Рабочая программа учителя-логопеда с детьми по программе 5.1
рабочая программа по логопедии

Романюк Анжелика Михайловна

рабочая программа логопеда с детьми ОНР в общеобразовательной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 003rp_5.1_1-4.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Тамбовской области

Управление народного образования администрации г.Мичуринска

МБОУ СОШ №19 г.Мичуринска

РАССМОТРЕНО                                                                                                                                                                                                                                     УТВЕРЖДЕНО

На заседании МС                                                                                                                                                                                                                         приказом директора

____________                                                                                                                                                                                                                                    _______________

Л.В.Кулаева                                                                                                                                                                                                                                                Солончёва Е.В.

Протокол №4                                                                                                                                                                                                                                            Приказ №68\ДО

От «31»августа 2023г.                                                                                                                                                                                                                    от «1» сентября 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно- логопедических занятий обучающихся с

общим недоразвитием речи ( вариант 5.1)

в 1-4 классах

Мичуринск 2023г.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе

Федерального закона «Об образовании в Р.Ф» от 29.12.2012 №273 - ФЗ;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Приказ Мин. Обр. Науки России от 19.12.2014 № 1598);

Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 03.07.1998;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ТНР.

. Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» (Ястребова А.В., Бессонова Т.П. М.: Центр, 1996).

Логопедическая программа также разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой на общеобразовательную программу начальной школы (1-4) по русскому языку.

А также для 1-3 классов за основу взята программа обучения детей с нарушениями речи Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.- М., 1993; для 4 класса – А.В. Ястребова «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы»,

Е.В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии, коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза».

Цель обучения: предупреждение и коррекция недостатков устной и письменной речи у младших школьников с ОВЗ с целью успешного освоения ими общеобразовательных программ.

Задачи обучения:

Образовательные:

1.Уточнение представлений о звуковом составе слова; совершенствование навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.

  1. Закрепление навыков дифференциации парных согласных и фонем, имеющих акустико - артикуляционное сходство.

  1. Активизация словарного запаса путём уточнения значений имеющихся в запасе у детей слов.
  2. Обогащение словарного запаса путём введения слов-терминов, за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
  3. Обучение нахождению слов, обозначающих предмет (имя существительное), действие предмета (глагол), признак предмета (имя прилагательное).

  1. формирование полноценных представлений о предложении, его структуре, грамматическом и интонационном оформлении;

7.формирование представлений о морфологическом составе слова;

Коррекционные:

  1. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, постановка и автоматизация дефектно произносимых звуков.
  2. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении.
  3. Развитие навыков построения связного высказывания.
  4. Формирование психологической базы речи:
  • зрительного, слухового, пространственного, осязательного восприятия;
  • мышления;
  • памяти;
  • устойчивости внимания;
  • накопление представлений об окружающем мире;
  • воображения;
  • наблюдательности, особенно к языковым явлениям;
  • развитие общей и мелкой моторики.
  1. Формирование регулирующей учебной деятельности: - планирование предстоящей деятельности; - контроль за ходом своей деятельности;

  • применение полученных знаний в новых ситуациях,
  • анализ и оценка продуктивной собственной деятельности.

Воспитательные:

  1. Формирование чувства ответственности, уверенности в себе, чувства собственного достоинства.
  2. Формирование личностных качеств:
  • организованности;
  • воспитанности;
  • взаимоуважения друг к другу;
  • адекватного представления о себе и своих возможностях.

Общая характеристика адаптированной программы логопедического сопровождения обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1)

Данная программа предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями чтения и письма.

Программа предполагает введение четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения обучающимися программы коррекционной работы.

Обязательными условиями реализации коррекционно-развивающей логопедической программы развития, адаптированной для обучающихся с ТНР являются логопедическое сопровождение, согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.

Особенность программы – не строгое ограничение времени реализации, т. к. речь идет о детях с ОВЗ. Срок освоения коррекционно-развивающей логопедической программы развития, адаптированной для учащихся с ТНР составляет 4 года. Тематический план имеет примерное содержание и меняется в зависимости от особенностей, возраста ребенка или группы детей.

