ИЗУЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Анализ результатов изучения исследовательских способностей детей младшего школьного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Интерес к изучению исследовательских способностей детей младшего школьного возраста обусловлен происходящими в современном обществе социально-экономическими изменениями, которые формируют потребность в инициативных, целеустремленных гражданах, способных к самостоятельному и ответственному поведению и действию.

Традиционная передача знаний и культурного опыта трансформируется  внутри современной гуманистической парадигмы образовательного процесса, идеи которой обозначены как приоритетные в Государственном образовательном стандарте, в личностно-ориентированной направленности школьного обучения, в том числе и начального, что способствует активизации субъектной позиции ученика, инициативности в приобретении новых знаний.

Рассмотрение проблемы исследовательских способностей логично начать с таких понятий как «исследовательская деятельность», «исследовательское поведение», «исследовательские способности».

Исследовательское поведение имеет большое значение как фактор развития личности ребенка. Состояние, при котором ребенок стремится познать окружающий мир, является естественным, и носит название – исследовательская активность. Данное стремление ребенка не только порождает исследовательское поведение, но и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка шло как процесс саморазвития ребенка.

Исследовательское поведение является важнейшим источником познания окружающего мира, с помощью него ребенок получает первичные представления об окружающем его мире

 Главная цель исследовательского поведения – формирование у личности способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, а главное выполнять это самостоятельно [3].

Исследовательское поведение рассматривают, прежде всего как поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации; как одну из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленную на его познание; как существенную характеристику деятельности человека, в основе которой лежит потребность в поисковой активности, которая и является мотивом, механизмом исследовательского поведения [7].

В деятельности человека исследовательское поведение выступает как универсальная характеристика, пронизывающая все другие виды деятельности. Оно выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов всех уровней, в научении, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности [8].

В фундаменте исследовательского поведения лежит психическая потребность в поисковой активности [7]. Она выступает в качестве мотива, который заставляет работать механизм исследовательского поведения. В основе поисковой активности находиться безусловный рефлекс, получивший наименование «ориентировочно-исследовательский рефлекс [7].

Как отмечают и отечественные, и зарубежные психологи, история изучения исследовательского поведения берет начало с исследований И. П. Павлова по ориентировочно-исследовательским реакциям. Однако затем, до 50-х гг. исследования в основном концентрировались на реактивности животных и человека. Ценность собственной активности, одним из проявлений которой является исследовательское поведение, была осознана позже. С 50-х гг. начались исследования по этой проблеме, в том числе, и на детях [5].

Следующим, рассматриваемым нами, понятием является «исследовательская деятельность».

Исследовательская деятельность младших школьников это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности, познания окружающего мира. Она обеспечивает условия для  развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, средством формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения [1].

В последнее время внимание ученых было обращено на разработку различных аспектов формирования учебно-исследовательской деятельности учащихся: развитие познавательной активности школьников (Н. Ф. Талызина, Г. И. Щукина) [6], формирование научного стиля мышления (П. Я. Гальперин) [6], творческой активности (В. И. Андреев, А. М. Матюшкин) [6], разрабатывались идеи проблемного исследовательского обучения (И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин) [5], рассматривались вопросы развития исследовательской инициативности в детском возрасте (А. Н. Поддьяков) [6,5], формирование исследовательской культуры учащихся (Г. В. Макотрова) [5].

Исследовательская деятельность это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения [7].

Исследовательская деятельность в отличие от исследовательского поведения описывает преимущественно не внешний контекст функционирования субъекта в неопределенной ситуации, а саму структуру это функционирования и логически включает в себя мотивирующие факторы исследовательского поведения и механизм его осуществления мышление [7].

По мнению А. И.  Савенкова, исследовательская деятельность включает в себя не только поисковую активность, но и анализ полученных результатов, оценку на их основе развития ситуации, прогнозирование дальнейшего ее развития, моделирование и реализация своих будущих предполагаемых действий [6].

В структуре исследовательской деятельности можно выделить следующие этапы: возникновение идеи или проблемы, решение задачи (сбор и анализ информации, выработка идеи решения, обсуждение их с преподавателем, моделирование), реализация идеи на практике [9].

