Главные вкладки

    Конспект урока по математике во 2 классе на тему "Сложение и вычитание трехзначных чисел"
    план-конспект урока математики (2 класс) на тему

    Конспект урока может быть использован на уроках математики во 2 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lll.odt17.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по математике во 2 классе на тему "Сложение и вычитание трехзначных чисел"

    Цели:

    1. формирование способности к сложению и вычитанию трехзначных чисел без перехода через разряд;
    2. формирование навыков письменных и устных вычислений;
    3. формирование навыков составления, анализа и решения задач;
    4. развитие подвижности мыслительных процессов;
    5. повышение интереса к изучению математики;
    1. воспитывать умение сотрудничать, а также умение работать самостоятельно.

    Оборудование:

    1. У учителя:  учебник Л. Г. Петерсон  «Математика» 2 класс 1 часть, графические схемы-помощники, музыкальный центр, карточки с числами.
    2. У ученика: учебник Л. Г. Петерсон  «Математика» 2 класс 1 часть, листы формата А3, фломастеры, цветные карандаши.

    Тип урока: изучение нового материала.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    Начинается урок.
    Он пойти вам должен  впрок.

    II. Актуализация знаний (деятельностный  метод обучения)

    1. Математический диктант 

    1. Записать число, в котором 8 сотен 6 десятков 2 единицы.
    2. Записать число, в котором 3 сотни 2 десятка 1 единица.
    3. Записать число, в котором 6 сотен 2 единицы.
    4. Записать число, в котором 9 сотен 9 десятков.
    5. Записать число, в котором 7 сотен 7 десятков 7 единиц.

    Все учащиеся работают в тетрадях, а 2 ученика на закрытых от всех «крыльях» доски. После окончания работы коллективная проверка выполнения задания.

    2. Работа с графическими моделями чисел

    На доске представлены 3 графические модели чисел.

    Задание 1: Найти модель числа 425, доказать свой выбор. (В числе 425 4 сотни – они изображены большими треугольниками, 2 десятка – 2 маленьких треугольника, 5 единиц – 5 точек).

    Вопрос: Что вы знаете о числе 425? (Трехзначное, последующее число 426, предыдущее 424, сумма цифр числа равна 11.) Выразите число 425  в различных счетных единицах.

    (Задание выполняется на доске 3-мя учениками и в тетрадях всеми остальными.)

    425 = 4с + 2д + 5е
    425 = 42д + 5е
    425 = 4с + 25е

    Задание 2: на листах формата А3 зарисовать фломастером графическую модель любого трёхзначного числа, рядом записать это число.

    3. Игра «Мои друзья» (ТРИЗ компонент)

    1. Мои друзья те, у кого в числе 2 сотни.

    – Дети, чья модель подходит к высказыванию, выходят к доске и демонстрируют записи на листе. Если ученик вышел неправильно, то  сразу проводится коррекция знаний самими учащимися.

    1. Мои друзья те, у кого в числе 5 десятков.
    2. Мои друзья те, у кого в числе 8 единиц.
    3. Мои друзья те, у кого в числе 1 сотня.

    Вопрос после игры: что общего у всех чисел, которые вы написали? (Они трехзначные.)

    4. Разбиение чисел на группы 

    На доске 4 столбика чисел

    105      300         809           210
    15        30           89             21

    Задание 1: Прочитать числа каждой пары, сказать, чем похожи и чем различаются. (Похожи: в записи есть одинаковые цифры, различия: двузначные и трёхзначные; цифры в записи числа обозначают разные единицы.)

    Задание 2: Разделить на 2 группы («Круглые» и «некруглые» числа; двузначные и трёхзначные числа;  числа, в записи которых есть цифра «0» и те в которых её нет;  сумма цифр равна трем и сумма цифр равна 17). 