Описание места коррекционно-логопедической работы в общеобразовательном процессе. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания коррекционно - развивающей логопедической программы.

     Содержание коррекционно-развивающей логопедической работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации.

   Программа коррекционной работы должна обеспечивать осуществление специальной поддержки освоения коррекционно-развивающей логопедической программы.

Специальная поддержка освоения коррекционно-развивающей логопедической программы, адаптированной для детей с ТНР осуществляется в ходе всего учебно - образовательного процесса.

         Основными образовательными направлениями в специальной поддержке освоения коррекционно-развивающей логопедической программы являются:

коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушений чтения и письма;

развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими;

обеспечение обучающимся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.

В целях удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР в программе индивидуально-

ориентированного коррекционно-логопедического воздействия, сквозными направлениями выступают:

работа по преодолению нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы;

фонологического дефицита;

совершенствованию лексико-грамматического строя речи,

связной речи,

по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма,

по развитию коммуникативных навыков.

Коррекционно-развивающая работа реализуется поэтапно, ориентируясь на основные дидактические принципы

общей педагогики (научность, систематичность и последовательность, доступность и наглядность, учет возрастных и

индивидуальных особенностей, формирование сознательности и активности ученика). Последовательность

этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для предупреждения и устранения нарушений речи у детей с ОВЗ.

На каждом году обучения, можно выделить следующие основные этапы: диагностический, подготовительный, коррекционно-развивающий, оценочный.

На диагностическом этапе происходит систематизация сведений о педагогическом и психологическом статусе ребенка. У школьников с ОВЗ исследуются все структурные компоненты языковой системы, общая, артикуляционная моторика, состояние дыхательной и голосовой функций, чтение и письмо. Далее определяются причины возникновения нарушений письменной речи, особенности развития устной речи, зона ближайшего развития ребенка и содержание коррекционной помощи. За учебный год проводится входная, промежуточная (при необходимости) и итоговая диагностика. Такая работа позволяет определить стратегию поведения: педагог – логопед – родитель, как необходимое условие для достижения максимального результата коррекционной деятельности. По результатам диагностики, на основании однородности нарушений речи, формируются группы или подгруппы детей, наполняемость которых зависит от тяжести речевого дефекта (ОНР – 3-5 человек, ФФНР – до 6 человек) и особенностей психического

развития каждого ребенка (Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения»).

           На подготовительном этапе основными задачами являются: развитие или уточнение созданных в процессе обучения предпосылок овладения орфографией, формирование готовности школьников к коррекционно-развивающей работе.

  • соответствии с возрастными особенностями детей на коррекционно - развивающем этапе ведется работа, направленная на предупреждение и преодоление нарушений речи. Логопедическая работа должна начинаться как можно раньше, быть чётко спланирована и организована, должна носить не только коррекционный, но и предупреждающий вторичные дефекты характер. Коррекционно-развивающая работа включает различные виды логопедического воздействия по развитию и коррекции речевых и неречевых функций, что способствует нормализации устной речи и созданию базы для успешного усвоения письма и чтения. Выбор приемов и средств обучения, рассчитан на вовлечение в активное условно-речевое общение, на развитие умения планировать учебное сотрудничество, учитывать интересы других и т.д. Так, предполагая вовлечение учащихся в активную речевую деятельность, логопедическая работа имеет ярко выраженную коммуникативную направленность, что способствует развитию у них коммуникативных учебных действий и речемыслительных способностей.

Особенностью логопедической работы с обучающимися с ОВЗ, является наличие на данном этапе регулятивно-корректировочной деятельности, что подразумевает внесение необходимых изменений в образовательный процесс и корректировку условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

На оценочном этапе отслеживается эффективность проведенной коррекционно - развивающей работы, проводится повторная проверка уровня развития устной речи, навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей. Оптимальным способом оценки могут служить проверочные работы, включающие в себя:

зрительные, слуховые диктанты с грамматическими заданиями;

задания, по которым оценивается уровень сформированности пространственно - временных представлений, усвоение учебной терминологии и состояние лексико - грамматической стороны речи;

устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличия в ней аграмматизмов; наблюдение в ходе какой-либо деятельности.

