«Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме».
план-конспект урока по математике (4 класс)

Бондаренко Ирина Васильевна
Цель: Познакомить с задачами на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме; Задачи: познакомить обучающихся с решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме, совершенствовать вычислительные навыки (устные, письменные). Тип урока: открытие новых знаний Основные образовательные ресурсы: учебник, тетрадь, раздаточный материал (карточки с заданиями), наглядное пособие (плакат)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matemat.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России» Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.

Математика: Учебник 4 класс, 1 часть, стр. 68-69

Тема: «Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме».

Цель: Познакомить с задачами на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме;

Задачи:

 познакомить обучающихся с решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме, совершенствовать вычислительные навыки (устные, письменные).

Тип урока: открытие новых знаний

Основные образовательные ресурсы: учебник, тетрадь, раздаточный материал (карточки с заданиями), наглядное пособие (плакат) 

I. Организационный момент.

– Ребята, начнем урок. Будьте внимательны, сосредоточенны. Откроем тетради.
– Запишем число, классная работа.

II. Актуализация знаний. Устный счёт.

Предлагаю выполнить задания: 

1.Медведь может прожить 50 лет. Лошадь – 30 лет, заяц – 10 лет. Объясните, что показывают выражения:

30 : 10; 50 – 30; 50 – 10;30 – 10; 50:10

2.. Если известно, что линейка стоит в 2 раза дороже карандаша, что можно сказать о цене карандаша по сравнению с линейкой

3.Ствол дуба толще, чем ствол сосны, а. ствол сосны толще, чем ствол берёзы. Ствол какого дерева толще всех?

Индивидуальная работа по карточкам

Найди:

-Число, если его третья доля равна23;

- Число, если его восьмая доля равна 80;

-Пятую долю числа250;

-Четыре шестых доли числа24;

-Три десятых доличисла300.

III. Самоопределение к деятельности 

Задача №1 Нарисуйте семь кружков, а треугольников на два меньше. Сколько нарисуете треугольников?

Задача№2 Нарисуйте семь кружков, их на два больше, чем треугольников. Сколько нарисуете треугольников?

Проверка: два человека у доски с ошибкой.

- Согласны ли вы?

- Ребята, какая же задача наиболее хитрая? Почему? (наиболее хитрая вторая задача, т. к. в ней говориться только о кружках, а просят найти количество треугольников.)

- Как надо рассуждать, чтобы правильно найти количество треугольников? (если кружков семь и их на два больше, значит треугольников на два меньше, мы находим меньшее число)

- Какая же задача сформулирована в прямой форме? (1) Почему?

- А что можно сказать про вторую задачу? Почему? (она хитрая, сформулированная в косвенной форме)

- О чем надо помнить, чтобы правильно ответить на вопрос в такой хитрой задаче? (Надо понимать, какое число находим: большее или меньшее.) 

Сообщение темы и цели урока. Эта задача относится к теме нашего урока. Такие задачи называются – задачи в косвенной форме.

IV. Работа над новым материалом. 

Работа по учебнику.

№ 319 (с. 68).

Прочитайте задачу 1. И решите ее устно.

- В нашем доме 9 этажей, а в соседнем на 3 этажа больше. Сколько этажей в соседнем доме?

Решение: 9 + 3=12 (эт.). 

Ответ: в соседнем доме 12 этажей.

В данной задаче нужно было найти большее число.

- Прочитайте вторую задачу.

В соседнем доме 12 этажей. В нём на 3 этажа больше, чем в нашем. Сколько этажей в нашем доме?

- Ребята, задачи первая и вторая одинаковые? В чем различие?

(Вторая задача сформулирована в косвенной форме.)

Если в первом больше, то во втором – меньше.

Один из учеников записывает краткое условие задачи.

V Физминутка.

VI Первичное закрепление.

Работа по учебнику.

1.№320 (с. 68).

- Прочитайте задачи.

- Каким действием решается задача 1? (Сложением. Брат младше сестры на 3 года, значит, сестра старше на 3 года. )

2) - Каким действием решается задача 2? (Вычитанием. Папа старше мамы на 3 года, значит,  мама младше на 3 года)

Взаимопроверка

2) Работа в группах.

1 группа: Вам предложена задача в прямой форме, вам надо изменить условие задачи так, чтобы она была сформулирована в косвенной форме. И решить вами составленную задачу.

Задача: В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка, учебников математики на сорок штук больше. Сколько учебников математики привезли в школьную библиотеку?

Задача, сформулированная в косвенной форме: В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка, это на 40 штук меньше, чем учебников математики. Сколько учебников математики привезли в школьную библиотеку?

2 группа: Из предложенных задач выберите задачу в косвенной форме и решите ее, предварительно составив краткую запись.

Задача №1 В первых классах учатся девяносто два ученика, а во вторых классах на шестнадцать учеников больше. Сколько учеников во вторых классах?

Задача №2 В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка, это на сорок штук меньше, чем учебников математики. Сколько учебников математики привезли в школьную библиотеку?

Задача №3 В сборнике сказок триста пятьдесят страниц, а в сборнике стихов на сорок страниц меньше. Сколько страниц в сборнике стихов?

3 группа: Пользуясь математическим текстом, составьте вопрос к задаче в косвенной форме, сделайте краткую запись и решите её.

Математический текст: В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка, учебников математики на сорок штук больше.

Алгоритм составления задач в косвенной форме.

1. Прочитать задачу.

2. Выделить ключевые слова.

3. Составить схему, краткую запись или рисунок к задаче.

4.Сделать вывод: большее или меньшее число надо найти.

5. Выбрать действие.

6. Решить задачу.

7. Записать ответ


Проверка:-  Прочитайте задание и решение.

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику.№321(с. 68).

Самостоятельное решение по вариантам. Самопроверка по образцу

VIII. Рефлексия

Работа по учебнику №322 с.68

Разбор решения задач совместно с учителем

-Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?

Самостоятельная запись решения. Два ученика работают у доски

-Почему мы  решали эти задачи  разными действиями, если вопросы в обеих  задачах были одинаковыми? (задача 1 на  увеличение числа на несколько единиц,   задача 2 на уменьшение числа на несколько  единиц,   выраженных в косвенной форме».

IХ. Подведение итогов урока

- Какая тема нашего урока?

-На что необходимо обращать внимание при решении задач на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме

(Необходимо обращать внимание-большее или меньшее число нужно найти)

-Оцените свою работу на уроке

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз и на несколько единиц"

Презентация составлена к уроку математики во 2 классе по учебнику Л.Петерсон  по УМК "Перспектива".  В нее входит устный счет, геометрический материал, решение задач....

Урок математике на тему: "Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме"

Тема: «Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме»Цель: познакомить учащихся с новым видом задачЗнать: взаимосвязь цена - кол-во – стоимостьПонимат...

Карточка для проверки решения задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз / на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц

Данный материал поможет ученикам 3 классов отработать умение решать текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз / на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц....

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме.

Открытый урок на тему: "Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме"...

Технологическая карта урока математики "Задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме." (УМК Школа России, 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся умения решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с решен...

Технологическая карта урока по математике по теме «Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме» (4 класс), УМК Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: развитие умения решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной формеЗадачи урокаДидактические:1) Позн...