Урок математики Увеличение числа в несколько раз
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

Урок математики во 2 классе "Увеличение числа в несколько раз",программа Л.В.Занкова. На уроке использована авторская презентация и авторская разработка "Лист Успеха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnyy_material.doc73 КБ
Microsoft Office document icon zadaniya_uchebnika.doc33.5 КБ
Файл prezentaciya_v_prezentaciya.pptx180.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики .2 класс. Учебник: И.И. Аргинская , Е.И. Ивановская, 2007 г.

Тема: Задачи на увеличение числа в несколько раз.

Цель: знакомство с новым видом задач и способом их решения.

Задачи:  - на основе  знаний о действии умножения показать смысловое значение                                    данного вида задач и  определить выбор действия для  их решения;

                - учить понимать и реализовывать  учебную задачу на этапах урока;

                - развивать  умение анализировать учебный материал,  рефлексировать  свою деятельность.                

Ход урока

Начинаем наш урок. Чтобы он получился плодотворным, предлагаю начать с «витруального  завтрака». Что входит в меню? Взгляните на доску!

  СЛАЙД 2  (1 кадр)

 Какая тема, на ваш взгляд, наиболее важна  при  нахождении значений этих выражений?  Выберите ответ в  «Листе успеха».

(Познавательные универсальные  действия - Универсальные логические действия: - анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - выдвижение гипотез и их обоснование).

Найдите значение выражений и с помощью алфавита разгадайте слово - устный счёт -  СЛАЙД  2 (2 кадр)

Почему именно яблоко? (Ответы детей –  во фруктах содержатся витамины).

Яблоки очень помогают при умственной деятельности, а это очень нам нужно! А ещё мы возьмём сливы.

 СЛАЙД  3 (1 кадр)  - Сливы содержат довольно много витаминов группы  В (поддерживают в порядке нервную систему, борются с усталостью, улучшают настроение). 

Зашифруйте  аналогично слово «слива», применяя два условия:

СЛАЙД  3 (2 - 3 кадр). Работайте парами. Вначале обговорите порядок работы и согласуйте свои действия.

( Коммуникативные действия - планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; Регулятивные действия - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий).           

Занесите свой вариант в «Лист  успеха».

Давайте решим задачу про яблоки и сливы.  СЛАЙД  4 (1 кадр)

 Назовите условие задачи. СЛАЙД 4 (2- 10 кадр)

Вам всё понятно? (Обсуждение фразы «три раза по столько» - высказываются дети).

(Коммуникативные действия - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Савельева Л.В. МОУ «Колосовская СОШ»

Регулятивные действия -  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно).

Я правильно поняла, что слив взяли 3 раза по 7? . СЛАЙД  5 (1 кадр)

 Сначала 7, потом ещё 7 и ещё 7?  СЛАЙД  5 (2 кадр)

Как предполагаете решить задачу, какое выберете действие? Конечно же, сложение одинаковых чисел заменяем умножением! Запишите решение. Убедились, что слив больше?

Говорят « больше в …… раз». СЛАЙД  6 (1 кадр)

В данной задаче – во сколько раз?   СЛАЙД  6 (2 кадр)

А если бы слив было бы в 4 раза больше, какое было бы решение? А в 8 раз? В 10? Я вижу, что «витруальный  завтрак» пошёл вам на пользу!

Предлагаю загадку:     Хоть со мной не дружит круг, треугольнику я друг!

                                       Ромбу я почти что брат! И зовут меня … (квадрат)

Объясните, почему  с квадратом не дружит круг, но дружит треугольник? По каким признакам похожи  ромб и квадрат?

(Универсальные логические действия:анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Посчитайте, сколько квадратов на рисунке.   СЛАЙД 7

 Свой ответ запишите в  «Лист  успеха».

Обратите внимание на квадрат – стр.149, №335 (1, 2 задание). Выполняем  по вариантам : 1 вариант – в строчках, 2  вариант – в столбиках. По диагонали квадрата  находит  значение сумм у доски ….. (вызывается один ученик).

Сравним результаты. Это волшебные  или  магические  квадраты.

