Рабочая программа учителя-логопеда с детьми по программе 4.3
рабочая программа по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
рабочая пргорамма учителя-логопеда со слабовидящим ребенком
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 157.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Тамбовской области
Управление народного образования администрации г.Мичуринска
МБОУ СОШ №19 г.Мичуринска
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
На заседании МС приказом директора
Протокол №4 приказ №68/ДО
от «31»августа 2023г. от «1 сентября» 2023 г.
__________ Л.В.Кулаева __________ Е.В.Солончёва
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями (вариант 4.3.)
учитель-логопед :
Романюк А.М.
Мичуринск 2023г.
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Коррекционный курс «Логопедические занятия» является обязательной частью коррекционно-развивающей области учебного плана при реализации ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ. Предлагаемая рабочая программа коррекционно-логопедической работы направлена на профилактику и ослабление речевых нарушений у обучающихся, получающих образование в соответствии с ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ (для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Содержание курса «Логопедические занятия» определяется исходя из требований ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и направлено на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, препятствующих освоению программы. Курс является обязательной частью ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 4.3.) и реализуется на протяжении всего периода обучения в начальной школе.
Программно-методические материалы разработаны в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ - «Об образовании в Российской Федерации» в части «создание условий, способствующих получению качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья». Данная рабочая программа составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 (далее – ФГОС НОО ОВЗ), Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденной Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1023 (далее - ФАОП НОО ОВЗ), а также Федеральной рабочей программы воспитания, утвержденной на заседании ФУМО по общему образованию - Протокол от 23.06.2022. № 3/22, и в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями– вариант 4.3), Положения Министерства просвещения РФ от 06.08.2020 г. N Р-75 «Об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Учитывает «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20, Постановление № 28 от 28.09.2020. Данная программа также составлена с учетом содержания и требований Федеральной рабочей программы НОО для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 4.3) по учебному предмету «Русский язык», «Литературное чтение» 1-4 классы Федеральной рабочей программы НОО для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 4.3) «Коррекционный курс. Логопедические занятия» для 1-4класса.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ (деятельность образовательной организации должна быть направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения всеми обучающимися Федеральной образовательной программы начального общего образования (ФОП НОО), адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО), составленной на основе ФАОП ОВЗ.
Важным условием для успешного обучения детей с ОВЗ является организация «социально-педагогической и психологической помощи, психолого-медико-педагогической коррекции» (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», №273-ФЗ от 29.12.2012.)
Для содействия «в развитии индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности» обучающихся первых классов с нарушениями речи в образовательных организациях, реализующих ФОП НОО (АООП НОО для обучающихся с ОВЗ), необходимы:
- своевременная педагогическая и психологическая диагностика возможностей обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей;
- оказание целевой коррекционно-логопедической, психологической помощи учащимся с нарушениями речи для устранения препятствий к их обучению;
- систематическая оценка динамики развития и образовательных достижений обучающихся в процессе оказания коррекционно-логопедической помощи.
Цель программы: диагностика, профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-4 классов .
Целевой ориентир данного коррекционно-развивающего курса также предполагает развитие не только речевых умений и навыков, но и навыков социальной (жизненной компетенции) у слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 4.3)
Задачи программы - создать предпосылки, необходимые для предупреждения трудностей первоначального обучения грамоте (устно-речевые, операциональные, функциональные):
- развивать зрительно-пространственные и пространственно-временные представления и ориентировки;
- восполнять дефициты в формировании фонематических процессов;
- развивать фонематический анализ и синтез;
- пополнять, расширять и уточнять пассивный и активный словарь;
- корректировать нарушения грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
- формировать и развивать связную речь (диалогическую и монологическую формы);
- формировать и развивать коммуникативную функцию речи;
- развивать анализаторы (слуховой, зрительный и кинестетический), участвующие в акте речи, письма и чтения;
- осуществлять профилактику и коррекцию нарушений письменной речи;
- расширять представления об окружающей действительности;
- обогащать речевой опыт, способствующий развитию познавательных процессов.
Целевая аудитория: обучающиеся 1-4 классов с нарушениями речи, испытывающие трудности в освоении АООП НОО и нуждающиеся в организации специальных условий обучения с учетом особых образовательных потребностей.
Концептуальность программы: программа написана в соответствии с основными принципами логопедии и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.
Программа опирается на следующие принципы:
Патогенетический принцип. Учет механизмов нарушения.
Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений.
Принцип системности. Методика устранения нарушения представляет собой систему методов.
Принцип комплексности. Воздействие на весь комплекс речевых нарушений (устной и письменной речи).
Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие.
Принцип поэтапного формирования умственных действий.
Онтогенетический принцип. Учет последовательности формирования психических функций в онтогенезе.
Принцип постепенного усложнения речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития».
Рабочая программа включает в себя следующие основные модули:
Развитие фонетико-фонематической стороны речи:
коррекция дефектов произношения;
формирование полноценных представлений о звуко-буквенном составе слова на базе развития фонематических процессов.
Развитие лексико-грамматической стороны речи:
уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении моделями предложений различных синтаксических конструкций.
Формирование связной речи. Основы коммуникации.
развитие навыков построения связного высказывания; программирования смысла и смысловой культуры высказывания;
установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции.
1.1.1 Значимые для реализации Программы характеристики
У подавляющего большинства обучающихся отмечается нарушение речевого развития, при этом страдают все компоненты речи: лексика, звукопроизношение, грамматический строй. Нарушение грамматического строя речи проявляется во фрагментарности, структурой неоформленности предложений, в пропусках главных членов. Для них характерен замедленный темп развития связной речи, качественные ее особенности: трудности вербализации, трудности понимания причинно-следственных связей, временных и пространственных обозначений, малый словарный запас.
У слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нарушено мышление (слабость мышления, недостаточная дифференцированность обобщений, ситуативность, нарушение способности к обобщению, что значительно усугубляется, с одной стороны, неполноценностью чувственной информации, с другой, - неполноценностью других мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и др.). Мышление характеризуется косностью, тугоподвижностью.
У слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наблюдается нарушения строения и мотивации деятельности, проявляющееся в неправильном соотношении цели и действия, вследствие чего выполнение действий приобретает формальный характер, не рассчитанный на получение реально значимых результатов. Обучающиеся часто подменяют или упрощают цель деятельности, поставленную задачу они зачастую выполняют без предварительной ориентировки в ней, без должного анализа содержащихся в ней данных, что свидетельствует о нарушении ориентировочной основы действия. Для многих из них характерно недостаточно критичное отношение к результатам, полученным в процессе деятельности, наличие низкого уровня развития познавательных интересов.
Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) логопед увязывает с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторики ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, включены упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики. Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Логопедическая работа подготавливает обучающихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).
В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. Так как нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа в нашей школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.
1.2 Планируемые результаты и система оценки результатов
Личностные результаты отражают:
овладение социальной ролью обучающегося, сформированность мотивов обучения, навыков взаимодействия с учителем и одноклассниками;
развитие любви к своей стране и городу;
развитие способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей; владение навыками коммуникации и нормами социального взаимодействия; развитие эстетических чувств;
формирование знаний о правилах безопасного здорового образа жизни, интереса к предметно-практической деятельности и трудовым действиям.
Метапредметные результаты отражают:
Личностные базовые учебные действия: принятие социальной роли обучающегося;
-личностное самоопределение (Я-ученик, Я-учусь, мне интересно/не интересно, умею/не умею и др.) слабовидящего с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особых образовательных, в том числе и индивидуальных потребностей;
- понимание слабовидящим обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) значения собственного учения;
- ориентация в оценках учителей, сверстников, родителей, понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
- ориентация на содержательные моменты школьной действительности, принятие образца «хорошего ученика»;
- формирование элементарных представлений о картине мира; ориентация в социальном окружении, понимание своего места в нем; учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
- формирование чувства любви к своей стране, городу (краю);
ориентация на самостоятельность, активность, на двигательную и социально- бытовую независимость;
- здоровьесберегающее поведение;
- ориентация на оценку собственных поступков с точки зрения соответствия общепризнанным нормам;
- доступная творческая самореализация.
Регулятивные базовые учебные действия:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно с тем, что еще недостаточно изучено (основы целеполагания);
- умение придерживаться заданной последовательности учебно-практических и познавательных действий (основы практического планирования);
- умение предвидеть ближайший практический результат учебного действия (основы прогнозирования);
- умение выполнять доступные операции для осуществления контроля (пошагового и итогового) за учебным действием;
- умение вносить в ранее освоенное действие необходимые коррективы для достижения искомого результата;
- способы решения познавательных, практических задач;
- адекватное понимание своих достижений, умение оценивать конкретный результат учебной деятельности, правильность выполнения действий, их цепочки;
- адекватное использование в учебно-познавательной деятельности сенсорных способностей и перцептивных умений;
- умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь для решения и достижения результата учебной деятельности;
- активное использование всех анализаторов для формирования компенсаторных способов деятельности;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию по преодолению препятствий.
Познавательные базовые учебные действия:
- умение выделять и формулировать доступную для осмысления и практической реализации познавательную цель;
- актуализация, накопление, расширение, уточнение знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор способов решения задач в зависимости от конкретных знакомых условий; алгоритмизация практического действия;
- смысловое чтение, умение слушать учебные тексты;
Особую группу общеучебных базовых действий составляют:
- знаково-символические действия (доступное моделирование в решении учебных задач и др.);
- мыслительные действия и операции:
- сравнение, анализ, группировка объектов познания, осуществляемых на наглядно- образной основе;
- освоение и использование элементарных общих понятий, обеспечивающих учебно- познавательную деятельность;
- установление на наглядно-образной основе доступных причинно-следственных связей.
Коммуникативные базовые учебные действия:
- умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- умение оценивать процесс и результат взаимодействия;
- умение задавать вопросы для ориентации в совместной с другими деятельности; умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий-нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий»; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение правильной монологической и диалогической речью;
- умение адекватно воспринимать, понимать и продуцировать вербальные и невербальные средства общения.
Предметные результаты отражают овладение обучающимися конкретными учебными предметами и курсами коррекционно-развивающей области.
На протяжении всего процесса обучения при оказании обучающимся помощи в овладении каждым учебным предметом (русский язык и литературное чтение), наряду с решением общеобразовательных задач, учителем-логопедом проводится целенаправленная и систематическая работа по коррекции нарушений речи и развитию фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя, формированию диалогической и монологической речи. Эта работа осуществляется с использованием различных методов, но имеет главной целью минимизировать или устранить недостатки речевого развития школьников с нарушениями речи, создать предпосылки для овладения школьными знаниями, умениями и навыками. В процессе специально разработанной системы занятий предполагается овладение детьми способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности, закрепление речевых навыков в спонтанной речи. На занятиях по коррекции нарушений речи осуществляется работа по устранению нарушений как устной речи (дислексия, стертая форма дизартрии, ринолалия и др.), так и письменной речи (дислексия, дисграфия, дизорфография), которые составляют ведущее нарушение у данной категории детей. Именно целенаправленная коррекция нарушений речи в младших классах позволит детям более успешно усваивать программу по другим предметам. В связи с отрицательным влиянием нарушений речи на развитие познавательной деятельности, наличием в большинстве случаев минимальной мозговой дисфункции вследствие парциальных органических повреждений мозговых структур у детей с нарушением речи часто отмечаются и нарушения формирования познавательной деятельности: зрительного восприятия, пространственных, временных представлений, восприятия и воспроизведения ритма, недоразвитие вербально- логического мышления. Эти нарушения в сочетании с недоразвитием лексики, грамматического строя речи приводит к трудностям овладения не только программой по русскому языку, но и по другим предметам. Это вызывает необходимость при проведении индивидуальных коррекционных занятий оказания индивидуальной помощи детям с учетом особенностей нарушений речи и недоразвития познавательной деятельности, особенностей эмоционально-волевой сферы, избирательных трудностей в овладении программой по различным предметам, т. е. коррекцию нарушений речевых и неречевых психических функций и поведения.
Таким образом, единство развивающего и корригирующего обучения младших школьников с нарушениями речи, использование специальных учебных планов и программ, научно обоснованных методов и системы обучения, учитывающей особенности психического и речевого развития школьников с речевой патологией, дает возможность обеспечить овладение образовательной программой начального общего обучения в соответствии с обязательными требованиями федеральных государственных стандартов.
1 класс
К концу учебного года обучающиеся должны знать и уметь:
- Уметь правильно произносить звуки речи и дифференцировать со- гласные по акустико-артикуляторному сходству.
- Уметь различать слово и предложение, записывать схему предложения,соблюдать правила написания предложений.
- Различать и употреблять в самостоятельной речи термины «звук, буква, слог, гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой»,соотносить звуки с соответствующими буквами.
- знать признаки гласных и согласных звуков. Давать характеристи- ку согласных звуков.
- уметь выполнять звукобуквенный и слоговой анализ и синтез
слов.
- иметь достаточный словарный запас и правильный грамматический строй речи для построения связного высказывания.
- иметь навык конструирования элементарного высказывания с ис- пользованием учебных терминов.
- иметь пространственно-временные представления.
- правильно использовать на письме способы обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков.
- иметь готовность к восприятию определённых орфограмм, право- писание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.
- уметь читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного.
