Конспект урока в технологии деятельностного метода
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Никифорова Татьяна Ильинична

 

Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо прекратить действовать и начать думать». Данный урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода, урок по типу рефлексии. На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. Использование технологии обеспечивает достижение высоких результатов как в освоении знаний и навыков, так и в общем развитии учащихся. На уроках с использованием данной технологии ребята учатся лучше рассуждать, думать, анализировать, не бояться трудностей, самостоятельно решать ставшие перед ними проблемы, ставить цели и их добиваться, быть творческими личностями. Они учатся общаться, уважать мнение каждого и считаться друг с другом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_deyatelnostnyy_metod.docx101.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в  4 классе в технологии деятельностного метода

Никифорова Татьяна Ильинична, учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 33 с углубленным изучением математики» Великого Новгорода

Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо прекратить действовать и начать думать». Данный урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода, урок по типу рефлексии. На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. Использование технологии обеспечивает достижение высоких результатов как в освоении знаний и навыков, так и в общем развитии учащихся. На уроках с использованием данной технологии ребята учатся лучше рассуждать, думать, анализировать, не бояться трудностей, самостоятельно решать ставшие перед ними проблемы, ставить цели и их добиваться, быть творческими личностями. Они учатся общаться, уважать мнение каждого и считаться друг с другом

Тип урока: рефлексия

Тема: Дроби. Сложение и вычитание смешанных чисел.

Основная цель: уточнить понятие дроби, понятия правильной и неправильной дроби, повторить и закрепить действия со смешанными числами,  решение задач на дроби, тренировать способность к рефлексии собственной деятельности.

Оборудование: учебники-тетради Л.Г. Петерсон «Математика 4 класс», карточки с заданиями, эталоны для проверки.

Ход урока.

2.Самоопределение к деятельности.

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Познавательные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с обыкновенными дробями)

Прежде всего  давайте вспомним темы, над которыми мы работали на прошлых уроках. (Дроби. Сложение и вычитание смешанных чисел)

Сегодня мы продолжим работу по данной теме.

 

3.Актуализация опорных знаний.

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся

Цель:

1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия  материала: основное свойство дроби, правильные и неправильные дроби;

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;

3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;

4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний.

а) – Объясните, что показывают числа, записанные под каждым рисунком?

– Можно ли эти числа назвать натуральными? Как их называют?

         

                        

– Представьте данные дроби в виде частного. (1 : 4; 3 : 8.)

б) Найдите среди этих высказываний истинные:

1.             2.                             3.  13                 4.  а+3663+а

Дети  выбирают высказывания №2,3 и доказывают свой выбор.

4. Самостоятельная работа.

1) По рисунку запиши дроби и подчеркните среди них неправильные дроби.

а)                                   б)                                  в)

        

(а);    б);       в). )

2) Запишите полученные дроби в виде частного. (1 : 4; 10 : 10; 9 : 4.)

(А);  Б) ;  В).)  

3) Найдите среди этих высказываний истинные:

1.              2. b + 109 b + 190                 3.   с : 5                  4.80 % =

Дети должны выбрать высказывания №1,4

После выполнения работы учащиеся сверяют решения с подробным образцом, данным на доске. По мере проверки учащиеся подчёркивают карандашом место несовпадения с предъявленным образцом и заполняют второй столбец своей таблицы. Если задание выполнено точно так же, как на образце, то в таблице против соответствующего номера они ставятся знак "+", а если есть расхождения, то фиксируют их знаком "?".

№ задания

Выполнено

("+", или "?")

алгоритма

Исправлено в процессы работы

Исправлено

в самостоятельной работе

Подробный образец.

1) А);  Б) ;  В).

2) а)1: 4; б) 10 : 10; в) 9 : 4

    3) 1.      4.80 % =

3. Локализация места затруднения.

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации

Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

2) согласовать цель и тему урока.

Тем учащимся, которые верно выполнили задание, предлагается эталон для того, что бы они ещё раз проанализировали свою работу.

Эталон.

1)

а) Круг разделён на 4 равных частей, закрашена 1 часть, закрашенная часть составляет

б) Прямоугольник разделён на 10 равных частей, закрашено 10 частей, закрашенная часть составляет ; Дробь неправильная, т.к. числитель равен знаменателю.

в) Каждый квадрат разделён на 4 части, закрашено 9 частей, закрашенная часть составляет . Дробь неправильная, т.к. числитель больше знаменателя.

2) Черта дроби заменяется знаком деления, числитель – делимое, знаменатель – делитель: 1:4; 10 : 10; 9 : 4

 3) Истинное высказывание №1

Т.к. При сравнении дробей с разными знаменателями больше та дробь, у  которой знаменатель меньше.

И истинное высказывание №4.

Т.к. 1% - это сотая часть числа

Дополнительное задание: № 4 и № 7 по выбору.

На эти задание готовится подробный образец и эталон, чтобы учащиеся, выполняющие задания могли проверить свою работу (варианты предлагаются ниже).

С.46 №4

а) (3+ а) - 2 = 5;                             б) 8 - (в  +  ) = 4;                                              

     3+ а = 5 + 2;                                           в  +  = 8 - 4;                                              

     3+ а =7;                                                 в  +  =  4;                                                  

     а =7 - 3;                                      в  =  4  - ;                                                  

     а =3.                             в  =  3  .

Чтобы сложить смешанные числа, надо сложить отдельно их целые и дробные части.

Чтобы вычесть смешанные числа, надо вычесть отдельно их целые и дробные части.

