РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по логопедии (1 класс)
В данной статье отражается актуальная на сегодняшний день проблема развития грамотной связной речи. Успешное решение данной проблемы требует системного подхода и взаимодействия всех участников образовательного процесса: учителей, родителей и специалистов. Как же построить работу по развитию связной речи младших школьников? Приведём ряд упражнений и игр для развития связной речи и выделим несколько важных блоков работы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Андреева Наталия Викторовна.
учитель – логопед
МАОУ «СОШ № 61 им. С.В. Капранова»
г. Чебоксары, Республика Чувашия
РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В настоящее время проблема, связанная с процессом развития грамотной связной речи считается одной из главных задач речевого воспитания детей младшего школьного возраста. Связная речь является ключевым инструментом социализации и обучения ребенка. От её развития зависит успешность дальнейшего образования и коммуникации. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Связная речь – это высшая форма речемыслительной деятельности, определяющая уровень умственного и речевого развития ребенка.
С каждым годом наблюдается всё более печальная тенденция снижения уровня грамотной связной речи у младших школьников. Причинами этого являются такие современные факторы риска, как чрезмерное бесконтрольное использование гаджетов, снижение живого общения в семье, замена чтения просмотром мультфильмов, недостаточное внимание к развитию речи. Младшие школьники сталкиваются с неспособностью последовательно излагать мысли, в их речи наблюдаются грамматические ошибки, нарушена логика повествования, бедный словарный запас. Учащимся трудно излагать свои мысли и построить связный рассказ. В дальнейшем это всё может привести к сложностям при написании изложений и сочинений, к трудностям пересказа текстов и, впоследствии, к снижению успеваемости по гуманитарным предметам.
Успешное решение проблемы снижения уровня связной речи требует системного подхода и взаимодействия всех участников образовательного процесса: учителей, родителей и специалистов. Только совместными усилиями можно обеспечить полноценное речевое развитие младших школьников. Огромная роль отводится взаимодействию семьи и школы. Важно помнить о единых требованиях к речевому общению учащихся в школе и дома, создании единой речевой среды, поддержке речевой активности, контроле за речью детей, мотивации к чтению и общению.
Как отмечает Н.Г. Андреева, структура дефекта младших школьников с общим недоразвитием речи определяет необходимость проводить в системе логопедической коррекции специальные занятия по развитию связной речи. Основная задача работы по развитию связной речи учащихся состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Вся работа учителя должна быть построена так, чтобы на каждом занятии развивались мыслительные и речевые способности детей.
Как же построить работу по развитию связной речи младших школьников? Можно выделить несколько важных блоков работы:
- регулярное чтение художественной литературы;
- работа над пересказом текстов;
- упражнения на развитие словарного запаса;
- творческие задания по составлению рассказов;
- анализ прочитанного материала.
Здесь можно отметить такие эффективные приёмы, как словесные игры для развития мышления и речи, разучивание стихотворений для обогащения словарного запаса, работа со скороговорками для улучшения дикции, ведение дневников наблюдений и путешествий, устные рассказы по картинкам и заданным темам.
Приведём ряд упражнений и игр для развития лексико-грамматического строя и связной речи, которые обязательно понравятся учащимся:
1. Игра «Длиннее – короче»: взрослый называет по два слова, а дети решают, какое из них длиннее (обращается внимание на то, что сравниваются слова, а не вещи, которые они обозначают): мяч – мячик, стол – столик, усики – усы, пёс – собака, хвост – хвостик, змея – змейка и т.д.
2. Игра «Новое слово»: предлагается несколько вариантов данной игры:
- изменить второй звук так, чтобы получилось новое слово: дым, сок, пил, мел;
- изменить первый звук так, чтобы получилось новое слово: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
- изменить последний звук так, чтобы получилось новое слово: сыр, сон, мак, стоп.
3. Игра «Догадайся»: предлагается договорить слова – выгляну…, солнц…, обрадо…, молод…, синич…, запе…, собра…, вороб… , гово…, запе…, моро…
4. Игра «Составь предложение»: предлагается придумать предложения, используя следующие словосочетания: забавный щенок, спелая ягода, лесное озеро.
