Главные вкладки

    Разработка урока по математике во 2-м классе (по учебному пособию «Учись учиться» Л.Г.Петерсон)
    методическая разработка по математике (2 класс) по теме

    УРОК ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ.

    ТЕМА: ЧТО ТАКОЕ  « УМЕТЬ УЧИТЬСЯ?»

    Уметь учиться – это значит уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения,  или учебную деятельность. Поэтому  учащиеся должны понимать, что такое учебная деятельность, какова ее роль, какие есть средства и способы освоения новых знаний, как следует взаимодействовать  друг с другом и педагогом, какова роль педагога, должны рефлектировать свой опыт пребывания в учебной деятельности.

    Для формирования умения учится, нужны специальные метапредметные уроки – уроки общеметодологической направленности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nac.proekt_uroki.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка урока по математике во 2-м классе

    (по учебному пособию «Учись учиться» Л.Г.Петерсон)

    УРОК ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ.

    ТЕМА: ЧТО ТАКОЕ  « УМЕТЬ УЧИТЬСЯ?»

    Уметь учиться – это значит уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения,  или учебную деятельность. Поэтому  учащиеся должны понимать, что такое учебная деятельность, какова ее роль, какие есть средства и способы освоения новых знаний, как следует взаимодействовать  друг с другом и педагогом, какова роль педагога, должны рефлектировать свой опыт пребывания в учебной деятельности.

    Для формирования умения учится, нужны специальные метапредметные уроки – уроки общеметодологической направленности.

    Исходя из функции учебной деятельности в социокультурном мире и развитии психики человека, можно сделать важный для нас вывод о  том, что в учебной деятельности пребывают учащиеся, а не педагог.

    Поэтому в образовательном процессе у учителя две роли: роль руководителя и роль помощника. Как руководитель он выбирает способы и средства обучения, организует образовательный процесс, задает учащимся вопросы, предлагает задания. В ходе урока педагог постоянно меняет свою позицию, но в какой бы роль ни выступал, основная его задача – помочь учащимся в самоизменении, в том, что научить их учиться. Именно в этом заключается стратегическая цель всех уроков.

    Прежде всего, учитель должен обладать гуманистической педагогикой, начиная с любви к детям, умения слышать и понимать их, а не навязывать свое мнение. Без этих качеств он не сможет выполнять свою роль помощника детей.

    ЦЕЛИ:

    1. Сформировать представление о двух шагах учебной деятельности;
    2. Организовать выделение и фиксацию нравственных качеств, необходимых для создания основы для формирования последующим ценностных ориентаций младших школьников.

    ХОД  УРОКА:

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    - Пока вы были на перемене, к нам в класс пришел гость (открываю изображение Смайлика).

    - Знакомьтесь, это Смайлик – житель Маленькой страны и ваш новый друг.

    - Он, как и каждый из вас, пришел в школу.

    - Зачем вы пришли в школу? (учиться).

    - Смайлик тоже пришел в школу, чтобы учиться.

    - А что значит учиться? Может не надо? (ходить в школу, сидеть за партой, слушать учителя, правильно отвечать на вопросы).

    - Значит, учиться это особая работа.

    - Когда-то давным-давно добрая волшебница помогла Смайлику узнать об этой работе один секрет, и вот теперь он решил поделиться им с вами. Слушайте и помогайте Смайлику и мне рассказывать эту необычную сказочную историю.

    1. Актуализация знаний и фиксация затруднения.

    - Смайлик никогда не грустил и всем дарил свою улыбку. Слово Смайлик – от англ. «Smile», что значит «улыбка». Вот однажды улыбка исчезла с лица Смайлика (изображение Смайлика без улыбки).

    - Задумался Смайлик: Чтобы читать самые интересные в мире книги, нужно уметь читать, чтобы посчитать, сколько у меня друзей, нужно уметь считать, значит – рассуждал Смайлик, - чтобы учиться тоже нужно уметь… что?» (учиться), (над Смайликом в облачке появляется запись: Уметь учиться?).

    - Прочитайте то, что написано.

    - А как вы думаете, что значит «уметь учиться»? (знать как себя вести, как правильно ответить на вопросы учителя).

    - Вот видите, у каждого из вас свой ответ. А Смайлику надо было найти один общий на всех ответ; ведь мы учимся вместе! У кого он только не спрашивал, что значит «уметь учиться», у всех ответы были разные и не кто, не смог дать ответ один на всех, правильный. И вот однажды добрая волшебница подарила Смайлику две картинки и сказала: « На этих картинках нарисован ответ на твой вопрос. Но увидеть их ты сможешь, только если сам узнаешь, что значит уметь учиться».

    - Сказала и исчезла. А на месте доброй волшебницы остались детали головоломки и листок бумаги. Поможем Смайлику? (да). (В ходе рассказа на доске появляются две закрытее картинки, детали головоломки).

    1. Осмысление, «открытие» и фиксация нового знания в  речи.

    - Давайте вместе подумаем! Вы любите думать?

    - Тогда догадайтесь для чего добрая волшебница оставила Смайлику головоломку? (это поможет узнать, что значит учиться).

