Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме;
план-конспект урока по математике (4 класс)

Софья Александровна Уткина

Конспект урока математики в 4 классе "Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект36.24 КБ
Файл Презентация2.18 МБ
Файл kartochki.docx36.49 КБ
Файл medali.docx42.85 КБ
Файл medali_2.docx106.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект пробного урока математики, проведённого Уткиной Софьей Александровной

в 43 классе 21.12.22

УМК «Школа России»

Тип урока:

Тема: задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме;

Цель: создание благоприятных условий для решения задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме;

Задачи:

Предметные:

  • Совершенствовать навык устного счёта;
  • Закрепить умение решения задач на увеличение и уменьшение сила в несколько раз, выраженные в косвенной форме;
  • Закрепить умение сравнивать задачи, их решение и ответы к ним, на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме;

Метапредметные:

  • Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
  • Контролировать и оценивать свою работу и её результат;
  • Развивать логическое мышление;
  • Строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

Личностные:

  • Создать интерес к учебной деятельности;
  • Совершенствовать элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей деятельности;
  • Понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности;
  • Научить высказывать собственное суждение и давать ему обоснование;
  • Воспитывать умение работать в команде, усидчивость, аккуратность, последовательность, учить планировать и оценивать свою работу.

Оборудование: ИКТ, презентация, учебник «Математика» М. И. Моро, меловая доска, карточки, медали;

Подпись учителя:

Подпись методиста:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

  1. Орг. момент

  1. Актуализация знаний

  1. Минутка каллиграфии

  • Проверка

  1. Математический диктант.

  • Проверка

  1. Самоопределение к деятельности.

  1. Постановка целей и задач урока

  1. Закрепление ранее изученного материала

  • Проверка

  • Проверка

Итог. Рефлексия.

  • Домашнее задание

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Софья Александровна, сегодня урок математики проведу у вас я.

- Слушаю, как тихо садятся девочки, слушаю, как еще тише садятся мальчики.

Проверь готовность к уроку. На партах у вас должны лежать: учебник, тетрадь, пенал.

- Ой, ребята, у меня тут на столе лежит какое-то письмо, может кто-то потерял своё? Давайте посмотрим, для кого это письмо написано:

- Ученикам 43 класса.

Интересно, от кого оно… Давайте прочитаем дальше.

- От Деда мороза.

- Интересно… До Нового года еще 11 дней, а Дедушка Мороз уже начал работать?

- Покажите свою готовность к уроку, если вам интересно узнать, что же Дедушка Мороз написал нам в своем письме.

- Давайте откроем письмо. …, прочитай, что Д. Мороз хочет нам сообщить.

- Ну, что ж, ребята, кто готов помогать Д. Морозу, поднимите правую руку.

- Молодцы! Тогда начинаем.

- Для того, чтобы попасть в первую мастерскую, мы должны разгадать шифр. Но шифр не простой, нужно решить несколько задач и примеры.

- Открой рабочую тетрадь. От последней записи отступи 4 клетки вниз. Запиши число, классная работа.

- Слушай внимательно. Ответ запишите на новой строчке. Каждый ответ пишем в следующей клетке. Не пропускаем клеток.

- Мама связала 4 пары варежек, а бабушка в 2 раза больше. Сколько пар варежек связала бабушка?

- Снеговику Вите подарили 20 пуговиц, а снеговику Гоше в 10 раз меньше. Сколько пуговиц у Гоши?

- Число 49 меньше 7 в …

- Число 64 меньше 8 в … раз

- Так. Мы с вами узнали, какие числа есть в шифре. Теперь нам нужно к каждому числу прибавить 1 и записать число из получившихся цифр на следующей строчке.

- Какое число получилось?

- Давайте проверим. Правильно ли мы справились с этим заданием.

- Верно, ребята! Мы с вами оказались в первой мастерской Д. Мороза. Посмотрите, как тут все разбросано… Ой, а что это тут у нас под столом. Еще один конверт. Давайте скорее вскроем его.

- Тут написано задание: Помогите Деду Морозу составить слово. Один из детей написал ему письмо, а подарок зашифровал в ответах. Работать будем в парах. Возьмите карточку №1. Переверните её.  Решите все примеры. Далее, число, получившееся в ответе, соотнесите с буквой алфавита. Например: у меня в ответе получилось число 7. Значит, я ищу 7 букву алфавита. Букву запиши в пустую клеточку на карточке.

- Давайте проверим, какие числа у вас получились.

- Проверим слово.

- Молодцы, ребята! Помогли деду морозу с одним подарком. Он его положил к себе в мешок.

- Дедушка Мороз в своём письме прописал ещё одно задание: решите цепочку примеров, чтобы узнать, сколько игрушечных танков нужно положить в мешок с подарками. Решаем по цепочке.