Особенности организации учебного процесса.

Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:

игровые;

наглядно – демонстрационные;

практические;

словесные;

Формы организации деятельности учащихся:

групповая;

работа в парах;

индивидуальная.

Формы и средства контроля

     Поурочный контроль ведется в виде устного опроса учащихся по основным направлениям изученного материала. Тематический контроль проходит в конце каждого раздела, который направлен на обобщение полученных знаний и выявление уровня усвоения пройденного материала.

  • конце изучения программы учащимся предлагаются контрольные задания (диктант и списывание), целью которых является выявление не только уровня полученных знаний, умений и навыков, но и наличия либо отсутствия ошибок в письменной речи.

Психолого-педагогическая характеристика отклонений в речевом развитии обучающихся с ТНР

У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими

акустико-артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.

Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.

Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем не закончившегося процесса фонемообразования.

  • обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.

     Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку.

Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.

  • грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова. Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.

Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.

Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения.

Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.

Принципы программы

Процесс коррекции у детей данной категории в условиях ФГОС должен строиться с учетом общедидактических и специфических принципов:

1.Принцип учёта этиологии и механизмов речевых нарушений.

2.Принцип поэтапности. Логопедическое воздействие – это сложный педагогический процесс. В нём выделяют различные этапы. Каждый имеет свои цели, задачи, методы и приёмы коррекции.

3.Принцип системного подхода и учёта структуры дефекта, типологии задержки при планировании коррекционно-развивающей работы

4.Принцип деятельностного подхода. Логопед должен проводить коррекционную работу, учитывая возраст и ведущую деятельность. Все обучение проблемного ребенка строиться с опорой на «зону ближайшего развития».

  1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода позволяет не исключать из образовательного процесса детей, для которых общепринятые способы коррекционного воздействия оказываются неэффективными, создает благоприятные условия обучения, учитывающие как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и типологические особенности, свойственные данной категории детей, на что обращает внимание педагог при определении содержания и организации коррекционной работы, ее темпа, объема, сложности, методов и приемов работы, формы и способов контроля и мотивации.

  1. Принцип активизации речевой практики. Использовать наиболее адекватные разнообразные приёмы, обеспечивающие речевую активность детей в различных видах деятельности.

  1. Принцип гуманно-личностного отношения к ребенку, что позволяет обеспечить развивающее обучение школьников, формирование базовых основ культуры личности ребенка, развитие психических процессов, интеллектуально-волевых качеств.

Эти принципы дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности.

       Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.

       Предметные, метапредметные и личностные результаты освоения адаптированной программы логопедического сопровождения обучающихся с ТНР.

В результате освоения курса коррекционно - развивающей области на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы предметные, метапредметные и личностные универсальные учебные действия.

Личностные результаты:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  1. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  2. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  3. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  4. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  5. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  1. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  2. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  3. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  4. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  1. формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  2. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  1. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  2. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые

величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  1. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  2. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  3. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  4. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  5. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
  • сотрудничества;

  1. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  2. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  3. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:1)отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука;

  1. умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так

  • в условиях контекста;
  1. правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи;
  2. умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса;
  3. умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз,логического ударения, интонационной интенсивности;
  4. минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам);
  5. умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;
  6. практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи;
  7. сформированность лексической системности;
  8. умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями;
  9. овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование;

  1. владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию;
  2. сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом;
  3. сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом;
  4. владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма);
  5. позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка; понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения.

Оценка достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.

Достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося при реализации вариативных форм логопедического воздействия (подгрупповые, индивидуальные логопедические занятия) с сохранением базового объема знаний и умений в области общеобразовательной подготовки.