    ТРИЗ компонент «Расселение»

    Задание 3: назвать предыдущее числа 300, последующее числа 809.
    Во время этого этапа урока учитель стимулирует учащихся, раздавая карточки с двузначными и трёхзначными числами, в записи которых использованы одинаковые цифры.(99, 999, 22, 222, 444, 55, и т. д.) Карточки кладутся на стол в перевёрнутом виде. Правило: не переворачивать карточки до тех пор, пока учитель не попросит. При невыполнении правила карточка изымается. После 3-го задания учитель просит встать всех, кто получил поощрение в виде карточек и прочитать записанные числа. Сильным ученикам предлагается найти сумму чисел.

    5. Самостоятельное решение примеров

    15 + 30          21 + 30
    89 – 21          210 + 105

    Во время выполнения задания дети фиксируют затруднение при решении последнего примера.
    Обсуждение ситуации. (Трудно потому, что ещё не складывали трёхзначные числа.)
    Вопрос: Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться на  уроке?
    Формулирование детьми темы урока.

    Физкультминутка

    Выполняется под расслабляющую музыку. Учитель, или один из учеников, говорит такие слова: «сотни», «десятки», «единицы». Учащиеся стоят и  при помощи рук показывают: сотни – руки сомкнуты над головой в виде большого треугольника, десятки – соединены попарно большие и указательные пальцы рук, образуя маленький треугольник, единицы – имитируется работа рук на клавиатуре компьютера по столу.

    III. Постановка учебной задачи. Работа по теме

    – Мы с вами уже умеем складывать и вычитать двузначные числа столбиком. Как вы думаете, при складывании и вычитании трёхзначных чисел столбиком будут те же правила, или мы будем это делать совсем по-другому? (Все также, только добавляется ещё один разряд – сотни.)
    – Какое правило мы должны вспомнить, чтобы записать столбиком сумму чисел 261 и 124?
    (Единицы записываем под единицами, десятки под десятками). А сотни? (Сотни записать под сотнями).

    Запись примера в тетрадях и на доске.

    – С чего начинается сложение? (Сложение начнем с единиц. 1 единица плюс 4 единицы будет 5 единиц. Записываем под единицами цифру 5.) Что будем делать дальше? (Складываем десятки, записываем под десятками, а затем  считаем сотни и записываем под сотнями. Читаем ответ: 385)
    – Сделайте вывод о том, как сложить два трёхзначных числа столбиком.

    Вывод фиксируется при помощи схемы-помощника:

     

    Задание: записать столбиком разность чисел 372 и 162. Как произвести вычисления? Какой получился ответ? (210)
    – Сделайте вывод о том, как найти разность двух трёхзначных чисел столбиком.

    Дети самостоятельно делают выводы.
    Вывод фиксируется при помощи схемы-помощника:

     

    Вопрос для самых наблюдательных учеников: встречалось ли нам сегодня на уроке число 210? Какую роль играло это число? (Оно было слагаемым и разностью.) Какую еще роль может выполнять число? (Может быть суммой, уменьшаемым, вычитаемым.)

    IV. Первичное закрепление

    Дети решают примеры №2 со страницы 50 учебника.
    Вопросы: Что заметили? Сделайте вывод. (Чем меньше второе слагаемое, тем меньше значение суммы, если первое слагаемое одинаково. Чем меньше уменьшаемое, тем меньше разность, если вычитаемое одинаково.)

    V. Включение нового материала в систему знаний

    Задание: Выполните действия в столбик и скажите, что интересного в этих примерах.

    530 + 327      857 – 530           416 + 102       518 – 416

    1) В 1 и 2 примерах одинаковые части (327 и 530) и целое (857), также и в 3 и 4 примерах (части 416 и 102, целое 518.
    2) Выполняются взаимообратные действия.

    Вопрос: Какие выражения вы бы дописали к этим парам? (327 +  530, 857 – 327, 102 + 416, 518 – 102)

    – Какой закон математики увидели? (Переместительный.)

    VI. Продолжение работы по теме урока

    1. Решение задачи

    В палатку привезли яблоки и апельсины. Яблок было 395 кг, а апельсинов на 145 кг меньше. Сколько фруктов привезли в палатку?