А как по-другому  можно назвать  квадрат?  (  многоугольник,  четырёхугольник,

прямоугольник)  Следующее задание – о прямоугольнике –  стр.150, №336.

Начертите в тетради соответствующий прямоугольник, и  (дополнительное задание)  проведите в нём отрезок, чтобы образовались трёх- и пятиугольник.

Основные задания урока мы прорешали.

 Но какова была тема урока?

Что нового вы узнали, чему научились? СЛАЙД 8 (1 кадр)

( Ребята  спорят о новых задачах и магических квадратах и приходят к выводу, что складывать числа они  умеют давно, просто узнали о существовании и название такого квадрата, а при разборе и решении задачи у них появились совершенно новые знания и умения – как понять выражение «больше в …. раз»       почему нужно именно действие умножения).

(Коммуникативные действия - учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Регулятивные действия -   оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Познавательные универсальные  действия - - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели).

И опять вы не ошиблись! СЛАЙД 8  (2 кадр)

Хочется верить, что эту тему вы поняли!

Савельева Л.В. МОУ «Колосовская СОШ»

И ещё:  - если я задам вопрос «Вы уверены, что поняли эту тему?», то  СЛАЙД 9 (1, 2 кадр) - сколько учеников, как я предполагаю, ответят «ДА»? Как вы решите  эту задачу?

А на самом деле, кто из вас  понял эту тему, поднимите руку, пожалуйста!

(Личностные универсальные учебные действия - внутренняя позиция школьника.

Регулятивные действия - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).

Кому из ребят отдаёте бонусный балл?

(Личностные универсальные учебные действия - внутренняя позиция школьника.

Регулятивные действия -  волевая саморегуляция как способность к  волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий).

СЛАЙД 10

Дома  составьте задачу к теме нашего сегодняшнего урока, и предлагаю завтра же проверить, насколько хорошо вы усвоили  данный материал. А сейчас – задание по выбору : стр.149, №335 (5,6 задание)  или  стр.150, №336 ( 3 задание). Если не успеете, закончите работу дома. Успехов вам, ребята!

Комментарий.

Так как я работаю в системе развивающего обучения на основе деятельностного подхода, то для меня важным является построить работу на уроке так, чтобы у детей одновременно с получением полезной информации формировалась активная познавательная позиция - стремление к самостоятельному добыванию знаний. (требования  ФГОС)

Основная цель урока всегда реализуется через решение промежуточных задач. На данном уроке добиться цели я предполагала с помощью следующего:

1) самостоятельного определения детьми темы урока;

2) в процессе движения от незнания к знанию постановки  цели урока;

3) планирования предстоящей деятельности;

4) обсуждения проблемной ситуации и открытия способа решения заданий нового вида;

5) использования открытого способа в решении практических задач.

Конкретной развивающей цели на данный урок я не ставила, так как класс работает в системе развивающего обучения, и поэтому весь урок был направлен на формирование у детей основ учебной деятельности (требования  ФГОС)

Для активизации познавательной активности и формирования интереса к уроку я использовала приёмы игровой технологии и презентацию в формате ИКТ.

Мне трудно судить об этом уроке как о занковском , но смею надеяться, что

его основные  особенности проявились в следующих моментах:

многоаспектность урока

  1. Порядок действий в выражениях без скобок
  2. Составление равенств по заданным параметрам
  3. Знакомство с задачами на увеличение числа в несколько раз
  4. Выделение признаков геометрических фигур
  5. Пространственное расположение фигур
  6. Сложение двузначных чисел

Савельева Л.В. МОУ «Колосовская СОШ»

  1. Определение сторон прямоугольника по заданному периметру
  2. Элементы начертательной геометрии с логическим заданием

Из дидактических  принципов системы могу выделить:

ведущая роль теоретических знаний – понимание смысла действия сложения при выборе способа решения нового вида задач;

осознание процесса учения учениками  – при определении темы урока;

работа над общим  развитием всех учащихся – применение «Листов успеха», наглядно – демонстрационный метод в презентации, индивидуальная работа у доски, дополнительные задания по ходу урока, подведение итога урока способом рефлексии.