5×6×4:3×2×6:10+2=50

- Вот еще одно задание: Дед Мороз предлагает нам поработать в парах. Возьмите большие листы. Работать будем в них цветными карандашами. Пара … и … выходите к доске.

Задача 1. Нарисуй 7 кружков, а треугольников на 2 меньше.

Задача 2. Нарисуйте 7 кружков, их на 2 больше, чем треугольников.

- Ребята, посмотрите, согласны ли вы с одноклассниками?

- Давайте им поможем. Какая задача наиболее хитрая?

- Почему?

- Как надо рассуждать, чтобы правильно найти количество треугольников?

- кто мне скажет, какая задача сформулирована в прямой форме? Почему?

- А что можно сказать про вторую задачу? Почему?

- О чем надо помнить, чтобы правильно ответить на вопрос в хитрой задаче?

Как вы думаете, какая тема нашего урока закрепления?

- А какие задачи мы можем поставить перед собой?

- Верно. Открываем учебник на стр. 84.

- Давайте прочитаем, правильно ли мы определили установку на наш урок. Прочитайте установку под красным треугольником про себя.

- …, прочитай вслух.

- Спасибо. Верно определили.

- Я в учебнике нашла еще одно письмо, кажется, оно тоже от деда мороза. Скорее нужно его прочитать.

-…, прочитай письмо.

- Спасибо.

- Ох, уж и задание Д. Мороз нам приготовил…

Для того, чтобы помочь дедушке Морозу справиться с этим заданием, нам нужно решить несколько задач.

- Прочитайте задачу 1 под номером 382 про себя.

- …, прочитай вслух.

- О чем говорится в задаче?

- Что известно?

- Что надо найти?

- Большее или меньшее число надо найти?

- Почему? Докажи.

- Если 16 в 4 раза меньше, значит, что мы можем сказать о задуманном числе?

- Как же нам узнать это задуманное число?

- Запиши это действие в тетрадь и найди ответ.

- Прочитай 2 задачу про себя.

- Прочитай задачу вслух, …

- Какое число нам известно?

- что мы можем о нем сказать?

- Как его найти?

- Запиши действие и найди ответ.

- Найди упражнение 383.

- Показываю образец ответа:

Записываю первое неполное делимое: 356

Знак деления обозначу прямым углом. Внутри угла записываю делитель 2.

Выделяю 1 неполное делимое 3, можно разделить на 2, значит, первое неполное делимое 3 сотни. Определяю количество цифр в частном. Т. К.  первое неполное делимое – сотни, ставлю 3 точки.

Начинаю деление со старшего разряда. 3:2, получаю 1, пишу в частное. Умножаю 2 на 1, получаю 2, подписываю под первым неполным делимым. Вычитаю 3-2=1, 1 пишем в остаток. Образовываю второе неполное делимое. 1 сотня осталась и сношу ещё 5. Второе неполное делимое 15 десятков. 15 делю на 2, получаю 7. Записываю в частное. Умножаю 7 на 2, получаю 14. Подписываю под вторым неполным делимым. Вычитаю. 15 – 14= 1. Сравниваю остаток. Когда остаток меньше делителя – продолжаю деление. Образую 3 неполное делимое. 1 десяток, да еще 6 единиц. Третье неполное делимое 16 единиц. 16 делю на 2, получаю 8. Пишу в частное. Умножаю 8 на 2, получаю 16. Подписываю под 3 неполным делимым. Вычитаю. 16-16=0.

Сравниваю остаток – 0. Деление закончено.

..., к доске. Остальные самостоятельно в тетради.

- Спасибо, садись. …, к доске.

Прочитай задачу 1 под №381 про себя.

- Прочитай вслух, …

- О чем задача?

- Что известно?

- Что нужно узнать?

- Если белого хлеба в 2 раза больше, чем чёрного, значит, что мы можем сказать о черном хлебе?

- Составим краткую запись.

- Б. - 150 кг                           ? кг.

- Ч. - ? кг, в 2 р ˂  чем        

- Большее или меньшее число надо найти?

- Почему? Докажи.

- Сколько действий?

- Какое первое действие?

- Какое второе действие?

- Самостоятельно запиши решение и сформулируй ответ.

- Проверяем. Посмотри на слайд. Поставь на полях +, если не допустил ошибок. Поставь – если ошибки есть.

- Встаньте, кто не допустил ошибок при вычислениях.

- Молодцы, ребята. Те, кто допустил ошибки, советую быть внимательнее и в следующий раз у вас все обязательно получится.

- Найди упражнение 385.

- Давайте вспомним порядок выполнения действий.

- Кто мне может назвать его?

- Решать будем по вариантам. 1 вариант – верхняя строчка. 2 вариант – 2 строчка.

