конспект урока "Сложение и вычитание трехзначных чисел "
план-конспект по математике на тему

Агаркова Елена Николаевна

конспект урока  "Сложение и вычитание трехзначных чисел "  для урока математики во 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhenie_i_vychitanie_trehznachnyh_chisel.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК МАТЕМАТИКИ

В 3 КЛАССЕ

ТЕМА «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ТРЕХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ»

2006

Тема: «Сложение и вычитание трехзначных чисел»

Урок -  путешествие «В путь по тропинкам математики»

Цели:

  1. повторить знания по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел»,  совершенствовать умения складывать и вычитать трехзначные числа, умения решать задачи, знания правил порядка выполнения действий        ;
  2. развивать вычислительные навыки, математическую речь, умение анализировать, выделять главное, обобщать,  доказывать, развивать навыки контроля, самоконтроля и взаимоконтроля;
  3. воспитывать интерес к изучению математики, показать важность изучения математики, связь данного предмета  с другими.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.

Оборудование:

                            карточки с названиями тропинок, пособия для

                             устного счета, карточки - ребусы, чертеж к

                              геометрической задаче, магнитофон.

  1. Организационный момент

(звучит мелодия)

        Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по математически тропинкам. Нет нужды в полной классификации и перечислении всех тропинок, их много. Но главная из них та, которая начинается за школьным столом и учебной книгой.

         А затем вливается в широкую тропу вдумчивого изучения раздела за разделом. Одной из древнейших и прекраснейших наук -  математики.

       Не забудьте взять с собой быстроту, находчивость, смекалку. Сегодня вам предстоит пройти вот по этим тропинкам (на доске план урока).

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для Вас!

Пожелаю всем удачи,

За работу – в добрый час!

  1. Устный счет

Ну – ка в сторону карандаши,

Ни костяшек, ни ручек, ни мела  -

Устный счет! Мы творим это дело

Только силой ума и души.

1. Вставь нужное число.

6 Х14 + 6 Х 12 = 6 Х

2. Сравни, не считая.

2 Х 58  *  2 Х 56

3. Вставь пропущенное число

97 <       <100

сколько решений имеет неравенство?

4. К паре чисел добавь одно число, чтобы можно было составить верные равенства.

27  3   ?

5. Представь число 24  в виде произведения однозначных чисел.

6. Вести с других уроков.

Найди ответ на вопрос, пользуясь схемой.

Какая птица может ходить по дну водоема?

Воробей – 3

Оляпка – 4

Сорока – 5

4

        Х 5          + 6             - 5               : 7                + 1

На земном шаре 4 океана. Какой океан самый большой?

Атлантический -12

Индийский – 5

Тихий – 8

Северный – Ледовитый – 9

конец

начало

: 3

Х 6

: 8

Х 2

16

Кто автор этих строк?

Если добрым вырос ты,

Злыднем быть не пробуй,

Не стесняйся доброты,

А стесняйся злобы.

С. Маршак – 74

С.Михалков – 16

А. Барто - 35

    - 6 =  

8 +        =

25 : 5 =

5 Х          = ?

Какой вывод мы можем сделать?

(Математика связана со всеми науками)

7. Подумай и определи, какая фигура не нарисована?

?

В это время три ученика рабоали по карточкам

Карточка 1

Сумму чисел 645 и 196 уменьшить на их разность (самопроверка – решение в конверте)

Карточка 2

Разность чисел 309 и 124 увеличить на их сумму (самопроверка – решение в конверте)

Карточка 3

К сумме чисел 372 и 28 прибавить меньшее из них (самопроверка – решение в конверте)

  1. Работа по теме урока

Мы переходим на следующую тропинку  «Если сложим или вычтем число, то решение подошло»

   Эта тропинка на уроке самая важная так как она говорит нам о теме нашего урока. А цель урока: повторить знания о сложении и вычитании трехзначных чисел, совершенствовать умения складывать и вычитать такие числа.

На доске пример:

  623

-   412

Умеете ли вы решать такие примеры?

Решите? Почему нельзя решить? (записан неверно)

Как записать правильно?

Как называется первое число при вычитании?

Как называется второе число при вычитании?

Назовите значение разности.

Что заметили? (нет переходов)

Проблема: сможете ли вы придумать задание к этому примеру? Измените одну цифру в уменьшаемом так, чтобы переход был в разряде единиц; десятков; два перехода.

  1. Решение задач

А теперь на тропинку «Трудность задач повышаем, решение найти предлагаем»

Задача: Масса первого искусственного спутника Земли 83 кг, второго на 425 кг больше. Сколько весит второй спутник?

Найдите условие, вопрос, решение запишите самостоятельно

Дополнительное задание к задаче (по группам)

1 группа составить обратную задачу

2 группа придумать другой вопрос

3 группа придумать похожую задачу.

Физкультминутка (музыкальная)

Наше путешествие продолжается. Мы подошли к тропинке «Это ребусы из цифр, звездочки – их шифр» Вместо звездочек поставь такие цифры, чтобы получились верные равенства.

Стр.65 Учебник «Математика» 3 класс М.И. Моро

Еще несколько ребусов на этой тропинке:

ЛИ 100 К           7 . Я                  40 А

Правду говорят: «Ум и смекалка, что брат с сестрой»

Ну а сейчас мы на тропинке «Ситуации в жизни такие, либо сложные, либо простые»

Самостоятельная работа в парах.

№6 стр.64

И вот мы подходим к тропинке «Здесь загадки и шарады. За разгадку – две награды!»

Загадки:

Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)

Один пастух тысячу овец пасет. (Месяц и звезды)

Шарада:

Первая буква стоит в середине.

Буква сначала, буква с конца.

В целом – леса, города и равнины,

К целому полны любовью сердца.

И коль вражья надвинется рать,

Целое будем мы защищать. (Родина)

Проводится беседа на тему День космонавтики.

Кто был первым в мире космонавтом?

Его полет продолжался 108 минут. Сколько это часов? Стр.63 №1

Мы получили две награды – радость и удовлетворение, так как раскрыли секреты загадочного содержания.

Физкультминутка

1, 2 – стоит ракета (руки вверх, ладони образуют купол ракеты)

3,4 – самолет (руки в стороны)

1,2 – хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

1,2,3,4 – руки выше, плечи шире

1,2,3,4 – и на месте походили.

А без точного расчета

Не получится полета.

Так скорее за работу,

Сядем быстро за расчеты.

Следующая тропинка «Наш конструктор числовой, поработай головой».

Какие арифметические знаки нужно поставить, чтобы запись была верной и сохранился порядок действий?

       2     3         1        4

15   3   (19   3)   10

Найдите значение выражения, вспомнив правило порядка действий.

Из каких геометрических фигур составлена ракета?

               10 см

                                5 см

Найдите Р основной части ракеты и S.

  1. Итог урока

Наше путешествие подошло к концу. Пора подвести итог:

Чему посвящен был урок?

Что запомнилось?

Чему научило нас это путешествие?

       Путешествие по тропинкам математики учит вас многому. Не уходите с этой тропы далеко и надолго.

  1. Домашнее задание

Царица математика ждет Вас с выполненным домашним заданием  стр.63 №3,4

Спасибо за урок!

ТЕМА: СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ТРЁХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ.

ЦЕЛИ: Закрепить нумерацию трёхзначных чисел, сложение и вычитание двузначных чисел, формировать способность к сложению и вычитанию трёхзначных чисел; тренировать вычислительные навыки, умение анализировать, используя проблемные ситуации.

СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Самоопределение к деятельности.
  2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Построение проекта выхода из затруднения. («открытие» детьми нового знания).
  5. Первичное закрепление во внешней речи.
  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  7. Включение в систему знаний и повторение.
  8. Рефлексия деятельности.

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята, с хорошим настроением начнём наш урок.

      2. Чистописание: 536……………………………471…………………………………..

      3. Актуализация знаний.

  1. -запишите наименьше двузначное число
  2. -запишите число, в котором 2с.4д.6е., 354, 143, 3с.2д.1е.
  3. «День-ночь» 48+2+100-40+5-15-20+200 (280)
  4. -запишите это число в ряд, что знаете о числе 280?
  5. -выложите графическую модель числа
  6. -Какое число лишнее в ряду, почему? (Ряд чисел:10, 246, 354, 143,321, 280)
  7. - Сложите второе число по счёту с шестым, отнимите от четвёртого по счёту числа пятое число.

      4.Постановка учебной задачи. (Проблема)

- В каком задании возникло затруднение, почему?

-Чему же мы сегодня будем учиться? Определите тему урока. Определите цель урока. (Научиться складывать и вычитать трёхзначные числа в столбик).

      5. Открытие детьми нового знания.

-Сложим числа 246 и 321:

       246+321=

- Обсудите в парах и запишите на листок свой способ сложения трёхзначных чисел.

Рассмотрим предложенные способы сложения, и выберем лучший.

а) Графический способ:

246+ 321=

        +                                    =                = 567

        -СОТНИ

        

        -ДЕСЯТКИ

        -ЕДИНИЦЫ

б) Сложение чисел в столбик:

 

          246

       + 321

          567

-Какой способ сложения проще и удобнее?

-Какой способ выберем?

===============================================================================

-Решим пример на вычитание:

        354-143=

-Обсудите, и запишите свой способ вычитания трёхзначных чисел.

-Рассмотрим предложенные способы вычитания и выберем лучший.

а) Графический способ:

354-143=

        -        =           =   211

б) Вычитание чисел в столбик:

          354

        -143

          211

-Кто же сформулирует как надо складывать и вычитать трёхзначные числа?

Давайте проверим верно ли мы определили правило? Прочитаем его на с.50 в рамке.

6.Первичное закрепление.

С.50 №2

-Отработаем, с проговариванием в громкой речи новый вычислительный алгоритм.

      С.51  №5 Задача.

-Как вы думаете, потребуется ли нам для решения задачи новый вычислительный приём? (Один ученик у доски, с объяснением).

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

      С.50 №3

-Решить самостоятельно примеры в столбик:

   

                   1в.                                                              2в.

             530+327=                                                  416+102=

             857-530=                                                   518-416=

-Подойдите и проверьте по эталону, вывешенному на доске.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На доске запись:

677    453   475   257   569   665   347   556   326

                                   

                   974   754   386   835   686   237   578   687   766

Ученикам раздать бумажный кленовый листочек, на одной стороне которого записан пример, а на другой - буква. Решив пример, ученик должен найти полученный ответ на доске, и на его место прикрепить свой листочек обратной стороной.

    Должна получиться запись:

          СПАСИБО                           ЗА                             УРОК

Примеры:           456+221                         142+311                         234+241

                         125+132                          324+245                        541+124

                         112+235                          321+235                        114+212

                         551+423                         442+175                         425+410        

                         341+345                         115+122                         457+121

                           236+451                         451+315

(Примеры на листочках записаны в столбик, каждый ученик получает по одному примеру).

9. Рефлексия. Итог урока.

-Чему мы научились сегодня на урок?

-Кто запомнил и может рассказать, как надо складывать и вычитать трёхзначные числа?

-Если вы считаете, что научились новому вычислительному приёму, то в подарок от клёна возьмите кленовый листок.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Тема: Сложение и вычитание трехзначных чисел (без перехода через разряд). Урок закрепления.

Учитель: Вдовина Татьяна Михайловна.

Цели урока:

  1. Повторить сложение и вычитание трехзначных чисел.
  2. Рассмотреть различные способы проверки + и -.
  3. Закрепить действия с величинами.
  4. Отработать взаимосвязи между компонентами и результатами действий

 + и -.

НА  ДОСКЕ

100+860=960                         999-735=264

(267+531)-473=325               241+(956-523)=674

Х-263=524     а+125 ! а+250                     ?                                289ч.

                        b-620 ! b-602           лыжи    сани              лыжи     сани

                        356-с ! 756-с           ____________            ____________

                                                        132ч.       157ч.            132ч.          ?

                132ч.

Лыжи    ______

                              25ч.         ?

Сани     ____________

                          ?

Ход урока:

  1. И прекрасна, и сильна –

Математики страна.

Уравненья и задачи,

Устный счет здесь всякий раз.

Пожелаю вам удачи!

За работу! В добрый час!.

2. Гимнастика для глаз.

3. Тему, над которой мы будем работать сегодня на уроке, попробуйте определить сами.

Развиваем оперативную память.

а) 345     456    567   678               ( 789)

Что скажите? (увеличение на 111).

Продолжите ряд, не нарушая закономерности.

б) 545   540   535   520

Какое число лишнее? (520, уменьшенное на 15)

Назовите круглые числа.

в) 146   164   416   461   614   641

Что заметили?  (в записи используются одни и те же цифры, записаны в порядке возрастания).

Назовите четные числа.

4.Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

- На уроке мы будем решать примеры, уравнения и задачи на + и – 3-х значных чисел, вспомним сравнение выражений.

5. Запомните все, что без точного счета

    Не сдвинется с места любая работа.

- Чья команда сегодня быстрее и правильнее выполнит задание и расшифрует слово.

423 + 375 = 798   к                             125             236

798 – 562 = 236   а                             ___             ___

236 + 341 = 577   т                               О                А

577 –  452 = 125  о

125 +  673 = 798  к                              577            798

                                                             ___             ___

                                                                Т                К

- Кто может объяснить значение этого слова  «каток».

(Площадка с гладкой ледяной поверхностью для катания на коньках.

Машина, предназначенная для выравнивания асфальтированной дороги).

- Какие еще зимние забавы детей вы знаете?

6. Тренируем скорость вычитания. (Каждому выдается карточка на 1 минуту)

7. Кто из вас хочет решать у доски:

а) х – 263 = 524                                                 б) а + 125  <   а + 250

    х = 524 + 263                                                      b + 620  <   b - 602

    х = 787                                                                356 – c   <   756 - c

(при вычитании – уменьшаемое                          ( чем > слагаемое, тем > сумма,

всегда целое)                                                           чем > вычитаемое, тем  <  разность,

                                                                                  чем > уменьшаемое, тем > разность)

Чтобы найти целое…

Проверка

787 – 263 = 524

              ?

в) лыжи          сани

    _______________                                         г)               289

     132ч.            157ч.                                               лыжи     сани

                                                                                _______________

                                                                                  132ч.           ?

132 + 157 = 289ч.                                                  289 – 132 = 157ч.

 - ищем целое…                                                    - ищем часть…

- чтобы найти целое …                                        - чтобы найти часть…

                                   

                                    обратные задачи

д) лыжи    132ч.

                ______

    сани                  25ч.  > ?

               ___________  

                          ?

  1. 132 + 25 = 157 (чел.) – на санках (ищем большее число)
  2. 157 + 132 = 289 (чел.)  (ищем целое)

Ответ: 289 человек катались на лыжах и санках вместе.

8. Важно не только хорошо считать, но и терминологию знать.

а)  1 слагаемое – наименьшее 3-хзначное число, П слагаемое состоит из 8 сотен и 6 десятков. Найти сумму.

100 + 860 = 960

б) На сколько 735 меньше наибольшего 3-х значного числа?

999 – 735 = 264

в) Сумма чисел 367 и 531  уменьшить на 473.

(367 + 531) – 473 = 325

г) число 241 увеличить на разность чисел 956 и 523

241 + (956 – 523) = 674

9. Проверка у доски а,б (по вариантам)

10 Физкультминутка.

11. Я сижу, едва не плача,

      Очень трудная … (задача)

В тетради – задачи.

№1. Записать только решение.

        1 вариант                                                                       2 вариант

Длина катка – 310 м                                                  Длина катка – 300 м

Ширина       - 124 м                                                   Ширина – 142 м

Р - ?                                                                             Р - ?

Р = 310 +310 +124 +124 = 868 м                               Р = 300 + 300+ 142 + 142 = 884 м

12. Проверка у доски  в, г, д (порядам)

13. Найти схему к задаче, записать решение.

№ 2. На катке катались 112 мальчиков и 136 девочек. Сколько всего ребят катались на катке? (будем искать целое)

112 + 136 = 248 (чел.)

№ 3. В снежки играли 124 первоклассника и 158 второклассников. На сколько первоклассников меньше второклассников. (будем искать разность)

158 – 124 = 34 (чел.)

№ 4. При построении снежного городка участвовали 260 человек. В 1 день – 120 человек, во П – 40 человек, остальные участвовали в Ш день. Сколько человек участвовало в построении городка в третий день. (будем искать часть).

260 – 120 – 40 = 100 (чел.)

14. Долгожданный  дан звонок –

      Это кончился … (урок).

15. Подведение итогов, выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Сложение и вычитание многозначных чисел. Решение задач"

Предлагаю вниманию коллег урок математики во втором классе по программе «Школа -2100» по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел. Решение задач». Работала по учебнику – тетради для 2-го класса (1...

Открытый урок. "Сложение и вычитание трехзначных чисел."

Данный материал поможет закрепить изученные случаи сложения и вычитания трехзначных чисел. Повторить способы проверки сложения и вычитания. Проверить сформированность навыков сложения и вычитания трех...

Конспект урока математики. Тема " Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд"

План-конспект урока по математике во 2 классе, на тему: "Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд"  УМК "Школа 2100"...

Конспект урока по математике "Вычитание трехзначных чисел"

Тема: «Вычитание трехзначных чисел»Цели деятельности учителя: формирование умений вычитать трехзначные числа.Планируемые результатыПредметные:Знать :-  приемы вычисления ;- алгоритм в...

Конспект урока математики "Алгоритм вычитания трехзначных чисел" (УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: «Алгоритм вычитания трёхзначных чисел»Цели деятельности учителя: создание условия для овладения обучающимися письменным приёмом вычитания трёхзначных чисел в пределах 1000.Планируемы...

Конспект урока математики "Алгоритм вычитания трехзначных чисел" (Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: создание условия для овладения обучающимися письменным приѐмом вычитания трѐхзначных чисел в пределах 1000. Планируемые результаты:Предметные: - знать алгоритм трехзначных ч...