- следующий вариант игры: составить предложение из набора слов: пошла, гулять, уроков, Таня, после, девочка.
5. Игра «Пропавшие слова»: взрослый читает рассказ, в котором некоторые слова «потерялись». Дети предлагают свои варианты.
Тишина царит в дремучем _____. Чёрные _____ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдёт _____.
6. Игра «Найдите ошибку»: предлагается найти ошибки в тексте после его прослушивания.
Зимой в саду расцвели яблони. В ответ я киваю ему рукой. Скоро удалось мне на машине. Мальчик стеклом разбил мяч.
7. Игра «Действие»: взрослый называет слова; задача ребёнка назвать, что данный предмет может делать: например, метель – метёт, гром – …, ветер, снег, дождь, солнце.
8. Игра «Признак»: предлагается назвать свойства предметов; например, если предмет сделан из железа, то какой он (железный), из бумаги, дерева, снега, пуха, стекла и т. д.
9. Игра «Скажи наоборот»: предлагается вспомнить слова-антонимы: холодный, светло, просторный, поднять, низко, весна, полный и т.д.
10. Игра «Один и много»: предлагается изменить слова так, чтобы они обозначали много предметов: стул, озеро, имя, друг, человек, стол, окно и т.д.
- следующий вариант игры, когда взрослый называет слово, обозначающее много предметов, а дети – один: листья, молодцы, когти и. д.
11. Игра «Назови ласково»: предлагается назвать: мяч – мячик, рука – …, флаг, шапка, солнце, стул и т.д.
12. Игра «Объясни слово»: предлагается объяснить значения слов: письмо, гвоздь, храбрый, зонтик, алмаз, гора и т.д.
13. Игра «Закончи предложение»: дети самостоятельно договаривают вторую часть предложения: Мама собрала в саду яблоки, чтобы ... . Мама помыла груши, чтобы ... . Мама купила в магазине сливы, чтобы ... .
14. Игра «Сравни два предмета»: составление сложносочиненных предложений по образцу: слива синяя, а яблоко – зеленное, лимон кислый, а груша – ... и т. д.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в настоящее время наблюдается тенденция позднего выявления речевых нарушений у детей. Успешное решение проблемы развития связной речи требует тесного взаимодействия семьи, педагогов и специалистов, а также системного подхода к организации речевой работы с детьми. Важно создавать положительную эмоциональную атмосферу в школе и дома, необходимы регулярные занятия по развитию речи и индивидуальный подход к каждому ребенку.
Список литературы
1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 3 : Письменная связная речь : пособие для логопеда / Н.Г. Андреева ; под ред. Р.И. Лалаевой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2010. – 120 с.
2. Зубарева Л.В. Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников: задания и упражнения / Л.В. Зубарева. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2015. – 99 с.
3. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др. Книга для учителя. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1991. — 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста и определение уровня их развития.
В этом материале представлен цикл занятий для развития координации у младших школьников,улучшение способности к ориентированию в пространстве, и тренировка ряда акробатиеских элементов. Так же здесь п...

«РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ».
Актуальность проблемы психического здоровья в настоящее время значительно возрастает. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общ...

Волонтёрский проект «Твори добро», направленный на повышение социально активной гражданской позиции детей младшего школьного возраста
Социальный проект «Твори добро!» создан для учащихся 2 класса общеобразовательной школы. Рассчитан на 1 год реализации проекта. Практические занятия проводятся в форме игр, экологические д...

Активные приёмы обучения детей младшего школьного возраста
Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению....
Статья "Влияние недостатка двигательной активности на здоровье детей младшего школьного возраста".
Данная статья раскрывает влияние недостатка двигательной активности на здоровье учеников начальной школы. Нельзя рассчитывать только на спонтанную двигательную активность только на уроке физкультуры. ...

Выступление на заседании школьного и муниципального методических объединений учителей начальной школы на тему "Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития"
Выступление на заседании МО...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛОГО В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье отражаются специфика и особенности организации совместной деятельности детей и взрослого в развитии социального интеллекта детей 6-7 лет....