    Вопросы:

    – Разбейте условие на смысловые части.
    – Повторите вопрос.
    – Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
    – В задаче одно действие? Два? Три? Почему? Докажите.
    (Два данных, неизвестных тоже 2.)
    – Начертите схему задачи;
    – Решение запишите столбиком.

    2. Преобразование задачи (применение технологии УДЕ)

    Задания: 

    1. Составьте обратную задачу для предыдущей задачи. Каким будет её решение?
    2. Изменить вопрос задачи так, чтобы она решалась в 1 действие. Как ответите на вопрос?
    3. Дополните условие задачи. Если будет необходимость, то поменяйте вопрос. Что изменится в решении? (Если дополнение вызвало сложность, то задать ещё один вопрос: какие ещё фрукты вы знаете?)

    Для сильных учеников даётся индивидуальное задание: 

    1. Дополните условие так, чтобы задача решалась в 4 действия. Запишите её кратко.

    3. Решение нестандартных задач:

    1) Петя нашел один гриб, Коля – два, а Паша – три. Мама дала им 18 орехов и велела разделить их по заслугам. Сколько орехов получил каждый?

    Ответ: Паша собрал половину всех грибов, поэтому ему полагается половина всех орехов – 9. Из остальных девяти орехов Коля должен получить в два раза больше Пети, так как он собрал в два раза больше грибов. Значит, Петя должен получить три ореха, а Коля шесть.

    2) Попытайся понять, как составлена эта последовательность: 720, 360, 120, 30, …….. . Напиши еще два ее члена.

    Ответ: каждое число, начиная со второго, равно предыдущему числу, деленному на 2, потом на 3, потом на 4. Два следующих числа 6 и 1.

    4. Самостоятельная работа 

    Формирование умения решать задачи по действиям с пояснением и выражением.

    Решение задачи №7 со страницы 51 учебника.

    В гараже было 305 «Жигулей» и 142 «Москвича». Утром уехало 237 машин. Сколько машин осталось в гараже?

    Вопросы после решения:

    – Поднимитесь те, кто решил задачу по действиям с пояснением?
    – Встаньте те, кто решил задачу выражением?

    (Запись вариантов решения на доске.) Обратить внимание детей на то, что решения записаны по-разному, а количество действий одинаково.

    – Какое решение рациональнее?  Почему? (Требует меньше времени на запись.)
    – Какими числами мы пользовались при решении этой задачи?
    (Трехзначными.)

    Повтор сложения и вычитания трёхзначных чисел при помощи схемы-помощника.

    VII. Итог урока

    – Что полезного вы узнали на этом уроке?

    VIII. Рефлексия

    – Оцените свою работу. Нарисуйте на полях тетради зелёный «кружок», если вы довольны своей работой. Если вы  довольны, но можете ещё лучше – жёлтый «кружок». А уж если что-то не поняли или немного ленились, то нарисуйте красный «кружок».

    IX. Домашнее задание 

    – Cоставить 5 примеров на сложение трёхзначных чисел без перехода через разряд, чтобы одно число играло разную роль: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по математике 3 класс "Сложение и вычитание трехзначных чисел"

    Конспект урока по математике "Что узнали. Чему научились."...

    Конспект урока по математике, 3 класс. УМК Школа России. "Сравнение трёхзначных чисел"

    Цель: познакомить с приемами сравнения трёхзначных чисел; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов...

    Конспект урока по математике 1 класс. Тема: "Сложение и вычитание вида ...+4, ... - 4".

    Конспект урока по математике 1 класс. Тема: "Сложение и вычитание вида ...+4, ... - 4". Программа Школа России....

    Конспект урока по математике 2 класс Тема: «Сложение и вычитание вида 35+5, 35-30, 35-5».

    Конспект урока по математике Тема: «Сложение и вычитание вида 35+5, 35-30, 35-5»....

    Конспект урока по математике 1 класс "Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10+7, 17-7, 17-10".

    Разработка конспекта урока по математике для 1 класса УМК "Школа России" М. И. Моро...