Конспект логопедического занятия для учащихся старшей школы с системным нарушением речи «Имена собственные и нарицательные».
план-конспект по логопедии

Конспект  логопедического занятия «Имена собственные и нарицательные» для старших школьников с системным нарушением речи (6-7 классы). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imena.docx20.16 КБ
Файл imena_sushchestvitelnye_sobstvennye_i_naritsatelnye.pptx2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для учащихся старшей школы с системным нарушением речи «Имена собственные и нарицательные»

Автор: Кормилицына Оксана Владимировна, учитель-логопед, ГБОУ КК специальной (коррекционной) школы-интерната ст-цы Тенгинской.
Описание:
Предлагаю конспект группового логопедического занятия для старших школьников с системным нарушением речи (6-7 классы). Конспект может быть полезен для логопедов массовых и коррекционных школ, студентов дефектологических факультетов, родителей, педагогов коррекционных классов.
Цель.
Учить дифференцировать имена существительные собственные и нарицательные.
Задачи.
Упражнять в написании имен собственных с большой буквы.
Учить использовать кавычки в именах собственных.

Учить составлять предложения из слов, данных в начальной форме.
Обогащать пассивный и активный словарь.
Развивать связную речь.
Воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: мультимедийная презентация, скороговорка, мяч, карточки для индивидуальной работы.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Начинаем наше занятие, садитесь.
Доскажи словечко.
В классе нашем …. тишина.
А за окнами… зима.
Заниматься …интересно,
Станет многое…известным,
Непонятное …. понятным.
Грамотно писать …приятно.
2. Речевая разминка.
Разучивание скороговорки.
Рима сыграла романс на рояле, Рома сыграл романс на гитаре.
Произносим с разным темпом и силой голоса.
Какие имена людей встречается в этой скороговорке?
Рима, Рома.
3. Сообщение темы занятия.
У каждого человека есть собственные имена. (Называю имена детей в классе). Это имена собственные. Нас окружают многочисленные предметы. Назовите их. (парта, ручка, доска и т. д.) Эти предметы называют слова – имена существительные нарицательные. Сегодня мы поговорим об именах существительных собственных и нарицательных.
4. Работа по теме занятия.
Актуализация знаний.
Все предметы называются определенными словами – именами существительными.
Игра с мячом.
1.Ребенок, получивший мяч, называет имя существительное.
Имена существительные нарицательные – это слова, которые являются названием большой группы предметов.
2.Ребенок, получивший мяч, называет имя существительное нарицательное.
Имена существительные собственные - называют конкретный предмет или явление.
Каждый из вас уникален и один единственный. И у каждого из вас есть имена, отчества и фамилии.
Ученики встают и называют свои имена, отчества и фамилии.
Как пишутся имена существительные собственные?
Имена существительные собственные пишутся с большой буквы.
Какие еще слова относятся к именам собственным?
Дети перечисляют группы имен собственных.
Клички животных, названия городов, стран, поселков, улиц, рек, озёр, водопадов, гор, названия газет, журналов, фильмов.
Пальчиковая гимнастика.
Хлопки в ладоши.

