Урок математике на тему: "Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме"
план-конспект урока по математике на тему

  • Тема: «Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме»
  • Цель: познакомить учащихся с новым видом задач
  • Знать: взаимосвязь цена - кол-во – стоимость
  • Понимать: перевод величин в наименьшие единицы измерения
  • Анализ: решение задач
  • Синтез: сложение и вычитание величин
  • Оценка: урока учениками

Литература: «Математика 4 класс поурочные планы» Н.А. Цыкина, Учебник «Математика 4 класс» М.И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_-_zadachi_v_kosvennoy_forme.docx41.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме»

Цель: познакомить учащихся с новым видом задач

Знать: взаимосвязь цена - кол-во – стоимость

Понимать: перевод величин в наименьшие единицы измерения

Анализ: решение задач

Синтез: сложение и вычитание величин

Оценка: урока учениками

Литература: «Математика 4 класс поурочные планы» Н.А. Цыкина, Учебник «Математика 4 класс» М.И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.

Эскиз оформления доски

Ход урока

План урока

I. Орг. Момент                                                    1 мин

II. Устный счёт                                                 10 мин

  1. - Цепочки примеров                                  
  2. Составление задач по таблице
  3. Арифметический диктант

III. Объяснение нового материала                     5 мин

IV. Работа с учебником                                      10 мин

V.Физкультминутка                                              2 мин

VI. Закрепление пройденного материала           4 мин

VII. Повторение пройденного материала         10 мин

VIII. Итог урока                                                    2 мин

IX. Домашнее задание                                          1 мин

Ход урока

I. Орг. момент


II. Устный счёт

  1. - Начнем урок с устного счета. Вам надо решить цепочку примеров. Кто решит, поднимает руку.

Решаем первую цепочку.

70*5

-200

:3

-50

?

- Какой ответ? У кого другой?

Как считали? Давайте проверим (350, 150, 50, 0)

Правильный ответ «0».

 - Решаем вторую цепочку:

420:6

+70

:10

*100

?

 – У кого получилось «70» поднимите руку.

У кого «1000»

У кого получился «1400»

У кого другой ответ?

Давайте проверим (70, 140, 14, 1400)

Правильный ответ «1400».

  Итог: мы повторили табличное умножение и деление многозначных чисел, сложение и вычитание, умножение на 100 и деление на 10.

- Кто справился с заданиями без ошибок? Молодцы.

  1. - А сейчас мы повторим взаимосвязь величин: Цена - кол-во – стоимость

Вам нужно составить по таблице задачи и записать решения в виде выражения

Цена

(в руб.)

Кол-во

(в шт)

Стоимость

(в руб.)

Карандаши

a

15

?

Кисточки

b

?

c

Линейки

?

2

d

- Открываем тетрадки. Записываем число. Сегодня

                                            20 ноября.

                                      Классная работа.

  1. - По первой краткой записи составьте задачу.

(Карандаш стоит а рублей, сколько заплатили за 15 таких карандашей)

- Вспомните правило, как узнать стоимость, зная цену и кол-во (цену * кол-во)

Чему равна цена? (а)

Чему равно кол-во? (15).

Запишите решение этой задачи (а*15)

Можем ли мы написать ответ этой задачи? (нет). Почему? (мы не знаем цену карандаша)????

Проверка на доске (ученик пишет решение класс проверяет)

  1. - Составьте задачу по второй краткой записи .

(Кисточка стоит b рублей. Сколько кисточек можно купить на с рублей)

- Что теперь нам нужно узнать? (кол-во кисточек)

Как, зная цену и стоимость, найти кол-во? (стоимость : цену)

Запишите решение этой задачи (с : b)

Проверка на доске (ученик пишет решение класс проверяет)

  1. - Составьте задачу по третий краткой записи.

