Урок по теме: «Знакомство с отрезком и его построение при помощи линейки »
план-конспект урока математики (1 класс) по теме

Тема: «Знакомство с отрезком и его построение при помощи линейки »

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.uroki_.doc276.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Математика 1 класс.

Раздел «Изучение элементов геометрии».

Тема: «Знакомство с отрезком и его построение при помощи линейки »

Цель: познакомить с понятием отрезок.

Задачи:

   -активизировать знания учащихся  о точке, прямых и кривых линиях, ограниченных    и    неограниченных;

  - формировать умение строить отрезки по линейке, писать изученные цифры, умение             разгадывать загадки;

  - развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление.

Оборудование: учебник математики И.И. Аргинской (часть 1), таблица с начертанием  цифр, заготовки квадратов для игры.

Ход урока:

1. Организационный момент.

На доске записаны числа:

                         9 6 5 4 3 1

Учитель: Рассмотрите запись на доске. Что вы заметили?

Дети: Здесь записаны числа в порядке уменьшения.

Учитель: Назовите эти числа.

Дети называют числа.

Учитель: Назовите числа, в написании которых есть одинаковые элементы?

Дети: 3 и 5,

-1 и 4,

-6 и 9.

Учитель: Назовите соседей числа 4.

Дети: 3 и 5.

Учитель: Какое число следует за числом 5?

Дети: число 6.

Учитель: что вы можете сказать о числе 5?

 Дети: Число 5 стоит на третьем месте по счету, слева от него два числа, справа от него три числа.

- Число 5 на один больше, чем 4, на один меньше, чем 6.

Учитель:

- Запишите число, которое стоит  последним.

-Запишите число, которое стоит пятым по счету.

- Запишите число, которое стоит между 5 и 3.

-  Запишите в тетради число, которое стоит перед числом 4.

- Запишите число, которое стоит между числами 9 и 5.

-  Запишите число, которое стоит  первым.

                 

  В тетрадях появляется запись:  1 3 4 5 6 9

Учитель: Что вы заметили?

Дети: Числа расположили в порядке возрастания.

                               

                        2.   Физкультминутка

  3. Актуализация знаний.

   На доске линии:

Учитель: На какие группы мы можем разделить линии?

Дети: На прямые линии и кривые.

- На ограниченные и неограниченные линии.

Учитель: Что вы можете сказать о линии под цифрой 1?

Дети: Это прямая линия.

Учитель: Что вы можете сказать о линии под цифрой 2?

Дети: Это кривая неограниченная линия.

- И под цифрой 3 кривая, но ограниченная линия.

Учитель: Чем отличается прямая линия от кривой линии?

Дети: К прямой линии можно приложить линейку, а к кривой нет.

- Прямую линию можно продолжить до бесконечности.

Учитель: Молодцы!

4. Открытие новых знаний.

Учитель: А что вы можете сказать о линии под цифрой 4?

Дети: Это прямая линия, ограниченная с двух сторон.

- Ее нельзя продолжить!

Учитель:  Да, ребята, такая прямая линия ,ограниченная с двух сторон точками , называется отрезком.

Дети: Прямая  линия не имеет ни начала, ни конца.

- А  отрезок имеет  начало и конец.

Учитель: Правильно, молодцы. А что же нам понадобиться для построения отрезков?

Отгадайте загадки:

                                 Палочка волшебная

                                 Есть у меня, друзья.

                                 Палочкою этой

                                 Могу построить я

                                Башню, дом и самолет,

                                И большущий пароход.

                                                         (Карандаш.)

                                В тетради я бываю

                                Косая и прямая.

                                В другом совсем значении

                                Я планка для черчения.

                                И, наконец, порою

                                В шеренгу вас построю.

                                                            (Линейка.)

 5. Работа с новым материалом.

Учитель: Правильно, ребята, для построения отрезка нам понадобится карандаш и линейка.

- Откройте учебник на странице 29  №45

                                           

                                           

                                             Точки две поставь в тетрадь,

                                            Чтоб потом нарисовать

                                             Между ними под линеечку прямую.

                                             И окажется, мой друг,

                                             Что отрезок вышел вдруг.

- Поставьте две точки в тетради, соедините эти точки с помощью линейки. У вас получился отрезок.

- Начертите 4 отрезка.

                                    Физкультминутка.

Учитель: №46

-В какой руке держит бананы обезьянка?

Дети: В правой.

Учитель: А в какой - ее отражение в зеркале?

