Урок математики. Решение составных задач.
методическая разработка (математика, 3 класс) по теме

Смолина Людмила Анфилофьевна

 

Тема: Решение составных задач.

Задача урока: формировать умение решать составные задачи; развивать способность моделирования через перевод текста задачи в схему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_matematiki.doc61.5 КБ
Office presentation icon Urok_matematiki.ppt1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Решение составных задач.

Задача урока: формировать умение решать составные задачи; развивать способность моделирования через перевод текста задачи в схему.

Тип урока: решение частных задач (закрепление)

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

примечания

Организационный момент

Постановка учебной задачи

1. Решение простых задач, выбор схемы.

Работа с задачей.

Итог

Подравняйтесь, садитесь.

Вы любите играть? Я предлагаю поиграть с фигурами, которые лежат у вас на парте.  Из этих фигур можно сложить различные модели, например, вот такую модель здания., но можно составить и другую.  Работая в паре, в течение 2 минут, постройте свою модель здания.

-У вас здорово получается. Оставьте полученные модели на столе, мы к ним ещё вернемся.

 Знаете ли вы, как называется эта игра? Как бы вы ее назвали?

На самом деле эта самая древняя головоломка, которая существует уже 4 000 лет.  Местом, где была изобретена игра,  является Китай. В России эту игру называют сборная модель “Танграм”, а вот на родине это название неизвестно,  игра имеет название Чи-Чао-Ту (семь хитроумных фигур)

Согласно легенде, Тан, создатель игры, был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Каждый кусочек «танграма», в честь создателя, назвали тан, а всего в этой игре 7 танов.

Рассматривая ваши работы, я заметила, что модели у вас получились разные.  Давайте посмотрим некоторые варианты зданий, возможно, они совпадут с вашим или будут похожи. Переверните карточку. Есть ли совпадения?

Обратите внимание,  количество фигур, да и сами фигуры оставались одинаковые, а домики получились разные?  Почему так произошло?

Существуют ли случаи на уроке математики, когда ваши рассуждения могут  влиять на построение модели?

В каких случаях? Определите задачу урока.

Начнем с разминки.

Ваша задача: прочитать задачу и определить ту модель, которая ей соответствует, доказать.

  1. Ребята складывали «Танграм». Девочки собрали 3 модели  людей, а  мальчики 5. сколько всего моделей людей собрали ребята?
  2. Для построения 6  моделей птиц ребята использовали всего 42 тана. Сколько танов использовали в каждой модели?
  3. Для построения моделей машинок мальчики использовали всего 35 танов, по 7 танов на каждую модель. Сколько моделей машинок построили мальчики?

Хорошо, эти знания вам пригодятся при решении следующей задачи. А знаете ли вы, что

В эту игру играют не только дети,  одним из поклонников этой игры был Эдгар А. По,  известный американский писатель, мастер детективного жанра. Принадлежавший ему «танграм» сделан из слоновой кости и в настоящее время хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке.

Игра стала увлечением писателя, а мы познакомимся со следующей задачей об этой игре.

Прочитайте самостоятельно задачу.

Ребята 3 класса представляли составленные модели животных  игры «Танграм».  Девочки построили 12 моделей, а мальчики 18 моделей. Эти модели ребята разложили на 5 столов. Сколько моделей на каждом столе?

Чтение задачи вслух.

-О какой величине говориться в задаче?

 -С какой меркой данной  величины мы будем работать?

- О чем говорится в задаче?

-Сколько моделей построили девочки?

-сколько моделей построили мальчики?

-Что сделали со всеми моделями?

-что требуется узнать в задаче?

-Составная эта задача или простая?

-Почему?

-Давайте составим модель к задаче и увидим, верны ли наши предположения.

-Какую модель составим к задаче?

-Составьте схему к задаче, если затрудняетесь, можете посоветоваться в паре.

-кто готов представить свою модель к задаче?

-согласны? Есть ли вопросы?

-Все ли мы указали в схеме, давайте проверим, повторив задачу с опорой на схему.

Чтобы решить задачу, рассмотрим отношения в ней.

-посмотрите на схему и определите рабочие отношения (это те отношения, которые мы можем сейчас выполнить), сформулируйте по ним задачу.

-Выделите следующие рабочие отношения и сформулируйте по ним задачу.

-Подтвердились наши предположения, что задача составная?

-Можем ли мы проверить себя по составленной схеме.

Проверка от обратного.

Повторите вопрос задачи. Ответили на вопрос? Сформулируйте ответ.

Запись ответа.

Физминутка. Фигуру  животного можно изобразить с помощью «Танграма»,  а мы попробуем изобразить фигуру животного своим телом.

И поиграем в игру «День, ночь» Когда я говорю «День» вы рассматриваете фигуру и решаете для себя,  как вы ее изобразите, когда я скажу «Ночь», то вам необходимо замереть, изобразив ее.