Описание собственных методических наработок. « Лист успеха».

Проблема достоверной оценки знаний, умений и навыков учащихся чрезвычайно важна и значима для всей системы образования в целом и для каждого учителя в частности. И поэтому особое значение приобретает совершенствование процедур оценки знания обучающихся.

Новые формы оценивания позволяют как учителям, так и детям получать более развернутую и содержательную обратную связь и на ее основе вносить необходимые поправки в учебный процесс.

Ориентация образования на формирование ключевых компетентностей способна оказать существенное влияние на всю систему оценки и контроля результатов обучения. Новые требования к учителю в условиях перехода к внедрению ФГОС связаны с необходимостью обеспечения вариативности, личностной и практической ориентации образовательного процесса. Совершенно очевидно, что в этом случае возникает необходимость разработки новых видов, форм, методов и средств оценки учащихся в образовательном процессе.

Основные изменения в системе оценивания учеников младших классов связаны:

с индивидуализацией, и в то же время существенным повышением объективности благодаря введению многокритериальности;

с реализацией приоритета самоконтроля, самооценки и взаимоконтроля, взаимооценки учащихся перед оценкой учителя.

Каким образом реализовать эти идеи в своей работе – над этим задумываются многие практикующие учителя. Ведь традиционные отметки пока не отменены и являются основным измерителем учебной деятельности. Я применяю на своих уроках такие формы оценивания как «Лист успеха».

Применяя «Лист успеха», я пытаюсь ввести дифференциацию оценки по видам работ на уроке, создаю предпосылки для выработки у детей критериев оценивания, развиваю навыки самоконтроля и оценивания работы одноклассников. Таким образом идёт проектирование коммуникативных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий, что является основным концептуальным положением ФГОС и создаёт благоприятные предпосылки для формирования модели выпускника начальной школы как деятельностной, позитивно значимой личности.

Савельева Л.В. МОУ «Колосовская СОШ»

«Лист успеха» ученика 2 б кл.  (Ф.И.)    _____________________________

Тема урока: Задачи на увеличение числа в несколько раз.

Дата: _____________________                     Роспись учителя: ___________

1.

а) табличное умножение

б) порядок действий

в) сложение с переходом через разряд

2.

Шифровка  слова  слива

С –

Л –

И –

В –

А –

3.

Количество квадратов на рисунке __________________

4.

Задание по выбору : стр . _________ № ____________

Решение:

5.

Д.з . – составление задачи по теме урока

6.

Бонус (от одноклассников)

Отметка:  ____________________                                     Общий балл:

Ключ к «Листу успеха».

  Оценка в баллах

Максим.

баллы

1.

  а – 1 балл

  б – 3 балла

  в – 0 баллов

3

2.

5 баллов  – соответствие условию, нет вычислительных ошибок

4 балла - соответствие условию, есть вычислительные ошибки

3 балла – одно условие не выполнено, нет вычислительных ошибок

2 балла - одно условие не выполнено, есть вычислительные ошибки

1 балл – оба условия не выполнены, нет вычислительных ошибок

0 баллов - оба условия не выполнены, есть вычислительные ошибки

5

3.

Количество баллов соответствует числу найденных квадратов

14

4.

Задание выполнено полностью и без ошибок             4 балла

Задание выполнено  частично, но без ошибок  или  задание выполнено полностью,  но с  ошибками                      3 балла

Задание выполнено  частично и есть  ошибки             2 балла

4

5.

Текст задачи  соответсвует  изученной теме           – 3 балла,

не соответсвует  изученной теме                                – 1 балл.

3

6.

Бонус

1

29 - 30 баллов – «5»

20 - 28 баллов – «4»

15 - 19 баллов – «3»

Проверочная работа .

1.Каким действием выполняют решение задачи с условием «в ….. раз больше»:

А- сложением

Б – вычитанием

В – умножением

Д – делением

2. Заполни схему к задаче по рисунку :

         

 

               

                 _   ……….          

