Методическая разработка по программе «Профилактика недоразвития фонематического анализа и синтеза у обучающихся 1-х классов».
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

 
 

Аннотация

Занятие направлено на дифференциацию акустико‑артикуляторных звуков [ц] и [ч] на слух и букв «ц» и «ч» на письме у детей.

Цель: научить детей различать звуки [ц] и [ч], а также соответствующие им буквы.

Задачи охватывают три направления:

  • образовательные — отработка сравнительной характеристики звуков, их соотнесение с буквами, закрепление навыков дифференциации в слогах и словах, совершенствование звуко‑буквенного и слогового анализа/синтеза;
  • коррекционно‑развивающие — развитие артикуляционной и мелкой моторики, координации речи с движением, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти;
  • воспитательные — формирование навыков групповой работы, дружелюбного отношения друг к другу, интереса к учебному процессу.

Структура занятия:

  1. Организационный момент — мотивация, повторение базовых понятий («звук», «буква»), актуализация знаний о гласных и согласных, твёрдых и мягких звуках.
  2. Основная часть — система заданий на дифференциацию:
    • отгадывание загадок и выделение первых звуков [ц] и [ч];
    • характеристика звуков и букв, обведение и раскрашивание букв по признаку твёрдости/мягкости;
    • соотнесение символов (цвет, направление стрелки, положение губ) с буквами;
    • соединение слов со звуками [ц] и [ч] с соответствующими буквами;
    • обведение букв в тематических группах (насекомые, профессии);
    • вставка пропущенных букв в слова;
    • игры с мячом и нейротренажёр (одновременное проведение линий двумя руками);
    • подчёркивание слогов с «ц» и «ч» разными цветами;
    • прослушивание текста и выделение слов со звуком [ч′];
    • игра «Что лишнее?» с составлением звуковой схемы;
    • «звуковая мозаика» (выкладывание цветных квадратов по наличию звука);
    • слоговой анализ и синтез (разгадывание слова по первым буквам картинок).
  3. Подведение итогов и рефлексия — обсуждение результатов, впечатлений, завершение занятия.

Оборудование: плакаты, карточки с заданиями, дидактический материал, фломастеры, конверты с цветными квадратами.

Занятие сочетает речевую, графическую, двигательную и игровую деятельность, обеспечивая многоканальное восприятие и закрепление различий между звуками [ц] и [ч] и буквами «ц» и «ч».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_otkrytoe_zanyatie_differentsiatsiya_ts_i_ch_2.docx299.01 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по программе

«Профилактика недоразвития фонематического анализа и синтеза у обучающихся 1-х классов».

(Составила: учитель-логопед Тронь И.А., 2025г.)

Тема: Дифференциация [ц] и [ч].

Цель: Научить различать акустико-артикуляторные звуки [ц] и [ч] на слух и буквы «ц» и «ч» на письме.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • совершенствовать навыки сравнительной характеристики звуков Ц и Ч;
  • соотносить звуки Ц и Ч с буквами, правильно их записывать;
  • совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков Ц и Ч в слогах и словах;
  • совершенствовать навыки звуко - буквенного и слогового анализа и синтеза.
  1. Коррекционно-развивающие:
  • развивать артикуляционную моторику;
  • развивать мелкую моторику и кинестетические навыки;
  • способствовать развитию координации речи с движением;
  • способствовать развитию логического мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.
  1. Воспитательные:
  • создавать условия для работы детей в группе;
  • воспитывать дружелюбное отношение друг к другу;
  • формировать интерес к учебному процессу.

Оборудование:

  • карточки с заданиями, дидактический материал.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

(На доске прикреплен плакат города Азбуки.)

Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята. Мне приятно видеть вас сегодня на логопедическом занятии.

Я хочу вам напомнить правило красивой речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре,

Правильно, четко говорим

Никогда мы не спешим.

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях.

Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи, мы их точно знать должны.

Логопед: Ребята, что такое звуки?

Ученики: Звуки – это то, что мы слышим и произносим.

Логопед: Что такое буквы?

Ученики: Буквы – это то, что мы видим, пишем и читаем.

Логопед: Мы с вами в городе Азбуке. В этом городе живут буквы, которые обозначают звуки речи русского языка и эти буквы вы можете видеть, писать и читать.

Логопед: В нашем городе разноцветные крыши у домов. Почему?

Ученики: Потому что звуки бывают разными.

Логопед: Все звуки речи русского языка делятся на 2 большие группы. На какие?

Ученики: На гласные и согласные.

Логопед: Гласные. Почему мы их так называем?

Ученики: Гласные можно петь, тянуть, нет преграды воздуху.

Логопед: А как произносятся согласные звуки?