    - А почему волшебница сказала, что надо сделать обязательно самому (высказывание детей).

    - Вспомните случай из жизни, когда вы чему-то хотели научиться и научились (кататься на коньках, ездить на лошади, на велосипеде). А как вы учились?

    - Значит, вы тоже сами учились или кто-то учился за вас? Все-все сами?

    - Какое же самое главное правило учения – одно для всех? (ответы детей).

    - Молодцы! Конечно, учиться можно только самому, что бы вы ни делали – катались на коньках, играли в футбол… на доске сверху слов «Уметь учиться» появляется табличка: Делаю сам.

    - Как вы думаете, если только начинаешь чему-то учиться,  сразу все получается? (нет). (Появляются детали головоломки).

    - Пробовал, пробовал Смайлик  собрать – не получается. Что делать? (надо подумать).

    - Стал Смайлик думать, чего он не знает. Чего же он не знает? (не знает, как собрать головоломку).

    - Как только он это понял, открылась первая картинка, которая оставила добрая волшебница (переворачивается первая картинка).

    - Что нарисовано на картинке? (дети предлагают свои варианты).

    - Правильно, значит, когда сам что-то делаешь и не получается, сначала надо понять, «чего я не знаю». Повторите это правило со мной  хором все вместе – одно и тоже на всех!

    - Поэтому Смайлик решил сам найти способ, как собрать головоломку. Давайте поможем ему. С чего начнем? (составим план действий, алгоритм). Дети составляют план действий.

    - Смайлик так увлекся, что не заметил, как открылась вторая картинка.

    - Что на ней нарисовано (дети предлагают свои варианты).

    - Так что же значить «Уметь учиться»? (пытаются дать свои ответы).

    - Молодцы! И так – «Уметь учиться» - это значит когда сам что-то делаешь и не получается, во первых, уметь понять, чего не знаешь, а во-вторых, уметь самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.

    1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    - Дети с помощью учителя хором проговаривают полученный вывод, используя опорный сигнал.

    - Вот и Смайлик  сам собирал головоломку и сам понял, как надо учиться. А вы поняли? (да).

    1. Физминутка.
    2. Самостоятельная работа.

    Дети собирают головоломки на столе в течение двух, трех минут. Значит, мы вместе со Смайликом узнали, что значит «уметь учиться». В любой деятельности получится результат.

              7. Включение в систему ценностей детей.

    - Смайлик очень обрадовался тому, что сам смог найти ответ на вопрос, что значит «уметь учиться». Он засветился как солнышко. Чтобы вы дорисовали Смайлику, чтобы он стал похож на солнышко (лучики).

    - Лучики лежат на ваших партах. Что написано на каждой стороне лучика? (качества характера человека).

    -   Какими бы вы хотели быть? Повесьте лучик той стороной, на которой написано, какими бы вы хотели быть.

    8. Рефлексия деятельности на уроке.

    - Чему вы научились сегодня на уроке?

    - Как же надо учиться правильно?

    - А кто понял, что такое «уметь учиться»?

    - Пригодится это вам в дальнейшем? Где?

    -  Поблагодарим за работу на уроке друг друга и Смайлика.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по математике во 2-ом классе «УГОЛ. ПРЯМОЙ УГОЛ».

    Тип урока: открытие нового знания.Цели:1)познакомить с новыми геометрическими фигурами «угол», «прямой угол»;          2) научить построению углов;3)п...

    Формирование универсальных учебных действий.Памятки "Учись учиться"

    Работая над методической темой"Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников как средство развития компетенции в образовании",я составила для учеников памятки "Учись учиться",которые по...

    Разработка урока по математике УМК "Гармония" 2 класс "ВИДЫ УГЛОВ"

    закрепление таблицы умножения и деления на 3закрепление представления о видах угловрешение задач на взаимосвязь между сторонами и площадьюотрабатывать навыки решения уравнений развитие вычи...

    Разработка урока по русскому языку по теме: «Заседание клуба на котором все учились задавать вопросы» 2 класс УМК «Перспективная начальная школа»

    Разработка урока по русскому языку по теме: «Заседание клуба на котором все учились задавать вопросы» 2 класс  УМК «Перспективная начальная школа»...

    Разработка урока по математике с презентацией 1 класс

    Тема урока: Числа от 1 до 7. Письмо цифры 7....

    Методическая разработка урока по математике "Компоненты сложения" 1 класс

    Тип урока: ОНЗ.Цели урока:- сформировать способность к использованию названий компонентов действия сложения при чтении и записи выражений;- систематизировать ранее полученные знания (навыки счета в пр...

    Методическая разработка урока по математике для 2 класса по теме "Уравнения вида a·х=b, а:х=b, х:а=b" (УМК Л.Г.Петерсон "Учись учиться")

    Урок разработан по учебнику-тетрадь "Математика, 2 класс" УМК Л.Г.Петерсон "Учусь учиться". Тип урока: ОНЗ. Проводится в форме деловой игры 3-х команд с применением деятельностного...