Урок математики " Задачи на движение.Закрепление". 4 класс
методическая разработка по математике (4 класс) по теме
В данном уроке предложены задания по теме " Решение задач на движение" , , , для развития у обучающихся навыков мышления : анализа и синтеза информации, установления причинно-следственных связей и выполнения мыслительных операций ассоциации и установления аналогии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marina_urok_skorost__4_klass.docx | 54.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК МАТЕМАТИКИ В 4 КЛАССЕ (УМК «Гармония»)
Тема : «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ»
Автор: Чернышева М.Н.
учитель высшей категории
Цели урока :
- Содействовать формированию у обучающихся целостного понимания темы «Скорость движения».
- Обеспечить формирование навыков решения задач на взаимосвязь скорости, пути и времени.
- Создать условия для развития у обучающихся навыков мышления : анализа и синтеза информации, установления причинно-следственных связей и выполнения мыслительных операций ассоциации и установления аналогии.
Актуальность содержания урока :
Предлагаемый урок призван обеспечить пропедевтику математических компетенций, необходимых для решения следующих типов задач :
- работа по формулам;
- взаимосвязь скорости, пути и времени, выраженных числами;
- взаимосвязь скорости , пути и времени при различных типах движения;
- использование математических знаний для решения жизненных (наблюдаемых в жизни) задач.
Формируемые компетенции :
- способность выбрать и использовать актуальные и адекватные ситуации методы решения проблем;
- способность вести доказательные рассуждения, отвечать на проблемные вопросы;
- способность делать обобщения и общие выводы;
- способность находить и исправлять ошибки и неэффективные приемы деятельности.
Обеспечение :
- листы рефлексии: обучающегося и успешности работы группы;
- материалы для индивидуальной работы обучающихся;
- тестовые задания;
- цифровые образовательные ресурсы(для интерактивной доски).
Критерии оценки обученности школьников:
За активность при выполнении заданий «устного счета» (при наличии не менее чем пяти правильных ответов) | Отметка «5» | ||||||||
За активность при обсуждении решений, действий… (при наличии не менее чем пяти правильных (обоснованных, аргументированных) ответов) | Отметка «5» | ||||||||
За выполнение заданий по изменению единиц измерения (по образцу) |
| ||||||||
За правильное выполнение тестовых заданий. |
| ||||||||
За выполнение заданий проверочной работы; за самостоятельное выполнение заданий на карточках | Отметки «2», «3», «4» или «5» в зависимости от количества и качества выполненных решений |
Содержание урока :
1.Организация начала урока. Сообщение темы урока. Рефлексия обучающегося:
№ | Утверждение (Ответь : «да», «не знаю» или « нет») | Начало урока | Конец урока |
1 | Я знаю все необходимые определения и формулы | ||
2 | Я понимаю решения задач на движение | ||
3 | Я могу сам почти всегда решать задачи на движение | ||
4 | Я умею составлять схемы к задачам на движение | ||
5 | Я знаю , какие ошибки я допускаю в решении задач на движение | ||
6 | Я справлюсь с контрольной работой по теме: «Скорость движения» | ||
7 | Я исправляю все свои ошибки и разбираюсь в решении всех заданных задач на движение |
2.Устный счет:
Выбрать формулы и объяснить их назначение :
| Установить соответствие (работа на интерактивной доске) | Выполнить вычисления и вставь пропущенные символы (работа в парах) | Продолжить запись | ||
S=V+t | Путь | дм | S=15∙4=___(___) | 1 км = ______ м | |
V=S÷t | км/ч | V=66÷3=__(км/ч) | 1 м = ______ см | ||
t=V÷S | с | ___=23∙5=____(км) | 1 м = ______ дм | ||
S=V∙t | км | t=270÷_____=3(ч) | 1 км = ______ дм | ||
t=V+S | Ско- рость | м/мин | S=45∙__=____(км) | 1дм =_______ см | |
S=V÷t | ч | ___=54÷=___(км/ч) | 1 ч = _____ мин | ||
t=S÷V | м/ч | S=____∙__=72(км) | 1 мин = ______ с | ||
V=t÷S | время | м/с | __=200÷__=__(ч) | 1 ч = _____ с | |
t=S∙V | м | S=65∙3=______(_____) | |||
V=S∙t | км/мин |
- Приведите примеры жизненных ситуаций, когда вам необходимо было решить задачу на движение. (Работа в группах, обсуждение)
3.Закрепление изученного.Выполнить (в группах) задания по образцу :
25 м/мин ==25·60м/ч= =1500м/ч | 1800 м/ч =1800:60м/мин= =30м/мин | 2 км/мин=2·60км/ч=120км/ч |
65 м/мин= | 2400 м/ч = | 1 км/мин= |
100 м/мин= | 30000 м/ч= | 7 км/мин= |
4.Тестовое задание (самостоятельно, на бланках)
№ | Задание | Ответ А | Ответ В | Ответ С |
1 | Для нахождения пути используют формулу | V=S:t | S=V∙t | t=S:V |
2 | Для нахождения скорости используют формулу | t=S:V | V=S:t | S=V∙t |
3 | Для нахождения времени движения используют формулу | S=V∙t | t=S:V | V=S:t |
4 | Запиши 8 км/мин в км/час | 68 км/ч | 480 км/ч | 592 км/ч |
5 | Запиши 300 км/мин в км/час | 5 км/ч | 3600 км/ч | 18000 км/ч |
6 | Скорость не измеряют в … | км/ч | км | м/с |
7 | Запиши 120 км/ч в км/мин | 7200 км/мин | 12 м/мин | 2 км/мин |
8 | Найти скорость пешехода, который за 3 часа прошел 18 км. | 6 км/ч | 6 км/мин | 54 км/ч |
9 | Найти время, за которое пешеход пройдет 42 км, двигаясь со скоростью 6км/ч. | 252 ч | 7 км | 7 ч |
10 | Какое расстояние пройдет пешеход, двигаясь со скоростью 5 км/ч в течение шести часов? | 11 км | 30 км | 18 км |
5.Решение проблемной ситуации (в группах):
- Узнайте, нарушены ли правила водителем?