Раз, два, три, четыре, пять.
Научился я считать.
Стучим, чередуя кулак, ребро.
Посчитаю петушка,
Курочку, еще щенка.
Нашу елку во дворе.
Ну и папу на крыльце.
Пальцы сжимаем в кольцо поочередно: большой палец с мизинцем, с безымянным, со средним, с указательным.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мне легко вас сосчитать.
Кто из героев этого стихотворения имеет имя клички?
Папа имеет имя, курочка, петушок, щенок – клички.
Как могут звать папу, курочку, петушка, щенка?
(Коля, Ряба, Петя, Пушок)
Просмотр презентации. Работа в тетради.
Откройте тетради. Запишите число и тему занятия.
Имена существительные собственные и нарицательные.
- У кого из вас живут домашние питомцы? Как их зовут? Какие они?
Например, у меня живет во дворе собака Дружок. Она большая, черная и лохматая. Очень любит играть
Ответы детей.
Кошка Мурка. Слайд 2.
Запись предложения в тетрадь. Подчеркиваем заглавную букву в имени собственном.
-Ребята, в каком крае мы живем? В какой станице расположен наш интернат?
Краснодарский край, станица Тенгинская.
Станица Тенгинская, Краснодарский край. Слайд 3.
Запись предложения в тетрадь. Подчеркиваем заглавную букву в имени собственном.
-У нас в станице течет река. Как она называется?
Река Лаба. Слайд 4.
Запись предложения в тетрадь. Подчеркиваем заглавную букву в имени собственном.
-С Краснодарским краем соседствуют одна из удивительных стран – Абхазия. В Абхазии есть озеро, знаменитое на весь мир своей красотой.
Озеро Рица, Абхазия. Слайд 5.
Запись предложения в тетрадь. Подчеркиваем заглавную букву в именах собственных.
Там же много красивейших водопадов. У них тоже есть имена. Один из них это водопад Молочный. Называется он так потому, что его вода бурлит и по цвету напоминает молоко.
Водопад Молочный, Абхазия. Слайд 6.
Запись предложения в тетрадь. Подчеркиваем заглавную букву в именах собственных.
-Бухта это - небольшая часть моря, залива, озера, водохранилища, обособленная от открытых вод частями суши , например ,выступами берегов...
Бухта Инал, это часть Черного моря.
Бухта Инал, Черное море. Слайд 7.
Запись предложения в тетрадь. Подчеркиваем заглавную букву в именах собственных.
-В хорошую погоду, нам с вами видны макушки гор. Кто из вас знает, как они называются?
Горы Кавказа. Слайд 8.
Запись предложения в тетрадь. Подчеркиваем заглавную букву в имени собственном.
Физкультминутка.
Отложили мы тетрадку.
Раз, два, три, четыре, пять. (Ходьба на месте.)
Дружно сделаем зарядку,
Надо сесть, и тут же встать, (Приседания.)
И коленочки достать. (Наклоны.)
Поскакать потом на месте.
Дружно, улыбаясь, вместе !(Прыжки.)
Вдох и выдох. И опять
Будем думать и писать,
На вопросы отвечать.(Дети садятся за парты.)
Дифференциация имен существительных собственных и нарицательных.
Работа с деформированным предложением.

Составить предложение из слов. Подчеркнуть имена собственные. Ученик записывает предложение на доске, остальные учащиеся – в тетрадь.
Марина. Живет. Школьная. На улице.
Марина живет на улице Школьной. Слайд 9.
Названия улиц – имена собственные и пишутся с большой буквы.
Миша. Лабинску. Любит. Гулять. По городу.
Миша любит гулять по городу Лабинску. Слайд 10.
Названия городов– имена собственные и пишутся с большой буквы.
Использование кавычек в именах собственных.
Названия журналов, фильмов, книг, блюд, спортивных команд – это тоже имена собственные. Эти названия не просто пишутся с большой буквы, они заключаются в кавычки.
Например: салат «Винегрет», журнал «Ералаш», кондитерская фабрика «Красный Октябрь» , мультфильм «Бременские музыканты». Слайд 11.
Полина читает книгу Андрея Сергеевича Некрасова «Приключения капитана Врунгеля». Слайд 12.
Назовите имена существительные собственные.
Почему в предложении используют кавычки?
Ответы детей.
Названия книг при письме заключаются в кавычки.
Дыхательная гимнастика.
Сделать глубокий вдох через нос. Тут же выдохнуть воздух медленной ровной струей через рот, губы вытягиваем трубочкой. Выполнить 3, 4 раза. Выполняется стоя.
Работа по карточкам.
1 группа.
Исправить ошибки в тексте, подчеркнуть имена существительные собственные, поставить, где нужно кавычки.
Вечерами вся семья комаровых собирается вместе. Папа читает газету сельская новь. Бабушка вера с мамой смотрит сериал след. Маленький коля ест мороженое пломбир.
2 группа.
Исправить ошибки в тексте, подчеркнуть имена существительные собственные поставить, где нужно кавычки.
Вечерами вся семья комаровых собирается вместе. Папа читает газету «сельская новь». Бабушка вера с мамой смотрит сериал След. Маленький коля ест мороженое «пломбир».
3 группа.
Исправить ошибки в тексте, подчеркнуть имена существительные собственные .
Вечерами вся семья Комаровых собирается вместе. Папа читает газету «Сельская новь». Бабушка вера с мамой смотрит сериал «След» . Маленький коля ест мороженое «Пломбир».
Проверка работы по карточкам. Оценка проделанной работы.
5. Итог.
Что такое имена существительные нарицательные, собственные?
Как пишутся имена существительные собственные?
Как пишутся названия книг, фильмов, конфет?
Что нового, интересного узнали на занятии?
Большую букву мы пишем всегда
В больших, уникальных и важных словах:
В фамилиях, отчествах и именах,
В названиях стран, рек, морей, океанов,
В названиях улиц, проспектов, журналов.
Кавычки поставим в названьях последних.
Кавычки поставим без всяких сомнений,
В названиях фильмов, салатов, конфет,
Спортивных команд, стадионов, газет. Слайд 13.
Вы отлично сегодня поработали. Все молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имена существительные собственные и нарицательные Кормилицына Оксана Владимировна учитель-логопед школа-интернат ст. Тенгинской

Слайд 2

Станица Т енгинская , К раснодарский край.

Слайд 3

Кошка М урка.

Слайд 4

Река Л аба.

Слайд 5

Озеро Р ица, А бхазия.

Слайд 6

Водопад М олочный, А бхазия.

Слайд 7

Бухта И нал , Ч ерное море.

Слайд 8

Горы К авказа .

Слайд 9

Марина. Живет. Школьная . На улице . Марина живет на улице Школьной.

Слайд 10

Миша. Лабинск. Любит. Гулять. По городу. Миша любит гулять по городу Лабинску.

Слайд 11

салат «Винегрет» журнал «Ералаш» кондитерская фабрика «Красный Октябрь» мультфильм « Бременские музыканты»

Слайд 12

Полина читает книгу Андрея Сергеевича Некрасова «Приключения капитана Врунгеля » Полина, Андрей, Сергеевич, Некрасов, Врунгель , «Приключения капитана Врунгеля »

Слайд 13

Большую букву мы пишем всегда В больших, уникальных и важных словах: В фамилиях , отчествах и именах, В названиях стран, рек, морей ,океанов В названиях улиц, проспектов, журналов. Кавычки поставим в названьях последних. Кавычки поставим без всяких сомнений В названиях фильмов, салатов, конфет, Спортивных команд, стадионов, газет.

Слайд 14

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях с учащимися начальной школы, имеющих нарушения речи.

Департамент образования г. МосквыСеверо-восточное окружное управление образованияГосударственное бюджетное образовательное учреждениеЦентр Образования № 1490Утверждаю:Директор ГБОУ ЦО № 1490...

Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса с общим недоразвитием речи

Тема занятия: Дифференциация звуков [З] - [С]"На помощи жителям зимнего леса"Логопедическое занятие представлено в игровой форме в виде путешествия по сказочному зимнему лесу, где ребята должны освобо...

Конспект логопедического занятия для учеников 2-3 класса с нарушениями письменной речи, обусловленных недостаточностью фонематического распознавания

Предлагается конспект логопедического занятия для учителей-логопедов, работающих с учащимися 2-3 класов с ФФН....

Серия конспектов логопедических занятий с группой обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи. Тема: «Дифференциация звуков [ч] – [щ] изолировано, в словах и словосочетаниях, в предложениях и тексте»

Цель: дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв на материале слогов,  изолированных звуков и отдельных букв, дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв ...

Конспект логопедического занятия для учащихся 2-го класса c фонетико - фонематическим нарушением речи. Тема: "Дифференциация звуков С-З"

Конспект логопедического занятия для учащихся 2-го класса c фонетико - фонематическим нарушением речи.Тема: "Дифференциация звуков С-З"Логопедическое занятие по развитию у учащихся умения...