2 класс
К концу учебного года обучающиеся должны знать и уметь:
- дифференцировать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство;
- выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов;
- обозначать мягкость согласных звуков на письме двумя способами;
- правильно писать в словах разделительный мягкий знак;
- соблюдать правила написания предложения и заглавной буквы в словах;
иметь представление об ударных и безударных гласных
3 класс
К концу учебного года обучающиеся должны знать и уметь:
-ориентироваться в морфологическом составе слова, т.е. определять, с помощью каких частей слова, стоящих перед общей частью или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются при этом их значения;
- активно пользоваться различными способами словообразования;
- правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (устанавливать связь между формой и значением);
- передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании
4 класс
К концу учебного года обучающиеся должны знать и уметь:
- строить связное высказывание (программирование смысла и смысловой структуры высказывания);
- устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое формирование мысли в процессе подготовки;
- отбирать языковые средства, адекватные смысловой концепции, для по- строения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, повест вование, рассуждение).
Обучающиеся должны уметь:
- различать слова, обозначающие предметы, действия предметов и их признаки; подбирать слова-предметы, действия, признаки к схемам; практически пользоваться вопросами: кто? что? что делает? какой?; употреблять в речи слова, выражающие признаки предметов по цвету, величине, состоянию и т.д.;
- сравнивать звуки по способу их образования (гласные, согласные);
- уметь дифференцировать согласные по глухости-звонкости, твердости-мягкости;
- выполнять звукобуквенный, слоговой анализ слов;
- соотносить звук с буквой;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами
(е, ё, ю, я, и) и ъ;
- определять место ударения в слове;
- вычленять слова из предложений;
- четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
- правильно списывать слова и предложения, написанные букварным и рукописным шрифтом;
- грамотно (без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку слова, предложения, тексты;
- образовывать слова посредством различных аффиксов, а также активно использовать их в целях общения;
- производить разбор слов по составу и подбирать слова к схемам;
- программировать смысловую структуру высказывания, устанавливать его связность и последовательность;
- анализировать текст и самостоятельно строить связное высказывание.
- Необходимо научить учащихся передавать содержание читаемого про- изведения, рассказывать о виденном, пережитом, писать изложение, сочинение.
- Основной задачей является развитие и дальнейшее совершенствование связной речи школьников.
На оценочном этапе отслеживается эффективность проведенной коррекционно - развивающей работы, проводится повторная проверка уровня развития устной речи, навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей.
Оптимальным способом оценки служат проверочные работы, включающие в себя:
- зрительные, слуховые диктанты с грамматическими заданиями;
- задания, по которым оценивается уровень сформированности пространственно - временных представлений, усвоение учебной термино- логии и состояние лексико - грамматической стороны речи;
- устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличия в ней аграмматизмов; наблюдение в ходе какой-либо деятельности.
2. Содержательный раздел
2.1 Особенности построения рабочей программы
Содержание рабочей программы определяется в строгом соответствии с требованиями к результату изучения учебного предмета «Русский язык» и основывается на использовании учебного материала.
Так как рабочая программа строится по модульному принципу, который позволяет максимально индивидуализировать ее содержание в соответствии с особенностями обучающихся, то количество часов на изучение каждого модуля может варьироваться – уменьшаться или увеличиваться при сохранении общего объема часов на весь курс. Также учитель-логопед может значительно редуцировать содержательный объем модуля или совсем исключить его, если функция или познавательный процесс, на коррекцию которых направлен модуль, наиболее сохранны у ребенка. Представленное содержание каждого модуля является основой для тематического планирования.
1 класс
Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.
I этап (диагностический)
Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Ана-томическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыха- тельной и голосовой функций. Исследование понимания речи (импрессивной). Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференци- ации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи.
II этап (подготовительный)
Уточнение сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, оптико- пространственных представлений. Развитие мыслительных операций анализ, синтез. Развитие мелкой ручной моторики. Развитие мыслительных операций сравнение. Упражнения на снятие «страха письма». Развитие мыслительных операций сопоставление. Коррекция почерка.
III этап (коррекционный)
Раздел 1: Текст. Предложение.
Словосочетание. Слово
Работа с текстом. Пересказ текста по вопросам . с помощью сюжетных картинок. Анализ предложения. Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действие предмета. Дифференциация слов-предметов и слов-действий. Практическое овладение составлением простого нераспространенного предложения. Составление предложений из двух слов: предмет — действие. Составление схемы предложения. Составление предложений по графическим схемам : предмет —действие, действие — предмет. Слова, обозначающие признак предмета. Распространение простого двусоставного предложения определением. Дифференциация понятий «предложение», «слово».
Раздел 2: Звукобуквенный состав слова
Звуки и буквы
Звуки речи, способы их образования. Понятие об органах речи. Звукобуквенный состав слова.
Гласные и согласные
Звукобуквенный анализ. Звук и буква «у». Звук и буква «а». Гласные звуки [у-а]. Звук и буква «о». Гласные звуки [у—а—о]. Согласные звуки [м—м'], буква «м».
Звукобуквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение.
Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Звуковой комплекс — слияние. Согласные звуки [п—п'], буква «п». Звук и буква «и». Согласный звук и буква «т». Согласные звуки [к—к'], буква «к». Согласный звук [л']. Согласный звук [л], буква «л». Гласные звуки [у — а — о — и]. Звук и буква «э». Согласные звуки [х—х'], буква «х». Согласный звук [й], буква «й». Дифференциация звуков [й-л']). Практическое овладение делением слов на слоги. Звук и буква «ы». Слогообразующая роль гласных. Дифференциация звуков [ы—и]. Согласные звуки [н—н'], буква «н». Гласные буквы 1 ряда «у—а—о—и— э—ы». Дифференциация гласных и согласных звуков. Слоговой анализ и синтез слов. Слогоритмическая структура слова. Ударение.
Согласные
Дифференциация твердых и мягких согласных
Гласные II ряда — [я], буква «я». Мягкие согласные. Звук и буква «ю». Звук и буква «е». Звук и буква «ё».
Согласные
Дифференциация звонких и глухих согласных
Звуки согласные звонкие-глухие (непарные). Буквы й, м, л, н, р; х, ч, ш, ш. Звуки согласные звонкие глухие (парные).
Раздел 3: Слово (грамматическое значение). Словосочетание. Предложение. Текст.
Предложение. Текст.
Предложение (простое распространенное). Порядок слов. Предложение (простое распространенное). Деформированное. Предложение (простое распространенное). Определение границ. Предложение (простое распространенное). Повторение слов. Текст ( повествование). Текст ( описание).
2 класс
Цель: Цель: предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи обучающихся .
I этап (диагностический)
Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Исследование состояние устной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма.
