программа элективного курса по математике "Текстовые задачи на движение"
элективный курс по математике (4 класс) по теме

Программа расчитана на повышение интереса к предмету через выполнение и решение задач на движение в 4 классе. курс построен таким образом, что волнение каждого предыдущего задания позволяет исользоваться для решения и ввыполнения последующего. этот метод помогает добиться полного понимания способов решения подобных задач и повысить интерес к их решению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_po_matematike.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

                                                            Составитель: Фотимская Юлия Ивановна

                                                                                   учитель начальных классов

                                                                                                  лицея № 4

г. Чехов

  Пояснительная   записка.

                              Полный  минимум   знаний, необходимый    для  решения     всех  типов  текстовых  задач, формируется в  течение  первых  девяти лет   обучения    учащихся      в      школе, поэтому      представленный       элективный      курс      «Текстовые      задачи»     вводится уже  с середины  1-го   класса.  Хотя   при   творческом   подходе   учителя   к    его  проведению, исключив  пока  ещё   не изученные  на  уроках темы, можно  ввести  этот  курс  и  раньше. Подобный         подход     возможен, так     как    каждая    тема, за  исключением    первой,  является  вполне  самостоятельной  и  не  связана  с другими.                                                                                                                                                                              

                                Всего      на      проведение   занятий  отводится  

24 часа. На  изучение методов решения типовых задач   выделено  

15  часов. Провести    их    можно    в    форме  обзорных лекций с разбором   ключевых     задач, нацелив учащихся  на предварительную  подготовку   и  самостоятельный  поиск  

решения   с   их    последующим    обсуждением. На практические   занятия   и  отработку умений и  навыков отведено  

9 часов, из  них  2 часа    в    заключение    курса    изучения –  на  самостоятельную итоговую работу и решение  задач повышенной          сложности. В  программе  предусмотрено  проведение   3-х      тематических   зачетов (по одному часу каждый).

                              В  конце  программы  дан перечень литературы, которая позволит   учителю  и  учащимся  более   качественно   и  шире  изучить  рассматриваемые  темы  и  творчески  подойти   к  проведению  занятий.                                                                                      

                                 Представленный  элективный  курс  содержит  

7  тем.

                                Первая тема «Текстовые задачи и техника  их  решения» является   обзорной   по данному  разделу математики.

При   её  раскрытии   акцент  должен  быть сделан на выделение  основных  этапов и способов выполнения краткой записи (символический или словесный, либо графический),

определения способа и метода  решения  текстовых    задач,  

а также их назначение. Кроме  того, следует  также   обратить  внимание   учащихся  на  важность умелого письменного  

                           

оформления. Материалы    этой  темы  могут быть  использованы  учителем в 5-х  и  6-х  классах.

                                Следующие   четыре    темы   -  «Простые

задачи      на  движение»,   «Задачи  на встречное движение»,    «Задачи на движение в противоположных направлениях»,

«Задачи на движение вдогонку» -  закрепляют  и дополняют

 знания  учащихся, полученные  на  уроках.

                                 Последние   две    темы     -   «  Составные задачи  на движение»,   «Разные задачи»   -   выходят     за    

 рамки   традиционной программы М.И.Моро «Математика»,  

4 класс и  значительно   совершенствуют   навыки  учащихся     в  решении  текстовых  задач подобного вида.

                                После рассмотрения полного курса  учащиеся  должны   иметь  следующие  результаты  обучения:                            

  1. уметь  определять  тип  текстовой    задачи,   знать  особенности  методики    её      решения,    используя      при      этом      разные       способы;    
  2. уметь применять полученные математические знания в решении  жизненных  задач;
  1. уметь использовать дополнительную математическую

литературу.

                                Данный элективный курс рассчитан в первую  очередь на  расширение и углубление  знаний   по  математике, сделать  правильный    выбор   профиля  обучения в средних и старших   классах, а также    качественно    подготовиться для безболезненного перехода из младшей школы в среднее звено.  