(За 2 линейки заплатили, d рублей. Сколько стоит 1 линейка)        

- Посмотрите на краткую запись, что надо найти в этой задачи? (цену)

Что нам известно? (кол-во и стоимость)

Как, зная ко-во и стоимость, найти цену? (стоимость: кол-во)

Запишите решение задачи (d : 2)

Проверка на доске (ученик пишет решение класс проверяет)

- Что мы сейчас с Вами повторили? (как узнать стоимость - цену * кол-во, Как  узнать кол-во - стоимость : цену, Как узнать цену - стоимость: кол-во)

- Где эти знания могут нам пригодиться? ( в магазине, совершая покупки)

  1. Арифметический диктант

- Продолжаем устный счет

- Записываем в тетрадь только ответы.

Запишите число, которое следует за числом 50 000 (50 001)

Запишите число, в котором 89 ед. II класса и 307 ед. I класса (89.307)

Уменьшить число 400 на 230 (170)

Увеличить число 500 на 360 (860)

Найди сумму чисел 90 и 80 (170)

А теперь найдите разность этих чисел (10)

Произведение этих чисел (7200)

Выразить 25 000м в км (1км-1000м) (25км)

Выразить 3т в кг (1т-1000кг) (3000кг)

Проверка.

- Играем в игру «ай-ай-ай» по цепочке вы называете ответы если верно, то класс хлопает в ладоши, если нет, говорим: «ай-ай-ай»

III. Объяснение нового материала

- Итак, сегодня мы познакомимся на уроке с новым видом задач.

Я вам предлагаю решить задачу.

На одной полке было 6 книг а на второй на 2 книги больше. Сколько книг на второй полке.  Можете ли вы мне сразу сказать каким действием вы решите эту задачу? (+)

Почему? (на 2 кн. б.) Как решить задачу? (8+2)

1п. -8кн.

2п. –?  на 2 кн. б.

8+2=10

А теперь я составлю другую задачу.

На 1 полке 8 книг, их было на 2 больше, чем на второй.  Сколько книг на второй полке.

1п. – 8кн. их на 2 б.

2п. - ? (на 2кн м.)

Сравните условия этих задач (на первой полке 8 кн.) сравните вопросы задач. (одинаковые)

А чем они отличаются?

(1 задача - на 2 кн. было больше на второй полке, а в 2 задаче – б. кн. на 1 полке)

Давайте подумаем, если на 2 книги было больше на первой полке то на второй их будет больше или меньше? (меньше)

В условие: (На 2 кн. м.)

На сколько меньше? (на 2)

Как мы решим задачу? (8-2). Почему действием вычитанием ( Решите эту задачу.

 

Т. Е. слова на 2 больше относятся к книгам стоящим на первой полке.

8-2=6

Давайте еще раз обратим внимание на краткую запись, в 1 задаче на 2 кн. больше, и во 2 задаче на 2 кн. больше. но решили мы задачи разными действиями. Почему? ( в 1 задаче на 2 кн. б. было на 2 полке, а во 2 задаче на 2 кн. б. было на первой полке, а значит на  полке было 2 меньше)

Это и есть задачи нового вида. Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме.

  1. - Откройте учебник на стр. 68 задача №338.

Прочитайте первую задачу. Запишите в тетради «Задача № 338».

Прочитайте условие задачи. Что известно в задаче? (в 1 доме – 9 этажей, а во втором – на 3 больше) Прочитайте вопрос задачи. Составляем краткую запись (ученик у доски).

1д. - 9эт.

2д. - ?, на 3 эт. б.

 Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи (сколько этажей было в первом доме, и на сколько больше этажей было во втором).

Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Каким действием мы решим эту задачу? Почему?

Запишите решение и ответ.

9+3=12 (эт.)

Ответ: 12 этажей во втором доме.

- Прочитайте вторую задачу. Составляем краткую запись.

Что мы знаем о кол-ве этажей в первом доме? (12)

1д. – 12эт. это на 3 эт. б.

2д. - ? (на 3 м.)