Если при сложении дробей в сумме получается неправильная дробь, то обычно из этой дроби выделяют целую часть.

В смешанных числах выделенную целую часть добавляют к имеющейся целой части.

Если при вычитании дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого, то надо раздробить единицу уменьшаемого.

С.46 №7

1

3

4

4

4

4

5

Э

Т

Н

О

Г

Р

А

Ф

С остальными учащимися проводится следующая работа.

– Кто допустил ошибку в № 1?

– Кто допустил ошибку № 2?

- Кто допустил ошибку при решении уравнений?

–Какую цель вы ставите для себя на этом уроке? (Определить причину ошибки и исправить её).

4. Построение проекта выхода из затруднения.                                                                                                    

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения.

Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

– Что, значит, определить причину ошибки? (Определить, на какое правило допущена ошибка).

– Какие знания мы используем при выполнении заданий? (Что показывает знаменатель и числитель дроби, как дробь можно записать в виде частного, какие высказывания называют истинными, как сравнить дроби, что такое %).

– Как вы будете исправлять ошибку? (Надо переделать задание и опять сравнить с образцом).

– А, если у вас опять не совпадёт с образцом? (Тогда надо повторить правило, на которое допущена ошибка, и снова выполнить задание).

– А если вы не сможете самостоятельно исправить ошибку? (Обратиться к эталону).

– Определив свойство, при использовании, которого вы допустили ошибку, занесите результаты в третий столбик таблицы. Приступайте к работе.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу над ошибками, учитель на данном этапе выступает в качестве консультанта. Если им удаётся самостоятельно исправить ошибку, они заполняют четвёртый столбик таблицы. По окончании работы учащиеся получают эталоны и ещё раз анализируют свою работу.

5. Обобщение причин затруднений во внешней речи.  

Формируемые УУД:

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения

Цель: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.                                                     

Учитель последовательно выясняет у кого из детей, на какие понятия и правила были допущены ошибки и эти понятия и правила проговариваются во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

Цель: проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки

Выполните вторую самостоятельную работу, выбирая из заданий только те, в которых допустили ошибки.

Если вы допустили ошибку в №1, то возьмите конверт № 2 и выполняйте задание:

 а)По рисунку запиши дроби, выдели правильные дроби;

        

        

      б) Придумай  3 своих  дроби и сделай рисунок. Поднеси на проверку к учителю.

 Если вы допустили ошибку в №2,то только запиши частные в виде дробей из № 7 на с.47.

Если вы допустили ошибку в №3, то найди истинные высказывания в №3 на с.51.

Придумай 3 своих  верных высказываний. Поднеси на проверку к учителю.

Эталон.

№1

+            +         или 1    -
а) Круг разделён на 6 равных частей, закрашено 2 части, закрашенная часть составляет

. Это правильная дробь, т.к числитель меньше знаменателя.

б) Круг разделён на 8 равных частей, закрашено 3 частей, закрашенная часть составляет ; Это правильная дробь, т.к числитель меньше знаменателя.

в) Круг разделён на  4 части, закрашено 4 части, закрашенная часть составляет  или 1

№2 

Частные записываются в виде дроби, где числитель – делимое, знаменатель – делитель:

  5:6=

11:9=1

31:8=3

29:7=4

21:5=4

23:5=4

19:4=4

23:4=5

                

№3 Истинные высказывания под буквами а),б) и г)

Т.к. При сравнении дробей с разными знаменателями больше та дробь, у  которой знаменатель меньше.

Т.к. 1% - это сотая часть числа.

7. Включение в систему знаний и повторение.

С.52 №7, №9

8. Рефлексия деятельности.

Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм сложения и вычитания дробей;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности: действия со смешанными числами;

5) обсудить и записать домашнее задание.

Формируемые УУД:

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества

– Какая была цель нашего урока? (Повторить дроби. Сложение и вычитание смешанных чисел).

– Те, кто допускал ошибки при выполнении задания, какая перед вами стояла цель? (Найти ошибку, понять её причину и исправить).

– Кто из вас достиг цели? (Учащиеся высказываются).

– Дайте анализ своей деятельности.

Учащиеся по желанию делают анализ по плану, предложенному им:

1) У меня сегодня всё получалось, я не допускал ошибок;

2) Я допустил ошибки в первой самостоятельной работе (перечислить ошибки);

3) Я исправил допущенные ошибки в процессе работы над ними;

4) Я не смог самостоятельно исправить ошибки, но исправил их с помощью эталона;

5) Я без ошибок справился со второй самостоятельной работой;

6) Во второй самостоятельной работе я допустил ошибки (перечислить их);

7) Я выполнил дополнительное задание (перечислить выполненные номера);

8) В дополнительном задании я допустил ошибки (перечислить их);

9) Мне необходимо поработать над…

Из предложенных пунктов учащиеся выбирают те, которые соответствуют их деятельности.

Домашнее задание: с.51 №:6, с.52 №8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в технологии деятельностного метода

Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо...

Структура урока по технология деятельностного метода

Структура урока по технология деятельностного метода...

Формирование УУД на уроках ОНЗ технологии деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон

Формирование универсально учебных действий на уроках открытия нового знания технологии деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон...

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения.

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения....

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Урок математики в 1 классе Тема: Задачи на сравнение. Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)

Тема: Задачи на сравнение.Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)Цель:§  Продолжать формировать способность к решению простых задач на разностные сравнения чисел.§  Познакомить с ...

Структура урока в технологии деятельностного метода обучения

Структура     урока     в     технологии     деятельностного метода обучения: этапы, цели, описание этапов, время, приём...