Дети: В левой.

 Учитель: Запишите, сколько бананов в руке у обезьянки.

Дети записывают число в тетрадь (4).

На доске:          .    .     .

                    .    .     .

                         .

Учитель: Что вы видите на доске?

Дети: Рисунок из точек.

Учитель дает 3 секунды запомнить расположение точек. Дети в тетради по памяти восстанавливают данный рисунок.

Взаимопроверка. Учитель открывает доску. Дети проверяют.

Игра «Сложи фигуру»

Учитель: Какую фигуру вы видите?

Дети: Квадрат.

Учитель: Разрежьте его по линиям. Какие фигуры у вас получились?

Дети: Три треугольника.

На доске образец. Дети  на партах выкладывают данные фигуры. (Работа в парах).

Проверка учителя.

6. Итог урока.

Учитель: Что вам больше всего  понравилось на уроке?

Дети: Мне понравились стихи про отрезок.

-А мне понравилось, как мы сравнивали линии и узнали, что такое отрезок.

- А мне понравилась игра «Сложи фигуру».

- А я люблю отгадывать загадки.

Учитель: Вы хорошо потрудились, спасибо за урок.

Тема: Луч. Луч, как часть прямой. Построение луча при помощи чертежной линейки.

Цель: познакомить с понятием луч.

Задачи:

-активизировать знания учащихся о прямых и кривых линиях, отрезке, о равенствах и неравенствах

- формировать умение строить лучи с помощью чертежной линейки, из ниток, писать изученные цифры;

развитие аналитического и когнитивного мышления.

Оборудование: учебник математики И.И. Аргинской (часть 1), таблица с начертанием  цифр, нитки.

Ход урока:

1. Организационный момент.

 На доске числа:

             6 и 7

Учитель: Что вы видите на доске?

Дети: Числа 6 и7.

Учитель: Что вы можете о них сказать?

Дети: : 6 стоит перед 7, а 7 после шести.

-6 меньше семи на 1.

- 7 больше шести на 1

Учитель: Какое задание можно предложить с этими числами?

Дети: Можно с ними составить равенства и неравенства.

Учитель: Запишите  равенства и неравенства в два столбика.. Пишите цифры красиво и правильно.

                     Вывешивается таблица с начертанием цифр.

Дети работают самостоятельно.

Учитель: Проверьте себя.

Открывается доска:

  6=6       6  7

  7=7       7  6

Учитель: Все справились с заданием? Молодцы!

2. Актуализация знаний.

На доске:

Учитель: На  какие группы вы бы поделили эти линии?

Дети: Прямые линии, отрезки, кривые линии.

- Ограниченные и неограниченные линии.

Учитель: Под какими цифрами отрезки?

Дети: Под цифрой  1 и 4.

Учитель: Под какими цифрами прямые?

Дети: Под цифрами 2 и 3.

Учитель: Чем отличается отрезок от прямой?

Дети: Прямая не имеет начала и конца.

- Прямая бесконечна.

-У отрезка есть начало и конец., его продолжить нельзя.

Учитель: А чем они схожи?

Дети: И прямую линию и отрезок можно начертить по линейке.

- Отрезок – это часть прямой, ограниченной с двух сторон.

                     3. Физкультминутка.

4. Открытие новых знаний.

На доске солнышко:

Учитель: Что вы видите на доске?

Дети: Солнышко и лучики.

- Один лучик длиннее всех.

 Учитель: Где начало солнечного луча?

Дети: На солнце.

Учитель: А где мы еще сталкиваемся с понятием луч? Вам на этот вопрос помогут ответить загадки.

                       Горит, а не жжет,

                       Висит и свет дает.

 Дети: Лампочка.

                       Голова огнем пылает,

                       Тело тает и сгорает.

Дети: Свеча.

                       Днем он спит, а как проснется,

                       Ярким пламенем зажжется.

Дети: Фонарь.

Дети: Луч света бывает от фонаря, от фар машины.

- от свечи, от электрической лампочки.

Учитель: Правильно, такой луч берет начало от источника света. А конец есть у луча?

 Дети: Я думаю, что нет, он бесконечен.

- У луча есть начало, но нет конца.  

Луч похож на прямую, только прямую можно продолжить с двух сторон, а луч только с одной стороны.  

Учитель: Молодцы. Сделайте вывод, что же такое луч?

Дети: Это часть прямой, ограниченной с одной стороны.

                                        5. Физкультминутка.

6. Работа с новым материалом.  