(записывает в кр. запись)

А давайте подумаем, во 2д.- эт будет больше или меньше чем в 1 д.? На сколько? (на 3 меньше)

Как нам узнать сколько этажей во втором доме? (12-3)

Почему мы вычитали если в условии сказано, что на 3 этажа больше? (Это в первом доме на 3 этажа больше, а во втором на 3 меньше)

12-3=9(эт.)

Ответ: 9 этажей во втором доме.

V.Физкультминутка

Игра «3, 13,  30»

На 3- мы делаем движения головой

На 13- мы поднимаем плечи

На 30 – мы прыгаем

VI. Закрепление пройденного материала

Задача №339

на доске:

  1. 1. 17+3=20

         2. 17-3=14

  1. 1. 35+3=38

          2. 35-3=32

Выберите правильное решение к 1 задаче (ко 2 задаче). Поднимите руку, кто выбрал первое решение к первой задаче? Кто второе?

 Объясните свой выбор.

(так как брат на 3 года младше, значит сестра на три года старше)

(папа на 3 года старше, значит мама на 3 года младше)  

* VII. Повторение пройденного материала

Повторим действия сложение и вычитание с величинами

№340. Задание по вариантам: 1 столбик - I вариант, 2 столбик -II вариант.

2 ученика от каждого варианта выходят к доске и решают с комментированием.

35 км 820 м – 7 км 900 м= 27 км 920 м

35км 820 м это 35 820 м

7 км 900 м это 7 900м

Вычисляем:

 35820

  7900

27920 м

1 ч 26 мин +2 ч 34 мин = 4 ч

1ч 26 мин =86 мин

2 ч 34 мин= 154 мин

 154

   86

 240мин

2 ч 30 мин – 55 мин= 1 ч 35 мин

2 ч 30 мин= 150 мин

 150

   55

   95 мин

13 т 255 кг + 820 кг= 14 т 75 кг

13 т 255 кг= 13255 кг

13255

    820

14075 кг

VIII. Итог урока

Что узнали на уроке? (новый вид задач – косвенные)

Чему научились? (решать их)

 Что повторяли? (сложения и вычитания величин)

возьмите 3 карандаша зеленый красный желтый. Если вам урок понравился и все было понятно, на полях тетрадях нарисуйте зеленый кружочек. Если что-то было не понятно, то нарисуйте желтым. А если урок вам не понравился и вы ничего не поняли, то нарисуйте красный кружочек.

Встаньте те, у кого зеленый кружочек. Сели. Те у кого желтый. Сели. А те у кого красный – поднимите руку.

IX. Домашнее задание

Задача №341 и примеры № 343


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз, сформулированные в косвенной форме"

Данная разработка урока поможет провести необычный и интересный урок тем учителям, у которых отсутствуют ИТК. Цель: научить детей решать задачи в косвенной форме на увеличение или уменьшение числа в ...

Конспект урока математики 2 класса коррекционной школы "Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в пределах 19."

Для вашего рассмотрения предложен конспект урока математики 2 класса коррекционной школы, где дети попадают в увлекательное путешествие и с большим интересом решают предложенные им задания. ...

«Задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз, сформулированные в косвенной форме».

познакомить учащихся с решением задач нового типа, закрепить умение детей решать выражение с именованными числами;совершенствовать устные и письменные навыки, умение решать уравнения;воспитывать взаим...

конспект урока математика 4 класс по теме Задачи на уменьшение или увеличение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме

Цели учебного занятия:   Образовательная:  создать условия  для знакомства с задачами в косвенной форме на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц.  Раз...

«Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме».

Цель: Познакомить с задачами на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме; Задачи: познакомить обучающихся с решение задач на увеличение и уменьшение числа ...

Технологическая карта урока по математике по теме «Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме» (4 класс), УМК Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: развитие умения решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной формеЗадачи урокаДидактические:1) Позн...