- Работаем самостоятельно.

- Проверяем вычисления.

- Поставьте плюс, кто не допустил ни одной ошибки. Поставьте минус, кто допустил 1 ошибку. Поставьте !, кто допустил 2 или более 2х ошибок.

- Подними правую руку, кто не допустил ни одной ошибки. Опустите. Остальным желаю быть внимательнее при выполнении вычислений, помните порядок вычислений.

- Обратите внимание на доску. Что вы видите?

- Что можно сказать об этих квадратах?

- …, выходи к доске. Остальные работают в тетради. Начертите 2 одинаковых квадрата.

Слушайте задание. Раздели каждый квадрат на 4 равных треугольника.

Раскрась в одном четвёртую часть квадрата, а в другом 2/4 части квадрата.

- Спасибо. Садись.

- Найди внизу страницы красную линию. Прочитай задачу под красной линией про себя.

- Прочитай вслух, …

- О чем говорится в задаче?

- что нужно узнать?

- Меньшее или больше число будет искать?

- каким действием?

- Проговори действие.

- 12 чего?

- Кто мне напомнит, над какой темой мы сегодня работали?

- Чем занимались на уроке?

- Какие задачи ставили перед собой?

- Открой дневник. Запиши домашнее задание. Оно на доске. Стр. 84 № 380. И Придумайте 2 свои задачи, по типу данных.

- Мы с вами справились со всеми заданиями, помогли деду Морозу собрать подарки для детей. Он нам говорит спасибо и дарит медальки.

Отдельно от себя хочу пожелать вам больших успехов в учёбе, больше новых открытий и отличных отметок. Спасибо. Урок окончен

Здороваются

Тихонько садятся

Проверяют готовность к уроку

Показывают свою готовность к уроку

 Читает письмо

8

2

7

8

8278

9389

Уменьши число 57 в 3 раза

Увеличь число 7 в 4 раза

Уменьши число 133 в 7 раз

Уменьши число 100 в 5 раз

Увеличь число 1 на 1

19 28 19 20 1

кукла

- наиболее хитрая 2 задача. В ней говорится только о кружках, а просят найти количество треугольников.

- если кружков 7 и их на 2 больше, значит треугольников на 2 меньше. Нам надо найти меньшее число.

- первая

- она хитрая, сформулирована в косвенной форме.

- надо понимать, какое число находим: большее или меньшее.

- Решение задач.

- закрепить умения решать задачи

- 1) Число 16 меньше задуманного числа в 4 раза. Какое число задумано?

- Большее.

- что задуманное число в 4 раза больше.

- надо 16 умножить на 4

- Число 540 меньше задуманного числа на 16 раз. Какое число задумано?

- 540

- что оно меньше задуманного на 16 раз, значит задуманное число на 16 раз больше.

- 540 + 16

- В столовую привезли 150 кг белого хлеба, его было в 2 раза больше, чем чёрного. Сколько всего килограммов хлеба привезли в столовую?

 

- о хлебе

Что привезли 150 кг белого хлеба, его было в 2 раза больше, чем черного.

- Сколько всего килограммов хлеба привезли в столовую.

- Его меньше в 2 раза.


- Большее

- два

- деление

- Сложение

- квадраты

- они одинаковые

- Ручка стоит 24 р. Она в 2 раза дороже блокнота. Сколько стоит блокнот?

- Меньшее

- делением

- 24:2=12

1 ученик читает письмо вслух


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме

Слайд 2

8278 9389

Слайд 4

12 21 12 12 1

Слайд 5

12 21 12 13 1 К У К Л А

Слайд 7

5×6×4:3×2×6:10+2= 50 30 120 40 8 0 4 8 480

Слайд 8

Дорогие ученики 4 класса! Мне еще нужна ваша помощь. Мы почти справились со всеми заданиями и спасли Новый год. Осталось совсем немного. Мои помощники забыли, куда положили погремушку для маленького мальчика. Вам нужно ее найти.

Слайд 9

Б. - 150 кг Ч . - ? кг, в 2 р ˂ чем ? кг .

Слайд 10

150:2=75 (кг)-чёрного хлеба 150-75=225

Слайд 11

(720+9 080)×3= (130-50) ×(42-35)= 6×8:3= 29 400 560 16 9 800 8 0 48 7

Слайд 12

(5 010-430)×9= ( 210+90 ) :(60–57)= 8×9:2 = 41 220 100 36 4 580 300 72 3

Слайд 14

Знания – главный подарок, который мы можем обрести.

Слайд 15

Д/з. Стр. 84 №380.