Он   поможет  школьникам     систематизировать     полученные     на     уроках    знания    по  решению   текстовых   задач     и  открыть  для  себя   новые  методы   их    решения.     

Цели   курса:

  1.  Развитие         устойчивого   интереса

       учащихся  к  изучению математики.

  1. Формирование  у  учащихся  полного

       представления  о  решении  текстовых   задач.

  1. Определение     уровня    способности

       учащихся   и    их   готовности  к  дальнейшему  

       обучению    в  школе.  

  1. Воспитание  понимания, что  математика                                                                                 является инструментом познания окружающего    мира.

                                 Задачи  курса:

  1. Систематизировать  ранее  полученные

                  знания  по  решению  текстовых  задач.

  1. Познакомить    учащихся    с    разными

                 типами  задач, особенностями    методики   и  

                 различными  способами  их  решения.

  1. Развивать и укреплять межпредметные

                 связи.

  1. Научить   применять     математические  

                 знания в решении повседневных  жизненных

                задач   бытового  характера.

Учебный    план.

 

    Тема 1.

Текстовые  задачи  и  техника    

             их   решения.                                 – 1 час

    Тема 2.

Простые задачи   на  движение.                     – 4 часа  

    Тема 3.

Задачи  на  встречное движение.                   – 4 часа

            Тема 4.

Задачи  на движение в противоположном

и обратном   направлении.                             – 4 часа

   Тема 5.

Задачи на движение вдогонку.                       – 2 часа

   Тема 6.

Составные задачи  на движение.                   – 5 часов  

   Тема 7.

Разные  задачи.                                                  – 2 часа

Повторение  изученного   материала.           – 2 часа

                                                    Всего         24 часа

            Учебно-тематический   план.

   Тема 1.    

Текстовые  задачи  и  техника  их  решения.(1ч)

Занятие 1. Ведение  в  элективный  курс.(1ч)

    Тема 2.

Простые задачи  на  движение.(4ч) 

Занятие 1.Формула расстояния. Нахождение

неизвестного расстояния по известным данным скорости

и времени. (1ч)

          Занятие 2. Формула скорости. Нахождение неизвестной

            скорости по известным данным расстояния и времени.

            (1ч)

Занятие 3. Формула времени. Нахождение

неизвестного времени по известным данным расстояния и скорости.(1ч)

Занятие 4. Графический  способ решения простых задач

на движение.(1ч)

             

     Тема 3.

Задачи  на  встречное движение.(4ч)

Занятие 1. Ознакомление с понятием «встречное» движение. Способы решения подобных задач. (1ч)

Занятия 2-3. Практикум  по  решению  задач.(2ч)

Занятие 4. Зачёт  по  теме  «Задачи  на  встречное движение». (1ч)

     Тема 4.

Задачи  на  движение в противоположном и обратном направлении. (4ч)

           Занятие 1. Простые составные задачи на

             движение в противоположных направлениях .(1ч)

 Занятия 2-3. Практикум  по  решению  задач.(2ч)

 Занятие 4. Зачёт  по  теме  «Задачи на движение в противоположных направлениях». (1ч)

     Тема 5. 

Задачи  на  движение вдогонку. (2ч)

Занятие 1. Ознакомление с понятием «движение

вдогонку». (1ч)

Занятие 2. Практикум  по  решению задач.(1ч)

             

      Тема 6. 

Составные задачи на движение.(5ч)

Занятие 1. Краткая запись составной задачи,

выполненная графически .(1ч)

Занятие 2. Краткая запись составной задачи,

выполняемая с использованием соответствующих

терминов. (1ч)

           Занятие 3-4. Практикум  по  решению  задач.(2ч)

            Занятие 5. Зачёт  по  теме  «Составные задачи

 на движение». (1ч)

       Тема 7.

