Главные вкладки

    Методическая разработка по математике (1 класс) по теме:
    Обучение решению задач, выраженных в косвенной форме (1 класс)

    Изучение данной темы представляет известную трудность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Обучение решению задач, выраженных в косвенной форме (1 класс)

     

    Изучение данной темы представляет известную трудность, так как некоторые дети, даже после многократной тренировки, не могут установить математические отношения между числами в таких предложениях, как это: «В парке 20 берез, это на 6 больше, чем кленов». Для облегчения этой задачи и предлагаются следующие задания.

     

    Первый этап

         Во время изучения темы «Сравнение» необходимо начинать учить детей построению «обратных» предложений: «Если Саша выше Коли, то Коля ниже Саши», «Если удав длиннее крокодила , то крокодил короче удава» и т. д.
         Особой областью изучения являются отношения «больше - меньше». В данный период продолжается обучение построению обратных предложений: «Если у Пети больше карандашей, чем у Димы, то у Димы меньше карандашей, чем у Пети» и усложняется характер заданий. Например, вставить слова «больше» или «меньше» в предложение «Если у Иры ... кукол, чем у Веры, то у Веры ... кукол, чем у Иры».    Вставить слова «больше», «меньше» и необходимые имена в предложение «Если у Пети ... самолетиков, чем у ... , то у Саши ... самолетиков, чем у ... ».

    Второй этап

         Когда отношения «больше», «меньше» охватывают числовой материал, обратные предложения несколько усложняются: «Если у Коли на 2 машинки больше, чем у Вовы, то у Вовы на 2 машинки меньше, чем у Коли». Соответственно расширяется круг заданий по восстановлению предложений. «Если у Веры на 2 открытки ... , чем у Иры, то у Иры на 2 открытки ... , чем у Веры».
         «Если у Пети на ... марок меньше, чем у Вани, то у Вани на ... марок больше, чем у Пети», «Если у Лены на ... шаров ..., чем у Кати, то у Кати на ... шаров .., ,чем у Лены». «Если у ... на 3 робота ..., чем у Вити, то у ... на 3 робота ..., чем у Коли».

    Третий этап

         Непосредственное знакомство с задачами, выраженными в косвенной форме, начинается после того, как дети научились решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц и на разностное сравнение чисел. Во время обучения решению задач на разностное сравнение чисел необходимо научить детей к каждой задаче задавать два вопроса ( один со словом «больше», другой со словом «меньше») и соответственно давать два полных ответа.
         На одном из последующих уроков детям предлагается задача; «В классе 10 мальчиков. Их на 3 меньше, чем девочек. Сколько девочек в классе?» и к ней два готовых решения: 10-3=7, 10 3=13. Затем идет работа по выбору верного решения и обоснованию пути, который привел к неверному решению.
        На следующем уроке детям раздаются тексты двух задач: «У Тани есть синие и красные шары. Синих шаров - 10. Красных на 2 шара больше, чем синих. Сколько красных шаров у Тани?» и «У Тани есть синие и красные шары. Синих шаров - 10. Их на 2 шара больше, чем красных. Сколько красных шаров у Тани?" Детям нужно подчеркнуть различия в текстах задач. После обсуждения данной работы, учитель открывает на доске краткие записи данных задач и просит детей определить и обосновать, какая краткая запись относится к первой задаче, а какая ко второй. Если в процессе всей предыдущей работы еще не возник вопрос - одинаково или различно будет решение этих задач, то учитель задает его после анализа кратких записей.
         На следующем уроке можно выполнить такое задание - выбрать вопрос к условию задачи: "Юля нашла 8 грибов. Она нашла на 3 гриба меньше, чем Лена". Вопросы:
    а) Сколько грибов нашла Юля?
    б) На сколько грибов меньше нашла Юля, чем Лена?
    в) Сколько грибов нашла Лена?
    г) На сколько грибов больше нашла Лена, чем Юля?
         Необходимо обосновать выбор вопроса и несоответствие других вопросов данному условию ("спрашиваться должно про неизвестное"). Дети могут предложить свои вопросы к данному условию. Необходимо все варианты проанализировать.

