Формирование УУД на уроках ОНЗ технологии деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон
методическая разработка (математика, 1 класс) на тему

Формирование универсально учебных действий на уроках открытия нового знания технологии деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_uud_na_urokah_onz.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Формирование УУД на уроке «открытия» новых знаний (ОНЗ)

                                        Этапы урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
  3. Выявление места и причины затруднения.
  4. Построение проекта выхода из затруднения.
  5. Реализация построенного проекта.
  6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  8. Включение в систему знаний и повторение.
  9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

  1. Мотивация к учебной деятельности. (1 – 2 мин)

Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

- Что значит уметь учиться?

- Хочу учиться.

- Могу учиться.

- Зачем надо учиться?

                    Требования к этапу

                             УУД

1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности ( «надо»).

2.Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).

3.Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»)

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- целеполагание (П)

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

  1. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (4мин)

     Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

-Актуализация необходимых ЗУН.

- Обощение ЗУН.

- Пробное учебное действие.

- Фиксация затруднения

                        Требования у этапу

                                   УУД

1.Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2.Зафиксировать актуализированные способы действия в речи.

3. Зафиксировать актуализированные способы действия в знаках (эталоны)

4.Организовать обобщение актуализированных способов действий.

5. Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

6.Мотивировать к пробному действию («надо» - «могу» - «хочу»).

7. Организовать самостоятельное выполнение пробного действия.

8.Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного действия или в его обосновании.

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия., классификация (П);

- извлечение необходимой информации из текстов (П);

- использование знаково – символических средств (П);

- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

- выполение пробного учебного действия (Р);

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиция в коммуникации (К);

- учёт разных мнений (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К).

  1. Выявление места и причины затруднения. (2 мин)

Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.

- Перестаю действовать – начинаю думать.

- Что я делал, какие знания применял.

- Где возникло затруднение? (место)

- Почему оно возникло? (причина)

             Требовании к этапу

                                      УУД

1.Организовать восстановление выполненных операций.

2. Организовать фиксацию места (шаги, операции), где возникло затруднение.

3.организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т. д ).

4. На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия., классификация (П);

- подведение под понятие (П);

- определение основной и второстепенной информации(П);

- постановка и формулирование проблемы (П);

- структурирование знаний(П);

- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений, координирование разных позиций (К);

- разрешение конфликтов (К).

  1. Построение проекта выхода из затруднения. (2 мин)

Цель этапа:  постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

- Какое знание строю, чему учусь.

- Как строю и с помощью чего. (выбор способа и средств)

- План построения нового знания

Требования к этапу

                                                 УУД

 Организовать построение проекта выхода из затруднения:

1.Учащиеся ставят цель проекта ( целью является устранение причины возникновения затруднения).

2.Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

3. Учащиеся определяют средства ( алгоритмы, модели, справочники и т. д.)

4. Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели).

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия., классификация (П);

- самостоятельное выявление и формулирование познавательной цели (П);

- поиск и выделение необходимой информации из текстов (П);

- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

- планирование (Р);

- прогнозирование (Р);

- структурирование знаний (П);

- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений (К);

- использование критериев для своего суждения (К);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

- разрешение конфликтов (К).

  1. Реализация построенного проекта.(7мин., работа в группах)

Цель этапа: построение и фиксация нового знания.

- Реализация построенного проекта.

- Фиксация нового знания в речи и знаково (эталон).

- Решение задач, вызвавших затруднение.

Требование к этапу

                                                        УУД

1.Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2. Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3. Организовать фиксацию нового способа действия в знаках ( с помощью эталона).

4. Организовать фиксацию преодоления затруднения.

5. Организовать уточнение общего характера нового знания ( возможность применения нового способа действия для решения всех заданий данного типа).

- смыслообразование (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия., классификация (П);

-  волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- познавательная инициатива (Р);

- выражение гипотиз и их обоснование (П);

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

- поиск необходимой информации из текстов (П);

- использование знаково – символических средств (П);

- моделирование и преобразование моделей разных типов ( предметы, схемы, знаки и т. д. ) (П);

- устанавливание причинно – следственных связей (П);

- самостоятельное создание способов решения проблем твореского и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);

- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

- построение логической цепи рассуждений, доказательств (П);

- нравственно – этическое оцениваниеусваиваемого содержания (Л);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений, координирование разных позиций (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К);

- достижение договорённостей и согласование общего решения (К);

- разрешение конфликтов (К).

  1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.(5 мин)

      Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.

- Решение типовых заданий на новое знание.

- Проговаривание во внешней речи. ( всеми учащимися)

Требование к этапу

                                                     УУД

 1.Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или группах

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия., классификация (П);

- извлечение из текста необходимой информации (П);

- моделирование и преобразование моделей разных типов (П);

- использование знаково – символических средств (П);

- подведение под понятие (П);

- установление причинно – следственных связей (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);

- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

- построение логической цепи рассуждений. Доказательство (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

- учёт разных мнений, коордирование разных позиций (К);

- использование критериев для обоснование своего суждения (К);

- достижение договорённостей и согласование общего решения (К);

- управление поведением партнёра (К);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

 7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.  (3 мин)

            Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

- Выполнение самостоятельной работы.  (решение типовых заданий)

- Самопроверка.  (по эталону для самопроверки)

- Коррекция ошибок.

- Ситуация успеха.

                     Требование к этапу

                                УУД

1.Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2. Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом).

3. Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно вербальное соотнесение работы с подробным образцом). ( в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки)

4. По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действий.

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия., классификация (П);

- извлечение из текста необходимой информации (П);

- использование знаково – символических средств (П);

- подведение под понятие (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);

- доказательство(П);

- контроль(Р);

- коррекция (Р);

- оценка (Р);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р);

- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К).

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

- Границы применения нового знания.

- Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученным.

- Задание на повторение.

-  Задания на пропедевтику изучения последующих тем.

Требование к этапу

                                                  УУД

1.Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2.Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности

- нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия., классификация (П);

- понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

- подведение под понятие (П);

- моделирование, преобразование модели (П);

- использование знаково – символических средств (П);

-  установление причинно – следственных связей (П);

- выведение следствий (П);

- самостоятельное создание алгоритмов действий;

- выполнение действий по алгоритму (П);

- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

- контроль, коррекция, оценка (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений, координирование разных позиций (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К);

- достижение договорённостей и согласование общего решения (К);

- постановка вопросов (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

- управление поведением партнёра (К);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.  (3 мин)

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода нового знания.

- Рефлексия нового содержания.

- Рефлексия учебной деятельности.

- Самооценка деятельности.

- Домашнее задание.

                      Требование к этапу

                                         УУД

1. Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2.Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4. Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

- рефлексия способов и условий действия (П);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности (Л);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способн...

Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроке открытия нового знания (письмо)

Мастер-класс по технологии системно-деятельностного метода обучения на основе урока письма "Дифференциация Ж-Ш" в 1 классе....

Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе.

Технология деятельностного метода обучения на уроках  в начальной школе «Школа 2000…» Подготовила : Алленова Любовь Юрьевна, учитель начальных классов...

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения.

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения....

Мастер-класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" Дьяковой С.А.

Мастер -класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"  знакомит с опытом использования и применения технологии деятельностного метода обучения в развити...

Мастер - класс по теме" Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"

Мастер - класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" знакомит с опытом использования  и применения технологии деятельностного метода обучения в развит...

Структура урока в технологии деятельностного метода обучения

Структура     урока     в     технологии     деятельностного метода обучения: этапы, цели, описание этапов, время, приём...