II этап (коррекционный)
Раздел 1: Текст. Предложение.
Словосочетание. Слово.
Текст (описательный,повествовательный).Предложение.Слово(лексико- грамматическое значение). Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении. Упражнение в выделении предложений из рассказа. Предложение. Предлоги места (в, на, над, под, у). Предлоги направления (из, к, от, по, из под).
Раздел 2: Звукобуквенный состав слова
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Алфавит.
Гласные и согласные
Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы.
Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение.
Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного. Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов. Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов. Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов. Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез четырехсложных слов. Ударение. Перенос слов. Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слов.
Согласные
Дифференциация твердых и мягких согласных
Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных. Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я». Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё». Твердые и мягкие согласные перед гласными «у – ю». Дифференциация гласных «ё-ю». Дифференциация гласных второго ряда. Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй способ обозначения мягкости. Разделительный мягкий знак.
Различение звонких - глухих согласных звуков
Звуки [б], [б׳], буква «Б». Упражнение в различении [Б] - [П] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. Звуки [в], [в׳], буква «В». Упражнение в различении [В] - [Ф] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. Звуки [г], [г׳], буква «Г». Звуки [к], [к׳], буква «К». Различение звонких и глухих [Г] - [К] в устной и письменной речи. Звуки [х], [х׳], буква «Х». Различение [Г]-[К]-[Х] в устной и письменной речи. Звуки [д], [д׳], буква «Д». Звуки [т], [т׳], буква «Т». Звук [ж], буква «Ж». Звук [ш], буква «Ш». Различение звонких и глухих [Ж] - [Ш] в устной и письменной речи. Звуки [з], [з׳], буква «З». Звуки [с], [с׳], буква «С». Различение звонких и глухих [З] - [С] в устной и письменной речи.
Различение шипящих – свистящих звуков
Различение [Ж] - [З] в устной и письменной речи. Различение [Ш] - [С] в устной и письменной речи. Звук [щ], буква «Щ». Различение [Щ] - [С’] в устной и письменной речи. Звук [ч], буква Ч. Звук [ц], буква Ц. Различение [Ч] - [Ц] в устной и письменной речи.
Различение аффрикат
Различение согласных [Ч] - [Т’] в слогах, словах, предложениях в устной и пись- менной речи. Различение согласных [Ч] - [Щ] в слогах, словах, предложениях в устной и пись- менной речи. Различение согласных [Ц] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и пись- менной речи.
Различение соноров
Звуки [р], [р׳], буква «Р». Звуки [л], [л׳], буква «Л». Различение [Р] - [Л] в устной и письменной речи.
Раздел 3: Слово (грамматическое значение). Словосочетание. Предложение. Текст.
Предложение. Текст.
Текст (повествование). Текст ( описание). Текст ( рассуждение). Текст. Деформированный. Сочинение по серии картинок.
3 класс
Цель: развитие лексического запаса и грамматического строя речи.
I этап (диагностический)
Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Исследование состояние устной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма.
II этап (коррекционный)
Раздел 1: Текст. Предложение.
Словосочетание. Слово.
Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово»- «предложение». Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении. Упражнение в выделении предложений из рассказа. Слово. Смысловое значение слова. Образные слова и выражения в нашей речи. Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета. Связь слов в предложении. Синонимы.Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни). Антонимы.
Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение. Омонимы.Слова близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл. Многозначные слова.
Слова, которые имеют прямое и переносное значение. Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним. Работа с деформированными предложениями. Составление предложений по опорным словам.
Раздел 2: Морфемный состав слова.
Окончание. Основа. Корень.
Родственные слова. Корень слова. Упражнения в подборе родственных слов и выделении корня. Однокоренные слова. Упражнение в формировании навыка в выделении корня слова. Родственные слова и слова с омонимичными корнями. Формирование предпосылок к усвоению темы «Безударные гласные». Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную "о" или "е" между ними.
Приставка. Общее понятие о приставках и употреблении их в речи. Выделение приставок. Слова с приставками и употребление их в речи. Приставки пространственного значения. Приставки временного значения. Многозначные приставки. Приставки, сходные по буквенному составу. Разделительный твердый знак. Разделительный мягкий знак.
Суффикс. Общее понятие о суффиксах и употреблении их в речи. Образование слов с суффиксами и употребление их в речи. Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени.
Словоизменение. Согласование слов
Окончание. Общее понятие об окончании и употреблении их в речи. Морфологический состав слова. Закрепление материала. Употребление имен существительных в форме единственного и множественного числа. Употребление имен существительных разного рода. Употребление имен существительных в косвенных падежах. Согласование прилагательных и существительных в роде и числе. Согласование прилагательных и существительных в падеже. Согласование глагола и существительного в числе. Согласование глагола и существительного в роде.
Предлоги.
Общее понятие о предлогах и употреблении их в речи. Предлоги у, около, к, от, по. Предлоги на, над, под, с (со), из-под. Предлогив (во), из, за, из-за. Предлоги между, возле, перед. Дифференциация предлогов и приставок.
Раздел 3: Слово (грамматическое значение). Словосочетание. Предложение. Текст.
Предложение. Текст.
Предложение (сложносочиненное). Предложение (сложноподчиненное). Изложение (описание).
4 класс
Цель: восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, в области овладения лексикой и грамматикой и формировании связной речи.
I этап (диагностический)
Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Исследование состояние устной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма.
II этап (коррекционный)
Раздел 1: Текст. Предложение.
Словосочетание. Слово.
Текст. Предложение. Слово. Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов. Ударение. Ударный и безударный слог.
Раздел 2: Морфемный состав слова.
Окончание. Основа. Корень.
Корень. Родственные слова. Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов. Приставка. Образование новых слов. Окончание. Разбор слов по составу. Составление слов из морфем. Правописание безударных гласных в корне слова. Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце слов. Непроизносимые согласные в корне слова. Буквы О, Ё после шипящих в корне слова. Дифференциация предлогов и приставок. Разделительный Ъ и Ь.
Раздел 3: Слово (грамматическое значение). Словосочетание. Предложение. Текст.
Слово (грамматическое значение). Словосочетание. Предложение.
Имя существительное. Изменение существительных по числам. Род имени существительного. Изменение существительных по родам. Дифференциация существительных разного рода. Употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа. Употребление существительных в форме ед. и мн. числа именительного и винительного падежей. Употребление существительных в форме ед. и мн. числа винительного и родительного падежей. употребление существительных в форме ед. и мн. числа дательного падежа. Употребление существительных в форме ед. и мн. числа творительного падежа без предлога. Употребление существительных в форме ед. и мн. числа предложного падежа. Имя прилагательное. Согласование существительных и прилагательных в числе. Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Глагол.Согласование существительных и глаголов в числе. Согласование существительных и глаголов в роде. Изменение глаголов по лицам и числам внастоящем и будущем времени. Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени. Понятие о неопределенной форме глагола. Согласование глагола и существительного в роде, числе. Согласование глагола и существительного во времени.