    Четвертый этап

         На этом этапе предлагаются задания по восстановлению условий задач, изменению числовых данных, преобразованию условий задач. Вот возможные задания:
         Вставить слово "больше" или "меньше" в условие задачи, чтобы она решалась так: 12-4. Задачи:
    а) На елке 12 шаров, а хлопушек на 4 штуки ... . Сколько хлопушек на елке?
    б) На елке 12 шаров. Это на 4 штуки ..., чем хлопушек. Сколько хлопушек на елке?
         Следующее задание предусматривает изменение числового данного задачи так, чтобы решение стало невозможным. Предлагается задача: "В саду созрело 15 яблок, это на 13 штук больше, чем слив. Сколько слив созрело в саду?".
         Дети делают краткую запись и решают задачу. Затем учитель просит детей закрыть глаза, а сам в краткой записи делает изменение - вместо числа 15 пишет число 12. Детям предлагается сформулировать условие задачи с новым данным и решить ее самостоятельно. Всегда найдутся дети, которые скажут, что новая задача не решается.
         В следующей задаче требуется преобразовать условие задачи, не нарушая смысла отношений между данными числами. "Кукла стоит 15 рублей. Она на 3 рубля дешевле, чем машинка. Сколько стоит машинка?" Детям предлагается решить задачу, а затем сформулировать условие задачи по-другому, чтобы решение при этом не изменилось.
         Далее задания усложняются. После решения задачи "Миша за книгу заплатил 20 рублей, это на 3 рубля больше, чем за журнал. Сколько стоил журнал?" детям предлагается изменить условие так, чтобы задача решалась сложением: 20 3. Дети могут предложить разные способы преобразования условия. Например, слово "больше" в условии заменить на слово "меньше" или фразу "на 3 рубля больше" отнести к стоимости журнала. Кто-то из детей может предложить и такой вариант:
    "Миша за книгу заплатил 20 рублей, а за журнал 3 рубля. Сколько всего денег истратил Миша?". Тогда учитель просит напомнить задание и выясняется, что изменить надо было только условие, а не вопрос задачи.

    Пятый этап

         Классификация задач. Детям предлагаются тексты трех-четырех задач в прямой и косвенной форме и задание - указать, какие задачи решаются сложением, а какие вычитанием и обосновать свой ответ. Затем можно предложить задание - выбрать среди данных задач такие, которые решаются так же, как только что решенная.
         На одном из последующих уроков детям предлагаются тексты трех задач.   Возможно таких:
    а) Маша нашла 20 грибов, а Леша на 5 грибов больше, чем Маша. Сколько грибов нашел Леша?
    б) Маша нашла 20 орехов, это на 5 орехов больше, чем нашел Леша. Сколько орехов нашел Леша?
    в) Люда нашла 20 орехов, а Никита на 5 орехов больше, чем Люда. Сколько орехов нашел Никита?
         Затем идет задание - какая задача отличается от двух других и по каким признакам? Среди множества разных вариантов, возможно, прозвучит и главный - отличие второй задачи в ее решении, и оно вызвано тем, что слово "больше" относится к известному числу, а значит неизвестное число меньше.

    Шестой этап

         Составление задач. Более простой вариант, когда по готовым кратким записям составляются задачи. Более сложный вариант, когда предлагается данное "б" и задано отношение "на 2 меньше" и необходимо придумать задачу, чтобы она решалась так 6 2 или так 6-2.

    Седьмой этап

         Переход к задачам в два действия, включающим простую задачу в косвенной форме.
         Этот переход осуществляется после того, как дети научатся решать задачи в два действия всех других видов. Тогда им можно предложить сравнить тексты двух таких задач:
    а) Ваня в первый день прочитал 30 страниц книги, а во второй день на 11 страниц больше, чем в первый. Сколько страниц Ваня прочитал за два дня?
    б) Оля в первый день прочитала 30 страниц книги. Это на 11 страниц больше, чем во второй день. Сколько страниц Оля прочитала за два дня?
         Для некоторых детей краткая запись является сложной для восприятия. Тогда нужно показать им, что условие можно сделать более понятным, если представить его в виде схемы. Имеется в виду, что дети уже знакомы со схемами при изучении других тем. Тогда в работу необходимо включить еще один этап - задания на установление соответствия между содержанием задачи и схемой. Можно предложить такие задания:
    а) Определить, соответствует ли схема данной задаче?
    Как нужно изменить схему, чтобы она соответствовала задаче? Как нужно изменить задачу, чтобы данная схема соответствовала ей?
    б) Выбрать задачу, которая соответствует данной схеме.
    в) Выбрать схему, которая соответствует данной задаче.
         Когда включить задания данного этапа в работу, учитель решит сам. Возможно, краткая запись с самого начала будет заменена схематичным рисунком, а возможно, схема будет сопутствующим элементом, помогающим лучше уяснить содержание задачи. Право выбора остается за учителем.
         В конце необходимо добавить, что дети должны уметь проверять решение задач. В данном случае проверкой может послужить составление и решение обратных задач.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку по математике "Закрепление. Решение задач и примеров изученных видов" 1 класс

    Предложенный урок  "Путешествие в сказку" является заключительным по математике в 1 классе. Попадая в сказку дети закрепляют  материал, изученный в 1 классе....

    Решение задач (отработка умений и навыков). 1 класс. Использование ИКТ на различных этапах обучения.

    Использование ИКТ на различных этапах обучения. 1 класс. Решение задач....

    Обучение решению задач, выраженных в косвенной форме (1 класс)

    Материал предназначен для учителей начальных классов....

    Обучение грамоте по «Прописям» В.А. Илюхиной. 1 класс. УМК «Планета Знаний»

    Календарно-тематическое планирование по "Прописям" В.А.Илюхиной 1 класс....

    Урок математики "Задачи в косвенной форме" (2 КЛАСС) РО Эльконин-Давыдов

    Урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС. был представлен на конкурсе "Учитель года"....