в ходе исследования  проявляется и развивается личностный опыт учеников, их субъективное восприятие мира и их закономерности. Моей целью при организации исследовательской деятельности  является достижение не столько собственно  научных результатов, сколько приобретение учащимися основных исследовательских навыков: умение формировать или вычленять проблему исследования, производить и описывать эксперимент, обеспечивать получение надежных результатов, подводить итоги исследовательской работы, оформлять реферат, писать статью и т.д. Научно-исследовательская работа позволяет, таким образом, организовать такую познавательную деятельность, в которой важен не только результат, но и процесс.

Я привлекаю к исследовательской деятельности учащихся, начиная с 1-4 кл., так как считаю, чем раньше начать развивать познавательную компетенцию ученика, тем выше будет его компетентность – владение соответствующей компетенцией в заданной сфере деятельности. Учащиеся выдвигают гипотезы, учатся доказывать выдвигаемые тезисы, грамотно высказывать свою точку зрения, вести дискуссию. Польза таких занятий очевидна, потому что главный результат исследовательской деятельности — формирование и воспитание личности, владеющей исследовательской технологией на уровне компетентности.

В своей педагогической практике я активно использую «педагогику сотрудничества», которая позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, применять полученные ими знания на практике. Для организации деятельности применяю различные способы образования:

1. Формальный (соседние парты, ряд);

2. Ученики разбиваются на группы;

3. Дети (или учитель) вначале по определенным критериям выбирает лидеров будущих групп, которые и набирают себе в группы учеников;

4. Учитель записывает на доске перечень главных вопросов по изучаемой теме. Каждый учащийся выбирает для себя проблему и входит в соответствующую группу. В созданных группах выбираются лидеры;

5. Самоорганизация групповой работы. Ученикам предлагается самим определить проблемы для групповых занятий и виды деятельности своих групп. Учителем задаются временные рамки деятельности групп и формы представления образовательного продукта.

Ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом; ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний; ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность; ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора; ученик активен – учитель создает условия для проявления активности; ученик субъект обучения – учитель партнер; ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

Таким образом, исследовательская деятельность строится на важных дидактических принципах обучения, является компонентом развивающего обучения, так как способствует развитию мышления, самостоятельной организации познавательной деятельности в соответствии с поставленными задачами разного уровня сложности.