Предложение
Речь. Предложение как единица речи. Слово. Смысловое значение слова. Образные слова и выражения в нашей речи. Употребление образных слов при описании предмета. Связь слов в предложении. Установление связей слов в предложении. Составление предложений из данных слов. Выделение главных слов в предложении и постановке вопросов к ним. Составление предложений из данных слов. Выделение второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним. Работа с деформированными предложениями. Составление предложений по опорным словам
Текст
Составление рассказа из предложений, данных в неправильной смысловой последовательности. Работа с деформированным текстом. Деление текста на отдельные предложения. Составление связного текста из деформинованных предложений. Деление текста на части и озаглавливании их. Развитие навыка связного высказывания. Работа над изложением. Составление плана изложения. Написание изложения по самостоятельно составленному плану. Работа над сочинением. Составление плана рассказа. Составление рассказа по картинке с использованием опорных слов. Сочинение по данному началу. Сочинение по данному концу. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.
Тематическое планирование
1 класс
№ п\п | Название темы, раздела | Кол-во часов |
1 | I этап (диагностический) | 3 |
2 | II этап (подготовительный) | 4 |
3 | III этап (коррекционный) | 55 |
4 | Раздел 1: Текст. Предложение. | 11 |
6 | Раздел 2: Звукобуквенный состав слова | 38 |
12 | Раздел 3: Слово (грамматическое значение). Словосочетание. Предложение. Текст. | 6 |
14 | Итоговая проверочная работа | 2 |
ИТОГО | 64 |
2 класс
№п\п | Название темы, раздела | Кол-во часов |
1 | I этап (диагностический) | 2 |
2 | II этап (коррекционный) | 64 |
3 | Раздел 1: Текст. Предложение. | 7 |
5 | Раздел 2: Звукобуквенный состав слова | 52 |
6 | Раздел 3: Слово (грамматическое значение). Словосочетание. Предложение. Текст. | 5 |
7 | Итоговая проверочная работа | 2 |
ИТОГО | 68 |
3 класс
№ п\п | Название темы, раздела | Кол-во чаосв |
1 | I этап (диагностический) | 2 |
2 | II этап (коррекционный) | 64 |
3 | Раздел 1: Текст. Предложение. | 15 |
4 | Раздел 2: Морфемный состав слова. | 46 |
5 | Раздел 3: Слово (грамматическое значение). Словосочетание. Предложение. Текст. | 3 |
6 | Итоговая проверочная работа | 2 |
ИТОГО | 68 |
4 класс
№ п\п | Название темы, раздела | Кол-во часов |
I этап (диагностический) | 2 | |
II этап (коррекционный) | 64 | |
Раздел 1: Текст. Предложение. | 4 | |
Раздел 2: Морфемный состав слова. | 12 | |
Раздел 3: Слово (грамматическое значение). Словосочетание. Предложение. Текст. | 48 | |
Итоговая проверочная работа | 2 | |
ИТОГО | 68 |
3. Организационный отдел
3.1. Организация коррекционно-развивающей деятельности
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления: диагностическое, коррекционно-развивающее и консультативно-просветительское.
Образовательный процесс в МБОУ СОШ №19 реализуется в режиме пятидневной недели. Расписание занятий учитывает режим работы ОУ.
Продолжительность и интенсивность занятий для каждой группы определяются индивидуально с учетом рекомендаций ПМПк и ППк, но не реже 2 раз в неделю.
Ориентировочная продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
для группового занятия – 40 минут;
Коррекционные группы комплектуются учителем-логопедом, наполняемость группы 2-4 учащихся, имеющих однотипные нарушения. Состав групп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции.
В процессе обучения проводятся групповые (индивидуальные ) занятия.
3.2. Условия реализации рабочей программы
3.2.1. Предметно-развивающая среда
Развивающая предметная среда способствует формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе обучения, обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства кабинета в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Главной целью ее создания является повышение эффективности коррекционной программы, применяемой для устранения речевых нарушений.
Развивающая среда предполагает зонирование кабинета логопеда на несколько отдельных участков:
-рабочая зона учителя-логопеда (стол, ПК, шкаф, пособия… и др);
зона коррекции звукопроизношения и речевого (столы для индивидуальной работы с зеркалом, зеркала настольные, тренажеры, логопедические зонды, литература, картотека упражнений и т.д.);
- рабочая зона для учащихся для проведения занятий по коррекции чтения и письма (парты, доска, мел и др).
Учебно-методический комплекс
Диагностика состояния устной и письменной речи
1.Фотекова Т.А. Тестовая методика экспресс-диагностики устной речи млад- ших школьников. – М., 2000.
Исследование письменной речи:
1.Розова Ю.Е., Коробченко Т.В.: Мониторинг речевого развития учащихся начальных классов.
Программно-методические материалы
дидактические игры, пособия, раздаточный материал для занятий (инд. кар- точки, перфокарты, предметные и сюжетные картинки и т.д.), развивающие
логопедические программы и тренажеры по всем разделам логопедии программы;
Печатные пособия:
демонстрационный материал (картинки предметные таблицы) в соответствии с основными темами занятий;
Демонстрационные материалы:
касса букв;
магнитный алфавит (комплект)
Игры — настольные, развивающие;
Настольные игры, игры для развития памяти и внимания. Лото – парочки «Насекомые»; «На каждую загадку – четыре отгадки»; «Сказки о животных»; «Найди пару»,
«Времена года», «Который час?»; «Речевая тропинка»; Пазлы различной тематики; разви- вающая игра «Противоположности»; «Логопедическое лото» «Игры с буквами и звуками» (раздаточный материал для развития звукового анализа). Лото антонимов», «Слоги я вас различаю» лото синонимов» лото однокоренных слов». Четвёртый лишний» – дидактическая игра
Список литературы
1.Волкова Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения. Автореф. дисс… д. п. н. М.1983
2.Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда. М.: Просвещение, 1991.
3.Коррекция нарушений речи //программы специальных (коррекционных образовательных учреждений V вида (для детей с тяжёлыми нарушениями речи) / Под науч. рук.. Р.И. Лалаевой. М.: Просвещение, 1997. С.64-68.
4.Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов- 2-е изд., испр. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.
5.Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов- 2-е изд., испр. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.
6.Мазанова Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов- 2-е изд., испр. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.
7.Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов- 2-е изд., испр. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.
8.Новичкова И.В. «Коррекция нарушений речи»// Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) / Под ред. Д.И. Плаксиной. В 2-х ч. Ч.2. М.: Просвещение, 2001. С. 123-131.
9.Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1984
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для слабовидящих обучающихся 1- классов с ОНР, ФНР, ФФНР
№ п/п | Кол-во часов | Тема занятия | Дата планируемая | Дата фактическая | ||
I этап (диагностический) | ||||||
1. | Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Ана- томическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыха- тельной и голосовой функций. Исследование понимания речи (импрессивной). | |||||
2. | Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференци- ации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. | |||||
3. | Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связ- ной речи. | |||||
4. | Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. | |||||
II этап (подготовительный) | ||||||
5. | Уточнение сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, оптико- пространственных представлений. | |||||
6. | Развитие мыслительных операций анализ, синтез. Развитие мелкой ручной моторики | |||||
7. | Развитие мыслительных операций сравнение. Упражнения на снятие «страха письма» | |||||
8. | Развитие мыслительных операций сопоставление. Коррекция почерка | |||||
III этап (коррекционный) | ||||||
Раздел 1: Текст. Предложение. | ||||||
Словосочетание. Слово. | ||||||
9. | Анализ текста | |||||
10. | Анализ текста | |||||
11. | Анализ предложения. Слова, обозначающие предмет | |||||
12. | Анализ предложения. Слова, обозначающие действие предмета | |||||
13. | Анализ предложения. Дифференциация слов-предметов и слов-действий | |||||
14. | Анализ предложения. Практическое овладение составлением простого нераспростра- ненного предложения | |||||
15. | Анализ предложения. Составление предложений из двух слов: предмет — действие. Со- ставление схемы предложения | |||||
16. | Анализ предложения. Составление предложений по графическим схемам: предмет —действие, действие — предмет | |||||
17. | Анализ предложения. Слова, обозначающие признак предмета | |||
18. | Анализ предложения. Распространение простого двусоставного предложения опреде- лением | |||
19. | Анализ предложения. Дифференциация понятий «предложение», «слово» | |||
20. | Проверочная работа «Текст. Предложение. Словосочетание. Слово». | |||
Раздел 2: Звукобуквенный состав слова | ||||
Звуки и буквы | ||||
21. | Звуки речи, способы их образования. Понятие об органах речи | |||
22. | Звукобуквенный состав слова. | |||
Гласные и согласные | ||||
23. | Звукобуквенный анализ. Звук и буква «у» | |||
24. | Звукобуквенный анализ. Звук и буква «а» | |||
25. | Звукобуквенный анализ. Гласные звуки [у-а] | |||
26. | Звукобуквенный анализ. Звук и буква «о» | |||
27. | Звукобуквенный анализ. Гласные звуки [у—а—о] | |||
28. | Звукобуквенный анализ. Согласные звуки [м—м'], буква «м» | |||
Звукобуквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение. | ||||
29. | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Звуковой комплекс — слияние | |||
30. | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Согласные звуки [п—п'], буква «п» | |||
31. | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Звук и буква «и» | |||
32. | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Согласный звук и буква «т» | |||
33. | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Согласные звуки [к—к'], буква «к» | |||
34. | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Согласный звук [л'] | |||
35. | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Согласный звук [л], буква «л» | |||
36. | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Гласные звуки [у — а — о — и] | |||
37. | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Звук и буква «э» | |||
38. | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Согласные звуки [х—х'], буква «х» | |||
39. | Согласный звук [й], буква «й» | |||
40. | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [й-л']). Практическое овладение делением слов на слоги. | |||
41. | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Звук и буква «ы». Слогообразующая роль гласных | |||
42. | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез. Дифференциация звуков [ы—и] | |||
43. | Звукобуквенный анализ и слоговой синтез | |||
44. | Согласные звуки [н—н'], буква «н» | |||
45. | Звукобуквенный и слоговой анализ. Гласные буквы «у—а—о—и— э—ы» | |||
46. | Звукобуквенный и слоговой анализ. Дифференциация гласных и согласных звуков | |||
47. | Звукобуквенный и слоговой анализ. Практическое овладение делением слов на слоги. Слогообразующая роль гласных | |||
48. | Слоговой анализ и синтез слов | |||
49. | Звукобуквенный и слоговой анализ. Слогоритмическая структура слова | |||
50. | Звукобуквенный и слоговой анализ. Ударение | |||
51. | Звук буквенный и слоговой анализ. Гласные II ряда — [я], буква «я» | |||
Согласные Дифференциация твердых и мягких согласных | ||||
52. | Звукобуквенный и слоговой анализ. Гласные II ряда — [ю], буква «ю» | |||
53. | Звукобуквенный и слоговой анализ. Гласные II ряда — [е], буква «е» | |||
54. | Звукобуквенный и слоговой анализ. Гласные II ряда — [е], буква «е» | |||
55. | Звукобуквенный и слоговой анализ. Мягкие согласные | |||
Согласные Дифференциация звонких и глухих согласных | ||||
56. | Звуки согласные звонкие-глухие (непарные). Буквы й, м, л, н, р; х, ч, ш, ш. | |||
57. | Звуки согласные звонкие глухие (парные). | |||
58. | Диктант. | |||
Раздел 3: Слово (грамматическое значение). Словосочетание. Предложение. Текст. | ||||
Предложение. Текст. | ||||
59. | Предложение (простое распространенное). Порядок слов. | |||
60. | Предложение (простое распространенное). Деформированное. | |||
61. | Предложение (простое распространенное). Определение границ. | |||
62. | Предложение (простое распространенное). Повторение слов. | |||
63. | Текст ( повествование). | |||
64. | Текст ( описание). | |||
Итоговая проверочная работа | ||||
65. | Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и каче- ственный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей | |||
66. | ||||
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для слабовидящих обучающихся 2-х классов с ОНР, ФНР, ФФНР
№ п/п | Количество часов | Тема занятия | Дата планируемая | Дата фактическая |
I этап (диагностический) | ||||
1. | Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Исследова- ние состояние устной речи. | |||
2. | Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. | |||
II этап (коррекционный) | ||||
Раздел 1: Текст. Предложение. | ||||
Словосочетание. Слово. | ||||
3. | Текст(описательный, повествовательный). Предложение. Слово (лексико- грамматическое значение). | |||
4. | Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. | |||
5. | Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». | |||
6. | Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении. | |||
7. | Упражнение в выделении предложений из рассказа. | |||
8. | Предложение. Предлоги места (в, на, над, под, у). | |||
9. | Предложение. Предлоги направления (из, к, от, по, из под). | |||
Раздел 2: Звукобуквенный состав слова | ||||
Звуки и буквы | ||||
10 | Звуки и буквы. Алфавит. | |||
Гласные и согласные | ||||
11 | Гласные звуки и буквы. | |||
12 | Согласные звуки и буквы. | |||
Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение. | ||||
13 | Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного. | |||
14 | Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов. | |||
