«Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц»
план-конспект урока по математике (1 класс)

Казакова Анастасия Валерьевна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Урок систематизации и обобщения знаний и умений по теме: «Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц»

Цели урока:

  • обобщение и систематизация знаний и умений по теме: «Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц»;
  • отработка вычислительных навыков;
  • закрепление умения составлять и решать задачи, делать выводы;
  • закрепить структурные элементы задачи.

Задачи:

Образовательные: отрабатывать умение решать задачи: видеть в них условие, вопрос; выбирать схему к задаче; составлять задачи по рисунку, находить значение выражения.

Развивающие: развивать умение самостоятельно принимать решение, доказывать, давать самооценку, навык работы в парах; развивать мышление, память, речь, познавательный интерес к математике.

Воспитательные: воспитывать чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи по отношению друг к другу.

Тип урока

урок систематизации и обобщения знаний и умений

Планируемые предметные
результаты

научатся дополнять условие задачи и ставить вопрос; анализировать и решать текстовые задачи; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствие с поставленной задачей и условиями её выполнения; оценивать себя, работать в паре и оценивать товарища.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: 

уметь осуществлять контроль по результату, контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные: 

уметь осуществлять взаимопроверку.

Познавательные: 

уметь выполнять универсальные логические действия: анализ, выбирать основания для сравнения, выстраивать логическую цепь рассуждений; относить объекты к известным понятиям на основе выполнения универсальных логических действий.

Личностные: 

обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдают организованность, дисциплинированность на уроке; действуют согласно памятке обращения с учебными пособиями, наглядным и счётным материалами.


Планируемые результаты

Предметные:

Знать структуру текстовой задачи, возможности её решения.

Уметь правильно оформлять решение задачи.

Уметь составлять схему к рисунку.

Уметь различать условие задачи, вопрос. 

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, мультимедийная презентация, карточки для индивидуальной работы, наглядный материал, раздаточный материал для учащихся (набор чисел, рисунки к задачам, карточки «Домики для чисел»), смайлики.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые умения (УУД)

1. Организационный этап.

 

Ну, теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?

Слушают учителя, настраиваются на урок.

Коммуникативные:

Настрой на продуктивную деятельность.                        

Установление дружеских контактов. Аргументируют свою точку зрения.

Личностные: Положительное отношение к учебной деятельности.

Регулятивные: Обеспечение обучающимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия, планируют своё высказывание(продумывают, что сказать вначале, а что потом).

2.  Актуализация знаний.

Математический диктант

 

Индивидуальная работа

Устный счет:

. Сейчас я буду читать вам задачи в стихах, вам нужно устно сосчитать и сказать только ответ

  1. Вот восемь зайчат по дорожке идут,
    За ними вдогонку двое бегут. 
    Так сколько ж всего по дорожке лесной
    Торопится очень зайчишек домой?
  2. Шесть щенков в футбол играли, 
    Одного домой позвали. 
    Он глядит в окно, считает: 
    Сколько их теперь играет?
  3. Дядя ежик в сад зашел, 
    Десять спелых груш нашел. 
    Три из них он дал ежатам, 
    Остальные же зайчатам. 
    Сколько груш дядя ежик дал зайчатам?
  4. А сейчас проверьте свои ответы. (На экране появляются ответы 10, 5, 7.) (Слайд 1)
  5.  Поднимите руки, те детки у кого получилось так как на экране.

У вас на парте лежат карточки с заданиями.   1 задание- состав чисел: "Заполни домик";

2 задание- решение примеров.

 Посчитайте и запишите ответ.

 

1.

             

6

5

4

7

2.

     +1=1

5+     =7

6+3=

8-4=

9-9=

Давайте проверим, что у вас получилось. 2 ученика записывают ответы на доске.

Давайте посчитаем устно.

Считаем, ответы вы показываете на карточках.

- первое слагаемое 6, второе – 4, сумма-?
- 6 увеличить на 2
- 7 уменьшить на 1
- из какого числа нужно вычесть 2, чтобы получить 2
- сколько нужно прибавить к 8, чтобы получить 10

10 зайчат.

5 щенков.

7 груш.

Проверяют.

Выполняют задания.

                                       

                                0+1=1

3

3

6

2

3

5

2

2

4

5

2

7

                               5+2=7

                               6+3=9

                               8-4=4

       9-9=0

Проверяют ответы.

Слушают учителя, выполняют задания, используют карточки с числами.

6+4=10

6+2=8

7-1=6

4-2=2

8+2=10

3. Постановка цели и задач урока.

Ребята, давайте поиграем. В каждом ответе примеров зашифрована буква, которая поможет вам узнать тему нашего урока. Попробуем расшифровать слово (примеры на слайде 2):

8-5=3 (А)       0+1 =1 (А)          2+2=4 (Д )  

 7-2=5 (А)             4+2=6 (З)      6-4=2 (Ч)

Расположите ответы в порядке убывания.  

 Какое слово получилось?

–  Чему же посвятим наш урок?

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с понятием «задачи»

-Как вы думаете, мы уже научились с вами решать задачи или нужно закрепить эти наши умения? Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

 - Правильно, сегодня мы будем отрабатывать навыки решения задач.

-Кто помнит из каких частей состоит задача?

-Что мы называем условием задачи? 

-Что такое вопрос?

Я предлагаю вам прочитать текст (слайд 3). У реки растут 4 осины и 3 липы. Сколько всего берёз растёт у реки?

- Ребята, скажите-это задача?

-Почему, ведь есть условие и вопрос?  

-Какой вывод мы можем сделать?

Молодцы!

Слушают.

Записывают примеры и считают ответы.

6-З, 5-А, 4-Д, 3-А, 2-Ч, 1-А.

ЗАДАЧА

(Решению задач)

Определяют тему урока.