Ученики: У согласных звуков есть преграда воздуху: мешают губы, язык, зубки.

Логопед: В нашем городе есть согласные буквы, которые обозначают только твердые звуки. Какие это буквы?

Ученики: Ц, Ш, Ж.

Логопед: В нашем городе есть согласные буквы, которые обозначают только мягкие звуки. Какие это буквы?

Ученики: Ч, Й, Щ.

Сегодня мы с вами познакомимся со звуками и буквами Ц и Ч.

II. Основная часть.

Задание №1. Отгадывание загадок, выделение первого звука в словах-отгадках.

Логопед: Я приготовила для вас загадки. Если вы их отгадаете, то сможете назвать звуки, с которыми мы будем работать сегодня на уроке. Послушайте первую загадку:

Весь я золотистый,

Мягкий и пушистый.

Я у курицы – ребенок,

А зовут меня -

Ученики: Цыпленок.

Логопед: Правильно. С какого звука начинается слово цыпленок? Давайте проговорим: ц-ц-ц-ц-ц. Правильно, со звука Ц и он обозначается буквой Ц.

Логопед: послушайте вторую загадку:

Не бокал я и не кружка,

у меня на брюшке ушко.

Я совсем не неваляшка,

Очень часто бьется…

Ученики: Чашка.

Логопед: Правильно. С какого звука начинается слово чашка? Давайте проговорим: ч-ч-ч-ч-ч. Правильно, со звука Ч и он обозначается буквой Ч.

Логопед: Вы догадались, о каких звуках мы сегодня будем говорить?

Ученики: О звуках Ц и Ч.

Логопед: Молодцы. Мы сегодня с вами будем сравнивать звуки Ц и Ч.

Давайте дадим характеристику этим звукам.

Чем похожи эти звуки? (Они согласные, потому что есть преграда воздуху: мешает язык, зубы, значит, звук согласный).

Чем отличаются эти звуки? (звук Ц всегда только твердый, а звук Ч всегда только мягкий).

Где находится язык при произнесении этих звуков? Что происходит с губами? С зубами? Как работают голосовые связки? (Оба звука – глухие).

Какими буквами обозначаются эти звуки? На что похожа буква Ч?

Логопед: Да, вы правильно решили, Ч похожа на четыре, только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя. На что похожа буква Ц?

Логопед: Вот какая буква Ц: с коготочком на конце. Коготок-царапка, как кошачья лапка.

Давайте обведем пальчиком буквы Ц и Ч. Потом напишем эти буквы и раскрасим букву Ц синим цветом, так как звук Ц всегда только твердый, а букву Ч зеленым цветом, так как звук Ч всегда только мягкий. Начинайте и заканчивайте писать буквы правильно!

Задание №2. Напишите под каждым символом (синий/зеленый квадрат, стрелочка вниз/наверх, губы в улыбке/губы как будто показывают бублик) соответствующую букву. (Ц или Ч)

Под синим квадратом ученики должны написать букву Ц, так как звук Ц всегда только твердый.

Под зеленым квадратом ученики должны написать букву Ч, так как звук Ч всегда только мягкий.

Стрелочка вверх соответствует поднятому вверх языку при произношении звука Ч.

Стрелочка вниз соответствует опущенному вниз языку при произношении звука Ц.

Положение губ «в улыбке» при произношении звука Ц.

Положение губ «бублик» при произношении звука Ч.

Задание №3. Какие слова начинаются со звука [ч’]? Присоедините их стрелкой к букве Ч.

Какие слова начинаются со звука [ц]? Присоедините их стрелкой к букве Ц.

Задание №4.

Обведите все буквы Ч в названиях насекомых.

Обведите все буквы Ц в названиях профессий.

Задание №5.

Впишите буквы Ч в слова. Прочитайте эти слова.

Впишите буквы Ц в слова. Прочитайте эти слова.

Задание №6. Физкультминутка.

1. Игра с мячом.

Логопед:

Я буду говорить слоги, а вы замените в них Ц на Ч или, наоборот, Ч на Ц.

Ца- ( Ча)
Ци- (Чи)

Цо- (Чо)

Чу- (Цу)
Че- (Це)

2. Нейротренажер. Правой рукой проведите фломастером синюю линию до буквы Ц, потому что звук Ц всегда твердый. Левой рукой проведите фломастером зеленую линию до буквы Ч, потому что звук Ч всегда мягкий.

Внимание! Проводить линии нужно одновременно двумя руками!

Задание №7.

Дифференциация Ц и Ч в слогах.

Слог, в котором есть буква Ц подчеркните синим цветом, а слог, в котором есть буква Ч подчеркните зеленым цветом.