Предварительный просмотр:

Уменьши число 57 в 3 раза

   

Увеличь число 7 в 4 раза

Уменьши число 133 в 7 раз

Уменьши число 100 в 5 раз

Увеличь число 1 на 1

Уменьши число 57 в 3 раза

   

Увеличь число 7 в 4 раза

Уменьши число 133 в 7 раз

Уменьши число 100 в 5 раз

Увеличь число 1 на 1

Уменьши число 57 в 3 раза

   

Увеличь число 7 в 4 раза

Уменьши число 133 в 7 раз

Уменьши число 100 в 5 раз

Увеличь число 1 на 1

Уменьши число 57 в 3 раза

   

Увеличь число 7 в 4 раза

Уменьши число 133 в 7 раз

Уменьши число 100 в 5 раз

Увеличь число 1 на 1

Уменьши число 57 в 3 раза

   

Увеличь число 7 в 4 раза

Уменьши число 133 в 7 раз

Уменьши число 100 в 5 раз

Увеличь число 1 на 1

Уменьши число 57 в 3 раза

   

Увеличь число 7 в 4 раза

Уменьши число 133 в 7 раз

Уменьши число 100 в 5 раз

Увеличь число 1 на 1



Предварительный просмотр:

http://dankow.ru/wp-content/uploads/2018/04/cover_image_big-2178.jpghttp://dankow.ru/wp-content/uploads/2018/04/cover_image_big-2178.jpghttp://dankow.ru/wp-content/uploads/2018/04/cover_image_big-2178.jpghttp://dankow.ru/wp-content/uploads/2018/04/cover_image_big-2178.jpghttp://dankow.ru/wp-content/uploads/2018/04/cover_image_big-2178.jpghttp://dankow.ru/wp-content/uploads/2018/04/cover_image_big-2178.jpghttp://dankow.ru/wp-content/uploads/2018/04/cover_image_big-2178.jpghttp://dankow.ru/wp-content/uploads/2018/04/cover_image_big-2178.jpghttp://dankow.ru/wp-content/uploads/2018/04/cover_image_big-2178.jpghttp://dankow.ru/wp-content/uploads/2018/04/cover_image_big-2178.jpghttp://dankow.ru/wp-content/uploads/2018/04/cover_image_big-2178.jpghttp://dankow.ru/wp-content/uploads/2018/04/cover_image_big-2178.jpghttp://dankow.ru/wp-content/uploads/2018/04/cover_image_big-2178.jpghttp://dankow.ru/wp-content/uploads/2018/04/cover_image_big-2178.jpghttp://dankow.ru/wp-content/uploads/2018/04/cover_image_big-2178.jpg



Предварительный просмотр:

https://nymart.ru/wa-data/public/shop/products/20/12/241220/images/707570/tmp_image.750x0.jpghttps://nymart.ru/wa-data/public/shop/products/20/12/241220/images/707570/tmp_image.750x0.jpghttps://nymart.ru/wa-data/public/shop/products/20/12/241220/images/707570/tmp_image.750x0.jpghttps://nymart.ru/wa-data/public/shop/products/20/12/241220/images/707570/tmp_image.750x0.jpghttps://nymart.ru/wa-data/public/shop/products/20/12/241220/images/707570/tmp_image.750x0.jpghttps://nymart.ru/wa-data/public/shop/products/20/12/241220/images/707570/tmp_image.750x0.jpghttps://nymart.ru/wa-data/public/shop/products/20/12/241220/images/707570/tmp_image.750x0.jpghttps://nymart.ru/wa-data/public/shop/products/20/12/241220/images/707570/tmp_image.750x0.jpghttps://nymart.ru/wa-data/public/shop/products/20/12/241220/images/707570/tmp_image.750x0.jpghttps://nymart.ru/wa-data/public/shop/products/20/12/241220/images/707570/tmp_image.750x0.jpghttps://nymart.ru/wa-data/public/shop/products/20/12/241220/images/707570/tmp_image.750x0.jpghttps://nymart.ru/wa-data/public/shop/products/20/12/241220/images/707570/tmp_image.750x0.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математике на тему: "Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме"

Тема: «Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме»Цель: познакомить учащихся с новым видом задачЗнать: взаимосвязь цена - кол-во – стоимостьПонимат...

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз в косвенной форме

Прзентиация по теме урокка "Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз в косвенной форме",урок - закрепление программа: Школа России 1 часть: 1, 2 слайд - математическ...

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме.

Открытый урок на тему: "Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме"...

«Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме».

Цель: Познакомить с задачами на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме; Задачи: познакомить обучающихся с решение задач на увеличение и уменьшение числа ...

Технологическая карта урока математики "Задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме." (УМК Школа России, 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся умения решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с решен...

Технологическая карта урока по математике по теме «Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме» (4 класс), УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: развитие умения решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной формеЗадачи урокаДидактические:1) Позн...

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме;

Конспект урока математики в 4 классе "Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме"...