Совместная творческая деятельность родителей и детей с системным нарушением речи
классный час по логопедии

абдулина марина наильевна
Наиболее успешно речевое развитие ребёнка, по мнению педагогов и психологов, происходит в семье. С развитием системы коррекционного обучения вопросы работы с семьёй органично вписались в орбиту деятельности педагогов специальной школы. В законе РФ «Об образовании» указано, что одна из основных задач, стоящих перед школой, -«взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребёнка».
Многие родители детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуальной сферы, не обращают должного внимания на нарушения речи, не исправляют их ошибки в речи, культивируют несовершенства детского косноязычия.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_wor_3.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная творческая деятельность родителей и детей

с системным нарушением речи

Наиболее успешно речевое развитие ребёнка, по мнению педагогов и психологов, происходит в семье. С развитием системы коррекционного обучения вопросы работы с семьёй органично вписались в орбиту деятельности педагогов специальной школы. В законе РФ «Об образовании» указано, что одна из основных задач, стоящих перед школой, -«взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребёнка».

Многие родители детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуальной сферы, не обращают должного внимания на нарушения речи, не исправляют их ошибки в речи, культивируют несовершенства детского косноязычия.

Отсюда представляется интересной и значимой попытка найти формы привлечения родителей в педагогический процесс. Для этого в СКОУ VIII вида разработана система взаимодействия по трём направлениям: информационное просвещение, активные формы сотрудничества с семьёй и совместная творческая деятельность учащихся-родителей-детей. Совместная творческая деятельность является наиболее эффективным направление работы.

Цель совместной деятельности с родителями - повышение уровня речевого развития учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи посредством совместного творческого взаимодействия учителя-логопеда, классного руководителя, родителей и ребёнка.

Задачи:

  1. Формировать партнёрские отношения с родителями, объединить усилия для развития и коррекция речи детей.
  2. Обогатить педагогические знания и умения родителей через совместную творческую деятельность.


К ФОРМАМ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ОТНОСЯТСЯ:

  • Памятки, буклеты, информационные письма.
  • Выставки.
  • «Почтовый ящик».
  • Индивидуальные и групповые консультации.
  • Общешкольные и классные родительские собрания. Активные формы взаимодействия логопеда с родителями.
  • «День открытых дверей».
  • «Школа пальчиковой гимнастики».
  • «Клуб заводные язычки».
  • «Клуб слово за словом…»
  • Творческая гостиная
  • Совместные развлечения
  • Мнемо-таблицы событий.
  • Моторные кубики.
  • Фонетически дневник.
  • Звуковые ходилки.
  • Письмо для почтальона.
  • Фотогазета и журналы.


Большой популярности в СКОУ VIII вида пользуются практические средства просвещения родителей: памятки, буклеты, консультации. Памятки буклеты родители получают в рамках проводимых мероприятий (родительских собраниях, консультациях, практикумах). Буклет для родителей - прекрасное средство информирования о достижениях в науке и практике коррекционного образования школьников, о деятельности СКОУ, а также презентация родителям собственного опыта. Информационные письма привлекают родителей своей конкретностью, направленностью на удовлетворение интересующих их вопросов.

Активные формы взаимодействия с семьей являются наиболее продуктивными для привлечения родителей в коррекционный процесс. Основное внимание уделяется совместной творческой деятельности родителей и детей.



МНЕМО-ТАБЛИЦЫ. Дети совместно с родителями изготавливают мнемо-таблицы по лексическим темам, изученных на занятиях по логопедии. Это позволяет родителям в интересной и игровой форме закрепить с детьми пройденный материал, расширить и обогатить словарный запас детей, сформировать грамматически правильную речь. На листе бумаге формата А4, расчерченном на 6 равных квадратов, дети приклеивают картинки по лексической теме в логической последовательности, для того чтобы потом можно было опираясь на таблицу составиться рассказ по теме. Изготовленные мнемо-таблицы дети приносят на уроки логопедии и рассказывают по ней свой рассказ, подготовленный дома. Таким образом развивается связная, монологическая речь детей с системным недоразвитием речи.

МОТОРНЫЕ КУБИКИ. Развитию общей, мелкой и артикуляционной моторике отводится важное значение в процессе коррекции устной речи. Для совершенствования навыков двигательных функций, родители вместе с детьми разрабатывают интересные формы игр на движения. Для игры подбираются картинки с движением на общую моторную сферы (приседание, наклоны, прыжки), которые приклеиваются на кубик. Ребёнок бросает кубик, смотрит, что выпало на верхней грани и выполняет движения. Создаётся три кубика для общей, мелкой и артикуляционной моторики.

ВЕСЁЛЫЕ ХОДИЛКИ. Одна из форм совместного творчества родителей и детей – создание настольно-печатных игр, которая реализуется в рамках проекта «Весёлые ходилки». Все участники проекта (родители и дети) делают настольно-печатную игру ходилки на определённый звук, которые находится на стадии автоматизации у ребёнка. Чтобы создать игровое поле, необходимо подобрать правильный лексический материал и картинки, соответствующий поставленному у учащегося звуку, а также проявить творческие способности. Для родителей был проведён ряд консультаций, на практикуме даны советы, какой речевой и иллюстративный материал подбирать для создания настольных игр. Родители прониклись атмосферой коллективного творчества, которое стимулирует их для более заинтересованного общения с собственным ребёнком, более системного и эмоционального повторения речевого материала, ведь игру можно играть всей семьёй.

В дальнейшем родители и учащиеся менялись играми «Весёлые ходилки», с их помощью организовывалась самостоятельная игра учащихся в группе продлённого дня.

Разнообразные формы, используемые в работе с родителями дают положительный результат, активизируют и обогащают педагогические знания и умения родителей, а также улучшают качество речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Совместная творческая деятельность учителей и родителей.

В докладе содержатся принципы работы учителей и родителей по формированию творческой личности ребёнка. Опубликован опыт работы школы в этом направлении....

Проект: "Сплочение коллектива учащихся и их родителей через вовлечение в совместную творческую деятельность"

Педагогический проект: "Сплочение коллектива учащихся и их родителей через вовлечение в совместную творческую деятельность"...

Формирование коммуникативных навыков у детей с системным нарушением речи.

в статье представлена совместная программа работы психолога и логопеда развития коммуникативных навыков у детей с системным нарушением речи в школе 8 вида...

Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения, русского языка и развития речи в начальных классах.

В данной статье описывается как  на основе сказок Л.В. Забродиной и игровых приемов возможно развивать твоческие способности и речь обучающихся на уроках русского языка, литературного чтения и ра...

Конспект логопедического занятия для учащихся старшей школы с системным нарушением речи «Имена собственные и нарицательные».

Конспект  логопедического занятия «Имена собственные и нарицательные» для старших школьников с системным нарушением речи (6-7 классы)....

Методическая разработка. Буклет: системное нарушение речи - Алалия.

Родители всегда с нетерпением ждут, когда же их малыш скажет первое слово. Бывает, что даже близнецы начинают говорить в разное время. Сравнивая своего ребенка с другими детьми, папа и мама начи...

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ СИСТЕМНОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ при ЗПР (1 класс, вариант 7.2)

Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями...