Скорость. Время. Расстояние.
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Орехова Лариса Анатольевна

Цели:
- сформировать у учащихся представление о новой величине «скорость» и единицах ее измерения;
- выявить зависимость между величинами, характеризующими движение тел (скоростью, временем, расстоянием) на основе исследования графических моделей движения на числовом луче;
- продолжить отрабатывать вычислительные навыки;
- способствовать развитию логического мышления, внимания, речи;
- прививать интерес к математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skorost._vremya._rasstoyanie..docx32.49 КБ

Предварительный просмотр:

СКОРОСТЬ. ВРЕМЯ. РАССТОЯНИЕ

3 класс. Урок с элементами моделирования.

УМК: Л.Г. Петерсон «Математика. 3 класс».

Цели:

- сформировать у учащихся представление о новой величине «скорость» и единицах ее измерения;

- выявить зависимость между величинами, характеризующими движение тел (скоростью, временем, расстоянием) на основе исследования графических моделей движения на числовом луче;

- продолжить отрабатывать вычислительные навыки;

- способствовать развитию логического мышления, внимания, речи;

- прививать интерес к математике.

Оформление:

- картинки с изображением движения объектов;

- пазл школьного автобуса;

- карточки S=а х b, v = s : t, Скорость. Время. Расстояние;

- рисунки с изображением лиц детей (по кол-ву учащихся).

Х о д   у р о к а

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Оргмомент

- Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем себе удачи. Итак, мы начинаем урок.

II.Актуализация знаний

- Ребята, посмотрите на доску. Вы видите различные картинки. Что изображено на них?

- Ракета, гепард, черепаха, катер, самолет…

-Как вы думаете, что объединяет их?

- Они изображают движение.

- А чем же тогда они отличаются?

- Эти предметы двигаются с различной скоростью

- Совершенно верно. Они все двигаются по-разному: кто-то быстрее, кто-то – медленнее. Вот сегодня мы и поговорим о движении и как его можно измерить.

- А как вы считаете, какой из этих объектов движется быстрее?

- Ракета.

- Предлагаю вам из геометрических фигур собрать ее. На 1 ряду - … , на 2 ряду - …, на 3 ряду - … Подойдите к первой парте. Кто же из вас быстрее справится с этим заданием? Итак, 5,4,3,2,1, пуск!

Собирают ракету

- Ракета бороздит воздушное пространство, и нам предстоит выполнить следующие задания. (открываем левую половину доски)

Изображена большая ракета

Найдите длину стороны прямоугольника, если S= 720 см, а вторая сторона принимает значения 6см, 9см, 12см, 20см.

720 : 6

120

720 : 9

80

720 : 12

60

720 : 20

36

- Ответы запишите в тетради

- Какое число лишнее в данном ряду?

- 120 – трехзначное число;

- 80 – не кратно 3;

-36 – не круглое число.

- В каком порядке расположены числа?

- В порядке убывания.

- Как изменяются стороны в прямоугольнике?

 - Одна сторона увеличивается, а другая уменьшается.

- А о каких величинах можно сказать «увеличивается» и «уменьшается»? Приведите примеры из реальной жизни.

- О массе, о времени, о температуре и т.д.

- Мы умеем измерять величины, которые вы назвали. А как измерить скорость?

- Рассудите спор двух друзей.

Перед вами на партах задача. Познакомимся с ней.

Миша и Игорь учатся в разных школах и никак не могут разобраться, кто из них быстрее бегает. Миша на соревнованиях пробежал 60 м за 20 с, а Игорь – 45 м за 15с. Каждый считает себя лучшим спортсменом. Игорь утверждает, что он затратил меньше времени, а Миша с ним не согласен. Ведь он пробежал большее расстояние. Кто же из них прав?

 Мнения детей

III.Постановка проблемы

- Как видите, ни время, ни расстояние сами по себе не являются характеристиками скорости, хотя скорость от них и зависит. Так какова же цель нашего урока? Сегодня на уроке мы:

- познакомимся со скоростью;

- единицами ее измерения;

- установим, взаимосвязь скорости со временем и расстоянием;

- будем учиться решать задачи нового вида. (Цели открываются на доске)  

Итак, тема урока – «Скорость. Время. Расстояние»  

Высказывания детей.

Что такое скорость? Какие единицы измерения скорости? Какова взаимосвязь скорость, время, расстояние? Как решать задачи?

IV.   «Открытие» детьми нового знания

- Вернемся к задаче о споре двух друзей. Как же нам узнать, кто бегает быстрее?

- Надо узнать, кто пробегает быстрее за 1 секунду

Запись на доске и в тетрадях:

  1. 60 :20 – 3(м) – пробежал Миша за 1с.
  2. 45 :15 = 3 (м) – пробежал Игорь за 1с.

- Какой вывод можно сделать?

- Они пробегают одинаковое расстояние за 1с.

- Т.е. у них одинаковая скорость. Что же такое скорость?

Предположение детей.

- Найдите ответ в учебнике на с.1. Значит, скорость характеризуется не временем и расстоянием отдельно, а расстоянием, пройденным в единицу времени. (обращение к целям урока)

- Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени.

- Т.к. скорость – величина, ее можно измерить, сравнить, то существуют единицы ее измерения.

Работа в учебнике с.1 №1. Пользуясь определением скорости, объясните смысл предложений. (Обращение к целям урока)

Ответы детей

V. Физминутка

Бегун – бежит.

Пловец – плывет,

А летчик водит самолет.

Шофер баранку крутит так,

А я пешком хожу вот так!

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, давай, дружок.

Еще попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз.

И за парту вновь садись.

Дети проговаривают слова вместе с учителем и делают движения по ходу стихотворения.

-Попробуйте узнать, у кого какая скорость? (работа с картинками, на которых изображено движение различных объектов)

Гепард – 90 км/ч

Черепаха – 5 м/мин

Самолет – 800 км/ч

Ракета – 6 км/с

Катер- 50 км/ч

Человек – 5 км/ч

(обращение к целям урока)

-Какой цели нашего урока мы уже достигли?

Ответы детей.

-Как мы уже знаем, скорость характеризуется не временем и расстоянием отдельно, а расстоянием, пройденным в единицу времени. Нам надо  решить следующую задачу.

Поезд проехал 150 км за 3 часа. С какой скоростью он ехал?

Определите, какой чертеж подходит к условию данной задачи. Свой ответ обоснуйте.

50 км/ч

Т.к. проезд проехал 150 км за 3 ч, то, чтобы найти его скорость надо 150 :3 = 50 (км/ч)

- Условие этой задачи можно записать и с помощью таблицы, где мы отразим величины   (s,v,t) и их единицы измерения. Расстояние обзначим s (не путать с S), скорость – v, а время – t.

На доске и в тетрадях запись:

s                      v                     t

150 км           ?                    3 ч.

150 : 3 = 50 (км/ч)

Ответ: скорость поезда – 50 км/ч.

- Как же вы нашли скорость? Запишем полученный вывод с помощью букв.

v = s : t

- Таким образом, вы вывели формулу зависимости скорости от расстояния и времени. (Обращение  к целям). Т.е. скорость будет больше у того, кто затратит меньшее время при одинаковом расстоянии.

VI. Отработка полученных навыков

№ 2, с.2

- Что известно в задаче? Что надо найти? Как будете находить скорость? Какой ответ  получился? Объясните полученный результат.

 Работа в учебниках и на доске.

№ 10 на с.3

- Предлагаю вам за 1 минуту постараться решить одно из уравнений. Полученный ответ запишите на своих досках. Кто справится с этим заданием быстрее?

Ответы показывают на инд. Досках

-Какой цели мы достигли? (обращение к целям)

- Мы научились решать задачи, записывать условие задачи по-разному.

  1. Домашнее задание

Дома предлагаю выполнить № 11, / с.3. Проведите наблюдение, какое время вы затратите на его выполнение?

  1. Итог урока

-Ребята, обратите внимание, за весь урок мы ответили на все вопросы, которые поставили перед собой. Достигая цели нашего урока, мы собрали пазл. Что получилось? На этом школьном автобусе вы отправитесь в дальнейшее путешествие по стране Математики по увлекательным улица города Скорость – Время – Расстояние. Чтобы занять места в автобусе, надо ответить на вопросы.

-Что нового узнали на уроке?

-С какой новой величиной познакомились?

- В каких единицах измеряется скорость?

- Что мы делали с вами? Чему научились?

- У вас на партах находятся картинки с веселыми мордашками. Я попрошу вас подписать свое имя и подойти к автобусу. На каждом окошке вы увидите надпись. Прикрепите свое изображение там, где считаете нужным, оценив свою работу на уроке.

Я хочу поблагодарить вас за работу. Сегодня вы показали свои отличные знания по математике.

Прикрепление картинок на автобус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика. Введение понятий скорость, время, расстояние 3 кл

Так как это первый урок, то по технологии деятельностного метода был выбран тип урока – урок открытия нового знания. При планировании данного урока мной были учтены возможности и психологические особе...

Скорость, время. расстояние

Закреплять умение решать задачи на движение, навыки устного счета, действий с многозначными числами. Повышать интерес к математике за счет активизации работы детей на уроке, развивать логическое...

Презентация к уроку "Зависимость величин"(скорость, время, расстояние)

В 4 классе по УМК "Школа  2100" используется данный материал  при изучении темы "Зависимость величин от направления движения"...

Итоговые тесты - необходимый набор знаний к концу 3 четверти в 4 классе (понятия скорость, время, расстояние, взаимосвязь, единицы измерения, односложные задачи на скорость, простейшие примеры на вычисления)

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию тесты, в которых собраны 30 вопросов, примеров и задач (односложных), с которыми ученики, оцениваемые на "удовлетворительно", предпоаложительно должны спра...

Открытый урок по математике 4 класс тема «Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи в таблице». УМК "Гармония"

Цель:  Познакомить детей с понятием «скорость»; научиться записывать единицы скорости; записывать задачу на движение одного тела в таблице; сравнивать скорости различных тел в разных ...

Конспект урока "Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи" 4 класс УМК "Гармония"

Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи...

Конспект урока "Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи" 4 класс УМК "Гармония"

Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи»...