" Обучение решению задач глухих детей 1 класса с глубокой задержкой развития ".
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Лубенцова Светлана Николаевна

Методическая разработка предназначена для начинающих сурдопедагогов. В ней в краткой  и наглядной форме изложены основополагающие приёмы обучения решению задач на самом начальном этапе. Эти же приёмы могут быть использованы в обучении детей с другими ограниченными возможностями здоровья и испытывающих трудности в усвоении материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zadachi.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Обучение решению задач глухих детей 1 класса с глубокой задержкой развития»

Огромное значение в развитии мышления глухих детей с ЗПР, в формировании умения решать задачи имеет первоначальный этап, т.е. формирование понятий  «всего» и «осталось», усвоение математических терминов «задача, условие, рисунок, решение, ответ» ( составные части задачи ).

        Методика обучения решению задач состоит в следующем:

1.Предварительная работа.

Обязательно включает в себя формирование понятий «рассказ» и «задача». Первоначально образец того и другого даёт учитель, объясняя разницу. Затем он предлагает задание на различение из двух данных, а потом – назвать, что это ?

рассказ

задача

2. Чтение задачи.

Дети прочитывают всю задачу устно-дактильно, сопряжено с учителем. Идёт работа над содержанием, пониманием словаря, где используются картинки, муляжи, реальные предметы, инсценировки, зарисовка (как при работе по чтению ). Текст должен быть простым, доступным для детей, связан с повседневной жизнью. Предметный словарь можно использовать тот же, что и по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, ППО, чтению.

3. Работа над структурой задачи.

«Что мы знаем?» - основная, главная фраза на уроке. Дети повторно прочитывают условие по подражанию, затем – самостоятельно. Выкладываются таблички:

Мы знаем.

Условие.

«Что мы не знаем?»

        Мы не знаем.

        Вопрос.

Первоначально идёт пассивное многократное повторение этих слов, постепенно закрепляя их в речи. Педагог при этом побуждает детей к припоминанию и называнию их самостоятельно.

4.Рисунок к задаче.

«Мы будем рисовать.»  Выкладывается следующая табличка:        

Рисунок.

            «Что мы будем рисовать?» - уточняющий вопрос учителя. Если дети затрудняются, можно помочь: «Что мы будем считать?», «Сколько будем рисовать яблок и др.?». Если дети снова затрудняются, педагог возвращается к вопросу «Что мы знаем?». Затем он рисует количество предметов. Впоследствии это делает сильный ученик, а затем – слабый. Дети учатся изображать условие, соблюдая клеточки.

              «Прочитайте вопрос» ( уточняющим является «Что мы не знаем?» ) – дети зачитывают и обязательно обводят руками то количество предметов, которое требуется узнать (демонстрационный  материал на столе учителя и на рисунке в тетради).

      всего

осталось

Дети обводят, утрируя значение слова ( эмоционально реагируют, что выражается

В мимике учителя и учащихся ).        
                       В том случае, если данные дети не могут воспринять сразу вопрос задачи, нужно подготовить их к выбору: где находится то количество предметов, которое они будут считать? Подготовка происходит во время чтения условия задачи:

            ещё

               убери

         пришёл

          ушёл

        прилетел

         улетел

        положил

          взял

           дал

          съел

                                                                                                                                     

и т.д.

Вспоминая эти дополнительные (уточняющие) слова, которые дают детям при изучении знаков «+» и «-«  , эмоционально выражая их значение, учитель подводит учеников к осознанию вопроса «всего» и «осталось». Далее составляется рисунок, подписываются числа, вопрос, скобка (всего).

5. Решение задачи.

«Мы будем решать задачу.» Выкладывается табличка :  

         Решение.

 «Напишите пример.» Предлагается шаблон:

     *

     =

  (   .)    

             Если дети затрудняются, учитель снова возвращается к вопросам: «Что мы знаем?», «Что мы не знаем?». Дети, у которых нарушено пространственное восприятие, обязательно должны соотносить движения руки (указательного пальца) с тем, что говорится и пишется. Сначала (первый раз) записывает учитель, затем – сильный ученик. Уточняем: «Что считали?», записываем сокращения в скобках.

6. Запись ответа.

«Мы решили задачу. Сколько  всего (осталось, стало, получилось) ?».

 Выкладывается табличка:

        Ответ:

При этом  учитель выделяет (соотносит) вопрос в задаче, получившееся количество предметов и ответ. «Напиши ответ. Прочитай ответ.»

7. Итог.

«Что мы делали?» Табличка:  

Мы  решали задачу.

           В ходе работы учитель обязательно учит «выделять» зелёной ручкой вопрос, результат и ответ, формируя умение соотносить взаимодействие этих понятий, а  в последствии выделять главный вопрос и его связь с конечным результатом.

Тип задач учитель берёт из программы. Он может адаптировать тексты  из сборников для массовой школы. Речевые конструкции фраз подбираются в соответствии с программой и возможностями детей ( их речи, мышления и жизненного опыта ).

На следующем этапе составляется  краткая запись.

Краткая запись.

Учитель  делает  то же самое, используя текст задачи в двух вариантах: целостный и разрезной для выкладывания краткой записи. Детям даются понятия «краткая запись» и «главные слова». От наглядного решения учащиеся переходят к образному, устному разбору содержания задачи и составлению краткой записи, опираясь только на текст.

            Хотелось бы особо отметить то, что всё чаще приходят в школу дети со сложной структурой дефекта, с речевыми нарушениями. Поэтому важно знать, что фразы учителя и детей должны быть чёткими и лаконичными, движение головы , глаз и рук – совпадать с действиями и речью учителя и ребёнка.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение решению задач, выраженных в косвенной форме (1 класс)

Изучение данной темы представляет известную трудность....

Методика обучения решению задач, связанных с движением тел.

Статья для методического объединения....

Развитие мыслительных операций в процессе обучения решению задач по системе Занкова Л.В.

В статье раскрыты психолого-методические основы развития логических операций у младших  школьников в процессе обучения математике, раскрывает особенности методики работы над задачами по программе...

Обобщение опыта развития мыслительных операций у учащихся 2 класса в процессе обучения решению задач по программе Аргинской И.И. (система Занкова Л.В.)

В данной работе отражен практический опыт по решению задач во втором классе по программе Аргинской И.И....

Самостоятельное исследование "Личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию глухих детей"

Актуальность темы, чем это обусловлено. Основные аспекты ЛОП (личностно ориентированного подхода). Отличие ЛОП от традиционного подхода к обучению и воспитанию. Составляющие ЛОП – основные понятия, пр...

Обучение решению задач, выраженных в косвенной форме (1 класс)

Материал предназначен для учителей начальных классов....