Исследовательская деятельность осуществляется определёнными методами и приёмами и опирается на исследовательские умения, среди которых выделяют следующие: видеть проблему; вырабатывать гипотезу; наблюдать; проводить эксперимент; делать умозаключения; формулировать выводы и определять новые понятия [6].

Развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста способствует включение их в исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность способствует более легкой адаптации учащихся в среднем звене, так как через исследовательскую деятельность у детей развивается самостоятельность, потребность в получении новых знаний и возможность их применения в нестандартных ситуациях. [2].

Исследовательская деятельность не может успешно осуществляться без специфического личностного образования – исследовательских способностей.

Анализируя исследовательские способности, А. И. Савенков отмечает, что они, как и все способности, имеют в своей основе две составляющие: биологическую (генотипическую) и средовую [8]. Сочетание особых генотипических и средовых факторов рождает внутреннее психическое образование, именуемое «исследовательскими способностями» [8].

Исследовательские способности следует логично квалифицировать, в соответствии с традициями отечественной психологии, как индивидуально - психологические особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности [7].

Младший школьный возраст характеризуется, прежде всего, как период повышенной любознательности и познавательной активности, именно поэтому  данный период является сензитивным для развития исследовательских способностей [8].

По мнению А. И. Савенкова, исследовательские способности, следует рассматривать, как комплекс трех относительно автономных составляющих: поисковая активность, дивергентное мышление, конвергентное мышление [7].

Остановимся подробнее на характеристике данных параметров.

1. Поисковая активность выступает в роли первоисточника и главного двигателя исследовательского поведения. Он характеризует мотивационную составляющую исследовательских способностей. Высокая мотивация, интерес, эмоциональная включенность – необходимые составляющие исследовательского поведения, указывающие на наличие поисковой активности [8].

2. Дивергентное мышление является важным качеством на этапе выявления проблем и на этапе поиска возможных вариантов решения. Дивергентное мышление обладает такими характеристиками, как продуктивность, оригинальность, гибкость, способность к разработке идей[ 8].

3. Конвергентное мышление является очень важным на этапах анализа и оценки ситуаций, этапах выработки суждений и умозаключений, выступает важным условием успешной разработки и усовершенствования объекта исследования, оценки найденной информации и рефлексии. [8].

С целью изучения уровня развития исследовательских способностей детей младшего школьного возраста была проведена исследовательская работа на базе МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа №3» Республики Мордовия. В исследовании принимали участие 16 обучающихся 2 класса, средний возраст испытуемых составил 8-9 лет. Для изучения уровня развития исследовательских способностей у младших школьников были использованы следующие диагностические методики: методика диагностики творческого мышления (Е. Е. Туник), прогрессивные матрицы Дж. Равена, опросник для учителей и родителей на диагностику исследовательского поведения детей младшего школьного возраста (автор П. Д. Червинский), опросник креативности Джонсона (адаптированный Е. Е. Туник).

Рассмотрим полученные эмпирические результаты.

Таблица 1

Изучение уровня развития исследовательских способностей детей младшего школьного возраста.

Уровень сформированности

Количество испытуемых (%)

1

2

Методика диагностики творческого мышления Е. Е. Туник.

Дивергентное мышление

Высокий

0

Средний

4 (25%)

Низкий

12 (75%)

Прогрессивные матрицы Дж. Р

Конвергентное мышление

IV уровень

0

III уровень

6 (37,5%)

II уровень

10 (62,5)

I уровень

1 (6,25)

Опросник для учителей и родителей на диагностику исследовательских способностей у испытуемых П. Д. Червинского.

Поисковая активность

Высокий

1 (6,25%)

Средний

8 (50%)

Низкий

7 (43,75%)

Не проявляется

0

Дивергентность

Высокий

1 (6,25%)

Средний

7(43,75%)

Низкий

8 (50%)

Не проявляется

0

Конвергентность

Высокий

1 (6,25%)

Средний

6 (37,5%)

Низкий

9 (56,25%)

Не проявляется

0

Опросник креативности Джонсона (адаптированный Е. Е. Туник).

Уровень развития креативности по оценки учителей.