15 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со слогом, состо- ящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов. | |||
16 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов со слогом, состо- ящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов. | |||
17 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез четырехсложных слов. Ударение. Пе- ренос слов. | |||
18 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слов. | |||
Согласные Дифференциация твердых и мягких согласных | ||||
19 | Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Пер- вый способ обозначения мягкости. | |||
20 | Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражне- ния на различение твердых и мягких согласных. | |||
21 | Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». | |||
22 | Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я». | |||
23 | Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё». | |||
24 | Твердые и мягкие согласные перед гласными «у – ю». | |||
25 | Дифференциация гласных «ё-ю». | |||
26 | Дифференциация гласных второго ряда. | |||
27 | Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй способ обозначения мягкости. | |||
28 | Разделительный мягкий знак. | |||
29 | Проверка знаний и умений по теме. «Дифференциация твердых и мягких соглас- ных». Диктант. | |||
Различение звонких - глухих согласных звуков | ||||
30 | Звуки [б], [б׳], буква «Б». | |||
31 | Упражнение в различении [Б] - [П] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | |||
32 | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. | |||
33 | Звуки [в], [в׳], буква «В». | |||
34 | Упражнение в различении [В] - [Ф] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | |||
35 | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. | |||
36 | Звуки [г], [г׳], буква «Г». | |||
37 | Звуки [к], [к׳], буква «К». | |||
38 | Различение звонких и глухих [Г] - [К] в устной и письменной речи. | |||
39 | Звуки [х], [х׳], буква «Х». | |||
40 | Различение [Г]-[К]-[Х] в устной и письменной речи. | |||
41 | Звуки [д], [д׳], буква «Д». | |||
42 | Звуки [т], [т׳], буква «Т». | |||
43 | Звук [ж], буква «Ж». | |||
44 | Звук [ш], буква «Ш». | |||
45 | Различение звонких и глухих [Ж] - [Ш] в устной и письменной речи. | |||
46 | Звуки [з], [з׳], буква «З». | |||
47 | Звуки [с], [с׳], буква «С». | |||
48 | Различение звонких и глухих [З] - [С] в устной и письменной речи. | |||
Различение шипящих – свистящих звуков | ||||
49 | Различение [Ж] - [З] в устной и письменной речи. | |||
50 | Различение [Ш] - [С] в устной и письменной речи. | |||
51 | Звук [щ], буква «Щ». | |||
52 | Различение [Щ] - [С’] в устной и письменной речи. | |||
53 | Звук [ч], буква Ч. | |||
54 | Звук [ц], буква Ц. | |||
55 | Различение [Ч] - [Ц] в устной и письменной речи. | |||
Различение аффрикат | ||||
56 | Различение согласных [Ч] - [Т’] в слогах, словах, предложениях в устной и пись- менной речи. | |||
57 | Различение согласных [Ч] - [Щ] в слогах, словах, предложениях в устной и пись- менной речи. | |||
58 | Различение согласных [Ц] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и пись- менной речи. | |||
Различение соноров | ||||
59 | Звуки [р], [р׳], буква «Р». | |||
60 | Звуки [л], [л׳], буква «Л». | |||
61 | Различение [Р] - [Л] в устной и письменной речи. | |||
Раздел 3: Слово (грамматическое значение). Словосочетание. Предложение. Текст. | ||||
Предложение. Текст. | ||||
62 | Текст (повествование). | |||
63 | Текст ( описание). | |||
64 | Текст ( рассуждение). | |||
65 | Текст. Деформированный. | |||
66 | Сочинение по серии картинок. | |||
Итоговая проверочная работа | ||||
67 | Итоговый диктант. | |||
68 | Диагностика устной и письменной речи |
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для слабовидящих обучающихся 3-х классов с ОНР, ФНР, ФФНР
№ п/п | Кол-во часов | Тема занятия | Дата планируемая | Дата фактическая | |
I этап (диагностический) | |||||
1. | Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Исследование состояние устной речи. | ||||
2. | Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. | ||||
II этап (коррекционный) | |||||
Раздел 1: Текст. Предложение. | |||||
Словосочетание. Слово. | |||||
3. | Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. | ||||
4. | Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». | ||||
5. | Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении. | ||||
6. | Упражнение в выделении предложений из рассказа. | ||||
7. | Слово. Смысловое значение слова. | ||||
8. | Образные слова и выражения в нашей речи. | ||||
9. | Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета. | ||||
10. | Связь слов в предложении. | ||||
11. | Синонимы. Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни). | ||||
12. | Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение. | ||||
13. | Омонимы. Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл. | ||||
14. | Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение. | ||||
15. | Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении второстепен- ных членов предложения и постановке вопросов к ним. | ||||
16. | Работа с деформированными предложениями. | |||
17. | Составление предложений по опорным словам. | |||
Раздел 1: Морфемный состав слова. | ||||
Окончание. Основа. Корень. | ||||
18. | Родственные слова. Корень слова. | |||
19. | Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня. | |||
20. | Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов. | |||
21. | Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе однокоренных слов и выделении корня. | |||
22. | Упражнение в формировании навыка в выделении корня слова. | |||
23. | Родственные слова и слова с омонимичными корнями. | |||
24. | Упражнение на дифференциацию родственных слов и слов с омонимичными корня- ми. | |||
25. | Упражнение в формировании предпосылок к усвоению темы «Безударные гласные». | |||
26. | Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную "о" или "е" между ними. | |||
27. | Тренировочные упражнения на выделение корней и соединительной гласной в сложных словах. | |||
Приставка | ||||
28. | Общее понятие о приставках и употреблении их в речи. | |||
29. | Тренировочные упражнения в выделении приставок. | |||
30. | Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи. | |||
31. | Приставки пространственного значения. | |||
32. | Приставки временного значения. | |||
33. | Многозначные приставки. | |||
34. | Приставки, сходные по буквенному составу. | |||
35. | Разделительный твердый знак. | |||
36. | Упражнение в написании слов с разделительным твердым знаком. | |||
37. | Разделительный мягкий знак. | |||
38. | Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком. | |||
Суффикс | ||||
39. | Общее понятие о суффиксах и употреблении их в речи. | |||
40. | Тренировочные упражнения в выделении суффиксов. | |||
41. | Упражнение в образовании слов с суффиксами и употребление их в речи. | |||
42. | Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные | |||
суффиксы. | ||||
43. | Суффиксы профессий. | |||
44. | Суффикс прилагательных. | |||
45. | Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени. | |||
Словоизменение. Согласование слов | ||||
46. | Окончание. Общее понятие об окончании и употреблении их в речи. | |||
47. | Тренировочные упражнения в выделении окончаний. | |||
48. | Морфологический состав слова. Закрепление материала. | |||