Разные  задачи.(2ч)

Занятие 1.Соотнесение решения простых и составных

задач на движение с решением задач на нахождение

«цены», «количества», «стоимости». (1ч)

  Занятие 2. Соотнесение решения простых и составных

задач на движение с решением задач на нахождение

«производительности», «времени», «работы». (1ч)

  Повторение.(2ч)

  Занятие 1. Самостоятельная  работа, индивидуальная     помощь педагога. (1ч)

  Занятие 2. Практикум  по  решению  задач. (1ч)  

                       

Содержание программы

          Текстовые  задачи  и  техника  их  решения.(1ч)

              Текстовая   задача. Виды   текстовых   задач   и  их  примеры.  Решение    текстовой    задачи. Этапы   решения   текстовой  задачи. Решение  текстовых задач арифметическими    приёмами (по  действиям). Решение  текстовых задач    методом    составления неравенства. Значение   правильного  письменного    оформления    решения   текстовой   задачи.

                 Простые задачи  на  движение.(4ч)

Движение в одном направлении за единицу времени.  

Расстояние, проделанное объектом за единицу времени

с одинаковой скоростью. Время, потраченное на пройденный

путь с постоянной скоростью. Формулы   зависимости  

 расстояния, пройденного    объектом, от скорости  и    времени  

 в   различных      видах      движения.   Решение   текстовых    

              задач     с    использованием  элементов  геометрии.

Особенности  методики  решения  задач на     движение.    Составление     таблицы    данных    задачи   на   движение  

и   её    значение   для   составления  математической  модели.

             Задачи  на  встречное движение.(4ч)                                          Формула    нахождения скорости при встречном движении.

Понятие «скорость сближения». Соотнесение данных скорости, времени и расстояния при отсутствии одного из исходных

данных.

              - Задачи  на  движение в противоположном

 и обратном направлении. (4ч)

             Формула   зависимости    проделанного расстояния от  скорости и затраченного времени. Особенности         выбора     переменных    и     методики  решения    задач   на   движение.  Составление    таблицы     данных задачи     на  движение  и  её  значение для  составления  математической  модели.

Задачи  на  движение вдогонку. (2ч)        

               Формулы   нахождения скорости, времени и

расстояния соответственно заявленному типу задач.

Особенности выбора переменных  и  методики  решения  задач

 на  движение вдогонку.

 Составные задачи на движение.(5ч)

              Формулы  нахождения скорости, времени, расстояния,

а также скорости сближения, скорости удаления и движения

объектов вдогонку.  Особенности выбора способов   и  методики  решения  составных задач этого типа.

  Разные  задачи.(1ч) 

              Задачи      и   оптимальный    выбор. Задачи   с косвенным условием. Особенности      методики     решения   задач. Выбор рационального подхода к записи решения задачи.

                              Формы  контроля  знаний.

   Зачёт № 1. Простые задачи  на  движение.

    Зачёт № 2. Задачи  на  встречное движение.

    Зачёт № 3. Задачи  движение в противоположном

                        и     обратном направлениях.

     Самостоятельная   работа.

Текстовые простые и составные задачи на виды движения объектов.

       Творческих  успехов  вам  в  плодотворном  проведении  

занятий  элективного  курса  «Текстовые  задачи»!!!

Литература.

1. О.В.Узорова , Е.А.Нефедова

«Большой справочник по математике»

М.: «Издательство Астрель»,  2001.

2. Н.Б. Истомина

«Контрольные и проверочные работы»

Издательство «Ассоциация XXI век», 20002

3. А.П.Ершова, В.В.Голобородько

«Математика. Самостоятельные и контрольные работы»

ООО «Илекса», 2006

4. М.Г.Ракитина «Математика. Дидактические материалы. По следам школьных учебников»

М.: «Айрис – пресс», 2002

5. Н.Б.Истомина, М.У.Тажева

«110 задач с сюжетами из сазок»

М.: «Родничок», Астрель, АСТ, 2002

6. Л.Г.Петерсон, Э.Р.Барзунова, А.А.Невретдинова

«Самостоятельные и контрольные работы по математике в начальной школе»

Москва, «Баласс» - «Школа 2000…», 2004

г. Чехов, 2009 год