Внеурочная исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста как способ формирования универсальных учебных действий.
опыты и эксперименты на тему

Парамонова Софья Григорьевна

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  начального общего  образования является формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться  на основе усвоения универсальных способов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publikatsii_paramonova_2word.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста как способ формирования  универсальных учебных действий

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  начального общего  образования является формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться  на основе усвоения универсальных способов деятельности.

          Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы, для которой одной из главной цели является достижение учащимися метапредметных результатов.

Исследовательская деятельность способствует формированию:

личностных  универсальных учебных действий - адекватная самооценка даёт возможность ученику  испытывать  чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, уверенность в себе, формируется мотивационная основа учебной деятельности, вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

регулятивных универсальных учебных действий - дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, с условиями её реализации,        проявлять познавательную инициативу в исследовательском сотрудничестве,        самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы, осуществлять итоговый и пошаговый  контроль по результату;

познавательных универсальных учебных действий – учатся осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет, основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов, строить  логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез, классифицировать, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, фиксировать информацию с помощью инструментов  ИКТ;

коммуникативных  универсальных учебных действий - строить понятные для партнёра высказывания, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать разные мнения,  устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать,  формулировать собственное мнение и позицию, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

В основу  учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 века», по которому я работаю,  положен системно-деятельностный подход. В самом комплекте разработано большое количество заданий и упражнений, направленных на формирование исследовательских умений младших школьников. Следовательно, активное применение форм и методов поисково-исследовательской деятельности на уроках разных предметов становится повседневной практикой школьного учителя. Несмотря на такой подход, особую значимость приобретает организация исследовательской деятельности младших школьников  в системе внеурочной деятельности. Так, был разработан и реализуется курс «Я исследователь». Цель курса:   создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности; развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Система занятий ориентирована на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу. Занятия проводятся в учебном кабинете, компьютерном классе, школьной библиотеке. Программа курса включает экскурсии, посещение музеев.

        Формой представления результатов поисково-исследовательской деятельности младших школьников является ежегодная школьная конференции молодых исследователей «Будущее – для тебя». Учащиеся, преодолев этапы разработки исследовательского проекта, получают первый опыт публичной защиты своей работы.            Таким образом, освоение навыков исследовательской деятельности в рамках спецкурса «Я исследователь» способствует формированию универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных).

Представляю способы формирования универсальных учебных действий на примере исследовательской деятельности  ученицы 1 класса по теме «Конфеты: вред или польза?».

Этапы

Универсальные  учебные действия

Примеры работы

1

Выделение и постановка проблемы исследова-ния

Личностные: выбор ценностных ориентиров;

 регулятивные: установление того, что известно или неизвестно.

Ученица увидела проблему в том, что конфеты являясь любимым продуктом большинства людей, могут вредить здоровью. Кроме того, задалась вопросом: а могут ли быть они полезными?

2

Выбор темы

Личностные: выбор ценностных ориентиров.

«Конфеты: вред или польза?»

3

Актуаль-

ность

Личностные: выявление области, в которой могут пригодиться полученные знания.

Наше  здоровье  во многом зависит от  правильного питания, поэтому вопросам питания всегда уделяется большое внимание.

4

Постановка цели и задач

Познавательные:

выделение и формули-ровка познавательной цели.

Логические:  

формулирование, само-стоятельное создание способов решения.

 Регулятивные: целеполагание, прогнозирование результатов.

Цель: выяснить,  пользу или  вред приносит организму употребление конфет.

Задачи:

изучить литературу по теме, познакомиться  с историей  возникновения  конфет;

выяснить, как воздействует  употребление конфет на организм  человека;

провести анкетирование по данной теме и беседы со специалистами;

исследовать шоколадные конфеты на пищевые добавки;

оформить  работу.

5

Гипотеза исследова-ния

Познавательные: построение логического  рассуждения.

Если человек  будет употреблять конфеты в умеренном количестве, то вреда для здоровья не будет.

6

Организация исследова-ния

 Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации с использованием библиотек и сети Интернет, систематизация:

классификация, анализ, синтез;

Регулятивные: самоконтроль за соблю-дением действий в соответствии с постав-ленной задачей,

коррекция, предшеству-ющих и предстоящих шагов.

Поиск информации,  определение основной и второстепенной информации,  смысловое чтение, анализ объектов исследования,  беседы со школьным фельдшером и стоматологом.

7

Формулиро-вание выво-дов

Регулятивные: самоконтроль, самооценка.

Познавательные:

установление причинно-следственных связей;

обоснование, аргументация, форму-лирование выводов.

Личностные: подтверждение готовности к применению новых компетенций

Изучены история возникновения конфет, состав разных видов конфет. Школьница исследовала, какие из компонентов в составе  их вредны, а какие полезны.

Из бесед со стоматологом и школьным врачом выяснила, какие последствия для организма человека может повлечь злоупотребление сладостями, в какое время дня, лучше употреблять сладости и в каком количестве.

 В ходе исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась: если человек  будет употреблять конфеты в умеренном количестве, то вреда для здоровья не будет, употребление сладостей в допустимых нормах улучшает состояние организма человека.

8

Защита работы

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи, формулирование собственного мнения и позиции

Личностные: самореализация, социализация.

Представление результатов исследовательской деятельности проводилось на мини- конференции в классе, в рамках школьной конференции «Будущее–для тебя» и всероссийском заочном конкурсе «Юный исследователь». Работа удостоена диплома лауреата II степени.на всероссийском конкурсе.

В роли единомышленников обязательно выступают родители. На родительском собрании я учу родителей, как надо обсуждать с учащимися тему, как правильно помогать, отбирать материал, ориентироваться в потоке информации.

Исследовательская деятельность во внеурочное время  помогает  создать благоприятные условия для интеллектуального, личностного роста младших школьников и формирования   универсальных учебных действий.

Литература

 Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.и др. под ред. А.Г.Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя - 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.- 125 с.

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.-  Самара: Издательство « Учебная литература», 2007.-  208 с.

Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. / А. И. Савенков. – М.: Просвещение, 2006.- 434 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательской деятельности обучающихся младшего школьного возраста

Данная статья рассказывает о методах и приемах формироования исследовательской деятельности с использованием сети Интернет...

Методика исследовательского обучения детей младшего школьного возраста.

Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития – основа исследовательс...

Тема исследования: Самооценка как фактор успешности учебной деятельности детей младшего школьного возраста.

Самооценка - это оценивание самого себя, свои силы, возможности и умения, которая в разных ситуациях проявляется по-разному....

Статья «Внеурочная исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста как способ формирования познавательных УУД»

Говоря об исследовательской деятельности, следует разграничивать понятия научно-исследовательская деятельность и учебно-исследовательская деятельность....

Мастер-класс: «Самооценка как фактор успешности учебной деятельности детей младшего школьного возраста»

Цель: раскрыть самооценку младших школьников ,используя в качестве обратной связи инструменты самооценки младших школьников, которые  апробированы  и  внедрены в практику  урочной ...

ИЗУЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Анализ результатов изучения исследовательских способностей детей младшего школьного возраста...