Отвечают на вопросы, формулируют цель урока.

Под руководством учителя определяют задачи урока.

Нужно закрепить.

Составлять и решать задачи.

Условие, вопрос, решение, ответ.

То, что известно в задаче.

То, что надо найти.

Нет. 

Вопрос не подходит к условию. 

Что в задаче вопрос связан с условием.

Познавательные: Составление алгоритма действий: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные:

умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное).

Физкультминутка

4. Обобщение и систематизация знаний.

Работа в парах

Пришла пора нам порезвиться вместе с Буратино.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать (слайд 4)

Работа с учебником стр. 96. №1

Разберем задачу: Послушайте внимательно, выделите условие и ответ.

У Люси было 4 тетради, стало на 2 больше. Сколько тетрадей стало у Люси?

-Прочитайте только условие.

-Прочитайте только вопрос.

-Назовите решение задачи.

-Назовите ответ задачи.

- Какие слова помогли вам выбрать правильное математическое действие?

-Запишите решение и ответ задачи в тетрадь (один ученик записывает решение на доске).

-Задача №2, прочитайте задачу. У Лиды было 5 карандашей, стало на 2 меньше. Сколько карандашей осталось?

-Прочитайте только условие.

-Прочитайте вопрос задачи.

-Назовите решение.

-Назовите ответ.

- Какие слова помогли вам выбрать правильное математическое действие?

- Запишите решение задачи в тетрадь (один ученик записывает решение на доске).

Откроем тетрадь на печатной основе. Страница 18, № 4.  Задание: Прочитай задачу, посмотрите внимательно, как решали ребята. С кем из ребят ты согласишься?

Задача: У Ежика было 7 грибов. Он отдал белочке 2 гриба. Сколько грибов осталось у Ежика?

Выбери правильное выражение:

Вова: 7 – 2 = 5
Катя: 7 + 2 = 9
Петя: 7 – 5 = 2

Чья пара будет работать дружно, быстрее справиться с заданием.

Проверка решения примеров.

Почему?

Выполняют движения.

Слушают задачу, выделяют структурные элементы задачи. Отвечают на вопросы.

Составляют математические выражения- решения задач.

У Люси было 4 тетради, стало на 2 больше

Сколько тетрадей стало у Люси?

4+2=6

6 тетрадей

Больше на

Записывают в тетрадь решение задачи.

У Лиды было 5 карандашей, стало на 2 меньше

Сколько карандашей осталось?

5-2=3

3 карандаша

Меньше на

Записывают в тетрадь решение задачи.

Работают в парах. Выполняют задания.

Открывают тетрадь, читают задачу.

Высказывания ребят.

Правильное выражение у Вовы.

Ежик отдал 2 гриба - это значит, что у него останется на 2 меньше, чем было (выкладывают 7 карточек, 2 отнимают). 7-2=5.

Регулятивные:

Умение удерживать своё внимание, слушать как говорят другие.

Познавательные:

Общие учебные умения

Коммуникативные:

Согласование действий с партнёром, построение речевых высказываний.

Физкультминутка (для глаз).

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг,

Глазкам видеть всё дано,

Где окно и где крыльцо,

Обведу я снова круг,

Посмотрю на мир вокруг. 

Выполняют движения глазами.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Работа в группах

- А сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Каждая группа получает карточку с рисунком. По этому рисунку необходимо составить задачу (условие, вопрос), а затем решить ее. После выполнения задания заслушаем выступление представителей от каждой группы.

Рисунок 1. C:\Users\Анастасия\Desktop\img53п.jpg

Рисунок 2.

C:\Users\Анастасия\Desktop\imgп5.jpg

Работают в группах.

Составляют задачи.

Отвечают.

Было 9 морковок. Заяц унёс одну морковку. Сколько морковок осталось?

9-1=8 (м.)

Ответ: 8 морковок осталось.

На ветки сидели 7 синиц. Одна птичка прилетела. Сколько их стало на ветке вместе?

7+1=8 (п.)

Ответ: 8 птиц вместе.

Коммуникативные:

Обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в группе.

6.  Итог урока. Рефлексия

Чему сегодня был посвящен урок?

-Какую тему повторяли?

-Назовите из каких частей состоит задача?

-Продолжите высказывания:

•  У меня получилось…

•  Я научился…

•  Сегодня на уроке я смог…

•  За урок я…

У вас на столе лежат смайлики. Дорисуйте смайлику улыбку, которая соответствует вашему настроению.

Обобщению знаний и умений решать задачи.

Условие, вопрос, решение, ответ.

Отвечают на вопросы.  Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Продолжают высказывания:

•  У меня получилось…

•  Я научился…

•  Сегодня на уроке я смог…

•  За урок я…

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Личностные: смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня урок математики? Что дал урок.

Нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей с ЗПР решению некоторых видов простых задач и задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц

В данном сообщении представлен методический материал по обучению детей с ЗПР решению задач в 1-2 классах....

Презентация "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз и на несколько единиц"

Презентация составлена к уроку математики во 2 классе по учебнику Л.Петерсон  по УМК "Перспектива".  В нее входит устный счет, геометрический материал, решение задач....

математика 2 класс Тема : Решение примеров и задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

математика  2 класс Тема : Решение примеров и задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Цели : совершенствовать навыки устного счета, закреплять умение решать примеры и за...

«Решение примеров и задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в пределах 10»

Урок математики для ученика второго класса (надомная форма обучения) на тему: «Решение  примеров и задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в пределах 10» с исп...

Карточка для проверки решения задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз / на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц

Данный материал поможет ученикам 3 классов отработать умение решать текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз / на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц....

«Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме».

Цель: Познакомить с задачами на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме; Задачи: познакомить обучающихся с решение задач на увеличение и уменьшение числа ...