А теперь прочитайте слоги, только будьте внимательны. Не перепутайте буквы Ц и Ч.

Запомни правило! ЧА – пиши с буквой А. ЧУ – пиши с буквой У.

Пример:

ЦА, ЧА, ЦИ, ЧИ, ЦО, ЧО, ЧУ, ЦУ, ЧЕ, ЦЕ.

Задание №8. Ответы на вопросы по тексту.

Логопед: Ребята, а сейчас послушайте сказку «Кто живет в часах?» В этой сказке много слов, которые начинаются со звука [ч’]. Слушайте.

Я знаю, чайки живут в море, а чайники – на кухне. Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а чучело – на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живет в гнезде, сверчок – на чердаке, а в старом чемодане – мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видела, что в черном чулане живет какое-то черное чудовище. Я слышала, как оно там чихает от сырости. Но вот кто живет в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их ни развинчивал, нечего, кроме колесиков и винтиков, там нет. Кто же тогда там тикает? Чудеса!

Дети запоминают и называют слова со звуком [ч’]: чайка, чайник, черепаха, червяк, чучело, чиж, сверчок, чердак, чемодан, чулан, чудовище, часы, чудеса.

Логопед: В каких названиях картинок звук Ч слышится (находится) в начале слова, в середине и в конце? Дети выходят все вместе к доске, работа в группе.

Задание №9. «Что лишнее?». Дифференциация Ц и Ч в начале слов. Работа у доски.

Логопед: Посмотрите на картинки. Найдите лишнюю картинку. И к лишней картинке составьте звуковую схему слова. (ЦАПЛЯ, ЧАЙНИК)

Прохлопай мне это слово, пожалуйста. Мы с тобой можем хлопать только на гласные, которые тянутся и поются. Сколько гласных в этом слове? Скажи медленно это слово, нараспев. Назови мне все звуки по порядку. Возьми букву, которая есть в этом слове и положи ее на соответствующий звук.

Задание №10. Звуковая мозайка. Дифференциация Ц и Ч в словах.

Логопед: Ребята. Достаньте синие и зеленые квадраты из конвертов. Посмотрите, у вас пустые клетки на листочке. (Получится узор)

Если в словах есть звук Ц, кладём синий квадрат, если звук Ч, кладем зеленый квадрат.

Слова: часы, цыпленок, чемодан, царь, мяч, пуговица, чемодан, цветок, черепаха.

Логопед: А теперь проверьте себя. Если у вас получился узор, то вы правильно разложили квадратики.

Задание №11. Слоговой анализ и синтез.

Логопед: Посмотрите на листок картона, там нарисованы пустые клетки. Вставьте в клетки первую букву в названии картинок, которые вывешены на доске и вы узнаете закодированное слово. (ЦЕПОЧКА)

Логопед: Какие буквы из тех, что мы сегодня проходим, содержатся в названии слова, которое получилось?

Ученики: Буквы Ц и Ч.

III. Подведение итогов. Рефлексия.

Молодцы, ребята. Мы с вами сегодня хорошо поработали. Вы показали, что многое умеете.

Что мы сегодня учились различать?

Вам понравилось занятие?

Что вам больше всего понравилось?

Мне было приятно с вами работать. Буду ждать новой встречи. Урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Автобус" Учебно-методическое пособие по развитию простых форм фонематического анализа и синтеза

Данное пособие предназначено для формирования и развития простых форм фонематического анализа и синтеза. пособие представлено в виде раздаточнгого материала формата А4. каждому учащемуся (или одн...

Авторская адаптационная учебно-методическая разработка практической и прикладной направленности "От слова к делу" для обучающихся 1-4 классов (для специальной коррекционной школы 8 вида)

Обогащение, расширение имеющихся знаний по развитию речи и математике, систематизация и закрепление ранее пройденного материала....

Рабочая программа логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия.

Рабочая программа. Логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия....

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика) 3 класс

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании программы учебно-методического ко...

Методическая разработка логопедического занятия на тему "Слоговой анализ и синтез двухсложных слов"

Методическая разработка логопедического занятия на тему "Слоговой анализ и синтез двухсложных слов"...

Методическая разработка "Рабочая программа по внеурочной деятельности по социальному направлению «Пешком по Владивостоку» 4 класс"

Программа внеурочной деятельности «Пешком по Владивостоку» разработана на 1 год обучения.  Программа (34 часа) адресована учащимся 4-х классов вне зависимости от уровня их краеведческ...

Конспект логопедического занятия по профилактике дисграфии на основе недоразвития языкового анализа и синтеза с обучающимися 2 класса

Конспект открытого логопедического занятия с учениками 2 го класса.Интересный по форме, содержанию, приёмам...