Предлагаю продолжить работу над задачей и выполнить следующее задание:

Измените одно из числовых данных задачи так, чтобы её можно решить другим способом. Подумайте, изменится ли при этом схема задачи? Запишите схему к задаче и решите ее.

-Как будем работать?

Работа в группах.

Проверка:

Работы вывешивают на доску. Сравните. Можно ли объединить в группы? По какому принципу?

Вопрос группам: Почему заменили на это число? На какое еще число можно заменить?

Что общего в ваших работах?

Изменилась схема?

Почему?

Как вы рассуждали? Есть ли вопросы?

Какой из  способов решения задачи является рациональным? Почему?

Какую задачу урока мы ставили в начале урока? Решили ли мы поставленную задачу?  Что помогало нам решать задачи?

Знаете ли вы  книгу “Алиса в стране чудес” Л.Кэрролла ? Однако это его не единственное произведение. В книге “Модная китайская головоломка” он пишет, что «танграм» был любимой игрой Наполеона, который, лишившись трона, в изгнании проводил долгие часы за этой забавой, “упражняя свое терпение и находчивость”.

Наполеон – великий полководец, а тоже воспитывал в себе терпение и находчивость через игру «Танграм». Вы пока не полководцы, а ученики, но, как вы думаете, воспитывали ли вы на уроке в себе  эти качества? Когда?

Очень важно каждому человеку постоянно воспитывать в себе положительные качества. Я желаю вам успехов в воспитании своего характера.

1 мин.

слайд

слайды

слайд

По – разному представляли дома,

Рассуждали по – разному, когда складывали модель.

Решать задачи при помощи модели

слайды

Целое из разных частей

Находим часть

Находим количество частей

слайд

слайд

составная

невозможно сразу ответить на вопрос

схема

самостоятельная работа

представление модели у доски (запись на доске только схемы)

1 ученик выделяет отношения и проговаривает простую задачу.

Сколько всего моделей составили мальчики и девочки вместе?

Запись в тетрадь с вопросом

Ск. моделей на каждом столе?

да

да

1 ученик у доски с

проговариванием

Запись ответа

слайды

Работа в группе

12 и 18 можно

 разделить на 2, 6, 3

схема

рассуждали по - другому

1 ученик объясняет рассуждения

слайд

Высказывание детей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

4000 лет Китай

Слайд 3

сборная модель «Танграм» «Чи-Чао-Ту» (семь хитроумных фигур)

Слайд 4

Китайский мудрец Тан

Слайд 5

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 6

Ребята складывали «Танграм». Девочки собрали 3 модели людей, а мальчики 5 моделей. Сколько всего моделей людей собрали ребята? 1. 2. ? ?

Слайд 7

1. 2. ? ? Для построения 6 моделей птиц ребята использовали всего 42 тана. Сколько танов использовали в каждой модели?

Слайд 8

1. 2. ? ? Для построения моделей машинок мальчики использовали 35 танов, по 7 танов на каждую модель. Сколько моделей машинок построили мальчики?

Слайд 9

Эдгар По

Слайд 10

Ребята 3 класса представляли составленные модели животных из «Танграма». Девочки построили 12 моделей, а мальчики 18 моделей. Эти модели ребята разложили на 5 столов. Сколько моделей на каждом столе?

Слайд 15

Ребята 3 класса представляли составленные модели животных из «Танграма». Девочки построили 12 моделей, а мальчики 18 моделей. Эти модели ребята разложили на 5 столов. Сколько моделей на каждом столе? Измените одно из числовых данных задачи так, чтобы её можно решить другим способом. Изменится ли при этом модель задачи? Запишите схему к задаче и решите её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Системно-деятельностный подход в обучении математике. Решение составных задач»

Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от способов о...

Защита проекта урока математики «Решение составных уравнений» в 3 классе

Защита проекта урока математики «Решение составных уравнений» в 3 классе  (УМК "Перспектива, Л.Г.Петерсон") на Всероссийском конкурсе педагогического мастерства "Мой лучший урок"...

Урок математики "Решение составных задач разными способами" 2 класс Школа России

В процессе урока создаются условия для развития умения решаить составные задачи и записывать решение разными способами.  Использовать различные формы записи условия, влияющие на ход решения....

Карточка по математике"Решение составных задач"

Данные карточки можно применять при работе с темой " Решение составных задач"...

Уровневые задания по математике "Решение составных задач" (1 класс)

Уровневые задания по математике "Решение составных задач" (1 класс)...

Технологическая карта урока математики «Решение составных задач на нахождение величины по их сумме и разности» (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: расширение и обобщение знаний учащихся о задачах на нахождение величины по их сумме и разности.Задачи урокаДидактические:1. Закрепить способность к решению задач на нахождение величины по ...

Технологическая карта урока по математике «Решение составных задач» (УМК Перспектива, 1 класс)

Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: закрепление умения решать составные задачи, используя алгоритм рассуждений, отрабатывать приемы сложения и вычитания, основанные на нумерации чисел первого десятка...