                _ ? в …. раза больше

Выбери решение к задаче и запиши результат и ответ :

4 * 5 =

4 * 4 =

4 + 16 =

Ответ : ________________________________________________  

3. Подчеркни выражения, соответствующие условию «в 6 раз больше» :

                    28 + 6         6 * 6          6* 8           8 * 6            6 : 6

 Приведи несколько   своих примеров, соответствующих заданному условию:

4.______________________________________________________________________

Савельева Л.В. МОУ «Колосовская СОШ»



Предварительный просмотр:

 334   1)Прочитай задачу.

В вазе 7 яблок, а слив — три раза по столько, сколько яблок. Сколько в вазе слив?

Тебе понятно, что значит «три раза по столько»? Какими действиями можно решить задачу? Какое выберешь ты? Почему?

  1. Вместо «три раза по столько» принято го ворить «в три раза больше».
  2. Сформулируй задачу, используя выражение «в три раза больше». Запиши её решение.

28

21

26

23

25

27

24

30

22

335 1) Запиши суммы чисел каждой строки, каж дого столбца и с угла на угол первого квад рата.

14

13

18

19

15

11

12

17

16

  1. Найди значения сумм. Что ты заметил? Ты знаешь,  как называют такие квадраты?
  2. В математике их часто называют волшеб ными,  или магическими.
  3. Увеличь каждое число первого квадрата на одно и то же число. Новый квадрат будет волшебным?

Объясни свой ответ и проверь его.

  1. Проверь, будет ли волшебным второй квад рат. Объясни свой ответ.
  2. Попробуй изменить в нём числа так, чтобы квадрат стал волшебным.

стр.149

336 1) Периметр многоугольника с равными сто ронами, выраженными целым числом сантиме тров, равен 12 см. Какой это может быть многоугольник? Чему равна длина каждой его стороны?

  1. Это  задание   имеет  одно   решение?   Если нет, постарайся найти все решения. Начерти найденные многоугольники.
  2. Найди все многоугольники с равными сто ронами и периметром, равным 18 см. (Сторо ны многоугольников выражены в сантиметрах.)

стр.150


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Начинаем Урок!

Слайд 2

1 + 8 *4 5 *2 - 24 : 3 7 * 2 – 1 28 :7 * 4 30 – 36 : 4 * 2 8 * 2 : 1

Слайд 3

слива - из 2-х действий - и 1 и 2 ступени

Слайд 4

Стр. 149, №334 - ? три раза по столько (по 7)

Слайд 5

7 7 7

Слайд 6

7 * 3 больше В 3 раза

Слайд 8

Тема урока : Задачи на увеличение числа в несколько раз

Слайд 9

Я думаю,что … «нет» – 2 ученика «да» - ? В 10 раз больше

Слайд 10

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Задачи на увеличение числа в несколько раз" ("Школа России")

Работая по традиционной программе, можно успешно использовать технологию проблемно-диалогического обучения и открывать знания вместе с детьми....

Технологическая карта урока математики "Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц". Презентация к уроку.

Технологическая карта урока по математике в 1 классе по теме "Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц" с описанием ууд.УМК " Начальная школа 21 века"...

Урок математики "Увеличение и уменьшение числа в несколько раз и на несколько единиц"

Конспект урока составлен по  УМК "Перспектива" по учебнику Л.Г. Петерсон "Учусь учиться" 2 класс.  Тип урока - рефлексия....

Конспект урока по математике для 3 класс по теме "Текстовые задачи на увеличение числа в несколько раз и текстовые задачи на увеличение числа на несколько единиц"

Конспект урока по математике для 3 класс по теме "Текстовые задачи на увеличение числа в несколько раз и текстовые задачи на увеличение числа на несколько единиц"...

Урок математики в 3 классе с применением ИКТ Тема урока: Задачи на увеличение числа в несколько раз

Учащиеся научатся решать задачи на увеличение числа в несколько раз; пользоваться таблицей умножения и деления; понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; создавать модели с выделение...

Урок математики "Уменьшение числа в несколько раз"

Урок математики "Уменьшение числа в несколько раз" разработан с использованием технологии Способа диалектического обучения....