Очень высокий

0

Высокий

1 (6,25%)

Нормальный, средний

6 (37,5%)

Низкий

7(43,75%)

Очень низкий

2 (12,5)

По анализу данных представленных в таблице 1, следует установить, что преобладающим уровнем развития дивергентного мышления среди обучающихся младшего школьного возраста является низкий – выявлен у 12 обучающихся(75%). Также был выявлен средний уровень развития – 4 обучающихся (25%). Следует отметить, что высокий уровень развития дивергентного мышления выявить не удалось.

По результатам диагностики конвергентного мышления было выявлено, что уровень выше среднего выявлен у 37,5% обучающихся (6 человек), средний уровень выявлен у 62,5% (10 обувающихся), низкий уровень был выявлен у 6,25% (1 обучающийся).

По оценке родителей среди испытуемых 1(6,25%) испытуемый имеет высокий уровень развития поисковой активности, у 8 (50%) испытуемых выявлен средний уровень развития поисковой активности, низкий уровень выявлен у одного 7 (73,75%) испытуемого, очень низкий уровень не выявлен.

Среди испытуемых высокий уровень развития дивергентного мышления имеют 1 (6,25%)учащихся, средний уровень 7(43,75%)учащихся, низкий уровень выявлен у 8 (50%)учащихся, очень низкий уровень не выявлен.

По оценке родителей среди испытуемых высокий уровень конвергентного мышления имеют 1 (6,25%) учащихся, средний уровень выявлен у 6 (37,5%) учащихся, низкий уровень выявлен у 9 (56,25%) учащихся, очень низкий уровень выявлен не был.

По результатам оценки учителей очень высокий уровень креативности выявлен не был,  высокий у 1 (6,25%), средний уровень выявлен у 6 (37,5%), низкий у 7(43,75%), очень низкий у 2 (12,5%)

Таким образом, сходя из полученных результатов у младших школьников, можно говорить  о том, что среди обучающихся младшего школьного возраста преобладает средний и низкий уровень развития исследовательских способностей.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Ведущую роль в формировании исследовательских способностей играет исследовательская деятельность.

2. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития всех сторон психики ребенка, в основе которых лежит повышенный уровень любознательности и познавательной активности

3. В ходе констатирующего эксперимента нами было установлено, что преобладающим уровнем развития основных компонентов исследовательских способностей у обучающихся младшего школьного возраста является средний и низкий уровни.

4. Исходя из анализа результатов констатирующего эксперимента, нами была разработана развивающая программа, направленная на развитие исследовательских способностей младших школьников.


Список литературы

  1. Леонтович, А. В. Разговор об исследовательской деятельности / А. В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. – 2006. – № 4. – С. 8–10.
  2. Методика исследовательской деятельности учащихся в области естественных наук / ред.-сост. А. С. Обухов. – М. : МИОО, 2006. – 128 с.
  3. Плигин, А. А. Исследовательская деятельность школьников в модели личностно-ориентированного образования / А. А. Плигин // Исследовательская работа школьников. – 2005. – № 4. – С. 47–56.
  4. Поддьяков, А. Н. Развитие исследовательской
    инициативности в детском возрасте: дис. д-ра психол. наук /
    Поддъяков Александр Николаевич; МГУ им. М. В. Ломоносова. – М., 2001.
    – 350 с.
  5. Регирер, Е. И. Развитие способностей исследователя / Е. И. Регирер. – М. : Наука, 2013. – 223 с.
  6. Савенков, А. И. Маленький исследователь: как научить дошкольника приобретать знания / А. И. Савенков. – Ярославль : Смысл, 2012. – 252 с.
  7. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению : учеб. пособие. – М. : Ось-89, 2016. – 315 с.
  8. Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М. : Флинта, 2014. – 110 с.
  9. Теплов, Б. М Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды / Б. М. Теплов.  НПО «МОДЕК», 2016.  601 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль школы в развитии интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста"

Перед каждым из педагогов нашей школы стоит задача в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестанд...

Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста"

Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста"  О том на что родители должны больще обращать внимание....

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной,   активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности.

"Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности" - авторская концепция....

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность"

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность...

Статья "Роль исследовательской деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста"

В настоящее время проблема исследовательской деятельности младших школьников является особенно актуальной. Подготовка ребёнка к такому виду деятельности, обучение его умениям и навыкам исследова...

«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность»

Статья о развитии творческих способностях детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность в урочное и внеурочное время....