Содержание программы

Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с содержанием школьной программы по русскому языку и чтению и условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данной группы учащихся.

Коррекционная работа делится на четыре этапа:

Подготовительный этап (1 класс):

Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.

  1. этап:

коррекция дефектов произношения;

формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

II. этап:

  • уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса

путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;

за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

  • уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.

III. этап:

совершенствование предложений различных синтаксических конструкций, различных видов текстов.

Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии должна идти работа как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так и по обогащению словаря и развития грамматического строя.

Грамматические темы вводятся в занятия интегрировано, выбор темы зависит от рассматриваемого лексического материала. Предполагается чисто практическое усвоение грамматического материала, без использования избыточной терминологии, хотя вводится понятие «предлог».

2 этап (2 класс)

Цель: предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи обучающихся 2 класса.

Коррекционная работа на этом этапе ведется в трех основных направлениях:

  1. На фонетическом уровне;
  2. На лексико - грамматическом уровне;
  3. На синтаксическом уровне.

  1. Коррекционная работа на фонетическом уровне: коррекция дефектов произношения;

 формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, o совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

  1. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:

уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов;

дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;

формирование представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.

  1. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций.

развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

3 этап (3 класс)

Цель: развитие лексического запаса и грамматического строя речи

формирование полноценных представлений о предложении, его структуре, грамматическом и интонационном оформлении;

уточнение и обогащение словарного запаса путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;

формирование представлений о морфологическом составе слова;

развитие у учащихся умений дифференцировать гласные 1и 2 ряда, а также дифференцировать согласные

4 этап (4 класс)

Цель: восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, в области овладения лексикой и грамматикой и формировании связной речи.

Коррекционная работа на этом этапе ведется в 7 основных направлениях:

  1. Формирование полноценных фонетических представлений и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;

2)уточнение значений слов, имеющихся у детей и дальнейшее обогащение словарного запаса путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, то есть формирование морфологических обобщений; 3)развитие и совершенствование грамматического оформления речи;

4)развитие навыков связного высказывания;

5)установление последовательности высказывания;

6)отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, оценка и т.п.);

7)совершенствование навыка строить и перестраивать.

Тематическое планирование 1 класс

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Развитие неречевых процессов

9

2

Звуки и буквы

4

3

Звукослоговой анализ и синтез

11

4

Первоначальные морфологические представления

2

5

Ударение. Слог.

5

6

Дифференциация согласных звуков и букв

33

Итого

66

Тематическое планирование 2 класс

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Звук. Слово.Предложение

7

Звуковой и слоговой анализ и синтез

4

Гласные звуки и буквы

8

Согласные звуки и буквы

35

Буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам

16

Итого

68

Тематическое планирование 3 класс

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Звуко-буквенный анализ и синтез

54

Лексика и грамматика

12

Связная речь

2

Итого

68

Тематическое планирование 4 класс

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Работа над звуковой стороной речи

11

1

Лексика и грамматика. Имя существительное

20

2

Имя прилагательное

4

3

Глагол

6

4

Словообразование

26

5

Связная речь

5

Итого

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа учителя-логопеда

Рабочая программа учителя-логопеда с календарно-тематическим планированием на массовую школу...

рабочая программа учителя-логопеда

рабочая программа учителя-логопеда на классы скоу...

Программа учителя-логопеда работы с детьми ОВЗ 1-4 класс

Программа учителя-логопеда работы с детьми ОВЗ 1-4 класс...

Рабочая программа учителя-логопеда по восполнению пробелов в развитии звуковой стороны речи в 1-х классах в общеобразовательной школе.

   Программа составлена  в соответствии  с  ФГОС НОО, Вариант 5.1 АООП НОО предназначен для обучающихся с ТНР и предусматривает получение образования, сопоставимого по ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам учителя – логопеда

Программа направленна на оказание логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, обучающихся в классах по адаптированной программе с ОВЗ, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловлен...