Главные вкладки

    Статья «Внеурочная исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста как способ формирования познавательных УУД»
    статья (1 класс) на тему

    Светлана Алексеевна Быковская

    Говоря об исследовательской деятельности, следует разграничивать понятия научно-исследовательская деятельность и учебно-исследовательская деятельность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_vneurochnaya_deyatelnost.docx30.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Быковская Светлана Алексеевна

    Статья

    «Внеурочная исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста как способ формирования познавательных УУД»

    Российское общество вступило в такой период развития, когда произошло неосознаваемое многими, но болезненное переосмысление приоритетов в общей направленности личности. Направленность

    « совершенствуй себя, чтобы быть полезны членом общества» сменилась девизом « совершенствуй себя, чтобы быть успешным в обществе».

    Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения. Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Одной из важных ключевых компетентностей является- готовность к самообразованию. [ 2]

    Исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время – одна из прогрессивных форм, успешно решающих данную проблему. Она позволяет наиболее полно формировать познавательные универсальные учебные действия.[4, 15 ]

    Базовым положением ФГОС служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается прежде  всего формированием универсальных учебных действий, в том числе и познавательных, выступающих в качестве основы образовательного процесса.[ 6, 6 ]

            В рамках межшкольной конференции « Первые шаги в науку» у детей, вовлечённых  в поисково- исследовательскую деятельность, успешно формируются познавательные универсальные учебные действия.

    Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные УУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.[ 1, 29 ]

    Говоря об исследовательской деятельности, следует разграничивать понятия научно-исследовательская деятельность и учебно-исследовательская деятельность.

            Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.[ 8  ]

    Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

    [ 8  ]

    Можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:

    • выделение и постановка проблемы;
    • выработка гипотез;
    • поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов);
    • формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация);
    • представление результатов исследовательской деятельности.

     [ 4, 10-12]

    Исследования можно классифицировать по-разному:

    • по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);
    • по месту проведения (урочные и внеурочные);
    • по времени (кратковременные и долговременные);
    • по теме (предметные или свободные),
    • по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу).[ 8,   ]

     Формами  организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование.

    Ежегодно в нашей школе проходит школьная научно-исследовательская конференция, в которой принимают участие представители каждого класса начальной школы. Основная цель конференции – стать первым опытом представления собственной исследовательской работы, что в дальнейшем поможет облегчить вхождение детей в более сложный этап исследовательской деятельности.

    Рассмотрим способы формирования познавательных УУД на примере исследовательской деятельности  ученика 2 класса.

    Тема исследования:« Свойства поваренной соли и её значение в жизни человека».

    Действия постановки и решения проблем

    • этап выделения и постановки проблемы(умение видеть  и формулировать проблему, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера) Ученик увидел проблему в том, что соль, являясь обычным продуктом, имеет большое значение в жизни человека с давних времён. Почему? Могут ли люди в век технического прогресса обойтись без неё?

    Универсальные логические действия

    •        выработка гипотез(выдвижение гипотез и их обоснование);

    Поваренная соль имеет важное  значение в жизнедеятельности человека. Для подтверждения этой гипотезы учеником  была проанализирована литература и проведена опытно- экспериментальная работа.

    •        формулирование выводов (анализ объектов исследования с целью выявления существенных и несущественных признаков, умения и навыки наблюдения, умение и навыки проведения экспериментов, умение делать выводы и умозаключения,  синтез как составление целого из частей, выбор оснований и  критериев для сравнения, классификации объектов, подведение под понятия, установление причинно- следственных связей, доказательство).

    Ученик применял теоретические методы ( анализ), эмпирические методы ( эксперимент, наблюдение, опыты), которые позволили ему  выделить существенные свойства соли, установить причинно- следственные связи, привести доказательство, сделать выводы.

    Опытно- экспериментальная работа содержала опыты ( « Обогащение соли», « Соляная игра», « Соль в воде разной температуры», « Соль повышает плотность воды», « Температура замерзания воды», « Соль может сохранять продукты». В результате эксперимента ученик выявил влияние соли на кожу, металл и растения. ( см.  Приложение 1-10 )

    Общеучебные универсальные действия

    •        поиск путей решения(самостоятельное выделение и формулирование цели и задач исследования, обоснование гипотезы, поиск информации, определение основной и второстепенной информации,  смысловое чтение, умение структурировать знания,  выбор эффективных способов решения задач  в зависимости от конкретных условий );

    В результате исследования были поставлена  цель: теоретически разработать проблему значения соли в жизни человека и окружающего мира: какую приносит пользу и какой вред и провести опытно- экспериментальную работу по изучению свойств поваренной соли.

    Для учителя очень важно оценивание степенисформированности УУД:  умений и навыков исследовательской деятельности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. [ 7,   ]

    Планируемые результаты формирования УУД

    Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира          (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление):

    •        умение выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

    •        умение анализировать результаты опытов, элементарных исследований;

    •        умение фиксировать их результаты;

    •        умение воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

    •        умение проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

    •        умение применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

    •        умение презентовать подготовленную информацию в наглядном и  вербальном виде.

    Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции:

    •        умение сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;

    •        умение сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам;

    •        умение выявлять сходство и различия объектов;

    •        умение выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

    •        умение классифицировать объекты (объединять в группы по

    существенному признаку);

    •        умение приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

    •        умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;

    •        умение выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

    Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность        высказывать предположения:

    •        умение обсуждать проблемные вопросы;

    •        умение составлять план простого эксперимента;

    •        умение выбирать решение из нескольких предложенных, кратко

    обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);

    •        умение выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;

    •        умение преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

    •        умение моделировать различные отношения между объектами

    окружающего мира, строить модели с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);

    •        умение исследовать собственные нестандартные способы решения;

    •        умение преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

    Исследовательская деятельность во внеурочное время  помогает  создать благоприятные условия для интеллектуального, личностного роста младших школьников и формирования познавательных УУД.

    Литература

    1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г.Асмолов,Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.); под ред. А.Г.Асмолова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.- 125 с.
    2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
    3. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа.
    4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.-  Самара: Издательство « Учебная литература», 2007.-  208 с.
    5. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. / А. И. Савенков. – М.: Просвещение, 2006.- 434 с.
    6. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект        / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова.- М.: Просвещение, 2009.-48 с.
    7. Чижова С.А.  Поисково- исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения  // Самарский вестник начального образования. 2010, №1, 15с.      
    8. Интернет- ресурсы

    http://bibliofond.ru/view.aspx?id=466851


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья «Влияние личностных особенностей детей младшего школьного возраста на школьную мотивацию»

    Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возмож...

    Формирование исследовательской деятельности обучающихся младшего школьного возраста

    Данная статья рассказывает о методах и приемах формироования исследовательской деятельности с использованием сети Интернет...

    Методика исследовательского обучения детей младшего школьного возраста.

    Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития – основа исследовательс...

    Внеурочная исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста как способ формирования универсальных учебных действий.

    Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  начального общего  образования является формировани...