Учитель: У вас на столах нитки. Ваша задача с помощью ниток смоделировать отрезок и луч.

                   Дети работают в парах.

Дети: Чтобы получился отрезок, надо по краям завязать узелки.

- А если завязать только с одной стороны, получится луч.

                       (Завязывание узелков и выравнивание ниток)

                          Учитель подводит итоги работы.

Учитель: Откройте учебник на странице 42№73. 

       

Учитель:  Найди луч на рисунке. Каким цветом он нарисован?

Дети: Зеленым.

Учитель: Что вы еще видите?

Дети: Черным цветом нарисован отрезок, голубым цветом прямая линия.

Учитель: Начертите 4 луча, расположенных по- разному.  

Дети работают в тетрадях. Учитель следит за выполнением работы.

 Учитель: №74

 

Учитель: Обрати внимание, что каждую цифру нужно писать с определенной точки. Угадай, какие цифры тебе нужно написать. Напиши по строке этих цифр.

Дети: Это цифра 6 и 5.

Дети работают самостоятельно.

Учитель: Подчеркните самые красивые цифры.

Чем число отличается от цифры?

Дети: Число мы произносим и слышим, а цифру мы видим и пишем.

Учитель: А теперь послушайте задачу.

Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?

Дети: Я думаю 1 кг.

-А я думаю, что также. Ты встань на одну ногу ,что ты меньше весить будешь?

Учитель: Правильно ты рассуждаешь, гусь весит 2кг.

7. Итог урока.

Учитель: Вы очень хорошо поработали, что же вам понравилось больше всего на уроке?

Дети: Мне нравится работа с линейкой, я люблю чертить.

-А мне понравились загадки.

- А мне задача про гуся.

- А я столько интересного узнала о лучах.

Учитель: С каким настроением вы уходите с урока?

Дети: С прекрасным!

Учитель: Улыбнитесь друг другу и пусть ваши улыбки согревают вас как, лучи солнышка.

Тема: Знакомство с ломаной. Звено ломаной.

Цель: познакомить с понятиями ломаная линия, звенья ломаной.

Задачи:

-активизировать знания учащихся о прямых и кривых линиях, отрезке,  луче, о равенствах и неравенствах

- формировать умение строить ломаные линии, писать изученные цифры;

Развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, умение анализировать и сопоставлять.

Оборудование: учебник математики И.И. Аргинской (часть 1), таблица с цифрами, проволока, счетный материал, счетные палочки.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Вы у меня такие сообразительные, и я думаю, что вы правильно ответите на мой вопрос.

               Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

               Захотели вкусного сладенького пряничка,

               Бабушка по улице старенькая шла,

               Девочкам по денежке бабушка дала:

               Марьюшке - копеечку,

               Марусеньке - копеечку,

               Машеньке- копеечку.

               Манечке - копеечку,-

               Вот какая бабушка добрая была!

               Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

               Побежали в лавочку и купили пряничка.

               И Кондрат задумался, глядя из угла:

               Много ли копеечек бабушка дала?

Учитель: Много ли копеечек бабушка дала, как вы думаете?

Дети: Четыре.

- А я думаю, что одну. Ведь это имя одной и той же девочки! У мня сестра Маша, мы ее зовем Манечка, а бабушка ее зовет Маруся.

Учитель: Молодец! А как вас называют?

Дети: Мое полное имя Анна, а зовут меня и Аня, и Анюта, Аннушка.

- А еще тебя можно называть Нюра.

- А мое полное имя Владимир. Меня зовут Вовой, Володей.

- А я тебя зову Вовчик.

Учитель: Правильно, ребята. Все имена имеют производные.

 

На доске:

                                                 

Учитель: Возьмите счетный материал и из кружков на парте выложите цифры, которые вы видите на доске. Расположите их в порядке возрастания. (Дети работают в парах).

                                   На партах: 1 2 3 4 5 6

Учитель следит за правильностью выполнения.

Учитель: Молодцы! Прочитайте, что у вас получилось.

Дети: 1 2 3 4 5 6.

                                     2. Физкультминутка.

5. Открытие новых знаний.

На доске:

Учитель: Какие фигуры вы видите?

Дети: 1- кривая,

2- отрезок,

3- прямая,

4- луч.

5- это прямая, но сломанная в двух местах.

- Получилось три отрезка.

Учитель: Да, ребята ,мы сегодня знакомимся с новой фигурой. Возьмите в руки проволоку. Выпрямите ее и согните в двух местах.