49. | Употребление имен существительных в форме единственного и множественного числа. | |||
50. | Употребление имен существительных разного рода. | |||
51. | Употребление имен существительных в косвенных падежах. | |||
52. | Согласование прилагательных и существительных в роде и числе. | |||
53. | Согласование прилагательных и существительных в падеже. | |||
54. | Согласование глагола и существительного в числе. | |||
55. | Согласование глагола и существительного в роде. | |||
56. | Согласование глагола и существительного во времени. | |||
Предлоги | ||||
57. | Общее понятие о предлогах и употреблении их в речи. | |||
58. | Тренировочные упражнения в выделении предлогов. | |||
59. | Предлоги у, около, к, от, по. | |||
60. | Предлоги на, над, под, с (со), из-под. | |||
61. | Предлогив (во), из, за, из-за. | |||
62. | Предлоги между, возле, перед. | |||
63. | Дифференциация предлогов и приставок. | |||
Раздел 3: Слово (грамматическое значение). Словосочетание. Предложение. Текст. | ||||
Предложение. Текст. | ||||
64. | Предложение (сложносочиненное). | |||
65. | Предложение (сложноподчиненное). | |||
66. | Изложение (описание). | |||
Итоговая проверочная работа | ||||
67. | Итоговый диктант. | |||
68. | Диагностика устной и письменно речи | |||
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для слабовидящих обучающихся 4-х классов с ОНР, ФНР, ФФНР(4 год обучения)
№ п/п | Количество часов | Тема занятия | Дата планируемая | Дата фактическая |
I этап (диагностический) | ||||
1. | Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Исследование состояние устной речи. | |||
2. | Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. | |||
II этап (коррекционный) | ||||
Раздел 1: Текст. Предложение. | ||||
Словосочетание. Слово. | ||||
3. | Повторение. Текст. Предложение. Слово. Слог. | |||
4. | Повторение. Деление слов на слоги. | |||
5. | Правила переноса слов. | |||
6. | Ударение. Ударный и безударный слог. | |||
Раздел 1: Морфемный состав слова. | ||||
Окончание. Основа. Корень. | ||||
7. | Корень. Родственные слова. | |||
8. | Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов | |||
9. | Приставка. Образование новых слов. | |||
10. | Окончание. | |||
11. | Разбор слов по составу. Составление слов из морфем. | |||
12. | Правописание безударных гласных в корне слова | |||
13. | Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце слов | |||
14. | Непроизносимые согласные в корне слова. | |||
15. | Буквы О, Ё после шипящих в корне слова. | |||
16. | Дифференциация предлогов и приставок. | |||
17. | Разделительный Ъ и Ь. | |||
18. | Повторение. Текст. Предложение. Слово. Слог. | |||
Раздел 3: Слово (грамматическое значение). Словосочетание. Предложение. Текст. | ||||
Слово (грамматическое значение). Словосочетание. Предложение. | ||||
19. | Имя существительное. Изменение существительных по числам. | |||
20. | Род имени существительного. Изменение существительных по родам. Дифферен- циация существительных разного рода. | |||
21. | Практическое употребление существительных в форме единственного и множе- ственного числа именительного падежа. | |||
22. | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа именитель- ного и винительного падежей. | |||
23. | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа винительно- го и родительного падежей. | |||
24. | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа дательного падежа. | |||
25. | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа творитель- ного падежа без предлога. | |||
26. | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа предложно- го падежа. | |||
27. | Имя прилагательное. Согласование существительных и прилагательных в числе. | |||
28. | Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существитель- ными в роде и числе. | |||
29. | Глагол. Согласование существительных и глаголов в числе. | |||
30. | Согласование существительных и глаголов в роде. | |||
31. | Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. | |||
32. | Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени. | |||
33. | Понятие о неопределенной форме глагола. | |||
34. | Согласование глагола и существительного в роде, числе | |||
35. | Согласование глагола и существительного во времени. | |||
Предложение | ||||
36. | Речь. Предложение как единица речи. | |||
37. | Слово. Смысловое значение слова. | |||
38. | Образные слова и выражения в нашей речи. | |||
39. | Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета. | |||
40. | Связь слов в предложении. | |||
41. | Упражнение в установлении связей слов в предложении. | |||
42. | Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним. | |||
43. | Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении второстепен- ных членов предложения и постановке вопросов к ним. | ||||
44. | Работа с деформированными предложениями. | ||||
45. | Составление предложений по опорным словам. | ||||
Текст | |||||
46. | Составление рассказа из предложений, данных в неправильной смысловой после- довательности. | ||||
47. | Работа с деформированным текстом. Деление текста на отдельные предложения. | ||||
48. | Упражнение в делении текста на отдельные предложения. | ||||
49. | Составление связного текста из деформинованных предложений. | ||||
50. | Деление текста на части и озаглавливании их. | ||||
51. | Упражнение в выделении частей рассказа и озаглавливании их. | ||||
52. | Развитие навыка связного высказывания. Письменные ответы на вопросы. | ||||
53. | Обучение письменному ответу на вопросы. | ||||
54. | Работа над изложением. Составление плана изложения. | ||||
55. | Упражнение в составлении плана изложения. | ||||
56. | Упражнение в самостоятельном составлении плана изложения. | ||||
57. | Написание изложения по самостоятельно составленному плану. | ||||
58. | Работа над сочинением. Составление плана рассказа. | ||||
59. | Упражнение в составлении плана рассказа и написании сочинения по нему. | . | |||
60. | Составление рассказа по картинке с использованием опорных слов. | ||||
61. | Сочинение по данному началу. | ||||
62. | Сочинение по данному концу. | ||||
63. | Сочинение-повествование. | ||||
64. | Сочинение-описание. | ||||
65. | Сочинение-рассуждение. | ||||
66. | Итоговая проверочная работа. | ||||
Итоговая проверочная работа | |||||
67. | Итоговый диктант. | ||||
68. | Диагностика устной и письменно речи | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда с календарно-тематическим планированием на массовую школу...

Индивидуальная образовательная программа учителя-логопеда "Использование технологии моделирования и проигрывания сказок в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"
В данной программе представлены теоретические основы, этапы реализации программы....
Программа учителя-логопеда работы с детьми ОВЗ 1-4 класс
Программа учителя-логопеда работы с детьми ОВЗ 1-4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам учителя – логопеда
Программа направленна на оказание логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, обучающихся в классах по адаптированной программе с ОВЗ, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловлен...

Рабочая программа учителя-логопеда с детьми ЗПР в общеобразовательной школе
программа учителя-логопеда по программе 7.1...

Рабочая программа учителя-логопеда с детьми по программе 5.1
рабочая программа логопеда с детьми ОНР в общеобразовательной школе...