На участке дороги длиной 280км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа?
6 .Обсуждение схем (работа на интерактивной доске):
Ответить на вопросы :1.В каких направлениях движутся объекты ?2.Объекты удаляются друг от друга или сближаются ?3.В какой момент времени объекты начали движение ?4.В какой момент времени объекты завершили движение ?
СХЕМА 1
СХЕМА 2
СХЕМА 3
СХЕМА 4
7.По тексту задачи выбрать соответствующую схему (работа в группах):
№ | Задача | Схема 1 | Схема 2 | Схема 3 | Схема 4 |
1 | От вокзала в противоположных направлениях одновременно отправились два поезда. Скорость одного из них 60 км/ч, а другого- 70 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут находиться поезда через 4 часа ? | ||||
2 | Из города А в город В одновременно отправились грузовик и автобус. Скорость автобуса 57км/ч, а грузовика – на 12 км/ч меньше. На каком расстоянии друг от друга будут находиться грузовик и автобус через 2 часа после начала движения ? | ||||
3 | Из города в поселок отправился мотоциклист. Одновременно с ним из поселка в город отправился грузовик. Через 2 часа расстояние между ними было равно 38км. Найти расстояние между городом и поселком, если скорость грузовика 40 км/ч, а скорость мотоциклиста на 16 км/ч больше ? | ||||
4 | Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Один шел со скоростью 70 км/ч, другой – со скоростью 80 км/ч. На каком расстоянии находятся друг от друга города, если поезда встретились через 5 часов ? | ||||
5 | Из двух городов, расстояние между которыми 12 км, одновременно в одном направлении выехали два автобуса. Скорость первого автобуса 40 км/ч, а скорость второго – 50 км/ч. Рассмотри все возможные варианты. На каком расстоянии друг от друга будут находиться автобусы через 2 часа после начала движения ? | ||||
6 | Из города в поселок отправился автобус. Одновременно с ним из поселка в город отправился грузовик. Через 3часа расстояние между ними было равно 40км. Найти расстояние между городом и поселком, если скорость автобуса 42 км/ч, а скорость грузовика на 9 км/ч меньше ? | ||||
7 | От вокзала в противоположных направлениях одновременно отправились два поезда. Скорость одного из них 50 км/ч, а другого- 70 км/ч. Через какое время расстояние между поездами будет равно 360 км ? | ||||
8 | Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Скорость первого поезда 60км/ч. Поезда встретились на середине пути. Найти скорость второго поезда. | ||||
10 | Из города А в город В одновременно отправились грузовик и автобус. Скорость автобуса 60км/ч, а грузовика – на 17 км/ч меньше. Через какое время автобус будет находиться на расстоянии 51км от грузовика ? |
8. Решение задач (работа на интерактивной доске)
-Объяснить действия в решении задач ,добавить комментарии, пояснения; предложить другой вариант действий при решении задачи.(работа в группах)
№ | Задача | Действия |
1 | От вокзала в противоположных направлениях одновременно отправились два поезда. Скорость одного из них 50 км/ч, а другого- 80 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут находиться поезда через 5 часов ? |
|
2 | Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Один шел со скоростью 70 км/ч, другой – со скоростью 80 км/ч. На каком расстоянии находятся друг от друга города, если поезда встретились через 5 часов ? |
|
3 | Из двух городов, расстояние между которыми 12 км, одновременно в одном направлении выехали два автобуса. Скорость первого автобуса 40 км/ч, а скорость второго – 50 км/ч. Рассмотри все возможные варианты. На каком расстоянии друг от друга будут находиться автобусы через 2 часа после начала движения ? |
|
4 | Из города в поселок отправился автобус. Одновременно с ним из поселка в город отправился грузовик. Через 3часа расстояние между ними было равно 40км. Найти расстояние между городом и поселком, если скорость автобуса 42 км/ч, а скорость грузовика на 9 км/ч меньше ? |
|
5 | От вокзала в противоположных направлениях одновременно отправились два поезда. Скорость одного из них 50 км/ч, а другого- 70 км/ч. Через какое время расстояние между поездами будет равно 360 км ? |
|
9. Решение задачи (на доске):
Из города в поселок отправился мотоциклист. Одновременно с ним из поселка в город отправился грузовик. Через 3 часа расстояние между ними было равно 38км. Найти расстояние между городом и поселком, если скорость грузовика 50 км/ч, а скорость мотоциклиста на 6 км/ч больше ? (Схема№1)
Решение:
1 способ: 2 способ:
- Vг= 50+6= 56 км/ч 1) Vг= 50+6= 56 км/ч
Vг,м= 56+50= 106 км/ S= V. t
S= V. t 2) Sм = 56.3=168 км
- Sг,м= 106.3= 318км 3) Sг= 50.3= 150 км
- S= 318+ 38= 356 км 4) Sг,м= 168+150= 318км
5) S= 318+ 38= 356 км
Ответ. S= 356 км
10 . Проверочная работа (на выбор ученика):
- Найти время, за которое автомобиль преодолеет расстояние в 210 км, двигаясь со скоростью 70 км/ч.