                                              Кусок проволоки возьми

                                              И его ты перегни.

                                              Хочешь раз, а хочешь – два,

                                              Хочешь – три, четыре.

                                              Что же получилось?

                                              Что же появилось?

                                              Не прямая, не кривая!

                                              Ломаная линия!

Учитель: Что же такое ломаная линия?

Дети: Это линия, которая состоит из нескольких отрезков.

Учитель: Правильно, а точнее ломаная линия - это линия, состоящая из двух или нескольких  отрезков, которые не лежат на одной прямой. Отрезки, из которых состоит ломаная, называются звенья ломаной.

Откройте учебник на с. 50 №91

Учитель: Прочитайте, как называются эти отрезки.

Дети: Звено.

Учитель: Запишите, сколько звеньев у каждой ломаной. Начертите ломаную из трех звеньев, из пяти звеньев.

                                Дети работают в тетрадях.

                                 

                                 6. Физкультминутка.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам игру « Выложи буквы». Возьмите счетные палочки и выложите буквы.

 Дети на партах выкладывают буквы.

Учитель: Какие из выложенных букв являются ломаными?

Дети: п  г  и  л

- Буквы ж, х, т состоят из прямых, которые пересекаются в одной точке.

Учитель: Молодцы, вы справились с заданием.

Откройте учебник на с.50 №92

Прочитайте стихотворение:

Дети:                     В снег упал Антошка,

                              А за ним Иринка,

                              А за ней Сережка,

                              А потом упал Игнат.

                              Сколько на снегу ребят?

Дети: Пять.

Учитель: Сравни количество мальчиков и девочек, запиши равенства или неравенства.

Дети: Мальчиков трое, девочек две. Запишем неравенство, так как мальчивов на один больше, чем девочек.

-А девочек на один меньше, чем мальчиков.

 Запись на доске и в тетрадях:

                         3  2       2  3

Учитель: Сравни количество  «и» в именах девочек.

Дети: В имени Иринка две буквы «и».

- А в имени Маринка одна буква «и».

- Два больше, чем один. Составим неравенство.

                              2  1

- Один меньше, чем два. Составим неравенство.

                              1  2

 Учитель: Вы хорошо потрудились.

6. Итог урока.

Учитель: Наш урок подошел к концу, что вам больше всего понравилось на уроке?

Дети: Мне понравилось чертить ломаные.

- А мне понравилось выкладывать цифры.

- А мне из палочек выкладывать буквы.

Учитель: Спасибо за урок.

                                                   

                                       

                                      Визитная карточка.

Ф.И.О. : Демина Алла Владимировна

Тема работы: Уроки математики  в системе развивающего обучения. (Начальная школа1 класс.)

Место работы: МОУ  средняя общеобразовательная школа №1 имени Л.Н. Мещерякова.

Московская область, г. Зарайск.

Пед. стаж: 21 год

Стаж работы по системе Л.В. Занкова: 5 лет.

Учебники: Учебник математики И.И. Аргинской 2009 г.

                   Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец 2009 г.

                   Окружающий мир Н. Я. Дмитриева, А.Н. Казаков 2009 г.

                   Литературное чтение  В.А. Лазарева 2008 г.

                    Русский язык Н.В. Нечаева 2009 г.

Домашний адрес: 140603 Моск.обл., г. Зарайск, микрорайон-2 д.26 кв.8

Телефон: 8 496 66 2 84 98


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока по теме: «Знакомство с городом – героем Тулой»

        Одним из аспектов патриотического воспитания учащихся в рамках введения ФГОС является воспитание любви к родному краю, своему народу, его культуре и обычаям, т...

Открытый урок по теме"Знакомство с графическим редактором Adobe Photoshop" 4 класс

Здесь представлена разработка урока "Знакомство с графическим редактором Adobe Photoshop" для  4 класс и презентация к нему....

Урок по теме "Знакомство с задачей" в 1 классе ("Школа России")

Обобщение знаний уроков по теме "Готовимся решать задачи", ввод терминов, обучение решению задач путём моделирования, сравнения модели с текстом, формирование универсальных действий для решения различ...

Разработка урока по теме: "Знакомство с будущим временем"

Данная разработка предназначена для учащихся 4 класса, изучающих английский язык по УМК Биболетовой....

Презентация к уроку на тему: Знакомство с промыслом Дымковская игрушка".

Ознакомление учащихся с декоративно-прикладным искусством  «Дымковская игрушка"....