- Какой путь пройдет поезд за 5 часов, если его скорость 80 км/ч ?
- С какой скоростью двигался велосипедист, если расстояние между поселками, равное 32 км он проехал за 2 часа ?
Карточка №1 (на «3»)
- Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Один шел со скоростью 75 км/ч, другой – со скоростью 80 км/ч. На каком расстоянии находятся друг от друга города, если поезда встретились через 4 часа ?
- От автовокзала одновременно выехали два автобуса в противоположных направлениях. Скорость одного автобуса 45 км/ч, а второй автобус в час проезжает на 6 км/ч больше. На каком расстоянии друг от друга будут автобусы через 5 часов ?
Карточка № 2 (на «4»)
- Расстояние в 135 м гусеница проползла со скоростью 15 м/мин, делая в пути три остановки : первый раз на 3 минуты, второй раз на 2 минуты, третий раз на 5 минут. Сколько времени затратила гусеница на весь путь ?
- Расстояние от дачи до автобусной остановки 42 км. Успеет ли Алёша на автобус, который отправляется в 15 часов, если он выезжает с дачи на велосипеде в 11 часов и будет ехать со скоростью 13 км/ч?
Карточка № 3 (на «5»)
11.Итог урока. Рефлексия обучающегося.
Рефлексия успешности работы группы:
1.Изменить единицу измерения величин. | 0- 3 балла | |
2.Пример задачи из жизни. | 0 или 5 баллов | |
3.Найди схему к задаче. | 0 - 10 баллов | |
4.Предложи комментарии. | 0- 5 баллов | |
ИТОГО : |
12 .Домашнее задание (достаточно решить две любых задачи; к каждой задаче построить схему).
- Из города в поселок отправился мотоциклист. Одновременно с ним из поселка в город отправился грузовик. Через 3 часа расстояние между ними было равно 38км. Найти расстояние между городом и поселком, если скорость грузовика 50 км/ч, а скорость мотоциклиста на 6 км/ч больше ?
- Из города в поселок отправился мотоциклист. Одновременно с ним из поселка в город отправился грузовик. Через 2 часа расстояние между ними было равно 19км. Найти расстояние между городом и поселком, если скорость грузовика 38 км/ч, а скорость мотоциклиста на 18 км/ч больше ?
- От вокзала в противоположных направлениях одновременно отправились два поезда. Скорость одного из них 55 км/ч, а другого- 75 км/ч. Через какое время расстояние между поездами будет равно 390 км ?
- Из города в поселок отправился автобус. Одновременно с ним из поселка в город отправился грузовик. Через 2 часа расстояние между ними было равно 40км. Найти расстояние между городом и поселком, если скорость автобуса 47 км/ч, а скорость грузовика на 8 км/ч меньше ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики "Задачи на движение " 4 класс
Урок-практикум "Формирование смыслового чтения на уроках математики"...
Технологическая карта урока «Решение задач на движение. Закрепление»
4 класс урок математики.Цель урока: сформировать у обучающихся алгоритм решения задач на все виды движения....
Презентация к уроку математике " Задачи, обратные данной" 2 класс, Школа России
Данная презентация предназначена для использования во 2 классе при первичном изучении темы "Задачи, обратные данной" (УМК "Школа России")....
Урок математики "Задачи, обратные данной" 2 класс
Конспект урока по математике 2 класс Моро...
Решение задач на движение. Закрепление. 4 класс.
сформировать у учащихся алгоритм решения задач на все виды движения. Учить использовать рациональные способы устных вычислений....
Конспект урока математики "Задачи на движение. Закрепление" 4 класс Школа России
Урок по формированию функциональной грамотности...
Методическая разработка к уроку математики "Задачи на умножение" 3 класс.
Карточки для урока математики по теме "Задачи на умножение" Школа России. 3 класс....